Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД): понятие, сущность, значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:42, реферат

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность – это обособленная сфера деятельности предприятий, основой которой выступает экспортное производство в рамках единого технологического процесса создания и реализации продукции.
ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.

Файлы: 1 файл

межд.маркетинг.docx

— 200.19 Кб (Скачать файл)

Тема 1.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД): понятие, сущность, значение

Внешнеэкономическая деятельность –  это обособленная сфера деятельности предприятий, основой которой выступает  экспортное производство в рамках единого  технологического процесса создания и  реализации продукции.

ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной  сделки, в определении цены и стоимости  контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской  деятельности и структурной связи  с производством, отличается правовой автономностью, экономической, а также  юридической независимостью от каких-либо отраслевых ведомств и министерств.

Сущность ВЭД в том, что она  строится на принципе коммерческого  расчета на основе хозяйственной  и финансовой самостоятельности  и самоокупаемости с учетом собственных  валютно-финансовых и материально-технических  возможностей.

Особое значение имеет принцип  валютной самоокупаемости, которая  обеспечивается за счет валютных поступлений  от экспортных продаж на внешнем рынке. Сосредоточенные на текущем валютном счете, они образуют валютный фонд участника  ВЭД.

Участник ВЭД может открыть  валютный счет в любой иностранной  валюте или сразу в нескольких валютах, так называемый мультивалютный счет и конверсионный. Открытие валютного  счета в нескольких видах позволяет  избежать конверсии валюты из одной  в другую и дополнительных расходов, которые сопровождают процесс обменных операций. Курсовые разницы, связанные  с пересчетом валют (в случае конверсии) относятся на валютный счет предприятия.

Валютные средства могут храниться  и на депозитных счетах. По вкладам  на депозитных счетах начисляются проценты в счет увеличения размеров валютных средств, и имеются преимущества на пользование банковским кредитом и инновационным финансированием. Размер начисленных процентов принимается  либо на основе договора между уполномоченным банком и его клиентом, либо базируется на ставках соответствующего периода, действующих на дату принятия валютных средств на международном межбанковском  рынке по типам валют.

В момент открытия валютного счета  участнику ВЭД открывается сразу  два вида счета: транзитный и текущий, которые ведутся параллельно. Валютная выручка, поступающая от экспорта товаров (работ, услуг), зачисляется сначала  на транзитный счет, а затем, после  обязательной продажи на внутреннем валютном рынке, остаток ее перечисляется на текущий валютный счет участника ВЭД. Валюта же, полученная от операций на внутреннем валютном рынке, зачисляется непосредственно на текущий валютный счет.

Источниками валютных поступлений  на внутреннем валютном рынке России являются валютная выручка, полученная от продажи товаров (работ, услуг) по безналичному расчету или за наличную валюту, а также по чекам, кредитным  и дебетным карточкам; валюта, купленная на валютной бирже и в банке; валютные пожертвования и др.

На текущие валютные счета участников ВЭД в уполномоченных банках без  ограничения могут зачисляться  поступления в наличной валюте в  виде неиспользованного остатка  ранее полученной ими наличной валюты.

На валютные средства, имеющиеся  на транзитном счете, проценты не начисляются. На валютные средства, хранящиеся на текущих  валютных счетах, банки начисляют  и выплачивают проценты только по тем валютам, по которым они имеют  доходы от их размещения на международном  валютном рынке.

Понятие и сущность международного маркетинга

Использование принципов и методов  маркетинга приобретает особую актуальность во внешнеэкономической деятельности. Решения, принимаемые предприятием в этой области, могут иметь стратегический и оперативный характер. К наиболее важным стратегическим решениям, определяющим все дальнейшие действия предприятия, относятся решения об участии  в той или иной форме в международном  разделении труда, о выборе рынков и  способов проникновения на них, о  стратегиях рыночного поведения  предприятия на выбранных рынках.

 Подготовка и принятие этих решений требует разработки комплексной программы международной рыночной деятельности предприятия, являющейся неразрывной частью его общей научно-технической, производственной, социальной и финансово-экономической деятельности.

Прежде чем окончательно принять  решение о выходе на зарубежный рынок, предприятие должно разработать  концепцию своей внешнеэкономической  деятельности, своего международного маркетинга, а затем уже приступать к детальной проработке этих вопросов.

