Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:01, курсовая работа
В каждой организации независимо от ее организационно-правовой формы осуществляется работа по комплектованию и подбору кадров необходимых профессий, должностей, специальностей и квалификации, подготовке и переподготовке кадров, ведению установленной документации по учету кадров, а также выполняются функции, связанные с трудовыми отношениями работников организаций (прием, перевод, увольнение и др.).
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА И ЗАКРЕПЛЕНИЮ РАБОТНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ……………………………6
1.1Понятие адаптации персонала и закрепления работников на
предприятии…………………………………………………………………..6
1.2 Современные подходы к решению проблем адаптации и закреплению
работников на предприятии………………………………………………..11
Методы, используемые для управления адаптацией ………………....13
РОЛЬ КАДРОВЫХ СЛУЖБ В АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ …21
Задачи кадровой службы в процессе адаптации ……………………....21
2.2 Программы профориентации …………………………………………..23
2.3Адаптация молодых специалистов ……………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………
2.2 Программы профориентации
В соответствии с этапами профориентации выделяют два основных вида программ профориентации: общую и частную.
Приведем пример содержания
общей программы
1. Общее представление о нанимателе:
краткая приветственная речь, включающая характеристику основного вида деятельности организации;
перспективы роста, цели руководства, основные приоритеты в деятельности, текущие и прогнозируемые стратегические проблемы;
обычаи, правовые нормы, корпоративные или государственные стандарты (в том числе поведения, внешнего вида, общения как со сторонними лицами, так и внутри коллектива);
текущие специфические функции производства или направления деятельности организации, в которую принимается работник;
конечный результат
сторонние производства или виды деятельности;
структура и внешние связи нанимателя, направления его деятельности;
необходимые сведения о руководстве организации.
2. Оплата труда работника:
нормы оплаты;
условия роста оплаты труда;
порядок компенсации за работу в выходные дни, при сверхурочной, ночной работе;
возмещение расходов в связи с командировками, использованием личного транспорта, мобильной связи, расходных материалов и др.;
формы выплаты заработной платы и компенсаций;
другие виды материальной помощи;
виды и случаи удержаний;
реализация собственной продукции, работ, услуг для работников.
3. Дополнительные льготы:
пособия по временной нетрудоспособности;
наличие профессионального стажа;
возможность повышения квалификации или другого профобучения;
виды страхования;
пособия: выходные, в связи с болезнями в семье, тяжелой утратой, выходом на пенсию и др.;
организация питания;
лечение у стоматологов;
дополнительные услуги организации для своих работников.
4. Охрана труда и техника безопасности:
меры предосторожности, производственная санитария и гигиена;
средства индивидуальной защиты;
проверка безопасности оборудования и механизмов;
здравоохранение и места оказания первой медицинской помощи;
предупреждение о возможных производственных опасностях;
правила противопожарной безопасности;
правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них;
требования к физической подготовке;
ограничения, связанные с курением.
5. Взаимоотношения с профсоюзом:
участие в профсоюзе и отношения между профсоюзом и организацией;
сроки и условия найма, испытательный срок;
права и обязанности работника;
назначения, перемещения;
дисциплина и взыскания;
рассмотрение споров и жалоб.
6. Служба быта:
организация прихода (ухода), движения внутри организации, наличие служебных входов, турникетов;
условия для парковки личного автотранспорта;
организация питания;
комната отдыха.
Приведем пример содержания специализированной программы профориентации.
1. Функции подразделения:
цели, задачи, статус подразделения;
организация и структура управления;
функциональные особенности;
разделение ответственности;
взаимоотношения с другими структурными подразделениями и руководством организации;
взаимосвязь между работниками внутри подразделения.
2. Обязанности работника:
детальное описание функциональных обязанностей;
характеристика оценок исполнения обязанностей;
описание роли текущей работы в составе общей деятельности организации (подразделения);
выделение ряда проблем, связанных с выполнением обязанностей, а также определение примерных путей их решения;
определение качественных и количественных норм труда;
особенности рабочего времени (включая как рабочее время, так и время и продолжительность перерывов);
календарные или сезонные особенности увеличения объема выполнения работ;
дополнительные обязанности (совмещение, расширение зоны обслуживания, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, заместительство и др.).
3. Нормативное регулирование:
нормы и правила, характерные только для данного вида работы;
правила техники безопасности, пожарной безопасности и др.;
информирование о несчастных
случаях, угрозе жизни и здоровью,
а также порче имущества
санитарные и гигиенические стандарты;
информационная безопасность и контроль за сохранностью материальных ценностей;
требования к срокам и формам взаимоотношений с работниками других структурных подразделений (например, при отъезде в командировку, закупке оборудования, проведении инвентаризации и др.);
движение материальных ценностей внутри организации (подразделения);
оформление (движение, хранение) документации;
организация контроля за исполнением нормативных актов.
