Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:33, курсовая работа
Цель исследования. Проанализировать предпосылки и современные тенденций в мировом образовательном процессе и, соответственно, в мировом педагогическом пространстве, посвященные значительному количеству работ отечественных и зарубежных авторов.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
Концептуальные теоретико-методологические основы интерационных процессов в образовательном пространстве Европейских стран и Украине;
Организационно- методическая характеристика базы исследования;
Обоснование эффективности обеспечения формирования и практической базы студентов ВУЗов г. Симферополя к самообразовательной деятельности в условиях перехода на болонскую систему.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН И УКРАИНЕ
Предпосылки и направления формирования единого европейского образовательного пространства
Болонский процесс в Европе и украинская система высшего образования: анализ тенденций и противоречий
1.3. Болонский процесс и высшее образование и его адаптация в ВУЗах г. Симферополя
1.4. Интеграция в образовании и понятия конкурентоспособности и качества Высшего образования
Вывод по 1 разделу
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКЕТИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Характеристика базы исследования Таврического национального университета им. В.И. Вернадского
Описание методов
Итог результатов исследования
Вывод по 2 разделу
РАЗДЕЛ 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ БАЗЫ СТУДЕНТОВ ВУЗов г. СИМФЕРОПОЛЯ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА БОЛОНСКУЮ СИСТЕМУ
Разработка рекомендаций по управлению организационными изменениями в процедуре формирования университетов
Разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма для развития университетов
Вывод по 3 разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Широкий гуманитарный воспитательно-образовательный
контекст предполагает достижение конкретных
целей, а именно воспитание патриотизма,
духовности, национальной гордости, развитие
нравственных качеств личности. Формирование
нравственных качеств – важнейшая задача,
стоящая перед современным педагогом.
Преподавателям всех дисциплин необходимо
помнить, что практическая цель формирования
профессиональных компетенций, являясь
ведущей, не должна противопоставляться
образовательной, воспитательной и развивающей
целям, поскольку они не менее значимы
как для общества так и для самой личности.
Дидактический же потенциал гуманитарных
наук в деле воспитания Homo moralis практически
безграничен. Не случайно М.М. Бахтин определяет
гуманитарные науки как «науки о духе».
И содержательная и технологическая стороны
гуманитарного образования обладают колоссальными
резервами для воспитания Человека Культуры,
человека нравственности. «Век математики,
слышишь на каждом шагу, век электроники,
век космоса. Мир вступает в век Человека
– вот что главное» - восклицает В.А. Сухомлинский.
В этой связи закономерен вопрос о совершенствовании
содержательного компонента гуманитарных
дисциплин и привлечения релевантных
наиболее эффективных технологий для
его реализации.
Историк, литературовед, культуролог, лингвист и другие специалисты в области гуманитарных наук познают предметы своих дисциплин не иначе как через изучение соответствующих текстов. Научная работа с текстом – самое существо гуманитарного образования общества и человека. Познание духовной жизни человека отличается от познания природы: постигнуть духовную жизнь становится возможным только через раскрытие многозначности текста. Это связано с тем, что человеческий мир недостаточно описать в его внешних проявлениях, ибо в этом случае может оказаться упущенным то главное, что составляет суть данного культурного феномена.
Духовный мир должен открыться внутреннему чувству человека. Кроме того, сам познающий индивид является частью познаваемой реальности т.е. общества, поэтому познание истории и культуры есть одновременно процесс формирования и выражения в новых произведениях (текстах культуры) внутреннего мира того, кто осуществляет познание. Таким образом, познание и жизнь человека в культуре (в обществе) постоянно движутся по пути интерпретации текстов, понимания через них духовного мира к новым текстам и т.п.
Таким образом, при формировании разносторонне развитой личности, приближенной к духовно – нравственной, то есть Человека Культуры посредством гуманитарного образования необходимо осуществлять подход к литературным произведениям как к носителям нравственных отношений. Следовательно, на преподавателей – гуманитариев возлагается ответственная задача отбора и организации содержательного компонента на основе аксиологического подхода и таким образом способствовать совершенствованию содержания образования в том числе и с целью наиболее эффективного вхождения в единое образовательное пространство.
