Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:01, курсовая работа
В каждой организации независимо от ее организационно-правовой формы осуществляется работа по комплектованию и подбору кадров необходимых профессий, должностей, специальностей и квалификации, подготовке и переподготовке кадров, ведению установленной документации по учету кадров, а также выполняются функции, связанные с трудовыми отношениями работников организаций (прием, перевод, увольнение и др.).
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА И ЗАКРЕПЛЕНИЮ РАБОТНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ……………………………6
1.1Понятие адаптации персонала и закрепления работников на
предприятии…………………………………………………………………..6
1.2 Современные подходы к решению проблем адаптации и закреплению
работников на предприятии………………………………………………..11
Методы, используемые для управления адаптацией ………………....13
РОЛЬ КАДРОВЫХ СЛУЖБ В АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ …21
Задачи кадровой службы в процессе адаптации ……………………....21
2.2 Программы профориентации …………………………………………..23
2.3Адаптация молодых специалистов ……………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………
- вторичная, при последующей смене работы.
4. В зависимости от
методов работы с персоналом
в организации: процесс
5. Выделяют еще два вида адаптации:
- адаптация работника в новой должности;
- адаптация работника к понижению в должности;
- также есть упоминание о так называемой адаптации после увольнения.
6. По направлениям:
- производственная;
- непроизводственная.
Адаптация как процесс характеризуется определенной продолжительностью, и, значит, имеет свое начало и окончание. Если в отношении начала адаптации вопросов нет (начало деятельности), то определить ее окончание трудно, так как адаптация это процесс, протекающий постоянно в меру изменения факторов внешней среды трудовой деятельности работника, и изменения самого человека. Поэтому адаптация имеет отношение и к человеку, который не менял рабочего места.
Процесс адаптации нового
работника организации в
1 этап. Организационная адаптация
В кадровой службе организации проводится ознакомление работника организации с Правилами внутреннего трудового распорядка организации и коллективным договором организации.
В организации проводится вводный инструктаж по охране труда.
В соответствующем структурном
подразделении организации
Заключительным этапом программы адаптации нового сотрудника является профессиональная адаптация.
2 этап. Профессиональная адаптация
До сведения нового работника организации доводят критерии оценки его работы:
профессиональные навыки и знания;
качество и количество выполняемой работы;
планирование и организация работы;
работа в команде и сотрудничество;
исполнительская и трудовая дисциплина;
коммуникабельность.
Период профессиональной
адаптации соотносится с
Управление процессом адаптации это активное воздействие на факторы, определяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т.п.
Ослабление или разрыв ряда установившихся связей между индивидом и трудовым коллективом означает переход процессов адаптации в дезадаптацию. Последняя проявляется как в желании работника сменить место работы, так и в той позиции, которую занимает организация по отношению к нему.
Разработка мер, положительно влияющих на адаптацию, предполагает знание субъективных характеристик рабочего (его психофизиологические характеристики, пол, возраст, образование) и факторов производственной среды, характера их влияния (прямое или косвенное) на показатели и результаты адаптации. Поэтому при оптимизации процесса адаптации следует исходить из имеющихся возможностей предприятия (в части условий труда, гибкого графика, организации труда) и ограничений в изменении рабочего (в развитии способностей, в освобождении от отрицательных привычек), необходимо учитывать различия на новом и на прежнем месте работы, ибо они могут быть существенными, что послужит серьезным барьером для профессиональной мобильности и проведения кадровой политики предприятия.
Управляемый процесс адаптации для сотрудников немыслим без поддержки, как минимум трех сторон. Требуется своего рода «гид» по компании, роль которого обычно играет менеджер по персоналу: он знакомит новичка со структурой организации, процедурами, деятельностью департаментов и т.п. Рассказывать о распорядке работы, требованиях, давать оценку по окончании испытательного срока должен непосредственный руководитель. Ещё один сотрудник - опытный коллега - наставник - должен посвящать нового работника в тонкости функциональных обязанностей, оказывать практическую помощь в делах, отвечать на рабочие вопросы, давать пояснения.
Эффективное управление процессом
адаптации требуют большой
Программа адаптации в организации начинается сразу после того, как с кандидатом заключается контракт (трудовой договор). В программу адаптации вовлечены: новый работник организации, начальник соответствующего структурного подразделения организации, кадровая служба организации.
Программа адаптации представляет собой набор конкретных действий, которые нужно произвести сотруднику, ответственному за адаптацию. В ходе проведения программы должны затрагиваться вопросы: общее представление о фирме, политика организации, оплата труда, дополнительные льготы, охрана труда и соблюдение техники безопасности, работник и его отношения с профсоюзом, экономические факторы; далее следует перейти к специальной части, охватывающей вопросы, связанные конкретно с подразделением или рабочим местом, осуществляется в форме специальных бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, и собеседований с руководителем.
Закрепление работников на предприятии - это удержание работника, в котором заинтересован работодатель, на данной фирме необходимое время, для чего используются все методы материальной и моральной мотивации:
- стимулирование посредством выплаты денежных премий, определение зависимости результатов труда и вознаграждений за труд;
- обучение и развитие
персонала за счет
- участие в управление
компании, возможность реализовать
какие-то личностные амбиции
- создание и поддержание сплоченного коллектива, благоприятного социально-психологического климата;
- реально достижимые
- оплата транспортных
расходов или организация
- дополнительное медицинское
страхование работников и
- организация корпоративного досуга;
- создание корпоративной культуры;
- поощрение инициативы работников.
