Влияние внедрения требований болонского процесса на конкурентоспособность системы высшего образования Украины на примере Таврического

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Проанализировать предпосылки и современные тенденций в мировом образовательном процессе и, соответственно, в мировом педагогическом пространстве, посвященные значительному количеству работ отечественных и зарубежных авторов.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
Концептуальные теоретико-методологические основы интерационных процессов в образовательном пространстве Европейских стран и Украине;
Организационно- методическая характеристика базы исследования;
Обоснование эффективности обеспечения формирования и практической базы студентов ВУЗов г. Симферополя к самообразовательной деятельности в условиях перехода на болонскую систему.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН И УКРАИНЕ
Предпосылки и направления формирования единого европейского образовательного пространства
Болонский процесс в Европе и украинская система высшего образования: анализ тенденций и противоречий
1.3. Болонский процесс и высшее образование и его адаптация в ВУЗах г. Симферополя
1.4. Интеграция в образовании и понятия конкурентоспособности и качества Высшего образования
Вывод по 1 разделу

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКЕТИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Характеристика базы исследования Таврического национального университета им. В.И. Вернадского
Описание методов
Итог результатов исследования
Вывод по 2 разделу

РАЗДЕЛ 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ БАЗЫ СТУДЕНТОВ ВУЗов г. СИМФЕРОПОЛЯ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА БОЛОНСКУЮ СИСТЕМУ
Разработка рекомендаций по управлению организационными изменениями в процедуре формирования университетов
Разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма для развития университетов
Вывод по 3 разделу

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Как  итог,  хотелось  бы  сказать,  если  создавать  и  применять  тесты неформально можно будет решить проблему подготовки специалиста, который сможет  быстро  адаптироваться  в  мире меняющихся  технологий  и будет в состоянии непрерывно обучиться.

Между тем отметим, что любая система подготовки кадров имеет свои достоинства  и  недостатки,  и  соотношение  этих  факторов  определяет эффективность ее функционирования. В нашем случае адаптация к Болонской системе  имеет  один  неоспоримый  положительный  фактор  –  выход  на международный рынок образовательных услуг.

1.4.  Интеграция  в образовании и понятия конкурентоспособности  и качества Высшего образования

Интеграция в образовании - это отражение тех тенденций, которые характеризуют сегодня все сферы человеческой деятельности.

'Рост научных знаний - отмечал В.И. Вернадский, - быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам.

Интеграция - (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый), причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.

Существует много видов  интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям.

Результаты интеграционного  обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся, оно  способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция может превратиться в поверхностную констатацию-пародию на межпредметные связи.

Ученые считают, что  интеграция ускоряет формирование убеждений  и мировоззрения учащихся, дает большой выигрыш во времени.

1. Пути интеграции  могут быть горизонтальные - объединение  сходного материала в разных  учебных предметах и вертикальные - объединение одним учителем в своем предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности.

Проанализировав структуру  интеграции, можно выделить следующие  уровни (ступени) интеграции:

1.Тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему). Этот уровень можно назвать иллюстративно-описательным.

2.Проблемная интеграция (одну проблему решают учащиеся  возможностями разных предметов).

3.Концептуальная интеграция (концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов).

4.Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение  различных теорий).

Последний диалектический уровень интеграции предполагает использование  понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний. Данный уровень позволяет представить мир как целостную картину.

Различные науки, а следовательно, разные учебные предметы, изучая действительность, пользуются различными средствами. Если представить интеграцию как взаимодействие всех ее аспектов, то она может выглядеть следующим образом: взаимопроникновение, взаимодополнение, взаимосочетаемость, взаимозависимость.

Учитель, интегрирующий  на уроке различные предметы, должен учитывать противоречия сущности познания. Только обобщенные представления об окружающем мире дают возможность адекватно в нем ориентироваться.

Интеграция уроков компьютерной графики и изобразительного искусства  позволяет средствами информационных технологий соединять современные  средства обучения с искусством. Учащиеся могут создать собственную графическую картину и выработать свой способ выражения творческого поиска.

Задача учителя, планирующего интегрированный урок, - научить мыслить собственными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями. А для этого нужно, чтобы учащиеся пытались взглянуть на вещи, явления заново, как на непривычные для них.