1.2. Болонский процесс в Европе и украинская система высшего образования: анализ тенденций и противоречий
Болонский процесс в Украине во многом напоминает научный коммунизм. Как и коммунизм, эта идея возникла в Европе, но сами европейские страны не слишком-то спешат претворить ее в жизнь. Зато Украина, Россия и другие страны в погоне за всем западным рвутся подхватить европейскую эстафету, толком не разобравшись в последствиях такой реформы образования.
Доказательством ложности утверждения того, что в образовательной сфере Европы нет ничего важнее Болонского процесса, может служить то, что во многих зарубежных источниках термин «Болонский процесс» используется тем реже, чем крупнее европейское государство и чем старше и более развита в нем система высшего образования. Более популярен он в тех небольших периферийных странах, которые имели слабо развитые связи с ведущими государствами Европы и надеялись на болонском пути получить значительные дивиденды по облегчению и расширению обменов в образовательно-научной сфере, заимствованию и внедрению лучшего европейского опыта и т.д.
Следовательно, в глазах европейского образовательного сообщества Болонский процесс является интересным, но далеко не первостепенным делом. Особенно очевидно данное утверждение в том случае, если взглянуть на события с финансовой точки зрения, проанализировав движение крупных средств, идущих на образовательные программы и инновации.
Так же, как утопически привлекательно выглядит на бумаге идея коммунизма, Болонский процесс, если мыслить стандартно, видится панацеей чуть ли не от всех «болезней» существующей системы образования. Но давайте приглядимся более внимательно и объективно оценим то, что нам предлагают.
А предлагают нам всего лишь новую систему оценивания, что равносильно замене измерения расстояния в километрах на измерения в милях. В то время, когда мы нуждаемся в коренном преобразовании высшей школы. Если раньше преподаватель говорил: «Вы пропустили столько-то часов, и я не поставлю Вам зачет, пока Вы не отработаете пропущенные лекции», то после введения кредитно-модульной системы эта фраза будет звучать так: «Для получения зачета вам не хватает столько-то кредитов. Вы должны отработать пропущенные лекции».
1.3. Болонский процесс и высшее образование и его адаптация в ВУЗах г. Симферополя
Вектор развития Украины на вхождение в единое Европейское пространство диктует необходимость интегрироваться в Болонский процесс. Это в свою очередь обусловило структурную реформу национальной системы образования, направленную на обеспечения мобильности, обеспечением работой и конкурентной способности специалистов с высшем образованием.
Болонская декларация 19 июня 1999 года определила следующие главные цели и задачи:
- создание одинаковой
и сопоставимой для всех стран
системы ученых степеней, которая
состоит из двух уровней.
Степень бакалавра (3 года),
присуждаемая после первого
-создание новой системы зачетных баллов, согласно которой для успешного окончания семестра необходимо накопить определенное количество кредитов. Причем кредиты можно получать порциями в различных вузах стран Болонской конвенции и в рамках образования, не являющимся высшим, включая обучение в течении всей жизни;
-создание системы, позволяющей сделать вузы независимыми от государства, как в финансовом плане, так и в плане образовательных решений. Это имеет самую высокую значимость, поскольку независимость и автономия университетов дают уверенность в том, что системы высшего образования и научных исследований будут непрерывно адаптироваться к изменяющимся нуждам, запросам общества и к необходимости развития научных знаний;
-для преподавателей,
исследователей и административного
персонала должны быть
Анализируя перечисленные цели и задачи очевиден тот факт, что с внедрением этих целей и задач возникает ряд серьезных трудностей и проблем, для решения которых понадобиться время.
Например, автономность вузов от государства подразумевает отмену финансирования государством бюджетных мест, что сразу лишает возможности детям несостоятельных родителей получить образование даже в рамках бакалавра, а тем более закрывая двери талантливым и способным детям в магистратуру. Даже в благополучной относительно Европе за время ввода Болонской конвекции большая часть населения в различных странах протестовало против повышения платы за образование и сокращение времени учебы.
