Инвестиции
в человека
«Концентрация
бюджетных и административных ресурсов
на повышении качества жизни граждан
России - это необходимое и логичное
развитие нашего с вами экономического
курса, который мы проводили в течение
предыдущих пяти лет и будем проводить
дальше.
Это гарантия
от инертного проедания средств без ощутимой
отдачи. Это курс на инвестиции в человека,
а значит - в будущее России».
(Из выступления
В.Путина)
Повышение качества
жизни граждан России - ключевой
вопрос государственной политики. Казалось
бы, бесспорная декларация. Именно так
она воспринимается сейчас. В том
числе - когда звучит в устах власти.
Но еще сравнительно недавний исторический
опыт показывает, что всего лишь
несколько лет назад ее бесспорность
вовсе не была столь очевидной.
Опасная дезинтеграция
государственных институтов, системный
экономический кризис, издержки приватизации
в сочетании с политическими
спекуляциями на естественном стремлении
людей к демократии, серьезные
просчеты при проведении экономических
и социальных реформ, - последнее
десятилетие XX века стало периодом
катастрофической демодернизации страны
и социального упадка. За чертой бедности
оказалась фактически треть населения.
Массовым явлением стали многомесячные
задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных
плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей
в одночасье своих сбережений. Не верили
уже и в то, что государство сможет исполнять
даже минимальные социальные обязательства.
Вот с чем столкнулась
власть, начавшая работать в 2000 году. Вот
в каких условиях необходимо было
одновременно и решать острейшие
каждодневные проблемы, и работать
на то, чтобы заложить новые - долгосрочные
- тенденции роста.
Именно образование,
здравоохранение, доступное жилье
и повышенное внимание сельскому
хозяйству затрагивает каждого
человека, определяет качество жизни
и формирует «человеческий капитал»
- образованную и здоровую нацию. От
состояния этих сфер зависит социальное
самочувствие общества, демографическое
благополучие страны.
Именно в этих
сферах граждане в наибольшей мере
обоснованно ожидают более активной
роли государства, реальных перемен
к лучшему.
Информация
взята с сайта http://www.rost.ru
Основные
направления национального проекта
«Образование»
- Дополнительное
вознаграждение за классное руководство.
Для осуществления дополнительных выплат
классным руководителям общеобразовательных
учреждений из федерального бюджета в
бюджеты субъектов РФ перечисляются средства
из расчета 1 тыс. руб. в месяц в классе
наполняемостью 25 человек для городской
местности и 14 и более человек для сельской
местности, в классе с меньшей наполняемостью
- с учетом уменьшения размера вознаграждения
пропорционально численности обучающихся.
- Поощрение лучших
учителей. Ежегодно начиная с 2006 года
путем открытых региональных конкурсов
на основе общественной экспертизы отбираются
10 тыс. учителей, достигших востребованного
и признанного обществом уровня педагогической
работы. Они получают денежное вознаграждение
в размере 100 тыс. руб.
- Стимулирование
общеобразовательных учреждений, внедряющих
инновационные образовательные
программы. Ежегодно 3 тыс. школ, отобранных
в субъектах Российской Федерации
на конкурсной основе, получают
государственную поддержку в
размере 1 млн руб. каждая.
- Информатизация
образования. До конца 2007 года
все российский школы, в том
числе сельские, не имеющие доступа
к сети Интернет, получат качественное
подключение к глобальной сети
со скоростью не менее 128Кбт/с.
- Оснащение российских
школ учебным оборудованием. В
рамках этого направления в
российские школы производится
поставка интерактивных аппаратных
комплексов, нового учебного и
учебно-наглядного оборудования
для кабинетов физики, химии, географии
и биологии, а также аппаратно-программного
комплекса (интерактивные доски).
В 2007 году, объявленном Годом русского
языка, этот перечень дополнен
кабинетами русского языка и
литературы.
- Поставка школьных
автобусов в сельские территории.
Для облегчения доставки сельских
школьников к местам обучения
проводится закупка школьных
автобусов за счет средств
федерального и региональных
бюджетов.
- Поддержка подготовки
рабочих кадров и специалистов
для высокотехнологичных производств
в учреждениях начального и
среднего профессионального образования.
В рамках этого направления
в 2007 году на конкурсной основе
государственная поддержка будет
оказана 76 образовательным учреждениям
начального и среднего профессионального
образования (НПО и СПО). Каждое
из учреждений-победителей получит
от 20 до 30 млн руб. из федерального бюджета,
в зависимости от объемов софинансирования,
которое оно сможет привлечь.
- Стимулирование
учреждений высшего профессионального
образования, активно внедряющих
инновационные образовательные
программы. На конкурсной основе
инновационным вузам предоставляются
субсидии из федерального бюджета
на закупку лабораторного оборудования,
приобретение и разработку программного
и методического обеспечения,
повышение квалификации. В настоящее
время по итогам федеральных
конкурсов 2006 и 2007 годов производится
государственная поддержка 57 инновационных
вузов-победителей.
- Формирование сети
национальных университетов и
бизнес-школ. Цель создания национальных
университетов - комплексное кадровое
и научное обеспечение перспективного
социально-экономического развития регионов.
В 2006 году путем объединения региональных
вузов было начато создание двух новых
крупных университетов в Сибирском и Южном
федеральных округах - Сибирского федерального
университета и Южного федерального университета.
Сверхзадача новых бизнес-школ - подготовка
современных управленческих кадров мирового
уровня. В рамках этого направления ведется
работа по созданию двух бизнес-школ: Высшей
школы менеджмента в Санкт-Петербурге
на базе факультета менеджмента федерального
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
университет» и Московской школы управления
«Сколково». С начала 2007 года в школах
сформированы попечительские советы,
избраны руководители (деканы), прошли
выборы в ученый совет Высшей школы менеджмента
СПбГУ.
