Вступление Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО): аргументы за и против

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей задачей внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь на современном этапе является вхождение в систему мирохозяйственных связей как равноправного участника. Ее реализации должно способствовать взаимодействие страны с региональными интеграционными союзами других государств, а также участие в международных экономических и финансовых организациях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВСТУПЛЕНИЯ СТРАН В ВТО…………………………………………………………………………………..6
1.1. Роль Всемирной торговой организации в либерализации международной торговли……………………………………………………………………………..6
1.2. Принцип деятельности ВТО……………………………………………….10
1.3. Процедура присоединения к ВТО…………………………………………....13
2. ЭТАПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВТО….....18
2.1. Переговорный процесс по присоединению Республики Беларусь
к ВТО……………………………………………………………………………..18
2.2. Техническая помощь при вступлении в ВТО……………………………..23
3. ВСТУПЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВТО: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ……………………………………………………………………..27
3.1. Перспективы или Основные цели Республики Беларусь при вступлении в ВТО………………………………………………………………………………….27
3.2. Преимущества вступления Республики Беларусь в ВТО………………...31
3.3. Потенциальные риски при вступлении Республики Беларусь в ВТО…..34
3.4. Оценка негативных последствий вступления Республики Беларусь
в ВТО……………………………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................46

Файлы: 1 файл

Курсовая Норко ОН.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

— по доступу  на рынок товаров;

— по обязательствам в области сельского хозяйства;

— по доступу  на рынок услуг;

пятый — по результатам переговоров формируется пакет документов о присоединении. Доклад Рабочей группы и Протокол о присоединении должны быть одобрены Генеральным советом. Решение о присоединении государства к ВТО вступает в силу через 30 дней после его ратификации в национальном парламенте [2].

Таким образом, членом ВТО может стать любое суверенное государство или таможенная территория при выполнении двух следующих базовых условий:

1. Кандидат должен  согласовать с членами ВТО условия своего присоединения по таможенным пошлинам, обязательствам в области сельского хозяйства, доступу на рынок услуг;

2. Кандидат должен  к моменту присоединения привести свое законодательство в соответствие с положениями соглашений ВТО.

Решение о присоединении новых членов ко Всемирной торговой организации принимает Министерская конференция большинством в 2/3 голосов членов ВТО. После этого страна-кандидат имеет право подписать Протокол о присоединении. Решение вступает в силу через 30 дней после ратификации пакета документов национальным парламентом. Государство становится членом ВТО, а согласованные обязательства — частью документов ВТО и национального законодательства.

Присоединение к ВТО — достаточно долгий процесс. После образования ВТО к данной организации присоединилось более 20 государств. Сроки присоединения зависят от многих факторов — соответствия законодательства нормам соглашений ВТО, жесткости переговорной позиции партнеров, которая в свою очередь зависит от баланса выгод и уступок, на который рассчитывает присоединяющаяся страна, наконец, от политической ситуации. Длительность процесса присоединения некоторых государств с момента подачи государством заявления и до официального присоединения отражена в таблице 1:

 

Таблица 1 - Сроки присоединения к ВТО отдельных государств

Срок  присоединения

Страна

 

Дата  присоединения

2 года 9 мес.

Кыргызстан 

20 декабря 1998 г.

3 года 4 мес.

Эквадор

21 января 1996 г.

4 года 1 мес. 

Грузия 

14 июня 2000 г.

4 года 7 мес. 

Оман 

9 ноября 2000 г.

5 лет 3 мес.

Монголия 

29 января 1997 г.

5 лет 3 мес. 

Латвия

10 февраля 1999 г.

5 лет 8 мес. 

Эстония

13 ноября 1999 г.

6 лет 

Панама

6 сентября 1997 г.

6 лет 3 мес. 

Иордания

11 апреля 2000 г.

7 лет 4 мес. 

Литва

31 мая 2001 г.

7 лет 3 мес. 

Хорватия

30 ноября 2000 г.

7 лет 8 мес. 

Молдова

26 июня 2001 г.

