Вступление Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО): аргументы за и против

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей задачей внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь на современном этапе является вхождение в систему мирохозяйственных связей как равноправного участника. Ее реализации должно способствовать взаимодействие страны с региональными интеграционными союзами других государств, а также участие в международных экономических и финансовых организациях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВСТУПЛЕНИЯ СТРАН В ВТО…………………………………………………………………………………..6
1.1. Роль Всемирной торговой организации в либерализации международной торговли……………………………………………………………………………..6
1.2. Принцип деятельности ВТО……………………………………………….10
1.3. Процедура присоединения к ВТО…………………………………………....13
2. ЭТАПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ВТО….....18
2.1. Переговорный процесс по присоединению Республики Беларусь
к ВТО……………………………………………………………………………..18
2.2. Техническая помощь при вступлении в ВТО……………………………..23
3. ВСТУПЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ВТО: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ……………………………………………………………………..27
3.1. Перспективы или Основные цели Республики Беларусь при вступлении в ВТО………………………………………………………………………………….27
3.2. Преимущества вступления Республики Беларусь в ВТО………………...31
3.3. Потенциальные риски при вступлении Республики Беларусь в ВТО…..34
3.4. Оценка негативных последствий вступления Республики Беларусь
в ВТО……………………………………………………………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................46

Файлы: 1 файл

Курсовая Норко ОН.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

Устранение  упомянутых дискриминационных положений  законодательства ряда развитых стран  является одной из сложнейших задач  в процессе переговоров о присоединении  Беларуси к ВТО.

Именно в  ходе данных переговоров будут определены конкретные условия участия Беларуси в ВТО, другими словами, та “цена”, которую Республика Беларусь должна будет заплатить за получение статуса члена Организации. Очевидно, что защита экономических интересов Беларуси должна лежать в основе переговорной позиции Республики Беларусь при присоединении к ВТО [20, с. 165].

Все это потребует  от государства осуществления политики защиты окружающей среды, здоровья населения, внутреннего рынка и национального  производства от иностранной конкуренции и потенциально опасных товаров и технологий средствами разумного протекционизма. Это предполагает необходимость решения двуединой задачи - либерализации внешнеторгового режима, направленной на выравнивание хозяйственной деятельности отечественных и иностранных поставщиков товаров и услуг, и достижения необходимого уровня протекционизма, обеспечивающего внутренним производителям приоритетные условия для выхода на зарубежные рынки и защиту от иностранной конкуренции при одновременном учете интересов защиты населения и окружающей среды.

Процесс либерализации  должен быть адекватен реалиям экономического развития страны и сопровождаться осуществлением ряда мер, связанных с:

- предотвращением падения конкурентоспособности белорусской продукции;

- снижением себестоимости товаров, предназначенных для внешнего рынка;

- повышением эффективности экспорта;

- проведением акций по расширению белорусской экспортной экспансии;

- соблюдением экономических интересов белорусских товаропроизводителей и поддержанием экономической и экологической безопасности страны;

- снижением объемов ввоза потенциально опасных товаров, технологий и технологического оборудования.

Либерализация внешнеэкономической деятельности должна при этом органично и постепенно сочетаться не только с решением вышеперечисленных важных задач, но и необходимостью обеспечения целого ряда стратегически важных требований. В их числе:

- достижение сбалансированного экономического развития и осуществление перехода к устойчивому развитию;

- аккумулирование и эффективное использование финансовых ресурсов необходимых для развития и модернизации экологически чистых производств, в первую очередь экспортоориентированных;

- поддержание рационального уровня занятости;

- достижение внутренней финансово-экономической стабильности.

Опыт большинства  развивающихся стран, перешедших от политики протекционизма к либерализации, от высокой степени защиты внутреннего  рынка к селективной защите ограниченного  круга товаров, подтверждает эффективность  применения умеренных таможенных тарифов для поддержания и развития национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Преодоление негативных последствий требует от государства  проведения политики защиты внутреннего  рынка и отечественного производства от иностранной конкуренции средствами разумного протекционизма и импортозамещения. Поэтому на первоначальном этапе вхождения в систему международных конкурентных отношений, базирующихся на нормах и принципах ВТО, в Республике Беларусь необходимо разработать и внедрить систему защиты отечественных участников внешнеэкономической деятельности от более сильных зарубежных конкурентов.