 В зарубежной практике внешнеэкономическая  деятельность в области маркетинга  получила название международный  маркетинг (international marketing). Объективной основой его возникновения и развития в 60-е годы явился процесс углубления международного разделения труда (специализация), интенсификации условий производства и потребления товаров в различных странах. Например, специализация имеет место в автомобилестроении западноевропейских стран: в середине 70-х годов вывозилось за границу до двух третей продукции Франции, Италии, свыше одной трети – Англии.

Хотя выражение «международный маркетинг» достаточно широко распространено среди специалистов, тем не менее, общепризнанное его определение  пока отсутствует. Можно выделить несколько  этапов развития международного маркетинга:

традиционный экспорт – продажа  товаров за границу без дальнейшего  сопровождения;

 экспортный маркетинг – экспортер  приспосабливает свое производство  под требования рынка и контролирует  весь путь товара;

международный маркетинг – экспортер  глубоко исследует рынок, используя  все инструменты маркетинга;

 международный менеджмент –  маркетинговая деятельность охватывает  практически все функциональные  сферы деятельности предприятия.

 В области международной  маркетинговой деятельности действуют  такие международные организации  маркетинга, как Европейское сообщество  маркетинга (ЕСОМАР), Международная  федерация маркетинга (ИМФ), широко  известна также американская  ассоциация маркетинга.

Международный маркетинг обычно определяют как маркетинг товаров и услуг  за пределами национальных границ или  как маркетинг, реализуемый международной  компанией. Эксперты ООН относят  к международным компаниям те фирмы, которые производят и распределяют продукты и услуги в двух и более  странах.

Наиболее подходящим формальным определением международного маркетинга может служить  следующее: реализация товаров и  услуг за пределами своей страны при осуществлении фирмой следующих  условий:

она является частью или ассоциирована  с предприятием, занимающимся международной  деятельностью;

 имеется некоторое влияние  или контроль над маркетинговой  деятельностью, которое исходит  из другой страны.

 Возрастающее значение международного  маркетинга объясняется меняющимся  характером рынка, перенасыщенного  высококачественными и разнообразными  товарами. Полным ходом осуществляется  переход к принципиально иной  концепции технологических процессов. 

 Международный маркетинг –  это маркетинг товаров и услуг  за пределами страны размещения  головного представительства компании.

Многонациональный маркетинг –  это сложная форма международного маркетинга, которая касается организаций, осуществляющих маркетинговые операции во многих иностранных государствах. Многонациональные фирмы включают «Нестле», «Юнилевер», «Шелл», «Экссон» и «Кока-кола». Эти компании владеют товарными марками, хорошо известными всему миру, а также осуществляют разветвленную международную деятельность. Большие многонациональные организации часто распределяют ресурсы компании независимо от национальных границ, хотя и относятся к определенной стране с точки зрения владения и высшего руководства.

Большинство компаний предпочло бы работу на достаточно большой внутренний рынок, так как в этом случае ведение  бизнеса было бы проще и безопаснее. Однако влияние ряда факторов подталкивает компании к выходу на международный  рынок. Эти факторы следующие:

внутренний рынок компании может  быть атакован глобальными компаниями, предлагающими лучшую или более  душевую продукцию.

некоторые зарубежные рынки предоставляют  возможность получения более  высокого дохода.

для достижения экономии на масштабах  производства компании необходимо расширить  рынок.

для снижения рисков компания стремится  уменьшить зависимость от одного рынка.

 клиенты компании, ведущие деятельность  за границей, могут потребовать  обслуживания и за пределами  национальных границ.

 При принятии решения о  выходе на внешний рынок необходимо  оценить возможные риски, такие  как:

неправильное понимание предпочтений зарубежных потребителей, предложение  неконкурентоспособной, непривлекательной  продукции.

чужая культура ведения бизнеса, неумение эффективно общаться с «аборигенами».

незнание правил регулирования  бизнеса за рубежом и непредвиденные издержки.

недостаток менеджеров с опытом международной деятельности.

иностранное государство может  изменить торговое законодательство, девальвировать валюту, в нем может  произойти переворот, который приведет к экспроприации собственности  иностранных фирм.

 Наличие конкурентных преимуществ  внутри страны и высокие риски  международной деятельности задерживают  выход компании на мировую  арену, до тех пор, пока кто-то: отечественный экспортер, иностранный  импортер или иностранное правительство  – не подтолкнет ее к экспорту  продукции. Другим стимулом может  послужить необходимость поиска  новых рынков для реализации  продукции.

