Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 10:07, курсовая работа
В данной курсовой работе требуется рассмотреть взаимосвязь жизненного цикла продукции и предприятия (материальная основа, фазы цикла, средний срок жизни экономической организации, переход организации в новое качество). Для того чтобы определить этапы существования фирмы, нужно обозначить, что мы понимаем под словом « фирма», без которой невозможно понять работу экономической системы, Например, предполагается, что слово "фирма" может в экономической теории, использоваться, совсем, не так, как его употребляют "обычные люди". Поскольку в экономической теории проявляется явная тенденция начинать анализ с отдельной фирмы, а не с отрасли , тем больше необходимость не только в ясном определении слова "фирма", но и в установлении отличия, если оно существует, от того, как употребляется это слово в "реальном мире".
Этот период выдвигает перед управленческой системой следующую задачу - начать разработку нового проекта, призванного заменить продукцию, характеризующуюся тенденцией к снижению потребительского спроса и прибыли от ее реализации. Этот метод позволяет обеспечить поддержку и постоянную замену продукции, "уходящей" с рынка новыми инновационными решениями, что, в свою очередь, обеспечивает возможность функционирования предприятия в длительной перспективе. На стадии насыщения спроса на строительную продукцию наиболее эффективен метод агрессивной рекламы и коммерческой пропаганды. Вместе с тем, любой коммуникативный эффект, возникающий в процессе использования выше названного метода с течением времени имеет тенденцию к снижению. Она является следствием привыкания потребителей к коммуникативным сообщениям и увеличением психологической устойчивости в условиях их расширения и разнообразия.
С наступлением коммуникативного насыщения рынка начинается спад показателей деятельности предприятия, означающее наступление последней стадии жизненного цикла строительной продукции - стадии спада. При резком снижении объема продаж и прибыли рекомендуется использовать одну из двух стратегий: быстрого ухода с рынка, сопровождающегося расширением деятельности по производству новой продукции, и пассивного отношения к продукту в ожидании возможного увеличения спроса. Однако при этом необходимо иметь в виду тот факт, что, если наступление стадии спада вызвано влиянием НТП, рассчитывать на новый "всплеск" спроса не целесообразно, так как изменения в области техники, технологии строительного производства, в принципе, необратимо. В этом случае управленческие решения должны ориентироваться на необходимость быстрой замены морально устаревшей продукции новыми видами.
Предложенные методы управления жизненным циклом строительной продукции, дифференцированные в соответствии с целями и задачами, ставящимися на различных его стадиях, направлены на продление периода эффективного функционирования малого и среднего предприятия в динамичных условиях строительного рынка и обеспечение его стратегической устойчивости в относительно длительной перспективе.
Казалось бы, жизненный цикл изделия - уже избитая тема, описанная в любом учебнике. Однако исходя из опыта работы ЗАО ФДП "Объединенные Консультанты – Ярославль" с предприятиями до сих пор 9 из 10 отечественных предприятий не применяют этот эффективный маркетинговый и стратегический инструмент. При этом ключевой проблемой на этих же предприятиях может быть именно устаревание продукции – нисходящая стадия кривой жизненного цикла.
Слабое использование ЖЦИ на отечественных предприятиях во многом обусловлено организационными проблемами: отсутствием взаимосвязи маркетинга, конструкторского бюро, отдела сбыта и планово-экономического отдела, а также слабостью стратегического маркетинга на российских промышленных предприятиях в целом.
Например, одно из направлений деятельности машиностроительного предприятия – ремонт двигателей для бульдозеров. При этом специалисты предприятия не могут ответить на вопрос, выпускаются ли в настоящее время такие машины или они уже сняты с производства. В данном случае ответ на вопрос о жизненном цикле услуги по ремонту двигателей напрямую определяет существование данного бизнеса в ближайшей перспективе…
Таким образом, не анализируя ЖЦИ ассортимента и связанные с этим проблемы, невозможно управлять конкурентоспособностью предприятия и прогнозировать основные показатели деятельности.
Положение на кривой жизненного цикла - вывод на рынок, рост, зрелость и спад - коренным образом влияет на объемы продаж, рентабельность продукции и маркетинговые мероприятия.
Иногда получается так, что руководитель, который обращает внимание на конечные показатели деятельности предприятия, не может видеть реальные причины снижения этих самых показателей.
