Вступление Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО): аргументы за и против

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей задачей внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь на современном этапе является вхождение в систему мирохозяйственных связей как равноправного участника. Ее реализации должно способствовать взаимодействие страны с региональными интеграционными союзами других государств, а также участие в международных экономических и финансовых организациях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВСТУПЛЕНИЯ СТРАН В ВТО…………………………………………………………………………………..6
1.1. Роль Всемирной торговой организации в либерализации международной торговли……………………………………………………………………………..6
1.2. Принцип деятельности ВТО……………………………………………….10
1.3. Процедура присоединения к ВТО…………………………………………....13
2. ЭТАПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВТО….....18
2.1. Переговорный процесс по присоединению Республики Беларусь
к ВТО……………………………………………………………………………..18
2.2. Техническая помощь при вступлении в ВТО……………………………..23
3. ВСТУПЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВТО: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ……………………………………………………………………..27
3.1. Перспективы или Основные цели Республики Беларусь при вступлении в ВТО………………………………………………………………………………….27
3.2. Преимущества вступления Республики Беларусь в ВТО………………...31
3.3. Потенциальные риски при вступлении Республики Беларусь в ВТО…..34
3.4. Оценка негативных последствий вступления Республики Беларусь
в ВТО……………………………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................46

Файлы: 1 файл

Курсовая Норко ОН.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

- международный режим торговли, регулируемый четкими и стабильными нормами, предсказуемыми в торговых отношениях. Республика Беларусь заинтересована в использовании четко сформулированных международных норм и правил, регулирующих экономические отношения стран и обеспечивающих условия справедливой конкуренции. Это откроет для белорусского экспорта стабильный доступ к мировым рынкам, обеспечит соблюдение другими участниками системы ГАТТ/ВТО в торговых отношениях с Беларусью недискриминационных норм и правил международной торговли;

- доступ к механизму разрешения споров в рамках ВТО, обеспечивающему защиту торговых интересов в том случае, если они были ущемлены торговыми партнерами;

- участие Республики Беларусь в системе ГАТТ/ВТО будет способствовать созданию в стране предсказуемой торговой инвестиционной среды. Это, в свою очередь, будет содействовать привлечению капиталовложений в конкурентоспособные, ориентированные на экспорт секторы белорусской экономики;

- возможность получения Беларусью от Договаривающихся Сторон ВТО определенных льгот, которые предусматриваются в ряде статей Генерального соглашения по тарифам и торговле. Приобретаемые льготы особенно важно использовать сейчас, когда Беларусь переживает серьезные экономические трудности, а экспортируемая отечественная продукция не является достаточно конкурентоспособной на мировом рынке. Беларусь уже пользуется режимом наибольшего благоприятствования (РНБ) с большинством своих важнейших торговых партнеров, хотя чаще всего на временной основе. Следовательно, в этом отношении к Беларуси, на практике, уже относятся как к члену ВТО, и ей не требуется значительно улучшать свой доступ на рынок. Единственное исключение – это последствия антидемпинга, где позиция белорусских экспортеров может улучшиться, когда Беларусь станет членом ВТО и перестанет считаться страной с государственной торговлей. Кроме того, белорусские экспортеры текстиля получат выгоду от либерализации торговли текстилем по Соглашению о текстиле и одежде. Поэтому цель полноправного участия в многосторонней системе регулирования торгово-экономических отношений стран является двуединой: обеспечить применение к Республике Беларусь принципа наибольшего благоприятствования со стороны других стран и в то же время получить для себя предусматриваемые системой ГАТТ/ВТО льготы и преимущества;

- использование ВТО в качестве средства продвижения своих торгово-экономических интересов путем эффективного участия в многосторонних торговых переговорах в рамках ВТО;

- уменьшение вероятности частых изменений в торговой политике Беларуси, и, как следствие, более благоприятные условия для инвестиционной деятельности;

- укрепление репутации страны как стабильного и надежного торгового партнера [6, с. 279].

Полноправное  участие в ВТО предполагает принятие Республикой Беларусь нормативно-правовой базы и механизма государственного регулирования ВЭС, основанных на принципах  международной торговли, уже апробированных в экономике большинства стран мира и показавших на деле, насколько успешно международное право может способствовать промышленному росту посредством увеличения внешнеторгового оборота. Оно послужит дополнительным стимулом к осуществлению экономических реформ, а также позволит Беларуси использовать существующие международные правовые нормы в области внешнеэкономического сотрудничества для защиты и максимальной реализации национальных интересов.

Кроме того, можно  с достаточной уверенностью предположить, что будущее присоединение Беларуси к ВТО только в сфере инвестиций, благодаря общей гармонизации внешнеэкономического и инвестиционного режимов, их предсказуемости и стабильности, принесет те самые ежегодные сотни миллионов долларов США, которых нам не хватает для осуществления структурных изменений в экономике.