7 лет 9 мес. 

Албания

8 сентября 2000 г.

8 лет 4 мес. 

Македония

4 апреля 2003 г.

9 лет 3 мес. 

Армения

5 февраля 2003 г.

9 лет 3 мес. 

Тайвань

1 января 2002 г.

10 лет 1 мес. 

Болгария

1 декабря 1996 г.

10 лет 1 мес.

Камбоджа

13 октября 2004 г.

14 лет 9 мес. 

Непал

23 апреля 2004 г.

15 лет 5 мес.

Китай

11 декабря 2001 г.


Примечание – Источник: составлено по [2]

 

Согласно статье XV Марракешского соглашения об учреждении ВТО любой член организации может выйти из ее состава. Решение о выходе из состава ВТО вступает в силу по истечении шести месяцев с даты получения Генеральным директором ВТО письменного уведомления о выходе. В практике деятельности ГАТТ/ВТО нет прецедентов выхода государств из состава организации, кроме прецедента с Республикой Вануату, которая завершила процесс своего присоединения в 2001 году, однако не ратифицировала данное решение, и правительство страны до сих пор рассматривает условия присоединения.

Таким образом, можно сказать, что вступление ВТО является очень сложным и длительным процессом. Исходя из этого, особое внимание необходимо уделить вопросу взаимоотношений Республики Беларусь и ВТО в сфере переговорного процесса по присоединению [25].

 

2. ЭТАПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВТО

2.1. Переговорный  процесс по присоединению Республики  Беларусь к ВТО

 

Переговоры  по присоединению к ВТО ведутся  по 4-м направлениям:

1) приведение  законодательства в соответствие  с многосторонними соглашениями  ВТО;

2) доступ на  рынок товаров;

3) доступ на  рынок услуг;

4) государственная  поддержка сельского хозяйства.

Вступление  в ВТО требует от страны-кандидата  имплементации в национальное законодательство и выполнения ряда системных правил, обязательных для всех стран –  членов организации.

Рассмотрение  вопросов о соответствии национального  законодательства системным правилам ВТО осуществляется в ходе многосторонних заседаний Рабочей группы ВТО  по присоединению Республики Беларусь (далее – Рабочая группа). По результатам  заседания Рабочей группы страны-члены ВТО могут принять решение о переходе к очередному этапу переговоров исходя из достигнутых результатов по приведению национального законодательства присоединяющейся страны в соответствие с системными правилами ВТО. Этапы переговоров на данном направлении предусмотрены процедурой ВТО и представляют собой определенную последовательность принятия документов (Меморандум – Контрольный список – Сводный отчет – проект Доклада Рабочей группы).

В состав Рабочей  группы по присоединению Беларуси к ВТО входит 38 стран-членов ВТО.  К настоящему моменту состоялось 7 формальных заседаний Рабочей группы соответственно 5 июня 1997 г., 28 апреля 1998 г., 5 марта 2001 г., 24 января 2003 г., 30 января 2004 г., 30 сентября 2004 г., 24 мая 2005 г. и с неформальным продолжением 24 октября 2005 г.). В результате белорусской стороне удалось пройти следующие этапы переговорного процесса. В 1996 г. распространен Меморандум о внешнеторговом режиме. По итогам 4-го заседания Рабочей группы принято решение о подготовке Контрольного списка. На 5-м заседании Рабочей группы страны-члены одобрили начало подготовки Сводного отчета. Основным итогом 6-го заседания Рабочей группы ВТО стало решение о подготовке второй редакции Сводного отчета. Рассмотрение данного документа начато на 7-м заседании Рабочей группы ВТО и было продолжено на неформальном заседании. Однако по итогам двух последних заседаний из-за позиции отдельных стран-членов не удалось добиться решения Рабочей группы о переходе к следующему этапу переговоров – подготовке проекта Доклада Рабочей группы (Draft Report of the Working Party) – итогового документа, содержащего пакет обязательств Республики Беларусь, как члена ВТО.

