Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:14, курсовая работа
Важнейшей задачей внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь на современном этапе является вхождение в систему мирохозяйственных связей как равноправного участника. Ее реализации должно способствовать взаимодействие страны с региональными интеграционными союзами других государств, а также участие в международных экономических и финансовых организациях.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВСТУПЛЕНИЯ СТРАН В ВТО…………………………………………………………………………………..6
1.1. Роль Всемирной торговой организации в либерализации международной торговли……………………………………………………………………………..6
1.2. Принцип деятельности ВТО……………………………………………….10
1.3. Процедура присоединения к ВТО…………………………………………....13
2. ЭТАПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВТО….....18
2.1. Переговорный процесс по присоединению Республики Беларусь
к ВТО……………………………………………………………………………..18
2.2. Техническая помощь при вступлении в ВТО……………………………..23
3. ВСТУПЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВТО: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ……………………………………………………………………..27
3.1. Перспективы или Основные цели Республики Беларусь при вступлении в ВТО………………………………………………………………………………….27
3.2. Преимущества вступления Республики Беларусь в ВТО………………...31
3.3. Потенциальные риски при вступлении Республики Беларусь в ВТО…..34
3.4. Оценка негативных последствий вступления Республики Беларусь
в ВТО……………………………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................46
2.2. Техническая помощь при вступлении в ВТО
В соответствии
с Меморандумом о взаимопонимании
и приоритетных направлениях сотрудничества
в области международной
Цель проекта: оказание помощи Правительству Республики Беларусь при вступлении Беларуси в ВТО посредством укрепления экспертного потенциала национальных (государственных) институтов, а также повышения осведомленности общественности относительно процесса и последствий вступления страны в ВТО.
Срок реализации проекта:
1 фаза — февраль 2008 г. — февраль 2010 г.,
2 фаза – март 2010 г. – июль 2012 г.,
3 фаза – август 2012 г. – июль 2013 г.
Основные результаты первой фазы реализации проекта.
Первый компонент, предусматривающий организацию и проведение аналитических исследований, связанных с присоединением Республики Беларусь к ВТО.
1. Международный
эксперт С.Эвенетт подготовил
аналитическую записку на
2. Международный эксперт М.Люке (ведущий экономист, Кильский институт мировой экономики, Германия) и Дж.Минку (эксперт в области торговли и развития, Молдова) разработали аналитическую записку «Пути минимизации возможных рисков для отдельных секторов экономики, связанных с вступлением Республики Беларусь в ВТО с рекомендациями по адаптации системы государственной поддержки (субсидирования) Республики Беларусь к работе в условиях ВТО».
Второй компонент, который направлен на повышение институционального потенциала путем передачи современных знаний и навыков, необходимых в процессе и после присоединения к ВТО.
1. В период
с 24 по 29 ноября 2008 г. шесть экспертов
из Беларуси прошли тренинг
в ЮНКТАД (Конференция ООН по
торговле и развитию). Потенциал
экспертов задействован в
2. Организовано два визита экспертов по линии ЮНКТАД в Беларусь в рамках технических и консультативных миссий:
- техническая и консультативная миссия эксперта ЮНКТАД в области сельского хозяйства Р.Питерса осуществлена в период с 22 по 23 октября 2008 г.
- визит в Беларусь международных экспертов Б.Слэя, ведущего экономиста Регионального бюро ПРООН по странам Европы и СНГ (США); М.Люке, ведущего экономиста Кильского института мировой экономики (Германия); и Дж.Минку, консультанта в области торговли и развития (Молдова), для участия в международном круглом столе 18 июня 2009 г.
В рамках третьего компонента, предусматривающего информирование делового сообщества, научных кругов и общественности о целях, выгодах и рисках вступления страны в ВТО:
1. Опубликованы три пособия по ВТО:
для государственных служащих – «Всемирная торговая организация: основы деятельности, процедуры, опыт вступления»;
для представителей СМИ – «115 вопросов о многосторонней торговой системе ГАТТ/ВТО»;
для бизнес-сообщества – «Всемирная торговая организация: взаимодействие государства и бизнеса».
2. В 2008–2009 гг. в Могилеве, Гомеле, Бресте, Гродно и Витебске для представителей местных органов власти, делового сообщества, ключевых предприятий регионов, в том числе малых и средних, проведены региональные семинары-дискуссии «ВТО: принципы деятельности, преимущества и последствия вступления для субъектов хозяйствования Республики Беларусь».
3. Проведен двухдневный
международный семинар-
4. Организован
международный круглый стол «
С докладами
на круглом столе выступили
Мероприятия и основные результаты в рамках второй фазы реализации проекта.
В рамках первого компонента проекта «Проведение исследований для оценки возможных последствий, связанных с присоединением Республики Беларусь к ВТО», осуществлен анализ законодательства Республики Беларусь (порядка 1400 нормативных правовых актов) и правоприменительной практики на предмет соответствия правилам ВТО; разработаны рекомендации по внесению возможных изменений/дополнений в соответствующие нормативные правовые акты по следующим областям регулирования:
▪ внешнеэкономическая деятельность;
▪ налоговое законодательство;
▪ деятельность в финансовой сфере;
▪ регулирование рынка услуг;
▪ защита прав интеллектуальной собственности;
▪ предоставление субсидий;
▪ ценообразование;
▪ применение количественных ограничений и эквивалентных им мер валютного регулирования;
▪ продвижение национальных товаров на внутренний рынок;
▪ государственные закупки;
▪ законодательство, регулирующее деятельность особых экономических зон и другие.
В рамках второго компонента
проекта «Усиление
В ноябре-декабре 2011 года проведены два обучающих семинара (базового и специализированного уровня) для представителей государственных органов, научного сообщества.
