Влияние внедрения требований болонского процесса на конкурентоспособность системы высшего образования Украины на примере Таврического

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. Проанализировать предпосылки и современные тенденций в мировом образовательном процессе и, соответственно, в мировом педагогическом пространстве, посвященные значительному количеству работ отечественных и зарубежных авторов.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
Концептуальные теоретико-методологические основы интерационных процессов в образовательном пространстве Европейских стран и Украине;
Организационно- методическая характеристика базы исследования;
Обоснование эффективности обеспечения формирования и практической базы студентов ВУЗов г. Симферополя к самообразовательной деятельности в условиях перехода на болонскую систему.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН И УКРАИНЕ
Предпосылки и направления формирования единого европейского образовательного пространства
Болонский процесс в Европе и украинская система высшего образования: анализ тенденций и противоречий
1.3. Болонский процесс и высшее образование и его адаптация в ВУЗах г. Симферополя
1.4. Интеграция в образовании и понятия конкурентоспособности и качества Высшего образования
Вывод по 1 разделу

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКЕТИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Характеристика базы исследования Таврического национального университета им. В.И. Вернадского
Описание методов
Итог результатов исследования
Вывод по 2 разделу

РАЗДЕЛ 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ БАЗЫ СТУДЕНТОВ ВУЗов г. СИМФЕРОПОЛЯ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА БОЛОНСКУЮ СИСТЕМУ
Разработка рекомендаций по управлению организационными изменениями в процедуре формирования университетов
Разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма для развития университетов
Вывод по 3 разделу

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Действительная ситуация в сфере науки и образования  в последние годы складывается достаточно парадоксально. Украина теряет свои конкурентные позиции на мировом рынке образовательных услуг, связанные с высоким качеством образования, насыщенностью экономики кадрами высокой квалификации, мощным научным потенциалом, на фоне движения к приоритетам создания действенных интегрированных структур в сфере науки и образования. Такая траектория требует разработки качественно новой государственной политики, основанной на хорошо проработанной системе целеполагания.

Следовательно, важнейшей  проблемой развития российской науки и образования является определение рациональных масштабов стратегической поддержки интеграционных процессов и формирование «системы координат» для направленной политики государства в этой сфере.

Актуальность темы исследования связана с тем, что на современном этапе реформирования экономики и образования в нашей стране возникла необходимость в эффективном развитии инновационной составляющей украинской системы высшего профессионального образования (ВПО) и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг. Рост количества неконкурентоспособных украинских вузов, и вместе с тем наблюдающийся острый недостаток квалифицированных специалистов в регионах и отраслях экономики, вставшей на путь инновационного развития, вызвали необходимость внесения изменений в концепцию модернизации ВПО, результатом реализации которых является укрупнение украинских вузов, в том числе с целью создания большого количества национальных университетов.

Одной из главных причин создания национальных университетов в Южном и Северном регионах, является потребность в кадровом обеспечении геополитического и инновационного развития отдельных регионов и страны в целом. Только глубокое и эффективное взаимодействие университета с высокотехнологичным производством, наукой и бизнесом может максимально приблизить образовательный процесс к реальной экономике. При этом главной целью создания крупных вузов инновационного типа является инновационное развитие системы ВПО на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с наукой и социальной сферой. Опыт работы первых национальных университетов стал основанием для принятия решения о создании сети национальных университетов, которые будут создаваться по распоряжению Правительства Украины при политическом решении Президента Украины, в том числе путем слияния вузов.

Вместе с тем, недостаточно изучены методические аспекты формирования организационно-экономического механизма  слияния вузов в процессе создания национальных университетов в Украине, в рамках систем государственного и регионального управления отсутствуют научно обоснованные стратегии их развития. Все эти обстоятельства обусловили необходимость исследования путей совершенствования механизма создания национальных университетов, путем слияния вузов.

Состояние научной разработанности  проблемы. Научные аспекты диссертационного исследования формировались на основе изучения и анализа теоретических  и методических разработок отечественных  и зарубежных ученых по проблемам формирования и развития национальных университетов как новой формы интеграции в сфере образования.