После 2005 г. заседания  Рабочей группы проводились в  неофициальном формате: проведено 4 раунда консультаций Председателя Рабочей группы с участием членов ВТО (июнь 2006 г., июль 2007 г., октябрь 2007 г., июнь 2009 г.), в ходе которых  рассматривался вопрос о подготовке проекта Доклада Рабочей группы.

С момента последнего формального заседания Рабочей группы белорусской стороной проведена значительная работа по дальнейшему приведению внешнеторгового законодательства и правоприменительной практики в соответствие с правилами ВТО. Республика Беларусь в 2005-2012 гг. представила на рассмотрение странам-членам ВТО более 15 информационных документов, подтверждающих соответствие национального законодательства требованиям ВТО (в т.ч. информацию об изменениях в экономическом и внешнеторговом законодательстве Республики Беларусь, информацию по вопросам таможенного администрирования, по процедурам импортного лицензирования, государственной поддержки сельского хозяйства, применения норм соглашения ВТО по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, обновленную редакцию Сводного отчета и др.).

9 июня 2009 г. в ходе заседания Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) главами правительств «тройки» ЕврАзЭС было согласовано и принято решение о вступлении во Всемирную торговую организацию единой таможенной территорией.

На заседаниях Комиссии Таможенного союза 12 августа, 25 сентября и 11 декабря 2009 г. был рассмотрен вопрос об организации переговорного процесса по присоединению стран-участниц Таможенного союза к ВТО.

В соответствии с решениями Комиссии Таможенного  союза:

 — сформирована  единая переговорная делегация по вопросам присоединения к ВТО;

 — утвержден  график работы единой переговорной  делегации; 

 — утверждены  директивы единой переговорной  делегации на проведение переговоров  по присоединению единой таможенной  территории Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан к ВТО.

С июня 2009 г. состоялась серия консультаций единой переговорной делегации со странами-членами ВТО, Секретариатом ВТО, в ходе которых  обсуждены подходы по вопросу  о присоединении стран Таможенного союза к ВТО.

В январе 2010 г. состоялся  визит в г. Минск делегации  ЕС во главе с заместителем Генерального директора по торговле П. Балашем, в  ходе которого сторонами был рассмотрен вопрос относительно хода процесса присоединения  Беларуси к ВТО.

В апреле-мае 2010 г. белорусской стороной были подготовлены и представлены обновленные вопросники по вопросам внешнеторгового режима республики: по процедурам импортного лицензирования, по применению санитарных и фитосанитарных мер, по техническим барьерам в торговле, а также информация о применяемой системе определения таможенной стоимости товаров и ответы на вопросник по применению Соглашения ВТО о торговых аспектах прав на объекты интеллектуальной собственности. 

По запросу  стран-членов ВТО Беларусь, Казахстан и Россия подготовили и 31 марта 2010 г. распространили среди членов ВТО информационный документ, описывающий механизмы и правовую базу функционирования Таможенного союза.

В июне 2010 г. состоялся  визит в г. Минск делегации  Секретариата ВТО во главе с Председателем Рабочей группы ВТО по присоединению Беларуси  Бозкуртом Араном. В рамках данного визита был предметно рассмотрен вопрос относительно дальнейших шагов по присоединению Беларуси к ВТО, достигнута договоренность о представлении Беларусью странам-членам ВТО дополнительного пакета информационных материалов о внешнеторговом и экономическом законодательстве.

В августе —  сентябре 2010 г. белорусской стороной были представлены в ВТО следующие  материалы:

1. информационный  документ, описывающий изменения в экономическом законодательстве, затрагивающие условия деятельности участников внешнеэкономической деятельности и инвесторов на территории Республики Беларусь;

2.  тексты  нормативных правовых актов Республики  Беларусь на английском языке.

19 мая 2011 г.  подписан Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы. Договор ратифицирован государствами-членами Таможенного союза (в Республике Беларусь – Законом Республики Беларусь от 11 ноября 2011 г. № 310-З). С учетом положений Договора в ходе дальнейших переговоров по присоединению Республики Беларусь будут учитываться обязательства Российской Федерации перед ВТО.