Для каждого конкретного предприятия методы закрепления работников на предприятии будут свои, исходя из политики компании и материальных возможностей, однако на каждом предприятии они есть, так как у каждой фирмы свои ценные кадры, которые поддерживают её основу и помогают развиваться.
Действенность всех применяемых методов закрепления работников на предприятии можно определить с помощью субъективных и объективных показателей. К субъективным относятся: отношение работника к труду и удовлетворенность его результатами, уровень социально-психологического климата, причины увольнения. К объективным относятся: производительность труда, средняя величина стажа работников на данном предприятии.
Есть масса определений понятия «адаптация», «профориентация» и «введение в должность», часто эти определения пересекаются, и авторы называют различными терминами схожие процессы. Введение в должность Веснин находит как процесс, имеющий цель ускорить освоение новичком работы, сократить период адаптации в коллективе, помочь найти контакты с сотрудниками. Профориентацию он рассматривает как вынужденную меру, которая необходима в случае одновременного прихода на фирму большого числа новых сотрудников. Адаптацию Веснин рассматривает как процесс приспособления к содержанию и условиям труда, социальной среде. [8]
Кибанов разделяет профориентацию и адаптацию. При этом адаптацию он считает элементом профориентации, определяя её как систему мер по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным качествам. [18]
В то же время другие авторы, считают профориентацию одним из этапов адаптации, рассматривая её как процесс знакомства сотрудника с работой и организацией и изменение собственного поведения в соответствии со средой.
Успешность адаптации во многом определяется объективностью оценки кандидатов на замещение вакантной должности при отборе. Задача отбора заключается не просто в поиске и выявлении квалифицированных кандидатов на должность, а в определении среди них тех, в системе приоритетов которых, эта деятельность стоит на одном из первых мест среди прочих ценностей, и обладающих теми качествами, которые помогут ему при вхождении в сложившийся коллектив. Новый сотрудник привносит в организацию «свежую струю», свой стиль работы. На уровне отдела в отношении нового сотрудника могут создаваться мобинговые ситуации, когда различными методами блокируется работа новичка, игнорируются его запросы, интересы, идет ущемление в информировании, создается эмоциональный прессинг. В результате, условия работы становятся невыносимыми. И это возникает не из-за того, что люди вокруг плохие. А потому, что ситуация изменилась и их интересы не согласуются с интересами организации в целом. Они лишаются каких-то приоритетов, увеличивается их нагрузка, изменяются требования, добавляются функции, например, обучить нового сотрудника. Смысл адаптационных мероприятий - корректное включение нового сотрудника в структуру организации и оценка результатов его деятельности [5]
Очень важный момент - выяснение того, чего хочет от сотрудника организация и как сотрудник понимает свои обязанности. На первом этапе адаптации должны работать очень четко такие механизмы, как:
-постановка задачи;
- выработка тезауруса
(общего языка, понятийного
- получение согласия сотрудника
на выполнение определенной
-получение обратной связи от сотрудника;
-оценка и корректирование его работы.
От социальных условий в новой организации, будь она коммерческой или государственной зависит, применит ли новый работник на практике знания, способности и навыки, полученные им в ходе предыдущего опыта жизни. [11]
Проанализировав литературу, можно сказать, что для эффективного управления адаптацией на предприятии необходимо обеспечить:
- структурное закрепление функции управления адаптацией;
- использование современных
технологий адаптации и
- внедрение системы мониторинга
показателей качества и
Следует также обратить внимание на метод адаптации, он должен органично вписаться в корпоративную культуру компании. [9]
Контроль происходящих процессов по адаптации нового работника организации в организации осуществляет кадровая служба организации.
Менеджеру по персоналу необходимо постоянно беседовать с новым сотрудником для мониторинга его психологического состояния, во время этих встреч необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- интерес к работе - устраивает ли новичка её содержание, условия, перспективы для реализации своего потенциала;
- психологический комфорт
- дает ли работа ощущение
- реакции на оценку - соглашается
ли новичок с мнением
- отношение к должностным обязанностям.
Полученные менеджером данные
помогут уладить возможные
К сожалению, ни один метод управления адаптацией не может выступать в качестве универсального инструмента. Использование тех или иных методов напрямую зависит от ситуации (от того, переводится ли сотрудник с одной должности на другую внутри компании, на какую должность, кто является инициатором поиска нового работника, каков уровень должности и т. д.). Учитывая этот факт и то, что, как правило, в адаптации заинтересованы именно собственники бизнеса, подход к организации успешной адаптации должен быть комплексным, т. е. опираться на совокупность методов и мер, направленных на адаптацию новичка. Под методом мы будем понимать набор средств, позволяющий гарантированно получать заданный результат в установленные сроки. Для начала рассмотрим, что такое успешная адаптация и по каким направлениям она ведется.
Информация о работе Внутрифирменная профессиональная ориентация нового работника