- Государственная
поддержка талантливой молодежи.
Ежегодно начиная с 2006 года 1250
молодых людей - победителей международных
и всероссийских олимпиад и
конкурсов получают индивидуальные
премии по 60 тыс. руб., а 4100 победителей
и призеров всероссийских олимпиад
и конкурсов, а также победителей
региональных и межрегиональных
олимпиад поощряются премиями
в размере 30 тыс. руб.
- Организация профессионального
образования для военнослужащих,
проходящих военную службу по
призыву и по контракту. В
течение 2006-2007 годов в 24 воинских
частях организованы учебные
центры, в которых проводится
эксперимент по расширению возможностей
получения начального профессионального
образования военнослужащими, проходящими
службу по призыву. В его
рамках военнослужащие во время
службы по призыву помимо диплома
по военно-учетной специальности
образца Министерства обороны
РФ смогут также получить дипломы
государственного образца о начальном
профессиональном образовании. Кроме
того, в рамках данного направления
в 2007 году за счет средств
федерального бюджета будет организовано
обучение на подготовительных
отделениях вузов 5 тыс. человек,
отслуживших не менее трех
лет по контракту в Вооруженных
Силах РФ в воинских должностях
солдат, матросов, сержантов, старшин.
- Государственная
поддержка субъектов РФ, внедряющих
комплексные проекты модернизации
образования. В 2007 году на конкурсной
основе отобран 21 субъект РФ, который
в 2007-2009 годах получит субсидии
из федерального бюджета. Эти
субсидии будут предназначены
для введения новой системы
оплаты труда работников образования,
целями которой являются повышение
доходов учителей, переход на
нормативно-подушевое финансирование
общеобразовательных учреждений, развитие
региональной системы оценки качества
образования, развитие сети общеобразовательных
учреждений регионов и расширение общественного
участия в управлении образованием.
Основные
цели приоритетного национального
проекта в сфере здравоохранения
Меры
по решению основных проблем здравоохранения
предполагают эффективное расходование
бюджетных средств, ориентированное
на конечный результат, смещение акцента
оказания медицинской помощи в первичное
звено (догоспитальный этап), профилактическую
направленность здравоохранения.
- Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.
- Повышение доступности и качества медицинской помощи.
- Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.
- Развитие профилактической направленности здравоохранения.
- Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.
Задачи, решаемые в
2006-2007 годах
- повышение уровня квалификации врачей участковой службы (увеличение количества врачей, прошедших подготовку, на 24 805 человек);
- снижение коэффициента совместительства в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь до 1,1;
- сокращение сроков ожидания диагностических исследований в поликлиниках до одной недели;
- обновление парка санитарного автотранспорта службы скорой медицинской помощи на 12 782 машины;
- снижение числа заразившихся ВИЧ - инфекцией не менее чем на 1 000 человек в год;
- снижение заболеваемости - гепатитом В и С не менее чем в 3 раза, краснухой не менее чем в 10 раз, в том числе ликвидация врожденной краснухи, а также гриппом в период эпидемии и снижение выраженности его проявления у заболевших;
- обследование не менее 95% новорожденных детей с целью выявления наследственных заболеваний;
- снижение материнской смертности до 24 случаев на 100 тысяч родившихся живыми, младенческой смертности до 10,1 случаев на 1000 родившихся живыми;
- снижение у больных хроническими заболеваниями, по сравнению со случаями заболеваний в 2005 году, частоты обострений и осложнений не менее чем на 30% и снижение временной нетрудоспособности населения не менее чем на 20%;
- повышение уровня обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи не менее чем до 45 % потребности.
Основные
проблемы российского жилищного
рынка, как они решаются
Проект
предполагает развитие правовой базы,
бюджетную и организационную
поддержку расширения спроса и предложения
на рынке жилья и выполнения гособязательств
по обеспечению жильем определенных категорий
граждан.
Готовясь к реализации
приоритетного национального проекта,
мы постарались выделить основные проблемы
российского жилищного рынка:
- Большинство людей нуждается в жилье, но не может себе позволить его покупку.
- В России отсутствует эффективная система долгосрочного жилищного кредитования.
- Нынешних объемов жилищного строительства не хватает для удовлетворения потребностей населения.
- В стране не выработана эффективная схема реализации земельных участков и выделения земель под жилищное строительство.
- В муниципальных образованиях отсутствуют схемы территориального планирования и градостроительная документация.
- Качество жилищных и коммунальных услуг остается очень плохим, а уровень износа коммунальной инфраструктуры - высоким.
- Социальное жилье и жилье для инвалидов, ветеранов и других категорий граждан выделяется очень низкими темпами.
- Процедуры согласования строительной документации затруднены.
- Граждане слабо защищены от махинаций при покупке и продаже жилья.
Для решения этих
проблем Правительство Российской
Федерации утвердило федеральную
целевую программу «Жилище», которая является базовым механизмом
реализации национального проекта.
Особенность новой
программы - ее сбалансированность. Государство
не сможет способствовать созданию рынка
доступного жилья, занимаясь каждым
направлением в отдельности.
Обеспечивая сбалансированное
стимулирование спроса и предложения
на жилищном рынке, поддерживая строительство
нового жилья рыночными механизмами,
государство рассчитывает уже в
течение ближайших пяти лет переломить
ситуацию. К 2010 году объемы жилищного
строительства должны увеличиться
как минимум до 80 млн кв. м, а ставки
по ипотечным кредитам уменьшатся до 8%
годовых. При этом каждый третий гражданин
страны должен иметь возможность приобрести
жилье с помощью собственных или заемных
средств.