4 апреля 2012 г.  проведено заседание Межведомственной  комиссии по вопросам присоединения  Республики Беларусь к ВТО. В ходе данного заседания рассмотрены вопросы межведомственного взаимодействия по тематике ВТО, последствия для Беларуси присоединения к ВТО Российской Федерации, вопросы подготовки документов в рамках двустороннего и многостороннего форматов переговоров.

11 мая 2012 г.  в Минске состоялись консультации  с представителями Министерства  экономического развития Российской  Федерации, в ходе которых были  рассмотрены вопросы, связанные  с присоединением России к  ВТО, имплементацией российских  обязательств перед ВТО в рамках Таможенного союза и ЕЭП, продвижения процесса присоединения Республики Беларусь к ВТО.

Постановлением  Совета Министров от 23 августа 2012 года №782 утверждена новая редакция Положения  о Межведомственной комиссии по вопросам присоединения Республики Беларусь к ВТО, которая предусматривает закрепление ответственности по схеме «блок вопросов на переговорах с ВТО – положения соглашений ВТО – ответственные госорганы». Основной целью данного проекта постановления является совершенствование работы на межведомственном уровне для активизации работы по вступлению Беларуси в ВТО [14].

В соответствии с описанными процедурами по вступлению Республики Беларусь в ВТО, проводятся также переговоры по доступу на рынки товаров и услуг на двусторонней основе с заинтересованными странами-членами Рабочей группы. В ходе переговоров по доступу на рынок товаров согласовываются максимальные ставки таможенного тарифа, которые присоединяющаяся страна не сможет превышать после вступления в ВТО. Переговоры по доступу на рынок услуг проводятся с целью определить максимальные уровни ограничений по доступу на рынок и изъятий из национального режима для иностранных услуг и поставщиков услуг, которые нельзя будет превышать после вступления в ВТО.

В 1998–1999 гг. белорусская  сторона подготовила первоначальные предложения к переговорам по доступу на рынки товаров и услуг, которые позже уточнялись по мере продвижения в переговорном процессе.

К настоящему времени  проведено 29 раундов двусторонних переговоров  со странами – членами Рабочей  группы.

Основным результатом  стало подписание итоговых протоколов о завершении двусторонних переговоров  по доступу на рынок с 10-ю членами  ВТО: Молдовой, Китаем, Кубой, Арменией, Кыргызстаном, Турцией, Болгарией, Индией, Панамой, Доминиканской Республикой. Кроме того, с Китаем впервые в истории Беларуси подписан Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий взаимное признание статуса страны с рыночной экономикой. С рядом других стран существенно сближены позиции относительно будущих обязательств Республики Беларусь по доступу на рынки товаров и услуг. Удалось сузить и конкретизировать объем тех запросных требований стран-членов ВТО, которые для Беларуси являются заведомо неприемлемыми [24, с.3].

Также проводятся переговоры по государственной поддержке сельского хозяйства в формате специальных многосторонних заседаний, на которых стороны должны зафиксировать на основании базового периода максимальный уровень поддержки сельского хозяйства, оказываемой в Республике Беларусь посредством всех применяемых инструментов, с их разбивкой по «корзинам». В ходе двух последних заседаний (1 октября 2004 г. и 23 мая 2005 г.) удалось согласовать с членами ВТО временные параметры базового периода для расчета максимального уровня государственной поддержки, а именно 1997–1999 гг. включительно. Таким образом, переговоры по сельскому хозяйству выведены на стадию уточнения объемов субсидирования в рамках конкретных государственных программ и классификации таких программ по «зеленой» (не подлежащей сокращению) и «желтой» (подлежащей сокращению) корзинам. В июне 2011 г. странам-членам ВТО направлен обновленный План нормотворческих работ по приведению национального законодательства Республики Беларусь в соответствие с правилами и принципами ВТО [5, с.178].

Информация о работе Вступление Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО): аргументы за и против