Вступление Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО): аргументы за и против

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей задачей внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь на современном этапе является вхождение в систему мирохозяйственных связей как равноправного участника. Ее реализации должно способствовать взаимодействие страны с региональными интеграционными союзами других государств, а также участие в международных экономических и финансовых организациях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВСТУПЛЕНИЯ СТРАН В ВТО…………………………………………………………………………………..6
1.1. Роль Всемирной торговой организации в либерализации международной торговли……………………………………………………………………………..6
1.2. Принцип деятельности ВТО……………………………………………….10
1.3. Процедура присоединения к ВТО…………………………………………....13
2. ЭТАПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВТО….....18
2.1. Переговорный процесс по присоединению Республики Беларусь
к ВТО……………………………………………………………………………..18
2.2. Техническая помощь при вступлении в ВТО……………………………..23
3. ВСТУПЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВТО: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ……………………………………………………………………..27
3.1. Перспективы или Основные цели Республики Беларусь при вступлении в ВТО………………………………………………………………………………….27
3.2. Преимущества вступления Республики Беларусь в ВТО………………...31
3.3. Потенциальные риски при вступлении Республики Беларусь в ВТО…..34
3.4. Оценка негативных последствий вступления Республики Беларусь
в ВТО……………………………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................46

Файлы: 1 файл

Курсовая Норко ОН.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Техническая помощь при вступлении в ВТО

В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании  и приоритетных направлениях сотрудничества в области международной торговли, инвестиций и развития, подписанным 16  июля   2007 г. Премьер-министром Республики Беларусь С.С.Сидорским, Генеральным секретарем Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) П.Супачаи и Представителем ООН/ПРООН в Республике Беларусь Д.Султаноглу, МИД совместно с ПРООН был разработан проект международной технической помощи «Содействие Правительству Республики Беларусь при вступлении в ВТО через усиление экспертного и институционального потенциала», который был одобрен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. №1863.

Цель проекта: оказание помощи Правительству Республики Беларусь при вступлении Беларуси в  ВТО посредством укрепления экспертного  потенциала  национальных (государственных) институтов, а также повышения  осведомленности общественности относительно процесса и последствий вступления страны в ВТО.

Срок реализации проекта:

1 фаза — февраль  2008 г. — февраль 2010 г.,

2 фаза – март 2010 г. – июль 2012 г.,

3 фаза – август 2012 г. – июль 2013 г.

Основные результаты первой фазы реализации проекта.

Первый компонент, предусматривающий организацию  и проведение аналитических исследований, связанных с присоединением Республики Беларусь к ВТО.

1. Международный  эксперт С.Эвенетт подготовил  аналитическую записку на английском  языке «Возможные и оптимальные для Республики Беларусь сценарии развития региональных интеграционных объединений в свете правил ВТО; влияние условий вступления Российской Федерации и Украины в ВТО на белорусские экспортные интересы».

2. Международный  эксперт М.Люке (ведущий экономист, Кильский институт мировой экономики, Германия) и Дж.Минку (эксперт в области торговли и развития, Молдова) разработали аналитическую записку «Пути минимизации возможных рисков для отдельных секторов экономики, связанных с вступлением Республики Беларусь в ВТО с рекомендациями по адаптации системы государственной поддержки (субсидирования) Республики Беларусь к работе в условиях ВТО».

Второй компонент, который направлен на повышение  институционального потенциала путем  передачи современных знаний и навыков, необходимых в процессе и после присоединения к ВТО.

1. В период  с 24 по 29 ноября 2008 г. шесть экспертов  из Беларуси прошли тренинг  в ЮНКТАД (Конференция ООН по  торговле и развитию). Потенциал  экспертов задействован в реализации  основных мероприятий проекта.

2. Организовано  два визита экспертов по линии  ЮНКТАД в Беларусь в рамках  технических и консультативных  миссий:

- техническая и консультативная миссия эксперта ЮНКТАД в области сельского хозяйства Р.Питерса осуществлена в период с 22 по 23 октября 2008 г.

- визит в Беларусь международных экспертов Б.Слэя, ведущего экономиста Регионального бюро ПРООН по странам Европы и СНГ (США); М.Люке, ведущего экономиста Кильского института мировой экономики (Германия); и Дж.Минку, консультанта в области торговли и развития (Молдова), для участия в международном круглом столе 18 июня 2009 г.

В рамках третьего компонента, предусматривающего информирование делового сообщества, научных кругов и общественности о целях, выгодах  и рисках вступления страны в ВТО:

1. Опубликованы  три пособия по ВТО: 

для государственных  служащих – «Всемирная торговая организация: основы деятельности, процедуры, опыт вступления»;

для представителей СМИ – «115 вопросов о многосторонней торговой системе ГАТТ/ВТО»;

для бизнес-сообщества – «Всемирная торговая организация: взаимодействие государства и бизнеса».