В целом, можно  сделать вывод, что основным ориентиром внешнеэкономической политики Республики Беларусь является интеграция в мирохозяйственные  связи, способствующая реализации ее сравнительных преимуществ в международном разделении труда, что может стать условием стабильного экономического состояния. Этому будет способствовать присоединение Республики Беларусь к ВТО, которое должно быть не самоцелью, а средством для обеспечения ее экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Полноценная интеграция Беларуси в мировую экономику и формирование специализации страны в международном разделении труда возможна на основе выделения в отраслях промышленности предприятий экспортной ориентации и регулирование их деятельности посредством гибкого сочетания налоговой, таможенно-тарифной и валютной политики[8, с. 92].

Хотя перечисленные  выше перспективы и будут доминировать, необходимо учитывать и те издержки, которые понесет Республика Беларусь в случае присоединения к системе ГАТТ/ВТО в качестве полноправного участника. Это, прежде всего, издержки экономического и социального характера, с которыми столкнется экономика страны в период адаптации к правилам более острой международной конкуренции в условиях либерализации внешнеэкономических связей, а также материальные издержки, которые понесет страна вследствие необходимости приведения в соответствие национальной законодательной базы с международными нормами и правилами, а также создания институционального механизма контроля за выполнением взятых на себя многосторонних обязательств [23].

 

 

 

3.2. Преимущества вступления Республики Беларусь в ВТО

Для Республики Беларусь, если рассматривать с позиции  государственных интересов и внешнеторгового бизнеса, можно выделить следующие аргументы в пользу вступления во Всемирную торговую организацию.

Во-первых, современная  мировая торговля приобрела глобальные масштабы, и ВТО регулирует около 97% ее.

Республика Беларусь является экспортоориентированной страной. Если, по данным ЮНКТАД, среднемировой уровень экспортной квоты (отношение экспорта к ВВП) составляет около 30%, то в Беларуси он на уровне 60%. Анализ данного показателя в постсоветских странах показывает, что в ВТО уже вступили те государства, у которых экспортная квота находится на высоком уровне (Кыргызстан, Украина, Молдова и др.), у кого она невысока (Казахстан, Азербайджан и др.), находятся в процессе присоединения. Республика Беларусь имеет внешнеторговые отношения более чем со 170 странами мира и уже сегодня работает на рынках зарубежных стран, которые являются членами ВТО и регулируют внешнюю торговлю принятыми в ней нормами.

 Во-вторых, актуальной задачей для Республики Беларусь является диверсификация рынков торговли, как экспорта, так и импорта. При вступлении в ВТО она получает постоянные и неограниченные условия статуса режима наибольшего благоприятствования (РНБ) для своих товаров на зарубежных рынках. В настоящее время режим наибольшего благоприятствования предоставляется белорусским товарам по желанию торговых партнеров, но никто не гарантирует его предоставления в будущем.

В-третьих, в  сферу регулирования ВТО начинают входить вопросы работы государств в рамках региональных торговых соглашений, а Республика Беларусь является членом ряда интеграционных объединений (СНГ, ЕвроЗЭС), активно работает над созданием Таможенного союза с Россией и Казахстаном. Поэтому Беларусь заинтересована в непосредственном участии в многосторонних торговых переговорах ВТО по вопросам работы государств в рамках региональных торговых соглашений.

Число региональных торговых соглашений постоянно растет: если с 1948 по 1994 г. в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) были нотифицированы 124 таких соглашения, то в настоящее время их уже более трехсот, и в мире не осталось практически ни одной страны, не входящей в то или иное региональное торговое соглашение По данным Всемирной торговой организации за 2007 г. около 51% всей мировой торговли осуществляется в рамках различных региональных интеграционных объединений стран. Региональные объединения выходят на новый институциональный уровень и предполагают выработку единой политики не только в торговле товарами, но и услугами, интеллектуальной собственностью. Учитывая распространенность региональных торговых соглашений и их важность как инструмента внешней политики, ВТО не запрещает подобные соглашения, хотя это и противоречит режиму наибольшего благоприятствования. Напротив, ВТО поддерживает работу государств в рамках различных интеграционных объединений.

В-четвертых, государства, граничащие с Беларусью (за исключением  России), являются членами ВТО. Польша вошла в состав ВТО 1 июля 1995 года, Латвия — 10 февраля 1999 года, Литва — 31 мая 2001 года, Украина — 16 мая 2008 года.

В-пятых, в ВТО значительно возросла роль стран третьего мира, что особенно подтвердил Доха-раунд. Войдя в ВТО, Республика Беларусь может объединяться с другими государствами-членами и отстаивать свои интересы [9, с.37].

