Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 14:04, дипломная работа
Актуальность темы выпускной аттестационной работы обусловлена тем, что в современных условиях российского образования приобретает особую значимость повышение эффективности управления персоналом, которое является наиболее важным звеном в общей системе управления образовательным учреждением. Это обусловлено возрастающей ролью личности работника, знанием его мотивационных установок, умением их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед образовательными учреждениями.
Введение
1. Теоретические аспекты методов управления в системе образования
1.1. Роль управления, основные понятия управления
1.2. Специфика современного управления персоналом в образовательном учреждении
2.Современное состояние существующей системы
управления образовательным учреждением
2.1. Краткая характеристика исследуемого объекта
2.2. Анализ управления в общеобразовательном учреждении
2.3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Номто Очирова»
3.Основные направления совершенствования системы управления в образовательном учреждении (на примере МБОУ СОШ №8)
3.1.Научные подходы в исследовании проблемы управления общеобразовательными учреждениям
3.2. Рекомендации по разработке концепции организации управления персоналом в образовательном учреждении
Заключение
Список использованных источников и литературы
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: Задачи и методы управления в условиях современного учреждения образования.
Содержание
Введение |
3 |
1. Теоретические аспекты методов управления в системе образования |
6 |
1.1. Роль управления, основные понятия
управления 1.2. Специфика
современного управления |
6 12 |
2.Современное
состояние существующей управления
образовательным учреждением |
18 |
2.1. Краткая характеристика исследуемого
объекта 2.2. Анализ управления
в общеобразовательном 2.3. Анализ финансово- |
18 20 25 |
3.Основные направления совершенствования системы управления в образовательном учреждении (на примере МБОУ СОШ №8) |
31 |
3.1.Научные подходы
в исследовании проблемы управл 3.2. Рекомендации
по разработке концепции |
31 36 |
Заключение |
47 |
Список использованных источников и литературы |
51 |
Приложение |
Введение
Актуальность темы выпускной аттестационной работы обусловлена тем, что в современных условиях российского образования приобретает особую значимость повышение эффективности управления персоналом, которое является наиболее важным звеном в общей системе управления образовательным учреждением. Это обусловлено возрастающей ролью личности работника, знанием его мотивационных установок, умением их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед образовательными учреждениями. Ориентация на более полное использование способностей работника в процессе его профессиональной деятельности является основой эффективной деятельности образовательного учреждения. Обеспечение современных подходов в работе с персоналом создают широкие возможности для устойчивого развития ОУ, повышении качества образования. В современных условиях работодатель должен в своих решениях исходить из того, что человеческий потенциал проявляется при благоприятных условиях для работника, а его способности в выполнении работ, решении задач, в том числе проблемных, зависят от многих качественных показателей, характеризующих его как личность и специалиста. Система управления персоналом должна носить комплексный характер и строиться на концепции, согласно которой рабочая сила рассматривается как не возобновляемый ресурс, или человеческий капитал.
В свете проведенных
за последние три года реформ в
бюджетной сфере
Данная выпускная квалификационная работа посвящена управлению персонала в организации на примере муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8 им. Номто Очирова» г. Элисты.
Целью исследования является определение задач и методов управления.
Для достижения
заданной цели
Предмет исследования - система управления персоналом в МБОУ СОШ №8 им. Н.Очирова г.Элисты.
Объект исследования - управление персоналом на современном уровне в МБОУ СОШ№8 г.Элисты.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют: научные труды российских и зарубежных ученых по вопросам образовательного менеджмента, кадрового планирования, а также материалы периодической печати. Особый интерес представляют разработки в области социальных наук В.Г. Афанасьева, И.В. Бестужева-Лады, Д.М. Гвишиани, выделивших специфические характеристики управления образовательными организациями. Вопросы управления также исследованы в трудах авторов М.М. Поташника, В.С. Лазарева, Т.И. Шамова, А.М. Моисеева.
В ходе исследования были использованы следующие методологические приёмы: систематизация материала по обозначенной теме, обобщение, приведение фактологической базы исследования.
Данная выпускная аттестационная работа состоит из трёх частей:
В главе I рассмотрены понятие и классификация методов менеджмента и специфика управления персоналом в образовательном учреждении.
Глава II посвящена непосредственно МБОУ СОШ №8 им. Номто Очирова г.Элисты. Рассмотрены общие сведения об организации, история его развития, проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности по кадровой работе в школе.
В главе III рассмотрены особенности, проблемы, перспектива системы управления персоналом в МБОУ СОШ №8 им. Номто Очирова г. Элисты.
1. Теоретические аспекты методов управления в системе образования
На основе общих подходов к толкованию управления «управление школой» М.М. Поташник определяет как «целенаправленную деятельность всех субъектов, обеспечивающую становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие школы». Следуя определениям B.C. Лазарева и М.М. Поташника, управление, во-первых, это целенаправленная деятельность и, во-вторых, - это назначение (чем и отличается от других видов деятельности). B.C. Лазарев определяет управление школой как «особую деятельность, в которой ее субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей функционирования и развития школы». В работах по управлению школой (В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.) различают:
- управление функционированием
- обеспечение использования
- управление развитием
- обеспечение наращивания
Анри Файоль выделяет 5 функций управления: предвидение, организация, распорядительство, координация и контроль.
Лазарев B.C. выделяет четыре основных последовательных управленческих действия (функции): планирование, организация, руководство и контроль. М.М. Поташник определяет следующий логический ряд управленческих функций: прогнозирование - программирование - планирование - организация - регулирование - контроль - стимулирование - коррекция и анализ впереди и после каждого звена управления. Ю.А. Конаржевский особо выделяет еще и функции целеполагания и координации.
Важно отметить, что в
специальных исследованиях, посвященных
проблемам оптимизации
Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей1. По сути, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, выступают как методы менеджмента. Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации). Следует отметить, что в экономической литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия и классификации методов управления. Одни авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает, по сути, административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии. Выделяют следующие методы управления:
- административные;
- экономические;
- социально-психологические.
Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как методы кнута. Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как методы пряника. Социально-психологические методы основаны на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как методы убеждения2.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Управленческое воздействие экономических и социально-психологических методов носит косвенный характер. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.
Рассмотрим более подробно каждый метод в отдельности.
Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия. Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает регламентирование, нормирование и организационно-методическое инструктирование. Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься работник управления, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей. На основе положений составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников3.
Экономические методы управления - это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается поступательное движение организации. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления. С помощью планирования определяется программа деятельности организации.
Огромное значение в
системе материального
Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.
Вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды времени. Руководитель учреждения может с помощью перечисленных компонентов оплаты труда регулировать материальную заинтересованность работников с экономически возможными расходами на производство по статье «заработная плата», применять различные системы оплаты труда - сдельную или повременную, формировать материальные и духовные потребности работников и обеспечивать рост их жизненного уровня.
Информация о работе Задачи и методы управления в условиях современного учреждения образования