Вступление Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО): аргументы за и против

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей задачей внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь на современном этапе является вхождение в систему мирохозяйственных связей как равноправного участника. Ее реализации должно способствовать взаимодействие страны с региональными интеграционными союзами других государств, а также участие в международных экономических и финансовых организациях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВСТУПЛЕНИЯ СТРАН В ВТО…………………………………………………………………………………..6
1.1. Роль Всемирной торговой организации в либерализации международной торговли……………………………………………………………………………..6
1.2. Принцип деятельности ВТО……………………………………………….10
1.3. Процедура присоединения к ВТО…………………………………………....13
2. ЭТАПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВТО….....18
2.1. Переговорный процесс по присоединению Республики Беларусь
к ВТО……………………………………………………………………………..18
2.2. Техническая помощь при вступлении в ВТО……………………………..23
3. ВСТУПЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВТО: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ……………………………………………………………………..27
3.1. Перспективы или Основные цели Республики Беларусь при вступлении в ВТО………………………………………………………………………………….27
3.2. Преимущества вступления Республики Беларусь в ВТО………………...31
3.3. Потенциальные риски при вступлении Республики Беларусь в ВТО…..34
3.4. Оценка негативных последствий вступления Республики Беларусь
в ВТО……………………………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................46

Файлы: 1 файл

Курсовая Норко ОН.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

Высшим органом ВТО определена Конференция министров, объединяющая представителей всех стран – членов. Конференция министров назначает Генерального директора ВТО, который назначает сотрудников подразделений Секретариата ВТО, который в свою очередь является исполнительным органом организации. Первая Конференция министров состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре. Ее повестка рассматривала такие вопросы, как связь международной торговли и защиты окружающей среды; международной торговли и инвестиций. Важным решением Конференции министров явилось образование в рамках ВТО рабочей группы по изучению вопросов взаимозависимости между торговлей и инвестициями, а также рабочей группы по изучению проблем взаимосвязи между торговлей и политикой конкуренции. Также была создана рабочая группа по вопросам правительственных закупок. [15, c. 45]. Вторая Конференция министров состоялась в мае 1998 г. в Женеве, где подводились итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО. В декларации по итогам этой конференции сформулировано поручение Генеральному совету: подготовить решение по срокам проведения, повестки дня и параметрам нового раунда многосторонних торговых переговоров. Третья Конференция министров ВТО, которая проходила с 30 ноября по 3 декабря 1999 г. в Сиэтле (США), была посвящена обсуждению выполнения странами – членами организации действующих соглашений Уругвайского раунда, а также возможному включению в будущие переговоры принципиально новых сфер – конференции, экологии, трудовых стандартов, а также тарифов на промышленные товары. С 9 по 14 ноября 2001 г. в городе Доха (Катар) проходила Четвертая Конференция министров Всемирной торговой организации. На конференции странами – членами ВТО ставилась задача принять решение об открытии нового раунда многосторонних торговых переговоров. Пятая Конференция министров (прошла с 10 – 14 сентября 2003 г. в г. Канкун, Мексика) завершилась безрезультатно вследствие серьезных противоречий между развитыми и развивающимися странами.

Сохраняя все  основные положения ГАТТ, ВТО ставит своей задачей обеспечить свободу  торговли не просто либерализацией условий, а независимой системой увязок. Смысл  увязок заключается в том, что  страны-участницы обязуются принимать торговые решения по одностороннему повышению тарифов только с одновременной либерализацией импорта других товаров. Эта увязка протекционистских (защита национального производителя) и либерализующих (свобода торговли) программ должна исключить возможность одностороннего роста протекционистских действий государств. В рамках ВТО действует также Соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам права на интеллектуальную собственность (ТРИПС). ВТО выведена из состава ООН и обладает собственным независимым статусом – наряду с МВФ и МБРР [4, с.99].