Альтернативность и  вариативность мышления - возможность, которую представляет интегрированное  обучение, и в этом его огромная польза. Литература, изобразительное искусство, компьютерная графика образуют свой способ выражения мира, и он имеет право на существование. В данной интеграции способом усвоения учебного материала будет репродуктивный, поисковый, творческий.

Результатами интеграции могут стать:

- знания становятся системными;

- умения - обобщенные, способствующие комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной художественной деятельности человека в современных условиях;

- усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся;

- более эффективно формируются их убеждения и достигается всестороннее развитие личности.

Выводы по 1 разделу

Сегодня высшие учебные  заведения Украины принимают  на учебу до 70% выпускников школ, то есть в 7 раз больше, чем позволяет нормальное распределение интеллекта. Сегодня наш диплом не признается в Европе, наши специалисты без дополнительного переобучения не могут устроиться на работу по специальности. И хотя они по многим показателям, за развитием, эрудированностью, специальной подготовленностью превосходят зарубежных специалистов, дискредитация украинского диплома длится.

Больше всего не устраивает заграничных работодателей в  подготовке наших специалистов –  низкая действенность знаний. Действенность - это способность использовать приобретенные знания, умения на практике. За экспертными оценками, по этому параметру мы уступаем больше всего.

По европейскому стандарту  дипломированный специалист сразу  занимает рабочее место и исполняет свои должностные обязанности. Диплом гарантирует высокий уровень подготовки. Принимая специалиста, фирма уверена, что он подготовлен на должном уровне. Гарантия этого – высокое резюме университета. Если специалист не будет подготовлен должным образом, и фирма будет иметь к нему претензии, имидж университета может быть потерян навсегда, его рейтинг серьезно пострадает.

За рубежом принята двухступенчатая  система высшего образования. Университеты готовят бакалавров (3-4 года учеба) и  магистров (еще 1,5 – 2 года). Диплом бакалавра свидетельствует о полном высшем образовании. Кто желает продлить учебу, становится сначала магистром, а затем может получить научную степень доктора. Наши высшие учебные заведения сегодня обеспечивают четыре уровня подготовки специалистов с высшим образованием: заведения 1-2 уровней аккредитации готовят младших специалистов и бакалавров, в заведениях 3-4 уровней аккредитации готовят бакалавров, специалистов и магистров. За рубежом этого не понимают.

Следовательно, нужно унифицировать образовательно-квалификационные уровни, перейти на двухступенчатую систему образования в соответствии с европейскими стандартами. Необходима трансформация существующей в Украине системы высшего образования соответственно европейским требованиям, внедрение новых подходов и технологий учебно-воспитательного процесса.

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКЕТИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Характеристика базы исследования Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского

Таврический национальный университет им.В.И. Вернадского – это государственный вуз IV уровня аккредитации. В составе университета – 16 факультетов, ведущих подготовку студентов по 41 направлению.

Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского - ведущее  высшее учебно-научное учреждение Крыма, идея открытия которого возникла еще в начале прошлого века.

В его становлении принимали  участие многие научные центры. Но особая роль здесь принадлежит Киевскому  университету Святого Владимира, который  в мае 1918 г. открыл свое отделение в Ялте и направил сюда большую группу профессоров.

Среди них были М. В. Довнар-Запольский, Р. И. Гельвиг, С. М. Богданов, Л. О. Кордыш, В. Г. Коренчевский, Э. К. Мейер, С. О. Коляндык, Г. А. Семека-Максимович и др.

Уже к осени 1918 г. Таврический университет был полностью укомплектован преподавателями высшей квалификации. К этому времени в Крым переехали всемирно известные ученые: академики Н. И. Андрусов, В. И. Палладин, В. А. Обручев, П. П. Сушкин и др.

В конце сентября все службы Ялтинского отделения были переведены в Симферополь, а 14 октября состоялось торжественное открытие Таврического университета как самостоятельного учреждения.

В годы гражданской междоусобицы университету выпало стать главным научным  центром всего региона. Академик В. И. Вернадский, возглавивший его в октябре 1920 г., отмечал, что тогда Таврический университет "представлял собой одну из самых сильных научных школ в стране". И действительно, здесь работали семь академиков (Н. И. Андрусов, М. М. Богословский, В. И. Вернадский, К. Г. Воблый, Д. А. Граве, А. Э. Кесслер, В. А. Обручев), четыре член-корреспондента (Д. В. Айналов, Н. К. Гудзий, И. А. Линиченко, В. Е. Петухов), свыше 100 профессоров (некоторые из них затем стали академиками и член-корреспондентами: Г. Н. Высоцкий, В. М. Гордон, Н. С. Кошляков, Е. Н. Павловский, Н. И. Палиенко, О. Л. Струве, Ф. В. Тарановский, Ф. Г. Яновский, Д. В. Синицын, Б. В. Чобан-Заде и др.).

