Влияние внедрения требований болонского процесса на конкурентоспособность системы высшего образования Украины на примере Таврического

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Проанализировать предпосылки и современные тенденций в мировом образовательном процессе и, соответственно, в мировом педагогическом пространстве, посвященные значительному количеству работ отечественных и зарубежных авторов.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
Концептуальные теоретико-методологические основы интерационных процессов в образовательном пространстве Европейских стран и Украине;
Организационно- методическая характеристика базы исследования;
Обоснование эффективности обеспечения формирования и практической базы студентов ВУЗов г. Симферополя к самообразовательной деятельности в условиях перехода на болонскую систему.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН И УКРАИНЕ
Предпосылки и направления формирования единого европейского образовательного пространства
Болонский процесс в Европе и украинская система высшего образования: анализ тенденций и противоречий
1.3. Болонский процесс и высшее образование и его адаптация в ВУЗах г. Симферополя
1.4. Интеграция в образовании и понятия конкурентоспособности и качества Высшего образования
Вывод по 1 разделу

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКЕТИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Характеристика базы исследования Таврического национального университета им. В.И. Вернадского
Описание методов
Итог результатов исследования
Вывод по 2 разделу

РАЗДЕЛ 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ БАЗЫ СТУДЕНТОВ ВУЗов г. СИМФЕРОПОЛЯ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА БОЛОНСКУЮ СИСТЕМУ
Разработка рекомендаций по управлению организационными изменениями в процедуре формирования университетов
Разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма для развития университетов
Вывод по 3 разделу

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Методическая работа в университете – это планируемая деятельность его преподавателей и сотрудников, направленная на совершенствование существующих,  а также разработку и внедрение новых принципов,  форм и методов организации учебного процесса. Методическая работа в университете осуществляется на кафедральном, факультетском и университетском уровнях. Общий контроль за организацией методической работы осуществляет Научно-методический совет университета.

Методическая работа представляет собой комплекс мероприятий,  направленных на обеспечение образовательного процесса учебно-методической документацией, повышение педагогического мастерства преподавателей, совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов,  улучшение всех форм,  видов и методов учебной работы с учётом состояния и перспектив развития промышленных предприятий, организаций, учреждений, для которых университет готовит специалистов. 

Основная цель методической работы –  создание условий,  способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса.  Основным звеном, выполняющим методическую работу по учебным дисциплинам, является кафедра. На факультетском уровне реализуются методические мероприятия общефакультетского и межкафедрального масштаба,  связанные с подготовкой специалистов по направлениям  факультета; на университетском уровне решаются проблемы и выполняются методические мероприятия межкафедрального, общевузовского, межвузовского масштабов.  Решение задач, обеспечивающих достижение основной цели методической работы, осуществляется  в формах: «учебно-методической работы» (УМР); «научно-методической работы» (НМР); «организационно-методи-ческой работы» (ОМР)  и «экспертно-методической работы» (ЭМР).  Эти формы работ не имеют жёсткого разграничения и допускают «пересечение» по содержанию.

Учебно-методическая работа направлена на совершенствование методики преподавания дисциплин, непосредственное методическое обеспечение учебного процесса,  внедрение в него рекомендаций,  выработанных в результате выполнения НМР, повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава и включает:

- составление проектов новых учебных рабочих планов направлений подготовки специалистов;

- составление рабочих программ по вновь вводимым дисциплинам, пересмотр действующих программ;

- постановку новых и модернизация действующих лабораторных работ;

- разработку методических материалов по контролю знаний студентов;

- составление карт обеспеченности дисциплин учебной и учебно-методической литературой,  учебно-методической документацией;

- составление документов по планированию учебного процесса:  календарных планов дисциплин,  графика, самостоятельной работы студентов, графика прохождения практики и др.;

- контрольные посещения занятий заведующими кафедрой:  взаимные посещения занятий,  участие в проведении показательных, открытых и пробных занятий;

- подготовку и проведение инструкторско-методических занятий с преподавателями;

- все виды работ по подготовке преподавателя к ведению учебных занятий; 