Различные аспекты модернизации и интегрирования украинской системы ВПО в мировое образовательное пространство, в контексте Болонского процесса в том числе, исследовали в своих трудах ученые: В.А. Аршинов, A.M. Бабич, Е.С. Балабанова., СЛ. Батышев, Е.П. Белан, О.В. Блейхер,. Е.А. Ваганов, И.А. Ерехинский, Е.И. Жильцов, М.Г. Кокорев, С.И.Плаксий, К. Пурсиайнен, А.А. Путилов, B.J1. Сарнов., О.А.Свиридов, В.С.Сенашенко, В.В. Чугунов, и др.

Вопросы оценки перспектив создания национальных университетов и некоторые аспекты процесса формирования вузов нового типа путем слияния высших образовательных учреждений нашли отражение в работах и публикациях следующих специалистов и руководителей страны: А.В. Арсентьева, Н.Ф. Григорьев, А.О. Грудзинский, В.Г. Захаревич, Г.Е. Дунаевский, Л.Я.Дятченко, А.К. Клюев, Г.В. Майер, В.А. Садовничий, А.А. Фурсенко, В. Е. Шукшунов и др.

Изучению различных  вопросов экономики и управления образованием, как одной из ведущих отраслей народного хозяйства Украины, а также изучению различных аспектов системы менеджмента качества отечественного вуза посвящены труды Г.В. Белой, Ю.С. Васильева, Н. Г.Васильченко, А.Н. Гаврикова, Н.А. Зайцевой, В.К. Зиненко, А.П. Егоршина, В.И.Егоршина, Т.М. Кривошеевой, И.Н. Молчанова, Л.С. Морозовой, Г.В. Мухаметзяновой, Н.Д. Никандрова, Н.Г. Новиковой, Н.А. Платоновой, Н.П. Пищулина, И.А. Рождественской, Д.В. Трошкина и др.

Проблемы теории и  практики интеграции науки, образования  и бизнеса рассмотрены в научных трудах экономистов Л.И. Абалкина, М.Г. Богдановой, Ю.Н. Забродского, Д.В. Зайцева, И.В. Ершовой-Бабенко, B.C. Капустина, Е.Д.Катульского, Г.А. Китовой, Н.В. Колпаковой, Т.Е. Кузнецовой, М.А. Лаврентьева, Д.С. Львова, В.И. Меньшова, А.Г. Мержанова., Н.Н.Мироновой, Ю.С. Петрова, Н.Н. Пилипенко, В.П. Романова, А.С. Соколова, А.Н. Шохина и др.

Несмотря на многочисленные исследования, связанные с проблемами интеграции науки и образования в Украине, глубокого изучения требуют вопросы совершенствования организационно-экономического механизма слияния вузов в процедуре формирования национальных университетов.

Целью исследования является развитие теоретических положений  и разработка методических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма формирования и развития национальных университетов на основе слияния вузов. В соответствии с поставленной целью в работе автором поставлены и реализованы следующие задачи:

- выделить и обосновать направления интеграции науки и образования как инструмента модернизации сферы ВПО в современных экономических условиях;

- разработать классификацию видов слияний в образовательной сфере;

- определить общие закономерности слияний вузов в экономически развитых странах с целью оценки возможности их применения в процессе формирования национальных университетов в Украине;

-обосновать последовательность организационных мероприятий, определить содержание экономических подходов и методического обеспечения организационно-экономического механизма слияния вузов;

-разработать рекомендации  по внедрению мероприятий, направленных  на совершенствование организационно-экономического  механизма формирования национальных университетов.

Объектом исследования являются образовательные учреждения высшего профессионального образования, участвующие в процессе формирования национальных университетов.

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических  отношений, возникающих в процессе формирования федеральных университетов.

Теоретической и методологической основой исследования послужили  труды зарубежных и отечественных  специалистов: экономистов, аналитиков, социологов, педагогов и философов в области управления системой образования, включая монографии и публикации в специализированных периодических изданиях.

Методологической основой  исследования процессов слияния  вузов послужила совокупность принципов  общего анализа: системный, сравнительный, логико-структурный, исторический, социологический, институциональный. При обосновании формы создания национальных университетов был использован экспертный метод.

Научная новизна исследования состоит в развитии теоретических  положений и разработке научно-методических и практических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма формирования и развития национальных университетов.

