Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:14, курсовая работа
Важнейшей задачей внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь на современном этапе является вхождение в систему мирохозяйственных связей как равноправного участника. Ее реализации должно способствовать взаимодействие страны с региональными интеграционными союзами других государств, а также участие в международных экономических и финансовых организациях.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВСТУПЛЕНИЯ СТРАН В ВТО…………………………………………………………………………………..6
1.1. Роль Всемирной торговой организации в либерализации международной торговли……………………………………………………………………………..6
1.2. Принцип деятельности ВТО……………………………………………….10
1.3. Процедура присоединения к ВТО…………………………………………....13
2. ЭТАПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВТО….....18
2.1. Переговорный процесс по присоединению Республики Беларусь
к ВТО……………………………………………………………………………..18
2.2. Техническая помощь при вступлении в ВТО……………………………..23
3. ВСТУПЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВТО: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ……………………………………………………………………..27
3.1. Перспективы или Основные цели Республики Беларусь при вступлении в ВТО………………………………………………………………………………….27
3.2. Преимущества вступления Республики Беларусь в ВТО………………...31
3.3. Потенциальные риски при вступлении Республики Беларусь в ВТО…..34
3.4. Оценка негативных последствий вступления Республики Беларусь
в ВТО……………………………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................46
Устранение упомянутых дискриминационных положений законодательства ряда развитых стран является одной из сложнейших задач в процессе переговоров о присоединении Беларуси к ВТО.
Именно в ходе данных переговоров будут определены конкретные условия участия Беларуси в ВТО, другими словами, та “цена”, которую Республика Беларусь должна будет заплатить за получение статуса члена Организации. Очевидно, что защита экономических интересов Беларуси должна лежать в основе переговорной позиции Республики Беларусь при присоединении к ВТО [20, с. 165].
Все это потребует
от государства осуществления
Процесс либерализации
должен быть адекватен реалиям
- предотвращением падения конкурентоспособности белорусской продукции;
- снижением себестоимости товаров, предназначенных для внешнего рынка;
- повышением эффективности экспорта;
- проведением акций по расширению белорусской экспортной экспансии;
- соблюдением экономических интересов белорусских товаропроизводителей и поддержанием экономической и экологической безопасности страны;
- снижением объемов ввоза потенциально опасных товаров, технологий и технологического оборудования.
Либерализация внешнеэкономической деятельности должна при этом органично и постепенно сочетаться не только с решением вышеперечисленных важных задач, но и необходимостью обеспечения целого ряда стратегически важных требований. В их числе:
- достижение сбалансированного экономического развития и осуществление перехода к устойчивому развитию;
- аккумулирование и эффективное использование финансовых ресурсов необходимых для развития и модернизации экологически чистых производств, в первую очередь экспортоориентированных;
- поддержание рационального уровня занятости;
- достижение внутренней финансово-экономической стабильности.
Опыт большинства развивающихся стран, перешедших от политики протекционизма к либерализации, от высокой степени защиты внутреннего рынка к селективной защите ограниченного круга товаров, подтверждает эффективность применения умеренных таможенных тарифов для поддержания и развития национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Преодоление негативных последствий требует от государства проведения политики защиты внутреннего рынка и отечественного производства от иностранной конкуренции средствами разумного протекционизма и импортозамещения. Поэтому на первоначальном этапе вхождения в систему международных конкурентных отношений, базирующихся на нормах и принципах ВТО, в Республике Беларусь необходимо разработать и внедрить систему защиты отечественных участников внешнеэкономической деятельности от более сильных зарубежных конкурентов.
В связи с этим перед республикой стоит сложная задача - определить национальные экономические интересы и приоритеты, пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую и экологическую безопасность, и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров, в результате которых укрепятся международные экономические позиции Беларуси.
Обеспечение экономической безопасности, связанной с внешнеторговой деятельностью, состоит в минимизации потерь и ущербов, которые могут быть нанесены отечественному хозяйству воздействием мировой конъюнктуры и международной конкуренцией, а в экологическом аспекте - защите окружающей среды и населения, в связи с ростом угроз экологического плана при вступлении в ВТО [7, c. 322].
При вхождении Беларуси в мировой рынок особую значимость приобретает определение количественной оценки уровня экономической безопасности. Он может быть охарактеризован достаточно широким набором показателей, отражающих товарную структуру и географию внешнеэкономических связей, состояние торгового и платежного балансов, валютное положение страны и масштабы иностранной конкуренции на внутреннем рынке, степень диверсификации рынков сбыта и закупок и т.д. Устойчивость к влиянию внешних негативных факторов, вызывающих как прямые, так и косвенные потери, будет свидетельствовать о состоянии экономической безопасности.
Негативные последствия присоединения к ВТО, среди которых - неизбежное перепрофилирование ряда производств, находящихся под тарифной протекцией государства, значительно меньше предоставляемых в рамках ВТО обширными возможностями для сбыта своей продукции, усиления безопасности крупных торговых сделок, участия в легитимном разрешении торговых споров.
Важным аспектом
является необходимость переходного
периода и возможности
Участие Республики Беларусь в деятельности ВТО потребует также определенных валютных затрат на выплату взносов в регулярный бюджет этой организации, оплату расходов, связанных с участием делегаций Беларуси в работе органов ВТО, и проведением разного рода переговоров. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что основными издержками от присоединения Беларуси к ВТО являются:
- исключение помощи государства производителям-экспортерам и соответственно возникновение трудностей развития отраслей народного хозяйства;
- возможное непредоставление переходного периода для Республики Беларусь;
- доступ на внутренний рынок товаров и услуг потенциальных конкурентов, а также экологически потенциально опасных товаров;
- необходимость тарифных уступок.