В связи с  этим перед республикой стоит  сложная задача - определить национальные экономические интересы и приоритеты, пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую и экологическую безопасность, и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров, в результате которых укрепятся международные экономические позиции Беларуси.

Обеспечение экономической  безопасности, связанной с внешнеторговой деятельностью, состоит в минимизации потерь и ущербов, которые могут быть нанесены отечественному хозяйству воздействием мировой конъюнктуры и международной конкуренцией, а в экологическом аспекте - защите окружающей среды и населения, в связи с ростом угроз экологического плана при вступлении в ВТО [7, c. 322].

При вхождении  Беларуси в мировой рынок особую значимость приобретает определение  количественной оценки уровня экономической  безопасности. Он может быть охарактеризован  достаточно широким набором показателей, отражающих товарную структуру и географию внешнеэкономических связей, состояние торгового и платежного балансов, валютное положение страны и масштабы иностранной конкуренции на внутреннем рынке, степень диверсификации рынков сбыта и закупок и т.д. Устойчивость к влиянию внешних негативных факторов, вызывающих как прямые, так и косвенные потери, будет свидетельствовать о состоянии экономической безопасности.

Негативные  последствия присоединения к  ВТО, среди которых - неизбежное перепрофилирование ряда производств, находящихся под тарифной протекцией государства, значительно меньше предоставляемых в рамках ВТО обширными возможностями для сбыта своей продукции, усиления безопасности крупных торговых сделок, участия в легитимном разрешении торговых споров.

Важным аспектом является необходимость переходного  периода и возможности адаптации  белорусской экономики к режиму свободной торговли, имея в виду, что процессы разгосударствления и  приватизации и реструктуризации производства не могут быть осуществлены в одночасье.

Участие Республики Беларусь в деятельности ВТО потребует  также определенных валютных затрат на выплату взносов в регулярный бюджет этой организации, оплату расходов, связанных с участием делегаций  Беларуси в работе органов ВТО, и  проведением разного рода переговоров. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что основными издержками от присоединения Беларуси к ВТО являются:

- исключение помощи государства производителям-экспортерам и соответственно возникновение трудностей развития отраслей народного хозяйства;

- возможное непредоставление переходного периода для Республики Беларусь;

- доступ на внутренний рынок товаров и услуг потенциальных конкурентов, а также экологически потенциально опасных товаров;

- необходимость тарифных уступок.

Таким образом, можно констатировать, что вступление в ВТО окажет влияние на экономику  Беларуси в двух ракурсах:

Во-первых, будут  необходимы изменения в торговой политике, требуемые либо правилами  ВТО, либо уполномоченными членами  ВТО в результате переговоров с ними.

Во-вторых, может  улучшиться доступ на рынок стран, не входящих в СНГ [11, с. 148].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одной из главных задач Беларуси в рамках вступления в ВТО является поиск такого партнерства, которое позволит ей, как стране с переходной экономикой - не члену ВТО, наравне с другими государствами воспользоваться возможностями, которые открылись после завершения Уругвайского раунда. Нельзя допустить, чтобы реализация марракешских Многосторонних соглашений странами-членами ВТО наносила ущерб тем не участвующим странам, которые в процессе реформирования наиболее остро нуждаются в эффективной торговле на справедливых условиях. Необходимо, чтобы ВТО более гибко реагировала и учитывала специфические условия тех или иных групп (регионов), участвующих в международной торговле. Политической основой любых совместных усилий в этом направлении было и остается признание первостепенной ответственности каждой страны за свое собственное развитие и обеспечение безопасности - экономической и экологической. Необходимо предоставить каждой стране справедливые и равные условия для реализации такой ответственности. Очевидно, что ключевым инструментом для этого является торговля.

Учитывая, что  вступление Беларуси в ВТО приведет к дальнейшей либерализации внешней  торговли и усилению конкуренции со стороны западных партнеров, перед республикой стоит сложная задача - определить национальные экономические интересы и приоритеты, пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую и экологическую безопасность и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров. При этом законодательство республики, административные правила, техника и практика государственного регулирования всего комплекса внешнеэкономических связей должны соответствовать современному мировому уровню. Привести их в соответствие, включая законодательство по ГМО и охране окружающей среды, необходимо в кратчайшие сроки.

Проблема вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию  является одной из узловых не только во внешней экономической политике страны, но и определяющей для хода ее внутриэкономических преобразований. Полноправное участие в ВТО послужит дополнительным стимулом к осуществлению радикальных экономических реформ, позволит Беларуси полноправно включиться в процесс выработки новых и выполнения существующих международных правовых норм в области внешнеэкономического сотрудничества для защиты ее собственных интересов.

