Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД): понятие, сущность, значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:42, реферат

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность – это обособленная сфера деятельности предприятий, основой которой выступает экспортное производство в рамках единого технологического процесса создания и реализации продукции.
ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.

Файлы: 1 файл

межд.маркетинг.docx

— 200.19 Кб (Скачать файл)

1. Формы совместного  предпринимательства.

 

В основе совместного предпринимательства  лежит объединение усилий, финансовых средств, материальных ресурсов и участие  в прибыли, в риске.

 

Совместное предпринимательство  осуществляется в следующих формах:

 

• консорциум;

 

• акционерное общество;

 

• международные экономические  организации;

 

• свободные экономические зоны;

 

• совместные (российско-иностранные) предприятия.

 

Консорциум (от лат. - соучастие, сотоварищество) - временное добровольное объединение  для решения конкретных задач (например, реализация крупных целевых программ и проектов). Выполнив поставленную задачу, консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в иной вид  договорного объединения.

 

Участники консорциума сохраняют  свою хозяйственную самостоятельность  и могут принимать участие  в деятельности других консорциумов, ассоциаций и совместных предприятий. Консорциум пользуется и распоряжается  имуществом, которым его наделяют учредители, средствами, выделенными  на осуществление соответствующей  целевой программы или поступающими из других источников.

 

Консорциум, как правило, осуществляет свою деятельность на бесприбыльной  основе. Юридическим лицом консорциум не является.

 

Организация консорциума оформляется  соглашением. Действия всех участников консорциума координирует лидер  консорциумов, получивший за это отчисления от других участников. Лидер представляет интересы консорциума, но действует  в пределах полномочий, полученных от других членов. Каждый участник консорциума  готовит предложения на свою долю поставок, из которых затем комплектуется  общее предложение.

 

Консорциум несет солидарную ответственность  перед заказчиком.

 

Международные экономические организации - это межправительственные и межгосударственные экономические организации, международные  хозяйственные организации и  объединения. Они создаются на основе договоров и соглашений между  их учредителями.

 

Основной функцией межгосударственной экономической организации является координация действий стран - партнеров  по сотрудничеству в производственной, научной и других сферах деятельности.

 

Основной функцией международной  хозяйственной организации является совместная хозяйственная и координационная  деятельность в научно-производственной сфере.

 

Совместное предприятие - предприятие, созданное совместно разными  странами, в том числе с участием российского и иностранного капитала.

 

В современной практике мирового хозяйствования понятие "совместное предприятие" трактуется довольно широко, объединяя  в себе как соглашения между фирмами, включающие требования об участии в  акционерном капитале совместного  предприятия, так и соглашения, не включающие таких требований.

 

Поэтому в мировую практику были введены понятия:

 

• акционерное совместное предприятие;

 

• контрактное (договорное) совместное предприятие.

 

Акционерное совместное предприятие  создается двумя и более участниками  в форме акционерного общества, в  котором каждый партнер владеет  определенной долей акционерного капитала.

 

Контрактное совместное предприятие  не предполагает создание новой фирмы  для осуществления совместной деятельности. В его рамках все отношения  между сторонами-участниками регулируются путем договоров. Рассматривая совместные предприятия, важно учитывать положение  потенциальных партнеров. Например, фирма, которая стремится получить источник финансирования, является в  основном малым предприятием. Она  вступает в партнерские отношения  с крупной фирмой, которая имеет  большие финансовые и операционные возможности. Операционные возможности  для малого партнера, стремящегося расширить объем своей деятельности, иногда более важны, чем деньги.

 

Крупная фирма-партнер, участвуя в  совместном предпринимательстве, заинтересована не столько в деньгах, сколько  в каком-то конкретном товаре, производимом партнером, в сегменте рынка. Поэтому  она вкладывает свой капитал не в  рядовой пакет акций, а в совместное предпринимательство.

 

Создание нового действующего предприятия (фирмы) для осуществления определенной производственной деятельности является основной отличительной чертой совместного  предпринимательства, рассматриваемого как партнерство, в котором каждый партнер активно участвует в  процессе выработки решений этого  предприятия.