- разработку учебно-программной документации,  необходимой для проведения образовательного процесса, включающей учебно-методи-ческие комплексы по дисциплинам,  направлениям подготовки,  учебники и учебные пособия, конспекты лекций, задачники,  тесты, задания к упражнениям,  лабораторным и курсовым работам,  пособия к курсовым и дипломным проектам,  образцы их выполнения;  методические разработки по применению новых информационных технологий в учебном процессе и другие учебно-методические документы;

- разработку технологий формирования в процессе обучения компетенций выпускников,  их профессионально значимых качеств личности как специалистов; 

- методическое обеспечение производственных практик, разработку к ним пакетов индивидуальных заданий; 

- проектирование и изготовление наглядных средств обучения (макетов, моделей, демонстрационных стендов и др.);

- внедрение в учебный процесс результатов научно-методических исследований, новых информационных технологий обучения (автоматизированные системы обучения,  виртуальный лабораторный практикум,  презентации лекций, компьютерное тестирование и др.);

- методическую работу в рамках повышения квалификации преподавателей; 

- подготовку методического обеспечения самостоятельной работы студентов.

Научно-методическая работа имеет главной целью перспективное  развитие процесса обучения, совершенствование его содержания и методики преподавания, поиск новых принципов, закономерностей, методов, форм и средств организации и технологии учебного процесса и проводится с целью выработки стратегических направлений совершенствования образовательного процесса.  В основе её лежат изучение и внедрение передового педагогического опыта,  выполнение научных исследований коллективами исследователей или отдельными преподавателями и использование полученных результатов в практике образовательного процесса ГОУ ВПО ТГТУ. 

Этот вид методической работы включает:

- разработку рабочих вариантов государственных образовательных стандартов на подготовку специалистов;

- формирование требований к личностным и профессионально значимым качествам подготовки специалиста, разработку соответствующих развивающих технологий; 

- разработку критериев оценки качества образовательной деятельности университета в целом,  его структурных подразделений, конкретных преподавателей, подготавливаемых специалистов;

- разработку концепций построения новых и модернизации реализуемых учебных программ дисциплин в рамках нового содержания с учётом современных методов и технологий обучения;

- формулирование общих требований к итоговым аттестационным испытаниям выпускников;

- составление логических схем и технологических карт подготовки специалистов с целью согласования перечня и содержания дисциплин;

- подготовку и проведение научно-методических конференций и семинаров по проблемам профессионального образования; 

Здесь и далее имеются в виду специалисты с высшим профессиональным образованием (бакалавры, специалисты, магистры):

- осуществление научно-методического руководства работой факультетов,  формирование индивидуальных заданий на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;

- разработку нормативных документов, регламентирующих все виды методической деятельности в университете; 

- выполнение научных работ по проблемам создания инновационных образовательных систем; 

- выполнение плановых госбюджетных НМР по проблемам высшей школы;

- написание и подготовку к изданию учебников и учебных пособий, научно-методических статей и докладов;

- научное редактирование учебников, учебных пособий, научно-методических статей и докладов;

- рецензирование учебников, учебных пособий, конкурсных и других материалов;

- участие в работе специализированных советов,  совета вуза,  совета факультета,  секциях научно-методических советов и комиссий;

- разработку новых образовательных технологий. 

Организационно-методическая работа охватывает мероприятия по управлению методической работой и обеспечивает планирование,  реализацию и контроль результативности принятой в университете стратегии совершенствования учебного процесса и его методического обеспечения. Она включает такие виды деятельности, как:

- руководство и координацию системы методической работы в университете;

- планирование и организацию деятельности методических советов и комиссий университета;

- организацию работы методических кабинетов и специализированных аудиторий кафедр; 

- подготовку и проведение научно-методических конференций,  совещаний и семинаров,  смотров,  конкурсов, выставок;

- содействие аудиту методической деятельности факультетов и кафедр; 

- организацию содействия системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава;

- курирование зарубежных стажировок и командировок учебно-методического характера;

- подготовку материалов к заседаниям кафедры, совета факультета, совета вуза;

- работу в составе (в качестве председателя или члена)  методической группы кафедры,  методического совета факультета, научно-методического совета университета;

- работу по заданиям органов управления высшей школой (федеральных и региональных).