При подготовке к вступлению в ВТО белорусское  правительство должно будет принять  решение о долгосрочной стратегии  с экологической компонентой использования инструментов торговой политики, основываясь на собственных целях и существующих правилах ВТО. Это комплексная задача, так как торговая политика часто используется для достижения целей, которые конкурируют друг с другом, если не являются совершенно противоречивыми.

Высокая торговая зависимость белорусской экономики  и недостаток собственных ресурсов доступного ископаемого топлива  делает особенно важным интеграцию Беларуси в международное разделение труда  в соответствии с ее относительными преимуществами. Недостаток ископаемого топлива отличает Беларусь от России, где доход от ресурсов (разница между мировой ценой и издержками производства) может перераспределяться различными способами для обеспечения основного дохода населения (например, обеспечение населения электроэнергией по сниженным тарифам). В этом случае проблема конкурентоспособности на мировых рынках производственных отраслей и сельского хозяйства становятся менее острой; можно использовать протекционизм во время адаптационного периода и обеспечить трудящихся защищенных секторов основным доходом. Такой подход, однако, неприменим к Беларуси, так как у нее нет достаточно больших доходов от природных ресурсов. Следовательно, первоочередным условием стабильного экономического развития Беларуси является создание стимулов для всех отраслей экономики для развития своей конкурентоспособности на мировом рынке.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Булатова, А.С. Мировая экономика: учебник/2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ. 2008. – 860 с.

2. Всемирная торговая организация. – Режим доступа: http://wto.org./ - Дата доступа: 10.12.2012.

3. Герчикова И.Н. Международные экономические организации.//М: "Консалтинг" – 2000. С. 146-149.

4. Григорян С. Организационно-правовые основы и особенности Всемирной торговой организации (ВТО) // Хозяйство и право. 2000. №2. С. 96 – 104.

5. Гусаков, В.Г. Регулирование ВТО внешней торговли продукцией сельского хозяйства и продовольствием: правила и нормы. Минск «Белорусская наука» 2007. C. 200.

6. Давыденко, Е.Л. Внешнеторговая политика малой экономики в условиях либерализации международной торговой системы / Е.Л. Давыденко. – Минск : БГУ, 2008. – 279с.

7. Дайнеко, А.Е., Забавский Г.В., Василевская М.В. Экономика Беларуси в системе Всемирной торговой организации / под ред. А.Е. Дайнеко. Мн.: Институт аграрной экономики НАН Беларуси, 2004. С.322.

8. Дайнеко, А.Е. Экономические аспекты вступления Беларуси и России во Всемирную торговую организацию / А.Е. Дайнеко // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2008. - №7. – С. 88 – 101.

9. Жабко, Л.С. Состояние и перспективы вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию / Л.С. Жабко // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2009. - №3. – С. 31 – 46.

10. Медведев, В.Ф., Куриленок, К.Л. Вступление в ВТО и интеграция Республики Беларусь в мировую экономику // Белорусский экономический журнал. 2005. №3. С.7

11. Медведев, В.Ф., Михневич, С.И., Почекина, В.В. Всемирная торговая организация: Беларусь на пути в ВТО / под науч. ред. П.Г. Никитенко/ – Минск: Институт т экономики НАН Беларуси, 2002. - 148с.

12. Медведев, В.Ф., Михневич, С.И., Почекина, В.В. Всемирная торговая организация: ориентиры для экономистов и юристов / Мн.: НО ООО «БИП – С», 2003. С.126

13. Международные экономические отношения под ред. Профессора В.Е. Рыбалкина, 5-ое изд. перераб. и дополн. Москва 2004. С. 501 – 506.

14. Министерство иностранных дел. – Режим доступа: http://mfa.gоv.by/ - Дата доступа: 10.12.2012.

15. Михневич, С.И. Многостороння система регулирования международных торгово-экономических отношений // Мн.: «Право и экономика», 2000. – 192 с.

16. На многосторонних переговорах по линии ВТО // БИКИ. 2003. №107. С. 1, 4-5, 16.

17. О результатах исследования ГУ-ВШЭ о последствиях присоединения к ВТО – Режим доступа: http://www.wto.ru/ru/news.html. – Дата доступа: 10.12.2012.

Информация о работе Вступление Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО): аргументы за и против