2. В 2008–2009 гг. в Могилеве, Гомеле, Бресте, Гродно  и Витебске для представителей  местных органов власти, делового  сообщества, ключевых предприятий  регионов, в том числе малых и средних, проведены региональные семинары-дискуссии «ВТО: принципы деятельности, преимущества и последствия вступления для субъектов хозяйствования Республики Беларусь».

3. Проведен двухдневный  международный семинар-дискуссия  «Всемирная торговая организация: экономические и экологические аспекты вступления» организован 23–24 октября 2008 г. на базе БГЭУ. В мероприятии приняли участие эксперты из Швейцарии, Нидерландов, России, Украины, Молдовы, Грузии и других государств, представители органов государственного управления, профессорско-преподавательского состава ведущих вузов (БГЭУ, БГУ, Академии управления), бизнес-союзов и др.

4. Организован  международный круглый стол «Развитие  торговли и продвижение экспорта  в современном мире: перспективы  для Беларуси» состоялся 18 июня 2009 г. в гостинице «Краун Плаза» (Минск). В мероприятии приняли участие представители республиканских органов государственного управления, входящих в состав Межведомственной комиссии по присоединению Беларуси к ВТО, ведущих ВУЗов, бизнес-сообщества, а также международных организаций, аккредитованных в Беларуси (ОБСЕ, Всемирный банк, Европейская комиссия и др.).

С докладами  на круглом столе выступили крупные  международные эксперты, главные  экономисты из Регионального центра ПРООН в Братиславе, Кильского института мировой экономики (Германия), а также консультант в области торговли и развития (Молдова).

Мероприятия и  основные результаты в рамках второй фазы реализации проекта.

В рамках первого  компонента проекта «Проведение  исследований для оценки возможных последствий, связанных с присоединением Республики Беларусь к ВТО», осуществлен анализ законодательства Республики Беларусь (порядка 1400 нормативных правовых актов) и правоприменительной практики на предмет соответствия правилам ВТО; разработаны рекомендации по внесению возможных изменений/дополнений в соответствующие нормативные правовые акты по следующим областям регулирования:

▪ внешнеэкономическая деятельность;

▪ налоговое законодательство;

▪ деятельность в финансовой сфере;

▪ регулирование рынка услуг;

▪ защита прав интеллектуальной собственности;

▪ предоставление субсидий;

▪ ценообразование;

▪ применение количественных ограничений и эквивалентных им мер валютного регулирования;

▪ продвижение национальных товаров на внутренний рынок;

▪ государственные закупки;

▪ законодательство, регулирующее деятельность особых экономических зон и другие.

В рамках второго компонента проекта «Усиление национального  потенциала по различным аспектам подготовки страны к вступлению в ВТО» оказана  техническая помощь по доработке англоязычной версии Плана нормотворческих работ по приведению национального законодательства в соответствие с нормами ВТО.

В ноябре-декабре 2011 года проведены  два обучающих семинара (базового и специализированного уровня) для представителей  государственных органов, научного сообщества.

В марте 2012 г. ряд сотрудников  государственных органов прошли обучение на краткосрочных специализированных курсах в г. Берне, Швейцария.

В апреле 2012 г. Минске организован  семинар «Стратегия и тактика международных торговых переговоров» с участием представителей Санкт-Петербургского государственного университета.

В мае 2012 г. проведены экспертные консультации по вопросам ВТО в г. Москве, в которых приняли участие  специалисты государственных органов и организаций Республики Беларусь.

В июле 2012 г. с участием одного из ведущих экспертов Российской Федерации в области торговой политики А.П. Портанского организован  семинар, посвященный вступлению Российской Федерации в ВТО в условиях функционирования ЕЭП. В мероприятии приняли участие специалисты более 10 государственных органов и организаций.

В рамках третьего компонента проекта «Повышение осведомленности  общественности относительно процесса вступления в ВТО» в ноябре 2011 г. организован и проведен международный круглый стол «Вступление в ВТО и региональная интеграция как инструменты вхождения Беларуси в многостороннюю торговую систему» с участием представителей заинтересованных государственных органов, международных организаций, экспертов исследовательских центров, бизнес-союзов, в ходе которого обсуждены актуальные вопросы текущего этапа присоединения Беларуси к ВТО и перспективы данного процесса с учетом интеграционных процессов на пространстве СНГ.

Для целей обеспечения  преподавания спецкурса по тематике ВТО и международной экономической интеграции в адрес академических кругов направлены пособия по проблематике ВТО, изданные в рамках реализации проекта технической помощи.