Таврический университет просуществовал два с половиной года и в  январе 1921 г. был переименован в Крымский университет им. М. В. Фрунзе.

Эта реорганизация не была единственной в его судьбе. Уже в 1925 г. он станет Крымским государственным педагогическим институтом им. М. В. Фрунзе и только в 1972 г. - вновь университетом - Симферопольским  государственным университетом им. М. В. Фрунзе.

С августа 1999 г. наступил новый ответственный  этап в жизни университета. Указом Президента Украины ему был присвоен статус национального и возвращено первоначальное название.

Ныне Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского продолжает лучшие традиции Таврического - Крымского - Симферопольского университетов.

2.2.    Описание  методов исследования

В современных условиях реформирования и диверсификации системы  высшего профессионального образования  особая роль отводится формированию и развитию системы методической работы в вузе. От её организации, широты и доступности для каждого руководителя,  преподавателя,  методиста в значительной мере зависит уровень целостного образовательного процесса в вузе. Поэтому в новых показателях деятельности и критериях государственной аккредитации вузов, вступивших в силу с 1 января 2006 г., отдельным пунктом выделен показатель «Методическая работа». К методической работе относят практически все виды деятельности коллектива вуза,  его структур,  каждого преподавателя,  которые направлены на повышение качества подготовки и воспитанности выпускаемых специалистов, совершенствование образовательного процесса и его контроля, повышение квалификации преподавателей и их включение в научно-исследовательские работы педагогической направленности. Среди основных проблем методической работы в вузе можно выделить следующие: 

− отсутствие системности:  работа ведётся отдельно на кафедрах,  факультетах,  однако не наблюдается наукоёмкой управляющей инициативы, координации и управления всем комплексом методической работы в вузе;

− неопределённость с  нормативной базой;

− низкая методическая культура преподавателей.

Несмотря на то,  что  в вузах появились учебно-методические управления,  призванные заниматься организацией учебного процесса и мониторингом его качества,  там,  по прежнему,  отсутствует систематизация и научная организация методической работы,  методическое сопровождение образовательных программ,  отсутствует подразделение,  которое систематизирует,  объединяет и организует все направления методической работы.  Поэтому возникает объективная необходимость создания системы организации и управления методической работой в вузе, предполагающей определённый порядок в расположении и связи действий, работу по строгой схеме, нечто целое, представляющее единство закономерно расположенных и находящихся во взаимосвязи частей;  совокупность служб вуза,  взаимосвязанное функционирование которых направлено на оптимальную организацию качественного учебного процесса.  Система методической работы в вузе должна быть самоуправляемой (иметь органы управления для интеграции компонентов системы,  взаимодействия их друг с другом и окружающей средой),  динамичной,  развивающейся (совершенствоваться в историческом и фундаментальном аспектах) и упорядоченной.  В системе методической работы в вузе системообразующим элементом являются цели. В настоящее время мы выделяем следующие:

− разработка общего методологического  подхода к организации образовательного процесса в вузе;

− организация качественного  методического обеспечения и  сопровождения реализуемых образовательных  программ;

− повышение профессионального  уровня и методической культуры преподавателей;

− создание системы методических услуг на основании потребностей педагога.

В данной работе представлен  расширенный вариант Положения  «О методической работе в Тамбовском государственном техническом университете»,  рассмотрённого и принятого решением Учёного совета   от 31  мая 2010  г., протокол № 8.  Здесь определены все виды методической работы,  сформулированы задачи по каждому виду,  описана действующая в университете структура управления методической работой, рассмотрены функции различных подразделений в данной области деятельности и содержание работы преподавателей, призванных организовать, координировать, выполнять методическую работу, обобщать её результаты и распространять передовой педагогический опыт, накопленный коллективом университета.

Информация о работе Влияние внедрения требований болонского процесса на конкурентоспособность системы высшего образования Украины на примере Таврического