Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:33, курсовая работа
Цель исследования. Проанализировать предпосылки и современные тенденций в мировом образовательном процессе и, соответственно, в мировом педагогическом пространстве, посвященные значительному количеству работ отечественных и зарубежных авторов.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
Концептуальные теоретико-методологические основы интерационных процессов в образовательном пространстве Европейских стран и Украине;
Организационно- методическая характеристика базы исследования;
Обоснование эффективности обеспечения формирования и практической базы студентов ВУЗов г. Симферополя к самообразовательной деятельности в условиях перехода на болонскую систему.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН И УКРАИНЕ
Предпосылки и направления формирования единого европейского образовательного пространства
Болонский процесс в Европе и украинская система высшего образования: анализ тенденций и противоречий
1.3. Болонский процесс и высшее образование и его адаптация в ВУЗах г. Симферополя
1.4. Интеграция в образовании и понятия конкурентоспособности и качества Высшего образования
Вывод по 1 разделу
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКЕТИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Характеристика базы исследования Таврического национального университета им. В.И. Вернадского
Описание методов
Итог результатов исследования
Вывод по 2 разделу
РАЗДЕЛ 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ БАЗЫ СТУДЕНТОВ ВУЗов г. СИМФЕРОПОЛЯ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА БОЛОНСКУЮ СИСТЕМУ
Разработка рекомендаций по управлению организационными изменениями в процедуре формирования университетов
Разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма для развития университетов
Вывод по 3 разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая работа в университете – это планируемая деятельность его преподавателей и сотрудников, направленная на совершенствование существующих, а также разработку и внедрение новых принципов, форм и методов организации учебного процесса. Методическая работа в университете осуществляется на кафедральном, факультетском и университетском уровнях. Общий контроль за организацией методической работы осуществляет Научно-методический совет университета.
Методическая работа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение образовательного процесса учебно-методической документацией, повышение педагогического мастерства преподавателей, совершенствование аудиторной и самостоятельной работы студентов, улучшение всех форм, видов и методов учебной работы с учётом состояния и перспектив развития промышленных предприятий, организаций, учреждений, для которых университет готовит специалистов.
Основная цель методической
работы – создание условий, способствующих
повышению эффективности и
Учебно-методическая работа направлена на совершенствование
методики преподавания дисциплин, непосредственное
методическое обеспечение учебного процесса,
внедрение в него рекомендаций, выработанных
в результате выполнения НМР, повышение
педагогической квалификации профессорско-
- составление проектов новых учебных рабочих планов направлений подготовки специалистов;
- составление рабочих программ по вновь вводимым дисциплинам, пересмотр действующих программ;
- постановку новых и модернизация действующих лабораторных работ;
- разработку методических материалов по контролю знаний студентов;
- составление карт обеспеченности дисциплин учебной и учебно-методической литературой, учебно-методической документацией;
- составление документов по планированию учебного процесса: календарных планов дисциплин, графика, самостоятельной работы студентов, графика прохождения практики и др.;
- контрольные посещения занятий заведующими кафедрой: взаимные посещения занятий, участие в проведении показательных, открытых и пробных занятий;
- подготовку и проведение инструкторско-методических занятий с преподавателями;
- все виды работ по подготовке преподавателя к ведению учебных занятий;
- разработку учебно-программной документации, необходимой для проведения образовательного процесса, включающей учебно-методи-ческие комплексы по дисциплинам, направлениям подготовки, учебники и учебные пособия, конспекты лекций, задачники, тесты, задания к упражнениям, лабораторным и курсовым работам, пособия к курсовым и дипломным проектам, образцы их выполнения; методические разработки по применению новых информационных технологий в учебном процессе и другие учебно-методические документы;
- разработку технологий формирования в процессе обучения компетенций выпускников, их профессионально значимых качеств личности как специалистов;
- методическое обеспечение производственных практик, разработку к ним пакетов индивидуальных заданий;
- проектирование и изготовление наглядных средств обучения (макетов, моделей, демонстрационных стендов и др.);
- внедрение в учебный процесс результатов научно-методических исследований, новых информационных технологий обучения (автоматизированные системы обучения, виртуальный лабораторный практикум, презентации лекций, компьютерное тестирование и др.);
- методическую работу в рамках повышения квалификации преподавателей;
- подготовку методического обеспечения самостоятельной работы студентов.