4. Изучение непосредственно самого подразделения:
место расположения основного рабочего места (зоны, территории выполнения трудовой функции);
места хранения личных вещей, расположение комнаты отдыха и душевых;
механизмы оповещения правоохранительных органов, специалистов МЧС и медицинских работников;
расположение аптечки, огнетушителей, противогазов и др.;
организация быта на рабочем месте (кофе, курение, вода для питья и умывальники);
допуск к использованию оборудования;
режим работы;
выходы, входы, организация безопасности (ключи, пропуски);
помещения технического обслуживания;
места оказания первой помощи.
5. Знакомство с коллегами по структурному подразделению.
В целом профориентационная работа направлена на обеспечение успешности адаптации работников к будущей деятельности. Этому могут способствовать престиж и привлекательность рода деятельности, а также престиж самой организации.
Наверняка одной из важных
проблем кадровой работы в организации
при привлечении персонала
Под адаптацией понимается взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном привыкании сотрудника к новым профессиональным, социальным и организационно-экономическим условиям труда.
При приеме на работу человек
включается в систему
Эффективность адаптации зависит от ряда условий, к которым можно отнести:
- качественный уровень
работы по профессиональной
- объективность оценки профессиональных результатов;
- наличие благоприятного
социально-психологического
- привлекательность профессии,
должности, а также самой
- наличие системы обучения;
- особенности организации
труда, реализующие
- личностные свойства сотрудника, связанные с его возрастом, психологическими чертами, семейным положением и т.п.
Успех трудовой адаптации работников напрямую зависит от качественного уровня профориентационной работы. Профориентация позволяет формировать взаимосвязи работников и организаций еще на стадиях, предшествующих непосредственной адаптации. Проведение различных форм профориентации помогает обеспечить наибольшую сопряженность требований профессии (должности) и свойств личности. [10]
2.3 Адаптация молодых специалистов
Особую роль в процессе адаптации необходимо выделить для молодых специалистов. В своем большинстве данная категория специалистов, получив свое первое образование, впервые преступает к работе, занимает свое первое рабочее место.
Для скорейшей адаптации молодых специалистов и приобретения ими профессиональных навыков на предприятиях организуется на срок до шести месяцев, как правило, наставничество (стажировка) в соответствии с приказом директора о закреплении молодого специалиста за наставником.
Выбор наставника определяет руководитель подразделения совместно с отделом кадров.
Наставник - это сотрудник организации, задачей которого является введение молодого специалиста в должность.
Определим цели и задачи наставничества:
- оказание помощи молодому работнику в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами труда, передачи наставником личного опыта;
- создание условий для становления квалифицированного и технически грамотного работника;
- вовлечение молодого работника в трудовой процесс и общественную жизнь организации с учетом его индивидуальных склонностей, закрепление его в организации;
- адаптация молодого работника в трудовом коллективе, освоение им корпоративной культуры, принятие традиций трудового коллектива и правил поведения в организации;
- формирование высоких нравственных принципов, чувства долга и ответственности, уважения к профессии и добросовестного отношения к трудовой деятельности;
- повышение качества подготовки и квалификации молодых работников (специалистов), постоянное совершенствование форм и методов наставничества;
- снижение текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с нанимателем;
- создание в коллективе благоприятного социально-психологического климата.[20]
Наставник должен обладать следующими качествами:
- высоким уровнем профессиональной компетенции;
- способностью и готовностью делиться своим опытом - умением доходчиво объяснять информацию, системным представлением о своем участке работы и работе подразделения;
- коммуникативными навыками, гибкостью в общении.
Наставник обязан, проводить процедуру наставничества в соответствии с программой адаптации молодого специалиста, представить молодого специалиста коллективу и ознакомить с расположением отделов в организации, познакомить молодого специалиста со спецификой отдела: целями, задачами подразделения, организационной структурой, взаимодействием с другими подразделениями, познакомить с технологией работы, документооборотом и программным обеспечением, традициями и правилами поведения в организации, проводить консультации молодого специалиста по текущим вопросам, оказать помощь новому сотруднику в организации его рабочего места, корректно, позитивно относиться к новому сотруднику, рационально распределять рабочее время: совмещать функции по основной работе с функциями наставничества за счет рационального планирования рабочего времени.
Также наставник должен осуществлять текущий контроль над работой молодого специалиста, своевременно корректировать неправильные действия в работе, проявлять заботу о новом сотруднике: обстоятельно разъяснять возникающие вопросы, прививать культуру компании.
Если в период адаптации новый сотрудник совершает виновные действия или проявляет себя как некомпетентный работник, без заинтересованности в собственном обучении, наставник обязан поставить в известность начальника подразделения и работника отдела кадров.
Наставник имеет право:
- осуществлять
деятельность согласно
Информация о работе Внутрифирменная профессиональная ориентация нового работника