Таким образом, можно констатировать, что вступление в ВТО окажет влияние на экономику Беларуси в двух ракурсах:
Во-первых, будут необходимы изменения в торговой политике, требуемые либо правилами ВТО, либо уполномоченными членами ВТО в результате переговоров с ними.
Во-вторых, может улучшиться доступ на рынок стран, не входящих в СНГ [11, с. 148].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из главных задач Беларуси в рамках вступления в ВТО является поиск такого партнерства, которое позволит ей, как стране с переходной экономикой - не члену ВТО, наравне с другими государствами воспользоваться возможностями, которые открылись после завершения Уругвайского раунда. Нельзя допустить, чтобы реализация марракешских Многосторонних соглашений странами-членами ВТО наносила ущерб тем не участвующим странам, которые в процессе реформирования наиболее остро нуждаются в эффективной торговле на справедливых условиях. Необходимо, чтобы ВТО более гибко реагировала и учитывала специфические условия тех или иных групп (регионов), участвующих в международной торговле. Политической основой любых совместных усилий в этом направлении было и остается признание первостепенной ответственности каждой страны за свое собственное развитие и обеспечение безопасности - экономической и экологической. Необходимо предоставить каждой стране справедливые и равные условия для реализации такой ответственности. Очевидно, что ключевым инструментом для этого является торговля.
Учитывая, что вступление Беларуси в ВТО приведет к дальнейшей либерализации внешней торговли и усилению конкуренции со стороны западных партнеров, перед республикой стоит сложная задача - определить национальные экономические интересы и приоритеты, пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую и экологическую безопасность и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров. При этом законодательство республики, административные правила, техника и практика государственного регулирования всего комплекса внешнеэкономических связей должны соответствовать современному мировому уровню. Привести их в соответствие, включая законодательство по ГМО и охране окружающей среды, необходимо в кратчайшие сроки.
Проблема вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию является одной из узловых не только во внешней экономической политике страны, но и определяющей для хода ее внутриэкономических преобразований. Полноправное участие в ВТО послужит дополнительным стимулом к осуществлению радикальных экономических реформ, позволит Беларуси полноправно включиться в процесс выработки новых и выполнения существующих международных правовых норм в области внешнеэкономического сотрудничества для защиты ее собственных интересов.
При подготовке к вступлению в ВТО белорусское правительство должно будет принять решение о долгосрочной стратегии с экологической компонентой использования инструментов торговой политики, основываясь на собственных целях и существующих правилах ВТО. Это комплексная задача, так как торговая политика часто используется для достижения целей, которые конкурируют друг с другом, если не являются совершенно противоречивыми.
Высокая торговая
зависимость белорусской
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Булатова, А.С. Мировая экономика: учебник/2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ. 2008. – 860 с.
2. Всемирная торговая организация. – Режим доступа: http://wto.org./ - Дата доступа: 10.12.2012.
3. Герчикова И.Н. Международные экономические организации.//М: "Консалтинг" – 2000. С. 146-149.
4. Григорян С. Организационно-правовые основы и особенности Всемирной торговой организации (ВТО) // Хозяйство и право. 2000. №2. С. 96 – 104.
5. Гусаков, В.Г. Регулирование ВТО внешней торговли продукцией сельского хозяйства и продовольствием: правила и нормы. Минск «Белорусская наука» 2007. C. 200.
6. Давыденко, Е.Л. Внешнеторговая политика малой экономики в условиях либерализации международной торговой системы / Е.Л. Давыденко. – Минск : БГУ, 2008. – 279с.
7. Дайнеко, А.Е., Забавский Г.В., Василевская М.В. Экономика Беларуси в системе Всемирной торговой организации / под ред. А.Е. Дайнеко. Мн.: Институт аграрной экономики НАН Беларуси, 2004. С.322.
8. Дайнеко, А.Е. Экономические аспекты вступления Беларуси и России во Всемирную торговую организацию / А.Е. Дайнеко // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2008. - №7. – С. 88 – 101.
9. Жабко, Л.С. Состояние и перспективы вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию / Л.С. Жабко // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2009. - №3. – С. 31 – 46.
10. Медведев, В.Ф., Куриленок, К.Л. Вступление в ВТО и интеграция Республики Беларусь в мировую экономику // Белорусский экономический журнал. 2005. №3. С.7
11. Медведев, В.Ф., Михневич, С.И., Почекина, В.В. Всемирная торговая организация: Беларусь на пути в ВТО / под науч. ред. П.Г. Никитенко/ – Минск: Институт т экономики НАН Беларуси, 2002. - 148с.
12. Медведев, В.Ф., Михневич, С.И., Почекина, В.В. Всемирная торговая организация: ориентиры для экономистов и юристов / Мн.: НО ООО «БИП – С», 2003. С.126
13. Международные экономические отношения под ред. Профессора В.Е. Рыбалкина, 5-ое изд. перераб. и дополн. Москва 2004. С. 501 – 506.
14. Министерство иностранных дел. – Режим доступа: http://mfa.gоv.by/ - Дата доступа: 10.12.2012.
15. Михневич, С.И. Многостороння система регулирования международных торгово-экономических отношений // Мн.: «Право и экономика», 2000. – 192 с.
16. На многосторонних переговорах по линии ВТО // БИКИ. 2003. №107. С. 1, 4-5, 16.
17. О результатах исследования
ГУ-ВШЭ о последствиях присоединения к
ВТО – Режим доступа: http://www.wto.ru/ru/news.