Научно-методическая работа
имеет главной целью
Этот вид методической работы включает:
- разработку рабочих вариантов государственных образовательных стандартов на подготовку специалистов;
- формирование требований к личностным и профессионально значимым качествам подготовки специалиста, разработку соответствующих развивающих технологий;
- разработку критериев оценки качества образовательной деятельности университета в целом, его структурных подразделений, конкретных преподавателей, подготавливаемых специалистов;
- разработку концепций построения новых и модернизации реализуемых учебных программ дисциплин в рамках нового содержания с учётом современных методов и технологий обучения;
- формулирование общих требований к итоговым аттестационным испытаниям выпускников;
- составление логических схем и технологических карт подготовки специалистов с целью согласования перечня и содержания дисциплин;
- подготовку и проведение научно-методических конференций и семинаров по проблемам профессионального образования;
Здесь и далее имеются в виду специалисты с высшим профессиональным образованием (бакалавры, специалисты, магистры):
- осуществление научно-методического
руководства работой факультетов,
формирование индивидуальных заданий
на повышение квалификации профессорско-
- разработку нормативных документов, регламентирующих все виды методической деятельности в университете;
- выполнение научных работ по проблемам создания инновационных образовательных систем;
- выполнение плановых госбюджетных НМР по проблемам высшей школы;
- написание и подготовку к изданию учебников и учебных пособий, научно-методических статей и докладов;
- научное редактирование учебников, учебных пособий, научно-методических статей и докладов;
- рецензирование учебников, учебных пособий, конкурсных и других материалов;
- участие в работе специализированных советов, совета вуза, совета факультета, секциях научно-методических советов и комиссий;
- разработку новых образовательных технологий.
Организационно-методическая работа охватывает мероприятия по управлению методической работой и обеспечивает планирование, реализацию и контроль результативности принятой в университете стратегии совершенствования учебного процесса и его методического обеспечения. Она включает такие виды деятельности, как:
- руководство и координацию системы методической работы в университете;
- планирование и организацию деятельности методических советов и комиссий университета;
- организацию работы методических кабинетов и специализированных аудиторий кафедр;
- подготовку и проведение научно-методических конференций, совещаний и семинаров, смотров, конкурсов, выставок;
- содействие аудиту методической деятельности факультетов и кафедр;
- организацию содействия системы повышения
квалификации профессорско-
- курирование зарубежных стажировок и командировок учебно-методического характера;
- подготовку материалов к заседаниям кафедры, совета факультета, совета вуза;
- работу в составе (в качестве председателя или члена) методической группы кафедры, методического совета факультета, научно-методического совета университета;
- работу по заданиям органов управления высшей школой (федеральных и региональных).
Экспертно-методическая работа решает задачи оценки качества подготовки специалистов, проведения образовательного процесса в целом по университету и в его структурных подразделениях, уровня выполненной научно-, организационно- и учебно-методической работы и выработки единых педагогических требований, без которых нельзя рассчитывать на достижение высоких показателей образовательного процесса. Она выполняется заведующими кафедрами, ведущими преподавателями университета или специально созданными комиссиями. Этот вид методической работы включает:
• анализ выполненных преподавателями учебно-методических разработок, обобщение и анализ передового педагогического опыта, отбор и рекомендацию лучших разработок для участия в смотрах-конкурсах;
• разработку системы ЭМР тактического и стратегического видов и соответствующих планов контрольно-аналитических мероприятий по университету;
• посещение занятий преподавателей и последующий анализ методического уровня ведения занятий;
• подготовку заключений о качестве методической работы подразделений университета и отдельных преподавателей и о степени её соответствия современным требованиям к уровню методической работы подразделения и штатной должности преподавателя;
• разработку тестовых заданий для оценки качества и уровня подготовки студентов по отдельным дисциплинам, комплексам и выпускным квалификационным испытаниям.
Цель управления методической работы в вузе – обеспечение надлежащей эффективности мероприятий по решению задач методической работы. Содержанием управления является целенаправленное воздействие на процессы, стадии и содержание методической работы на кафедральном, факультетском и университетском уровнях. Функциями управления методической работой на каждом уровне являются: прогнозирование; планирование; организация; реализация (регулирование и координация) мероприятия; учёт; контроль; коррекция. Организационная структура системы управления методической работой в вузе схематически представляется следующим образом. Управление методической работой в вузе осуществляют административные (штатные) и функциональные звенья, т.е. нештатные коллегиальные постоянно действующие методические органы, создаваемые из числа наиболее квалифицированных преподавателей и других работников университета.
Звенья системы управления методической работой в вузе Уровни иерархии, Административные звенья, Функциональные звенья, Кафедра, Заведующий кафедрой, Научно-методический совет по направлению, Методическая группа кафедры, Факультет, Декан, Методический совет факультета, Университет, Проректор по методической работе и качеству образования, Научно-методический совет университета, РЕКТОР, Учёный совет университета, издательский совет.
2.3. Итог результатов исследования
Таким образом, исходя из изложенного материала следует, что в работе обобщена методическая документация по вопросу управления университетом; проведен анализ анкетных данных выбранных объектов исследования; присвоены экспертные оценки;
Используемый метод импирического исследования: качественный и структурный контент-анализ; методы математической статистики в определение финансовых показателей.
Развитие Университета
требует повышения
Выводы ко 2 разделу
В современных условиях
реформирования и диверсификации системы
высшего профессионального
РАЗДЕЛ 3. ОБОСНОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Начиная с последней
четверти прошлого века в развитых
западных странах отчетливо прослеживает