Влияние внедрения требований болонского процесса на конкурентоспособность системы высшего образования Украины на примере Таврического

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Проанализировать предпосылки и современные тенденций в мировом образовательном процессе и, соответственно, в мировом педагогическом пространстве, посвященные значительному количеству работ отечественных и зарубежных авторов.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
Концептуальные теоретико-методологические основы интерационных процессов в образовательном пространстве Европейских стран и Украине;
Организационно- методическая характеристика базы исследования;
Обоснование эффективности обеспечения формирования и практической базы студентов ВУЗов г. Симферополя к самообразовательной деятельности в условиях перехода на болонскую систему.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН И УКРАИНЕ
Предпосылки и направления формирования единого европейского образовательного пространства
Болонский процесс в Европе и украинская система высшего образования: анализ тенденций и противоречий
1.3. Болонский процесс и высшее образование и его адаптация в ВУЗах г. Симферополя
1.4. Интеграция в образовании и понятия конкурентоспособности и качества Высшего образования
Вывод по 1 разделу

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКЕТИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Характеристика базы исследования Таврического национального университета им. В.И. Вернадского
Описание методов
Итог результатов исследования
Вывод по 2 разделу

РАЗДЕЛ 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ БАЗЫ СТУДЕНТОВ ВУЗов г. СИМФЕРОПОЛЯ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА БОЛОНСКУЮ СИСТЕМУ
Разработка рекомендаций по управлению организационными изменениями в процедуре формирования университетов
Разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма для развития университетов
Вывод по 3 разделу

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

В состав государственных  аттестационных комиссий входят высококвалифицированные  специалисты предприятий и организаций- потребителей кадров высшей квалификации, ведущие преподаватели родственных кафедр вузов Украины.

Выводы к 3 разделу

В нашей современной  педагогической практике метод обучения можно охарактеризовать как иллюстративно-воспроизводящий  или репродуктивный метод подачи учебного материала. Репродуктивный метод получил широкое распространение в системе образования Украины и является наследием продолжительного периода "позитивистского" подхода к усвоению и воспроизводству "фактов" в советской педагогике. Основная функция репродуктивного метода обучения – усвоение учебного материала в ходе лекций с целью его дальнейшего воспроизведения и практического закрепления на семинарах. Конечной целью является экзамен или зачёт, который выявляет степень усвоения материала студентом. Многочисленные научные эксперименты показали низкую эффективность репродуктивного метода. Стрессовая ситуация на экзамене, зазубривание, т.е. перевод усвоенного учебного материала из долговременной памяти в кратковременный регистр воспроизведения, приводит к низкому проценту остаточных знаний у студентов. Проще говоря, студент, получив вожделенную оценку, стирает из памяти ненужную уже ему информацию, а вместе с ней и образ экзаменатора.

Другой метод обучения – креативный (творческий) метод  обучения личности предполагает определенную степень свободы. Обучаемый должен сам принимать решение и создавать нечто новое на основе полученных от преподавателя знаний и навыков. Главной задачей, целью обучения является не копирование, репродукция, воспроизведение материала, а обучение навыкам самостоятельной творческой работы.

В системе образования  Украины креативный – творческий – метод обучения не получил широкого распространения в силу как объективных  факторов (денежных средств, отсутствия необходимых материальных фондов и  т.п.), так и субъективных обстоятельств (дефицита в среде педагогов ярких личностей, способных организовать творческую студию и пройти с учениками путь креативного познания от начала и до конца).

Оба эти типа обучения – креативный и репродуктивный –  при всей своей несхожести требуют поиска их единства, некой основы, которая могла бы их объединить. Украина реформирует систему образования, адаптирует методику преподавания к западным стандартам в контексте движения всего государства в Европейское сообщество.

Очевидно, что накопленный в Европе педагогический опыт и методология преподавания вовсе неоднозначны и требуют тщательного изучения. Поэтому необходимо рассмотреть, как проблема единства репродуктивного и креативного подхода к обучению студентов решается на Западе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование, как и  любой процесс или результат  деятельности человека, имеет определенное качество. Наиболее точным в концептуальном смысле есть такое определение качества образования. Качество образования - это  комплекс характеристик образовательного процесса, определяют последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Здесь можно выделить три группы характеристик: качество потенциала достижения цели образования, качество процесса формирования профессионализма и качество результата образования.

Качество потенциала выражается в таких характеристиках, как качество цели образования, качество образовательного стандарта, качество образовательной программы, качество материально-технической базы образовательного процесса, качество преподавательского состава, качество учащихся, качество информационно-методической базы.

Качество процесса формирования профессионализма - это качество технологии образования, контроля образовательного процесса, качество мотивации преподавательского состава на творчество и эффективность педагогической работы, качество отношение учащихся к образованию, интенсивность образовательного процесса, управления образованием, методы презентации учебных достижений.