Экспертно-методическая работа решает задачи оценки качества подготовки специалистов,  проведения образовательного процесса в целом по университету и в его структурных подразделениях,  уровня выполненной научно-, организационно-  и учебно-методической работы и выработки единых педагогических требований,  без которых нельзя рассчитывать на достижение высоких показателей образовательного процесса. Она выполняется заведующими кафедрами, ведущими преподавателями университета или специально созданными комиссиями.  Этот вид методической работы включает:

• анализ выполненных преподавателями учебно-методических разработок,  обобщение и анализ передового педагогического опыта, отбор и рекомендацию лучших разработок для участия в смотрах-конкурсах;

• разработку системы  ЭМР тактического и стратегического  видов и соответствующих планов контрольно-аналитических мероприятий по университету;

• посещение занятий  преподавателей и последующий анализ методического уровня ведения занятий; 

• подготовку заключений о качестве методической работы подразделений  университета и отдельных преподавателей и о степени её соответствия современным требованиям к уровню методической работы подразделения и штатной должности преподавателя; 

• разработку тестовых заданий  для оценки качества и уровня подготовки студентов по отдельным дисциплинам, комплексам и выпускным квалификационным испытаниям.

Цель управления методической работы в вузе – обеспечение надлежащей эффективности мероприятий по решению задач методической работы.  Содержанием управления является целенаправленное воздействие на процессы,  стадии и содержание методической работы на кафедральном, факультетском и университетском уровнях. Функциями управления методической работой на каждом уровне являются:  прогнозирование;  планирование; организация; реализация (регулирование и координация) мероприятия; учёт; контроль; коррекция.  Организационная структура системы управления методической работой в вузе схематически представляется следующим образом.  Управление методической работой в вузе осуществляют административные (штатные)  и функциональные звенья,  т.е.  нештатные коллегиальные постоянно действующие методические органы,  создаваемые из числа наиболее квалифицированных преподавателей и других работников университета.

Звенья системы управления методической работой в вузе Уровни иерархии, Административные звенья, Функциональные звенья, Кафедра, Заведующий кафедрой, Научно-методический совет по направлению, Методическая группа кафедры, Факультет, Декан, Методический совет факультета, Университет, Проректор по методической работе и качеству образования, Научно-методический совет университета, РЕКТОР, Учёный совет  университета, издательский совет.

2.3. Итог результатов исследования

Таким образом, исходя из изложенного материала следует, что в работе обобщена методическая документация по вопросу управления университетом; проведен анализ анкетных данных выбранных объектов исследования; присвоены экспертные оценки;

Используемый метод  импирического исследования: качественный и структурный контент-анализ; методы математической статистики в определение финансовых показателей.

Развитие Университета требует повышения профессионального  уровня научно-педагогических кадров. Университет реализует данное мероприятие  для развития кадрового потенциала и привлечения молодых преподавателей и научных работников в Университет.

Выводы ко 2 разделу

В современных условиях реформирования и диверсификации системы  высшего профессионального образования  особая роль отводится формированию и развитию системы методической работы в вузе. От её организации, широты и доступности для каждого руководителя,  преподавателя,  методиста в значительной мере зависит уровень целостного образовательного процесса в вузе. Поэтому в новых показателях деятельности и критериях государственной аккредитации вузов, вступивших в силу с 1 января 2006 г., отдельным пунктом выделен показатель «Методическая работа», которая занимает важную роль в данном исследовании.

 

РАЗДЕЛ 3. ОБОСНОВАНИЕ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ БАЗЫ СТУДЕНТОВ ВУЗов  г. СИМФЕРОПОЛЯ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА БОЛОНСКУЮ СИСТЕМУ

 

    1. Разработка рекомендаций по управлению организационными изменениями в процедуре формирования университетов

Начиная с последней  четверти прошлого века в развитых западных странах отчетливо прослеживается векторное движение от гумбольдтовской модели интеграции науки и образования к постгумбольдтовской. Мировые страны — лидеры в экономическом и научно-техническом развитии эффективно интегрируют науку и образование через развитие университетских комплексов и сетевых структур. Однако сегодня этот процесс нельзя считать завершенным, так как интеграционные процессы в образовательной среде сложны и неоднозначны.

Информация о работе Влияние внедрения требований болонского процесса на конкурентоспособность системы высшего образования Украины на примере Таврического