Исходя из описанных  выше целей ВТО, а также ее правовой базы, можно сказать, что данная организация является сложным торговым комплексом, затрагивающим интересы почти всех развитых стран мира. Функционирование данной организации становится понятными после описания основных принципов ее деятельности, являющихся обязательными для всех стран-участниц [18, с. 132].

 

1.2. Принцип деятельности ВТО

Основополагающими принципами ВТО в области регулирования международной торговли и торговой политики являются:

Принцип наибольшего благоприятствования uли принцип недискриминации. Этот принцип требует, чтобы любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленные любой страной-участницей любому продукту, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, были распространены немедленно и, безусловно, на аналогичный продукт, происходящий из или предназначенный для всех других стран-участниц. Режим наибольшего благоприятствования носит безусловный характер и страны, вступившие в ВТО, обязаны применять данную статью в ее полном объеме. Это означает, что если в ходе двусторонних переговоров договаривающаяся сторона предоставляет другой стороне тарифные льготы, то такие же льготы в принципе имеют право требовать все остальные договаривающиеся стороны, т.е. ни одна страна не должна предоставлять особые торговые преимущества другой стране или применять в отношении недискриминационный подход.

Принцип национального режима. Данный принцип устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю.

Принцип зашиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количественные ограничения (квоты), стандарты и др. Таким образом, данный принцип гласит, что ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий и других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов.

Принцип создания устойчивой основы торговли. Обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных договаривающимися сторонами. Это предполагает, что тарифы должны сокращаться посредством  многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии.

Принцип содействия справедливой конкуренции. Речь идет о решении, вопросов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержаться правила, используемые правительствами с целью реагирования на демпинг, осуществляемый на их внутреннем рынке заграничными конкурентами. В ВТО может быть поставлен вопрос о наличии экспортных и внутренних субсидий и об использовании компенсационных пошлин с целью уменьшения негативных последствий субсидий. Необходимость многостороннего регулирования в данной сфере обусловлена прежде всего тем, что субсидирование производства и экспорта продукции обеспечивает экспортерам определенные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке. Применение таких мер одной страной вызывает ответную реакцию со стороны других стран, которым, по их мнению, наносится ущерб. Это приводит к взаимным обвинениям в недобросовестной конкуренции, введению так называемых компенсационных мер. Отсюда стремление ВТО не допустить ведение “войны субсидий” и использование компенсационных мер в протекционистских целях.

Общее запрещение количественных ограничений  импорта. Такие ограничения до сих пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами. Исключение составляют случаи применения количественных ограничений в целях защиты платежного баланса и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего производства.

Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах. В данном случае предусматриваются “изъятия” и применение “защитной оговорки”. “Изъятия” означают возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговыми обстоятельствами. “Защитная оговорка” предполагает возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в увеличивающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям.

Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отношении друг друга. Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев. Предусматривается, что региональные торговые группировки могут выступать как таможенный союз или зона свободной торговли. В обоих случаях пошлины и другие барьеры практически во всей торговле между странами группировки должны быть ликвидированы. В зоне свободной торговли каждая страна-член проводит свою собственную внешнеторговую политику, включая установление тарифов в отношении третьих стран. В случае таможенного союза устанавливается единый таможенный тариф для третьих стран. Региональная интеграция призвана дополнять многостороннюю торговую систему.

Специальные условия для развивающихся  стран предусматривают поощрение оказания помощи развивающимся странам и обеспечение им более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки, а также освобождение этих стран от взаимности по обязательствам о сокращении или устранении тарифов и других торговых барьеров. По итогам Токийского раунда было принято положение о предоставлении развивающимся странам режима всеобщей системы преференций (ВСП), которая допускает специальный торговый режим для наименее развитых стран.

Исключение в отношении  текстиля и одежды предполагает регулирование (в соответствии с Соглашением о многих видах волокон) торговли этими товарами путем установления промышленно развитыми странами квот на импорт текстиля и одежды из более конкурентоспособных развивающихся стран [3, с.147-149].