 

Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН выделяются следующие основные обязанности совместного предприятия:

 

1. наличие соглашения между участниками  об общих долгосрочных целях  предпринимательской деятельности;

 

2. объединение участниками для  достижения этих долгосрочных  целей активов в форме денежных  средств, основных фондов, опыта  управления, права на интеллектуальную  собственность и прочих средств;

 

3. рассмотрение и оценка объединенных  активов как капиталовложений  участников;

 

4. создание самостоятельных органов  управления, чья деятельность направлена  исключительно на осуществление  этих совместных целей;

 

5. участие сторон в прибылях  от достижения согласованных  целей и разделение связанных  с этим рисков, определяемых процентом  участия каждого партнера в  совместных капиталовложениях.

 

Таблица 1

 

Стратегия и мотивы создания совместного  предприятия.

 

 

 

Мотивы объединения усилий участников создания совместного предприятия  могут быть различными, но в их основе практически лежит одна из четырех  стратегий, обусловивших возникновение  совместного предпринимательства:

 

• стратегия на повышение эффективности  производства;

 

• стратегия на расширение операций;

 

• стратегия на уменьшение риска  в производстве новых видов продукции;

 

• стратегия на развитие за счет привлечения  инвестиций, технологий и квалификации для подъема отстающих отраслей или сфер деятельности

1. Стратегия выхода на международный  рынок

 

Основными причинами для выхода на зарубежный рынок могут быть следующие  факторы:

 

1. относительная насыщенность внутреннего  рынка и появление возможности  осуществления бизнеса за границей;

 

2. наличие неиспользованных производственных  мощностей;

 

3. благоприятная коммерческая ситуация  на зарубежных рынках;

 

4. возможность ликвидации сезонности  в спросе на товар;

 

5. возможность продлить жизненный  цикл товара;

 

6. изменение покупательской способности  и обменного курса национальной  валюты.

 

Работа на международном рынке  может преследовать производственно-экономические  и коммуникационные цели. К экономическим  можно отнести: обеспечение доли рынка, обеспечение выхода на новые  рынки сбыта, увеличение объемов  сбыта продукции, увеличение степени  проникновения на уже освоенные  предприятием рынки, получение максимальной прибыли, которую невозможно получить на внутреннем рынке. Коммуникационные цели включают в себя повышение степени  осведомленности местного населения  о товарах и услугах фирмы, формирование спроса и стимулирование решений о покупке товара, формирование положительного имиджа и приверженности товарам и услугам фирмы.

 

Разработка стратегии выхода на зарубежный рынок начинается с его  предварительного изучения. В стране, где планируется начать осуществление  деятельности, необходимо изучить политическую обстановку, уровень государственного регулирования рынка, экономические  факторы, социо-культурные факторы, причем последние играют далеко не последнюю роль в принятии или непринятии товара потребителями.

 

Затем принимается решение о  целесообразности выхода на зарубежный рынок. Оно основывается на результатах  исследования и целях фирмы.

 

Приняв решение заниматься сбытов в той или иной стране, фирма  решает, каким образом она будет  осуществлять свою деятельность.

 

Существуют следующие основные стратегии выхода на зарубежный рынок  с точки зрения организации производства:

 

1. стратегия экспорта;

 

2. стратегия совместной предпринимательской  деятельности;

 

3. прямое инвестирование.

 

 

 

Рис. 1. Стратегии выхода на зарубежный рынок.

 

Экспорт может быть косвенным и  прямым. Косвенный экспорт осуществляется через различного рода международных  посредников: национальный посредник-экспортер, национальный агент по экспорту, кооперативная  организация, управляющая экспортом  фирма.

 

Прямой экспорт осуществляется фирмой самостоятельно: через отдел  экспорта, через филиал по сбыту  за рубежом, через торговых представителей, путем привлечения зарубежных дистрибьюторов.

 

Стратегия экспорта – это самая  простая стратегия организации  деятельности на зарубежном рынке. При  этом экспорт может осуществляться нерегулярно, когда фирма время  от времени экспортирует излишки  производства зарубежным фирмам-оптовикам, и регулярно, если компания стремиться расширить свои экспортные операции на конкретном рынке. В любом случае, непосредственное производство товаров  осуществляется в стране производителя, но предлагать на экспорт можно как  модифицированные, так и немодифицированные модели продукта.