Во время совещания на одном из промышленных предприятий обсуждение положения ассортимента на кривой жизненного цикла вызвало настоящее озарение и вместе с тем негодование руководства предприятия: "А я думал, у меня этим главный конструктор занимается…" А главные конструкторы обычно не читают Котлера, а следовательно, не знакомы с "маркетинговыми эффектами", связанными с положением продукта на кривой ЖЦИ[17, c.15].
Действительно, проблему падения объемов пытаются решать разными способами. Кадровыми перестановками, затратами на рекламу, покупкой программных средств маркетинга, обучением и т.д. В итоге по-прежнему остается нерешенным вопрос: кто на промышленном предприятии отвечает за маркетинг, объемы и прибыльность продаж? Кто координирует маркетинговые усилия предприятия?
Претендентов на эту роль в зависимости от предприятия множество: отдел маркетинга, планово-экономический отдел, отдел сбыта, КБ. При этом зачастую ориентируются на узкие данные на уровне предприятия и ближайших конкурентов, не учитывая основополагающие факторы, хотя именно в них может скрываться решение проблемы.
На практике влияние ЖЦИ на динамику продаж чаще всего недооценивается либо вовсе не осознается. Существующая система маркетинга на предприятиях практически не отслеживает ЖЦИ и степень устаревания продукции. Хотя a priori положение большей части ассортимента предприятия на растущей части кривой ЖЦИ обеспечивает предприятию стабильную прибыль, и достижение именно такого положения является ключевой функцией маркетинга. К сожалению, только на передовых отечественных предприятиях понимают, что, управляя ЖЦИ, можно управлять продажами.
Существует устойчивый стереотип, что запуск изделия, которое будет находиться на стадии роста, требует значительных инвестиций и кардинального обновления технологии производства. Иногда это верно, но практический опыт показывает, что устаревать (отставать от конкурентов) продукция может не только по технико-экономическим параметрам, но и по целому ряду маркетинговых параметров[14, c.69].
Например:
· Старая упаковка вытесняется новой
· Товар без гарантии вытесняется товаром с гарантией
· Продукция без обслуживания вытесняется продукцией с обслуживанием
· Продукция без предоставления расходных материалов, включенных в стоимость поставки, вытесняется продукцией с поставкой таких материалов и т.п.
Всегда действует основное правило: товар, в большей степени удовлетворяющий потребности покупателя, вытесняет товар, удовлетворяющий такие потребности в меньшей степени.
Таким образом, запускать новые волны жизненного цикла изделия можно не только путем обновления технико-экономических показателей, что действительно требует серьезных инвестиций, нового оборудования и т.д. Сбор и анализ информации об основных и смежных потребностях клиентов, связанных с продукцией, позволит не менее эффективно создавать новые волны продаж.
Если маркетинговая и конструкторская службы будут постоянно отвечать на вопрос «В чем сложность удержания ассортимента в стадии роста?» это создаст неплохие предпосылки для управления "жизненным циклом" всей фирмы.
Руководитель, озабоченный падением объемов продаж, должен поставить перед службой маркетинга следующие задачи[16, c.14-19]:
· Как оценить существующую стадию ЖЦИ, какие факторы при этом учитывать?
· Каковы возможные ходы при существующем положении продукции на кривой ЖЦИ?
· Как эффективнее использовать положение товара на падающей части кривой ЖЦИ?
Как показывает практика, эти вопросы остаются без ответа, но даже если ответ есть, не всегда очевидно, какие конкретно шаги следует предпринимать для увеличения прибыли предприятия.
Естественным решением поставленных вопросов являются маркетинговые исследования. Специфика этих исследований – постановка вполне конкретных вопросов, на которые необходимо получить полные и убедительные ответы. Например: "Какой фактор, связанный с продукцией, поставками, фирмой, наиболее привлекателен для клиентов и при этом является наименее затратным в плане внедрения?"
Рассмотрим жизненный цикл продукции российского машиностроения – проблемы и решения.
Рассмотрим ситуацию на кривой ЖЦИ
На рисунке изображена типичная ситуация,
которая наблюдается на рынках промышленной
продукции. А конкретно: жизненные циклы
продукции на российском рынке деревообрабатывающих
станков. Текущее положение продукции предприятия обозначено
красной точкой со стрелкой.
Рисунок № 7 «Кривая ЖЦТ российского предприятия
и западной компании»
На графике показано, что объем продаж продукции конкурента (западной компании) недавно превысил продажи предприятия (вторая волна ЖЦИ). Кроме того, на последней выставке конкурентами были представлены образцы новой продукции, которая имеет очень хорошие перспективы на рынке РФ .