Реализация  третьей фазы проекта началась в  августа 2012 года. В ее рамках планируется  проведение исследований для оценки возможных последствий, связанных  со вступлением Беларуси в ВТО, перевод  ряда нормативно-правовых актов Беларуси в области внешнеэкономической деятельности, организация семинаров и консультаций по вопросам присоединения Беларуси к ВТО, подготовка аналитических материалов по вопросам участия страны в ЕЭП и ВТО, а также организация круглого стола по проблематике Всемирной торговой организации.

2 ноября 2012 г.  Министерством иностранных дел  Республики Беларусь совместно  с Белорусской торгово-промышленной  палатой проведен семинар —  круглый стол на тему «Организация  эффективной системы внешнеторговой  политики с учетом вступления  Беларуси в ВТО: взаимодействие государства и бизнеса». Мероприятие организовано в рамках проекта технической помощи «Содействие Правительству Республики Беларусь при вступлении в ВТО через усиление экспертного и институционального потенциала». В ходе семинара, в котором приняли участие представители органов государственного управления и ведущих белорусских предприятий (свыше 40 человек), обсуждены актуальные вопросы присоединения к ВТО, последствий вступления в эту организацию стран-членов Таможенного союза ЕЭП для белорусских предприятий, а также перспектив выстраивания эффективной системы внешнеторговой политики Беларуси в современных условиях.

Можно сделать  вывод, что в процессе проведения переговоров по вступлению Республики Беларусь в ВТО, правительством была сделана большая работа по подготовке законодательной базы к изменениям в соответствии с международными требованиями, а также по информированию общественности и подготовке лиц, непосредственно участвующих в данном процессе. Однако необходимо провести анализ будущих последствий вступления Республики Беларусь в ВТО [16, с. 4-5].

 

3. ВСТУПЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВТО

3.1. Перспективы и основные цели Республики Беларусь при вступлении в ВТО

 

К основным целям, которые преследует Республика Беларусь при условии присоединения к ВТО, можно отнести:

- недискриминационный доступ к рынкам более 150 государств-членов ВТО (на сегодняшний день более 90% от всего торгового оборота регулируется правилами ВТО);

- обеспечение международной правовой защиты экономических интересов страны. При вступлении в ВТО Республика Беларусь получит определенные права и обязанности в качестве члена-экспортера и члена-импортера. В качестве члена-экспортера у нее будет право защищать себя от "серьезного вреда" своим интересам и от "потери или уменьшения прибылей", полагающихся ей как члену. Таким образом, если субсидии других членов будут оказывать отрицательное воздействие на ее экспорт, то у нее будет право обратиться за помощью, что в результате теоретически приведет к прекращению указанных субсидий или даст ей право на принятие контрмер. В качестве члена-импортера у нее будет право обратиться за помощью, если субсидируемый импорт из другой страны наносит ущерб ее внутренней промышленности. В качестве члена-экспортера и члена-импортера у нее будет обязанность иметь институциональный механизм для проведения объективного расследования о существовании субсидий и их объемах, а также о наличии ущерба, или серьезного вреда, или потере, или уменьшения прибыли;

- значительное улучшение открытости торговой политики и практики торговых партнеров, обеспечивающее большую безопасность в торговых отношениях;

- наличие правовой основы для устранения дискриминационных мер (количественных ограничений, антидемпинговых, компенсационных и защитных мер), применяемых крупнейшими государствами в торговле с Беларусью. Членство в ВТО уменьшит риск одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер дискриминационного характера, которые в последнее время вводятся в отношении некоторых белорусских товаров со стороны ряда государств, и, прежде всего, экономически более развитых. Республике важно добиться, чтобы в ходе разрешения таких конфликтов с помощью применяемых в ВТО механизмов и процедуры споров, и, в первую очередь, при проведении антидемпинговых расследований, принимались во внимание специфические местные экономические условия (невысокая заработная плата, все еще относительно низкие цены на энергоносители и др.), которые на отдельные виды товаров формируют более низкие цены, чем на рынках, например, Европейского Союза [16, с. 16].

Беларусь уже  в полной мере столкнулась с этой проблемой: две основные конкурентоспособные  и валютоемкие статьи белорусского экспорта - калийные удобрения и  химические волокна и ряд других товаров - в настоящее время находятся  под действием антидемпинговых санкций на важнейшем для республики рынке Европейского Союза. При этом методика самих антидемпинговых разбирательств такова, что исполнительные органы ЕС произвольно присваивают Беларуси и другим государствам с переходной экономикой статус страны с государственной системой торговли и "нерыночной" экономикой, практически игнорируется заключенный между Республикой Беларусь и Европейским Союзом в 1995 году широкомасштабный договор о партнерстве и сотрудничестве, в котором переходный статус Беларуси оговорен. На этом основании производятся расчеты и принимаются решения, заведомо и полностью вытесняющие белорусские товары с рынка ЕС;

Информация о работе Вступление Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО): аргументы за и против