 

Стратегии экспорта требуют наименьших затрат по сравнению с другими  вариантами стратегии выхода на зарубежный рынок. При этом компании обычно начинают с косвенного экспорта, так как  он обладает двумя основными преимуществами и его проще организовать, нежели прямой экспорт. "Во-первых, для его  осуществления не требуется значительных средств, отсутствует необходимость  создания экспортного отдела, который  будет заниматься продажами за рубежом  или устанавливать контакты с  иностранными партнерами. Во-вторых, такой  экспорт менее рискован, так как  посредники действуют по своей инициативе, опираясь на знание конъюнктуры зарубежных рынков, и предлагают производителю  дополнительные услуги".

 

Прямой экспорт обычно является следующим этапом в международной  деятельности фирмы. Необходимо учитывать, что такая деятельность связана  с увеличением расходов и степени  риска, но компенсируется отсутствием  необходимости работы с посредниками.

 

В любом случае, выбрала фирма  стратегию косвенного или прямого  экспорта, лучшим способом рассказать и представить свою продукцию  для зарубежных потребителей будет  участие в выставках.

 

Одним из вариантов совместной предпринимательской  деятельности – заключение контракта  с местными производителями на выпуск товара. "Недостаток подрядного производства – в меньшем контроле фирмы  за процессом производства и в  потере связанных с производством  потенциальных прибылей. В то же время они фирме возможность  развернуть деятельность быстрее, с  меньшим риском и с перспективой вступления в партнерство с местным  производителем или покупки его  предприятия".

 

В случае, если осуществляется управление по контракту, когда некая компания за определенное вознаграждение управляет  иностранными отелями, аэропортами, больницами и другими организациями, то компания экспортирует не продукцию, а услуги по управлению. Данный вид экспорта характеризуются низкими рисками  и с самого начала приносит неплохой доход. Соглашение такого типа особенно привлекательно, если управляющей компании предоставляется возможность выкупить некоторую долю имущества иностранного партнера в течение оговоренного периода или оно предусматривает, что эффективно управляющая компания получает повышенное вознаграждение. Управление по контракту избавляет  компанию от конкурента со стороны  клиента.

 

Отдельно можно выделить лицензирование (франчайзинг), т.е. продажу лицензии на производство, права на использование своих производственных технологий, торговой марки. Это наиболее развитая форма лицензирования. Компания-лицензиар несет минимальные риски при выходе на зарубежный рынок, а лицензиат получает производственные знания и опыт работы или возможность производить известный продукт. Недостатком данной стратегии является то, что лицензиар не может осуществлять контроль за деятельностью лицензиата. Если же смотреть в корень проблемы, то успех лицензиата в конечном итоге приведет к сокращению доходов лицензиара, а "по окончании срока действия лицензии руководство компании может обнаружить, что "своими руками" создала конкурента". Избежать этого можно за счет инновационной деятельности.

 

Предприятия совместного владения могут быть необходимы по экономическим  или политическим причинам. По сути, это объединение возможностей зарубежных и местных держателей капитала для  инвестирования его в производство, управление которым будет осуществляться обеими сторонами в соотношении, оговоренном в договоре. Возможно, иностранная компания испытывает недостаток финансовых, материальных или управленческих ресурсов или образования. Или создание совместного предприятия – непременное  условие проникновения на рынок, поставленное правительством. В таком  случае, создавать совместное производство для выхода на такие закрытые рынки  приходится даже корпорациям-гигантам. Преимуществом совместного предприятия  можно смело считать то, что  местный участник компании знает  намного больше о своем рынке, менталитете населения, особенностях ведения дел в этой стране и  тонкости делового мира. Но у таких  предприятий есть и определенные недостатки. Партнеры могут разойтись  во мнениях в отношении направления  инвестиций, маркетинга, использования  прибыли. Например, если брать американские компании, где большую роль отводят  маркетингу, то местные участники  могут полагаться только на организацию  сбыта. Более того, наличие совместных предприятий в разных странах  нередко затрудняет осуществление  транснациональной компанией особой производственной и маркетинговой  политики во всем мире.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД): понятие, сущность, значение