Приведенные выше принципы деятельности ВТО являются основополагающими для всех торговых процессов и механизмов, присущих международной торговле, и направлены на справедливое регулирование деловых  отношений между странами. Однако, следование данным принципам торгового кодекса может быть обеспечено в полной мере только в случае вхождения стран-участниц непосредственно в саму организацию. Исходя из этого, процедура вхождения в ВТО должна быть известна каждой стране, так как ВТО является свободной организацией.

 

1.3. Процедура  присоединения к ВТО

Условия для  развития национального бизнеса, роста  его конкурентоспособности при вступлении государства в ВТО в значительной степени зависят от переговорного процесса присоединения страны к международной организации и принятых обязательств. Поэтому очень важно прагматично, в интересах государства и бизнеса, пройти процедуру присоединения к ВТО. В соответствии со статьей XII Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации «любое государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении своей внешнеторговой политики, может присоединиться к настоящему Соглашению на условиях, согласованных между ними и ВТО». Опыт деятельности ВТО свидетельствует, что страны вступали в международную организацию отдельными государствами. В истории ВТО известно несколько случаев присоединения отдельных таможенных территорий, например Китайского Тайпея, но нет прецедента присоединения

таможенного союза [3, с. 147].

Самым крупным  таможенным союзом в мире является Европейский союз. ЕС является полноправным членом ВТО, как и каждое из входящих в него государств. При вступлении в ВТО таможенным союзом следует помнить, что государства — члены союза должны обладать полной автономией в регулировании всех сфер деятельности ВТО (торговля товарами, услугами, правами интеллектуальной собственности), а также системных вопросов.

Страна —  кандидат на вступление в ВТО прежде всего должна получить статус наблюдателя в органах ВТО. Положения Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации не регламентируют данный статус. В этой области действует сложившаяся практика. Для получения статуса наблюдателя правительство страны-кандидата должно направить письмо на имя Генерального директора ВТО, который, в свою очередь, сообщает поступившую просьбу Генеральному совету. Вопрос о предоставлении статуса наблюдателя, как правило, решается на основе консенсуса. Получив статус наблюдателя, правительство страны-кандидата в течение не более 5 лет должно принять решение о начале процесса присоединения к ВТО. На 24 августа 2012 г. статус наблюдателя в ВТО имеют 27 государств.

Процедура присоединения к ВТО определена статьей XII Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации, она достаточно масштабна по комплексу вопросов, требующих согласования, и состоит из нескольких этапов, отображенных в схеме 1:

 

 

 

 

 

 

Схема 1. Основные этапы присоединения  к ВТО

 

 

 

 

 

 

Подготовка  Меморандума о торговом режиме

И представление  его в Генеральный совет

 

Вопросы членов ВТО по меморандуму

и ответы кандидата


 


 

 

 

 

 


 


 



 



 

                                                    30 дней после принятия


 


 

 

 

Примечание – Источник: составлено по [2]

 

 

В процедуре присоединения страны-кандидата к ВТО можно выделить следующие этапы:

первый — получение статуса наблюдателя ВТО;

второй — начало процесса присоединения к ВТО: страна-кандидат направляет в Генеральный совет заявление о намерении присоединиться к данной организации. Генеральный совет рассматривает заявление и принимает решение о создании Рабочей группы. В ее состав может войти любая страна — член ВТО, заинтересованная в проведении переговоров со страной-кандидатом об условиях ее присоединения;

третий — вступающее в ВТО государство по предложению Рабочей группы готовит Меморандум о внешнеторговом режиме, характеризующий систему регулирования торговли товарами, услугами, движения капитала и рабочей силы. Кандидат представляет Меморандум и отвечает на уточняющие вопросы членов Рабочей группы;

четвертый — подготовка и проведение многосторонних переговоров в рамках Рабочей группы (по системным вопросам) и двусторонних переговоров по следующим направлениям:

Информация о работе Вступление Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО): аргументы за и против