Теоретическая «практическая значимость работы заключается в уточнении теоретических аспектов процесса создания национальных университетов в Украине и в обосновании стратегических решений по устойчивому развитию будущих национальных университетов.

3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма для развития университетов

В университете разработана  многоуровневая модель процессов СМК вуза по предоставлению образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования. Готовятся материалы для мониторинга и аудита вуза, которые будут проходить в соответствии с планом внедрения СМК в ноябре 2012 г. – феврале 2013 г. 

Доведение целей и планов вуза до подразделений, персонала и обучаемых студентов. Стратегия университета, цели, планы и политика в области обеспечения качества подготовки специалистов доводится ректоратом. 

  1. На уровне структурных подразделений и служб управлений: 

– распорядительной документацией (приказы, распоряжения, нормативные  документы); 

– решениями ученого  совета, ректората, научно-методического  совета; 

– постановлениями собраний и конференций трудового коллектива университета; 

Ответственность за обмен информацией данного уровня возложена на ректора. 

  1. На уровне факультетов (кафедр): 

– распоряжениями деканата по факультету; 

– решениями совета факультета; 

– решениями общего коллектива факультета; 

– решениями коллектива кафедры; ^ через корпоративную сеть. 

Ответственность за данный вид обмена информацией возлагается  на деканов факультетов и заведующих кафедрами. 

- ректорат обеспечивает обмен информацией по вопросам результативности СМК в процессе: 

– заседаний ученого  совета, включая ежегодное собрание коллектива университета по итогам учебного года; 

– заседаний ректората  и научно-методического совета, включая  ежегодное собрание коллектива университета по итогам учебного года; 

– деканское совещание  при проректоре по учебной работе; 

– заседаний совета по качеству; 

– заседаний ректората  и научно-методического совета; проведения обучающих семинаров в области  менеджмента качества; 

Управление персоналом (кадровая политика университета) направлена на обеспечение образовательного процесса компетентным персоналом, осуществляющим свою деятельность на основе соответствующего образования, профессиональной подготовки, мастерства и опыта. 

Деятельность по управлению персоналом включает процессы: 

– планирование потребности  в персонале; 

– планирование приема на рабочие места и имеющиеся вакансии; 

– планирование сокращения кадров; 

– планирование затрат на обучение кадров; 

– профессиональное обучение персонала; 

– подготовка научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру; 

– определение перспектив развития персонала. 

Ответственным в целом  за управление кадровыми процессами в университете является ректор, а  за оперативное управление – начальник  отдела кадров. Подбор и расстановка  кадров для структурных подразделений (кафедр, отделов, управлений) осуществляют их руководители, согласуя свои решения с ректоратом. 

В кадровой политике университета первоочередной стратегической целью  является повышение научно-педагогической квалификации кадров за счет создания максимально благоприятных условий для написания и защиты кандидатских и докторских диссертаций (творческие оплачиваемые отпуска, сокращение учебной нагрузки для диссертантов, заключение договоров с соискателями на более высокую зарплату при гарантии защиты ими диссертаций). Поэтому при планировании, управлении и совершенствовании деятельности вуза приоритетными являются процессы обеспечения человеческими ресурсами, в том числе высококвалифицированным научно-педагогическим персоналом. При этом важнейшим направлением деятельности коллектива является подготовка молодежного резерва научно-педагогического состава, предусматривающая расширение спектра направлений и эффективности работы аспирантуры и докторантуры, открытие диссертационных советов, активизацию всех форм студенческой научной работы, стимулирование и поддержание студенческого творчества через систему поддержки научной деятельности студентов, аспирантов и докторантов. 

В вузе действуют положения  о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе  послевузовского профессионального образования; о дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации) ППС университета; о конкурсе студенческих научных работ; о студенческой научной конференции; об открытом конкурсе на лучшую научную работу студентов; о формировании и использовании средств на материальное поощрение и социальные выплаты и средств на содержание и развитие материально-технической базы университета; о надбавках и доплатах поддержки студентов аспирантов и докторантов университета. 

К учебному процессу привлекаются высококвалифицированные специалисты, работающие на предприятиях и организациях, в муниципальных образованиях.

Информация о работе Влияние внедрения требований болонского процесса на конкурентоспособность системы высшего образования Украины на примере Таврического