Качество результата образования - осознание профессионализма, распознавания и реализация индивидуальных способностей и особенностей, трудоустройство, карьера и зарплата, овладение методологией самообразования, знания, практические навыки.

Каждая из этих характеристик  требует отдельного анализа и изучения возможности ее измерения и оценки, учета в практике организации учебного процесса.

Качество образования  в общем определении и своем  итоговом представлении - это комплекс характеристик компетенций и  профессионального сознания, отражающих способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, на определенном уровне эффективности и профессионального успеха, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности.

Качество образования  характеризует не только результат  образовательной деятельности - свойства специалиста - выпускника учебного заведения, но и факторы формирования этого  результата, зависит от цели образования, содержания и методологии, организации и технологии. Все эти характеристики, на формирование которых необходимо сознательно влиять, а значит, которыми необходимо управлять. Образование нуждается в системе управления качеством, должен иметь каждый учебное заведение. Такая система невозможна без современной, комплексной системы оценки как качества образования в целом, так и всех ее составляющих отдельно.

Чем точнее построена  оценка и полнее учитываются характеристики, тем более успешным может быть управление качеством образования.

В свою очередь, управление зависит от методологии и организации, характеризующие цели и способы  их достижения, функции, полномочия и  ответственность за качество образования.

Существует международный  опыт управления качеством, представлен системой тотального (всеобщего) управления качеством TQM. Использование этой системы возможно, но только с учетом особенностей образовательных процессов и условий современного национального педагогического менеджмента.

Система управления качеством  может иметь формальную и неформальную основу. Первая определяет комплекс обязательных регламентов и нормативов, вторая - социально-психологическое отношение персонала к проблемам качества, атмосферу творчества и инициативы. Качество необходимо не только требовать и контролировать, но и мотивировать.

Система управления качеством  образования нельзя ввести одновременно. Она формируется последовательно, поэтапно, в соответствии с программой ее становления и развития.

Качество образования  может отражать современные потребности, но может быть нацелена на будущее. Обеспечивать качество необходимо с учетом тенденций развития образования, в которых наиболее ярко проявляются как современные особенности и потребности образования, так и будущее образования.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Франк С.Л. Духовные основы общества.- М.: Республика 1992- 125 с. 
    2. Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Вопросы философии.- 1996 - №2 
    3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества /Сост. С.Г. Бочаров. М.: Искусство. 1979. – 424 с. 
    4. Сухомлинский В. О воспитании. – М.: Издательство политической литературы. 1973.- 211 с. 
    5. Шаповалов В.Д. Основы философии. От классики к современности:  
    Учебное пособие для вузов.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998 – 576 с.
  2. Болонская  декларация  и  задачи  по  ее  реализации  /  Захарович  В.Г.,  Попов  В.П.,
  3. Каркищенко А.Н., Заграй Н.П. – ТРТУ, 2003.
  4. 2. Атанов, Г. А. Деятельностный подход в обучении. – Донецк : ЕАИ-пресс,2001. – 180 с.
  5. 3. Программа курса физики  как предметная  модель  обучаемого  /  Атанов  Г.А.,
  6. Мартынович  Н.Н.,  Семко  А.Н.,Тонкий  В.В.  // Современные  проблемы  дидактики
  7. высшей школы: Сб. избран.  тр. междунар.  конф. / Отв. ред. Г.А. Атанов – Донецк :
  8. Александров А.Ю. Формирование системы управления образовательным комплексом регионального классического университета. Диссертация. канд.экон.наук, 2003г.
  9. ДонГУ,1997. – С. 112 – 120.

Галазюк О.Д. Проблема диверсификации методов обучения в контексте  участия Украины в Болонском  процессе // Наука. Релігія. Суспільство. – 2004. - №3

2. Галкина Е. Болонские тайны / www.dialogs.org.ua

3. Зорина Е. Присоединиться  к Болонскому процессу как  равные партнеры // Крымские известия. - 2005. - №228 (3458)

4. Касевич В.Б., Светлов  Р.В., Петров А.В., Цыб А.В. Болонский  процесс. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.

5. [6] Кремень В. Болонский процесс: сближение, а не унификация // Зеркало недели. – 2003. – № 48 (473) // www.mirror.kiev.ua.

6. Лопатин И. Наука  сегодня - факты и комментарии  // Клочок правды. - 2005. - № 20 (104).

  1. almamater.com.ua/-37k
  2. http://   www.   sefi.   be  /
  3. http://culture.coe.fr.
  4. http://www.masters.donntu.edu.ua/2008/eltf/ragulina/library/myesse.htm



Информация о работе Влияние внедрения требований болонского процесса на конкурентоспособность системы высшего образования Украины на примере Таврического