Перечень аргументов «за» вступление в ВТО можно продолжить. К числу вышеупомянутых можно добавить следующие общепринятые выгоды от членства в ВТО:

- быстрое и масштабное изменение национальной законодательной базы в соответствии с международными нормами. При вступлении в ВТО страна-кандидат должна привести свое национальное законодательство в соответствие с правилами всего пакета соглашений ВТО. При этом ряд соглашений, например ТРИПС, по таможенной оценке товара, техническим стандартам не предполагает переходного периода. Кроме того, национальное законодательство многих стран-кандидатов подвержено частным изменениям. Вступление в ВТО сделает его более стабильным и транспарентным, основанным на международных нормах, что является положительным фактором для страны в глазах потенциальных инвесторов и торговых партнеров;

- развитие предсказуемой свободной торговли. Каждое государство, вступая в ВТО, берет на себя обязательства по «связыванию», т.е. установлению предельно допустимых уровней импортного таможенного тарифа, который подлежит дальнейшему снижению. Это делает мировую торговую политику стран-участниц предсказуемой;

По мнению многих международных экспертов по ВТО, «открытый торговый режим» является необходимым условием ускорения  долгосрочного роста. Такие страны, как Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Чили, Маврикий, объединяет то, что они резко увеличили объем экспорта и быстро интегрировались в мировую экономику. Увеличения экспорта они добились принимая совершенно разные меры торговой политики, но все эти страны либо начинали с очень низкого уровня защиты от импорта, либо проводили постепенную либерализацию импортного режима и принимали меры для получения экспортерами импортных материально-технических ресурсов, не облагаемых тарифом.

Сама по себе свободная торговля не является достаточным  условием экономического роста. Она должна сочетаться со стабилизацией макроэкономики и институциональными реформами.

Доступ к  механизмам ВТО по урегулированию торговых споров. В рамках ВТО работает Орган по разрешению споров (ОРС) при участии всех членов данной организации. Для защиты своих торговых интересов члены ВТО могут использовать установленные в рамках данной организации процедуры урегулирования споров. Торговые споры между членами ВТО разрешаются в соответствии с юридическими соглашениями, на основании которых небольшая страна имеет возможность выиграть спор у крупной страны. Основной процедурой принятия решений в ВТО является консенсус, требующий единогласного мнения участников. Каждое государство при этом имеет один голос.

Получение возможности  участвовать в разработке новых правил международной торговли. Вступая в ВТО, государства становятся полноправными участниками переговорного процесса и могут отстаивать свои интересы. Во время Доха-раунда определились новые направления переговоров, такие как торговля и окружающая среда, торговля и социальные вопросы, несельскохозяйственные тарифы, особые правила торговли энергоносителями, электронная торговля, развитие региональной интеграции.

Государства, не входящие ВТО изолированы от участия в разработке новых правил международной торговли. Их текущие и стратегические интересы в этой работе не учитываются.

Вступая в ВТО, государство и его национальный бизнес получают выгоды прежде всего  от улучшения условий доступа  экспорта на зарубежные рынки. При этом расширяются возможности для поступления иностранных товаров и услуг на рынок присоединяющейся к ВТО страны. Поэтому, оценивая все «за» и «против» вступления в ВТО, правомерно задать вопрос: «А готов ли национальный бизнес к вступлению государства в ВТО?» [17].

 

 

3.3. Потенциальные риски при вступлении Республики Беларусь в ВТО

Полный расчет экономических последствий присоединения  объективно невозможен. Это подтверждается и опытом вступивших в ВТО государств. Можно посчитать, например, как повлияет таможенный тариф на импорт и экспорт определенного товара, но сложно однозначно ответить на главный вопрос: в какой степени вступление в ВТО вызовет структурную перестройку каждой отрасли — а именно в этом должен заключаться главный эффект.

В Институте  экономики НАН Беларуси в 2004 г. разработан Комплексный прогноз последствий вступления Республики Беларусь в ВТО для промышленного сектора, сельского хозяйства, сферы услуг, а также социально-трудовой сферы. В отличие от аналогичных исследований, посвященных последствиям вступления в ВТО отдельных государств (в частности российских), разработчики не ставили перед собой цель создать единую «большую» модель общего равновесия для белорусской экономики, чтобы затем с помощью такой модели отрабатывать все аспекты, связанные с прогнозированием последствий вступления в ВТО. Даже внутри одной и той же отрасли одни предприятия могут в целом выиграть, другие — проиграть. Последствия вступления Беларуси в ВТО оценены по трем направлениям:

- для торговых отношений (либерализация торговли, устранение последствий применения антидемпинговых мер, расширение ассортимента и снижение цен на продовольствие, защита национальных интересов, снижение тарифных и нетарифных ограничений и др.);

Информация о работе Вступление Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО): аргументы за и против