Тема 2.

1.Внешнеэкономическая сделка 

 

Хозяйственная деятельность в международном  масштабе осуществляется по средствам  применения различных правовых инструментов регулирования и присутствует в  различных видах и формах. Основной составляющей является деятельность частных (физических и юридических) лиц, правовые отношения между которыми осуществляются и регулируются частным правом, прежде всего гражданским и международным. И как следствием вышеописанного частноправовая сделка является основной формой, которая опосредует в конечном итоге международную экономическую, включая торговую, деятельность. В таком обобщенном виде её, чаще всего, называют международной коммерческой сделкой.

 

Данный термин (“Международная коммерческая сделка” ) в текущем Российском законодательстве не используется, а вместо него в Гражданском кодексе РФ (п.3 ст.162 и п.2 ст.1209), используется термин “Внешнеэкономическая сделка”. До 1991г. наше законодательство преимущественно использовало термин “Внешнеторговая сделка”. Переход от одного термина к другому термину понятен: международная хозяйственная деятельность не сводится только к торговой. Деятельность также может включать в себя валютные и финансово кредитные операции, международное инвестиционное сотрудничество, производственную кооперацию, а также целый ряд другой деятельности.

 

Таким образом, последний термин является более широким, и включает и внешнеторговую сделку. Согласно правовым традициям  оба термина могут быть применены  как равные: правовые нормы, регулирующие отношения по внешнеэкономической  сделке, распространяются и на отношения  по внешнеторговой сделке, и наоборот.

 

Относительно равенства терминов “Международная коммерческая сделка”  и “Внешнеэкономическая сделка”, то они безусловно равнозначны, хотя и существуют некоторые отличии. “Внешнеэкономическая сделка” отождествляет собой позицию одного государства: внешнеэкономической деятельностью можно назвать участие России её граждан и её юридических лиц в международном экономическом сотрудничестве. Но подобная деятельность двух и более государств будет международной хозяйственной деятельностью и будут называться международными коммерческими сделками.

 

Что же на самом деле является внешнеэкономической  или международной коммерческая сделкой? Российское право не дает понятия ни внешнеторговой, ни внешнеэкономической сделки, хотя законодатель и практика оперируют этим понятием. Вместе с тем, раскрытие понятия “Внешнеэкономическая сделка” имеет серьёзное практическое значение, так как непосредственно связано с применимым правом. Если сделка “внутренняя”, то она лежит в национально-правовом поле и регулируется правом соответствующего государства. Если сделка международная (внешнеэкономическая), то она находится в сфере действия частного права нескольких государств и возникает проблема выбора права одного из них, нормы которого и должны быть применены. К отношениям, вытекающим из подобной сделки, при определенных условиях могут быть применены принципы и нормы международного (публичного) права. Наконец, здесь широко применяются обычаи международной торговли, или, если воспользоваться более широким термином – обычаи международного делового оборота, которые часто объединяются общим названием “lex mercatoria”.

 

Учитывая практическую значимость и отсутствие решения в праве, данному вопросу большое внимание уделяла отечественная юридическая  наука, что привело к созданию так называемого доктринального понятия внешнеторговой, а затем  и внешнеэкономической сделки. Под  внешнеторговыми сделками в доктрине традиционно понимались сделки, в  которых, по меньшей мере, одна из сторон является иностранным гражданином  или иностранным юридическим  лицом и содержанием которых  являются операции по ввозу товаров из-за границы или вывозу товаров за границу либо какие-нибудь подобные операции, связанные с вывозом или ввозом товаров. Эта позиция разделялась и в учебнике “Международное частное право”, изданном в 1984г. В главе 11 учебника, посвященной внешнеторговым сделкам, выделены два общих признака, характерных для такой сделки: “Во-первых, одна из её сторон находится в другом государстве и, следовательно, в большинстве случаев является иностранцем. Во-вторых, предмет такой сделки – внешнеторговая операция (поставка товара, наем имущества, перевозка груза, оказание услуг внешнеторгового характера и т.п.). Как видно из приведенных примеров чаще всего авторами называются два признака внешнеторговой (внешнеэкономической) сделки: во-первых, в сделке участвуют лица различной национальной (государственной) принадлежности и, во-вторых, содержанием сделки являются операции по экспорту-импорту товаров, услуг и пр.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД): понятие, сущность, значение