В марте 2012 г. ряд сотрудников
государственных органов прошли
обучение на краткосрочных
В апреле 2012 г. Минске организован семинар «Стратегия и тактика международных торговых переговоров» с участием представителей Санкт-Петербургского государственного университета.
В мае 2012 г. проведены экспертные консультации по вопросам ВТО в г. Москве, в которых приняли участие специалисты государственных органов и организаций Республики Беларусь.
В июле 2012 г. с участием одного из ведущих экспертов Российской Федерации в области торговой политики А.П. Портанского организован семинар, посвященный вступлению Российской Федерации в ВТО в условиях функционирования ЕЭП. В мероприятии приняли участие специалисты более 10 государственных органов и организаций.
В рамках третьего компонента проекта «Повышение осведомленности общественности относительно процесса вступления в ВТО» в ноябре 2011 г. организован и проведен международный круглый стол «Вступление в ВТО и региональная интеграция как инструменты вхождения Беларуси в многостороннюю торговую систему» с участием представителей заинтересованных государственных органов, международных организаций, экспертов исследовательских центров, бизнес-союзов, в ходе которого обсуждены актуальные вопросы текущего этапа присоединения Беларуси к ВТО и перспективы данного процесса с учетом интеграционных процессов на пространстве СНГ.
Для целей обеспечения преподавания спецкурса по тематике ВТО и международной экономической интеграции в адрес академических кругов направлены пособия по проблематике ВТО, изданные в рамках реализации проекта технической помощи.
Реализация третьей фазы проекта началась в августа 2012 года. В ее рамках планируется проведение исследований для оценки возможных последствий, связанных со вступлением Беларуси в ВТО, перевод ряда нормативно-правовых актов Беларуси в области внешнеэкономической деятельности, организация семинаров и консультаций по вопросам присоединения Беларуси к ВТО, подготовка аналитических материалов по вопросам участия страны в ЕЭП и ВТО, а также организация круглого стола по проблематике Всемирной торговой организации.
2 ноября 2012 г.
Министерством иностранных дел
Республики Беларусь совместно
с Белорусской торгово-
Можно сделать вывод, что в процессе проведения переговоров по вступлению Республики Беларусь в ВТО, правительством была сделана большая работа по подготовке законодательной базы к изменениям в соответствии с международными требованиями, а также по информированию общественности и подготовке лиц, непосредственно участвующих в данном процессе. Однако необходимо провести анализ будущих последствий вступления Республики Беларусь в ВТО [16, с. 4-5].
3. ВСТУПЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВТО
3.1. Перспективы и основные цели Республики Беларусь при вступлении в ВТО
К основным целям, которые преследует Республика Беларусь при условии присоединения к ВТО, можно отнести:
- недискриминационный доступ к рынкам более 150 государств-членов ВТО (на сегодняшний день более 90% от всего торгового оборота регулируется правилами ВТО);
- обеспечение международной правовой защиты экономических интересов страны. При вступлении в ВТО Республика Беларусь получит определенные права и обязанности в качестве члена-экспортера и члена-импортера. В качестве члена-экспортера у нее будет право защищать себя от "серьезного вреда" своим интересам и от "потери или уменьшения прибылей", полагающихся ей как члену. Таким образом, если субсидии других членов будут оказывать отрицательное воздействие на ее экспорт, то у нее будет право обратиться за помощью, что в результате теоретически приведет к прекращению указанных субсидий или даст ей право на принятие контрмер. В качестве члена-импортера у нее будет право обратиться за помощью, если субсидируемый импорт из другой страны наносит ущерб ее внутренней промышленности. В качестве члена-экспортера и члена-импортера у нее будет обязанность иметь институциональный механизм для проведения объективного расследования о существовании субсидий и их объемах, а также о наличии ущерба, или серьезного вреда, или потере, или уменьшения прибыли;
- значительное улучшение открытости торговой политики и практики торговых партнеров, обеспечивающее большую безопасность в торговых отношениях;
- наличие правовой основы для устранения дискриминационных мер (количественных ограничений, антидемпинговых, компенсационных и защитных мер), применяемых крупнейшими государствами в торговле с Беларусью. Членство в ВТО уменьшит риск одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер дискриминационного характера, которые в последнее время вводятся в отношении некоторых белорусских товаров со стороны ряда государств, и, прежде всего, экономически более развитых. Республике важно добиться, чтобы в ходе разрешения таких конфликтов с помощью применяемых в ВТО механизмов и процедуры споров, и, в первую очередь, при проведении антидемпинговых расследований, принимались во внимание специфические местные экономические условия (невысокая заработная плата, все еще относительно низкие цены на энергоносители и др.), которые на отдельные виды товаров формируют более низкие цены, чем на рынках, например, Европейского Союза [16, с. 16].
Беларусь уже в полной мере столкнулась с этой проблемой: две основные конкурентоспособные и валютоемкие статьи белорусского экспорта - калийные удобрения и химические волокна и ряд других товаров - в настоящее время находятся под действием антидемпинговых санкций на важнейшем для республики рынке Европейского Союза. При этом методика самих антидемпинговых разбирательств такова, что исполнительные органы ЕС произвольно присваивают Беларуси и другим государствам с переходной экономикой статус страны с государственной системой торговли и "нерыночной" экономикой, практически игнорируется заключенный между Республикой Беларусь и Европейским Союзом в 1995 году широкомасштабный договор о партнерстве и сотрудничестве, в котором переходный статус Беларуси оговорен. На этом основании производятся расчеты и принимаются решения, заведомо и полностью вытесняющие белорусские товары с рынка ЕС;