Падение доли рынка одного производителя (группы производителей) обычно связано с появлением на рынке новой, более совершенной продукции конкурента. По нашим исследованиям, большинство отечественных промышленных предприятий на сегодняшний день находятся на нисходящей части кривой ЖЦИ, всеми силами цепляясь за текущий ассортимент, стараясь извлечь из своего положения максимальную пользу.
Стратегия западных компаний в корне отличается. Система маркетинга и НИОКР максимально ориентирована на создание новых волн ЖЦИ, с помощью которых и происходит завоевание доли рынка. При этом никто не ждет, пока товар достигнет нижней точки ЖЦИ и перестанет продаваться.
Как только товар достиг вершины кривой ЖЦИ и наметился спад, западная продукция снимается с производства. Задача НИОКР в данном случае состоит в том, чтобы у предприятия в запасе всегда имелся новый товар, который смог бы заменить снимаемый с производства.
Отечественные же предприятия, как это ни тривиально, начинают задумываться о проблемах устаревания продукции на нисходящей стадии ЖЦИ. В итоге нерентабельная продукция уже не позволяет инвестировать в обновление либо создание качественно новых изделий – так возникает порочный круг “устаревшая продукция – отсутствие инвестиций”.
Очевидно, что фундаментальной причиной
существования волн ЖЦИ является изменение
технологий производства и ключевых потребительских
свойств (на рисунке – "Волны технологий").
Однако эффективным инструментом могут
быть и "Маркетинговые волны".
Что касается "Маркетинговых волн",
это наиболее характерно для потребительского
рынка. Довольно быстро и "наглядно"
обновляют свою "линейку" продукции
Procter & Gamble, Gilette, Johnson & Johnson и др. (например,
стиральный порошок "Tide" обновляется
в сознании потребителей примерно раз
в год)[13, c.56-59].
На промышленном рынке ярким примером служат "войны гарантий", когда инструментом вытеснения конкурента становится товар с большей гарантией.
Таким образом, качество управления ЖЦИ на предприятии во многом определяет конкурентоспособность российских предприятий, особенно в ситуации острого давления иностранных производителей. Эффективным решением также являются волны апгрейдов (с англ. "повышение уровня"). То есть производитель предлагает потребителям установить или изменить отдельные блоки, которые улучшают потребительские свойства основного товара без принципиального изменения базовой технологии. Компьютеры, самолеты, станки - все это является объектом для апгрейда, зачастую обеспечивая производителям удвоение или утроение рынков сбыта.
Анализ взаимосвязи жизненных циклов продукции предприятия позволяет сделать выводы о том, что для предпринимателя важно получить достоверные сведения о продолжительности жизненного цикла товара, который он начинает производить. Особое значение это приобретает, когда на рынке уже имеется аналогичный или даже точно такой же товар. В противном случае может получиться так, что ввод товара, разработанного предпринимателем, придется на стадию старения товара-заменителя. Тогда вновь предложенный рынку товар не сможет быть реализован или придется сразу же останавливать его производство.
Определение стадии жизненного цикла – весьма сложная задача. Ведь жизненный цикл товара можно проследить только тогда, когда он уже завершен. Поэтому если по окончании жизненного цикла мы можем с точностью указать , какую стадию в какой момент проходил данный товар, то при «жизни» этого товара все наши расчеты являются не более чем предположением.
Предприятие - это реально существующее, но преходящее и “смертное” образование, которое функционирует не просто во времени, но в определенных временных рамках. Эти временные рамки могут “сжиматься” и “растягиваться” в зависимости от конкретного временного интервала (периода), в котором существует определенная фирма (от дней и месяцев до десятков и даже сотен лет).
Основными факторами, влияющими на средний срок жизни экономической организации (фирмы) являются: размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек и проч.) и многие другие.
Финансовый цикл фирмы начинается с реализации инвестиционного проекта, затем фирма достигает порога рентабельности (нулевой прибыли), далее накапливает запас финансовой прочности и реализует новый инвестиционный проект (если предыдущий инвестиционный проект неудачен, то фирму ждут очень тяжелые времена с высокой вероятностью банкротства, прекращения собственного существования).
Информация о работе Взаимосвязь жизненных циклов продукции и предприятия