Следующая проблема на мой взгляд при переходе на двухуровневую систему образования является резкий скачек в сторону самостоятельной работы студентов с уменьшением естественно количества аудиторных занятий. Возникает вопрос можно ли качественно самостоятельно изучить 10-12 дисциплин третья часть из которых является базовыми? Ответ однозначен невозможно. В Европейских университетах как правило это не больше 4 дисциплин, то есть мы приходим к уменьшению дисциплин в семестре и увеличению времени образования.
Много вопросов возникает к нововведению Болонской системы о возможности изучения курсов на выбор, конечно с учетом обязательных и профессионально ориентированных дисциплин. Безусловно, это дает возможность и даже обязывает преподавателя делать лекции более современными и интересными, ориентированными на реалии бизнеса. Но отрицательной стороной является невозможность контролировать количество студентов записавшихся на курс, увеличение в несколько раз количество читаемых курсов и количества преподавателей, не говоря о сложности составления расписания.
Рассмотрим широко используемое
в последнее время такое
Среди способов проверки знаний, умений и навыков тестовый контроль занимает особое место. Его отличает больше всего, объективность результатов проверки. Возможность автоматизации проверки и уменьшения времени выполнения операции контроля приводит к снижению времени контрольной деятельности учащихся и учителя, что дает возможность увеличить частоту и регулярность контроля. Но тестовый контроль имеет существенный недостаток: он не способствует развитию устной и письменной речи учащихся. Виды тестов. Их более удобно классифицировать по уровню усвоения. Тесты первого уровня усвоения подразделяются на тесты опознания, различения, соотнесения и тесты-задачи с выборочными ответами. В тесте опознания учащемуся задается вопрос, требующий альтернативного ответа: (да) или (нет), (является) или (не является), (относиться) или (не относиться) и т. д. Одна из альтернатив и является эталонной. В задании обязательно фигурирует объект, о свойствах или характеристиках которого учащийся должен иметь представление.
Тесты второго уровня усвоения проводят с помощью тестов: воспроизведение информации, решение типовых задач. Выполняя тест по воспроизведению информации, учащийся должен вспомнить необходимые для ответа сведения и выполнить более сложную , чем на первом уровне, деятельность по их воспроизведению. Ответ на вопрос в задании не содержится. По оформлению тесты воспроизведения информации подразделяются на тесты подстановки и конструктивные тесты. Тесты-подстановки могут иметь в задании разнообразные виды информации словесный текст или формулу (уравнение), чертеж (схему) или график, в которых пропущены составляющие, существенную часть слова или буквы, условные обозначения, линии или изображения элементов схем. Получив задание, учащийся должен воспроизвести в памяти и заполнить пропущенные места, а так же выполнить другие указания, содержащиеся в задании. Существенными операциями в этом случае считают отдельное слово или группу слов, составляющих понятие только при их совместном прочтении.
Задание конструктивных тестов не содержат ни намеков, ни подсказок. Они требуют от учащегося самостоятельного конструктивного ответа (решения): воспроизвести формулировку, дать характеристику, написать формулу (уравнение), доказать теорему, выполнить чертеж или график. Эталоны конструктивных тестов должны представлять собой образец правильно и последовательно выполненного задания.
Практически на каждый учебный элемент можно составить и тест- подстановку, и конструктивный тест. Тест-подстановка показывает количество операций, количество букв в названиях (терминах), которые необходимо вспомнить. Поэтому тест-подстановку следует применять при проверке усвоения учебных элементов, когда надо помочь учащемуся справиться с затруднениями по воспроизведению чисто формальных знаний, а также в тех случаях, когда преподаватель считает необходимым помочь учащемуся воспроизвести сложные или только что изученные термины.
Конструктивный тест представляет учащемуся большую свободу составления ответа. При разработке конструктивного теста гораздо труднее заставить учащегося давать ответ так, чтобы его форма, последовательность и содержание оказались наиболее близки к эталону. Поэтому необходимо оговаривать порядок выполнения операций.
Тесты третьего уровня требуют применения усвоенных умений и навыков в новых условиях, в неизученной ситуации, практической деятельности. Из этого следует: уровень усвоения, на который рассчитан тест, зависит не от его формы и содержания, а от того, как проходило обучение по соответствующим учебным элементам.