Зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:02, реферат

Описание работы

Инвестиции в человека
«Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России - это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше.
Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит - в будущее Р

Файлы: 1 файл

зарубежнвй опыт.docx

— 168.06 Кб (Скачать файл)

Кроме того, национальный проект предусматривает меры, которые  раньше не применялись в рамках федеральных  целевых программ. Внедряя рыночные механизмы, мы намерены продолжить работу и по совершенствованию жилищного  законодательства. Правительство будет  способствовать развитию массовой жилищной застройки, сокращать сроки согласования строительной документации и упрощать выделение земель под застройку; ликвидировать «коррупционные схемы» и локальные монополии; развивать  малоэтажное домостроение и содействовать  формированию рынка строительных материалов.

Суть первоочередных мер в сфере АПК

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в  себя три направления:

  • «Ускоренное развитие животноводства»;
  • «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»;
  • «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе».

Реализация первого  направления Национального проекта  позволит повысить рентабельность животноводства и промышленного рыбоводства, провести техническое перевооружение действующих  животноводческих комплексов (ферм), предприятий промышленного рыбоводства (аквакультуры) и ввести в эксплуатацию новые мощности.

Это станет возможным  за счет:

- повышения доступности  долгосрочных кредитов, привлекаемых  на срок до 5 и 8 лет;

- роста поставок  по системе федерального лизинга  племенного скота, техники и  оборудования для животноводства  и промышленного рыбоводства  благодаря увеличению уставного  капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока лизинга техники и оборудования для животноводческих комплексов и предприятий промышленного рыбоводства (аквакультуры) до 10 лет;

- совершенствования  мер таможенно-тарифного регулирования  путем утверждения объемов квот  и таможенных пошлин на мясо  в 2006-2007 годах и вплоть до 2009 года и отмены ввозных таможенных  пошлин на технологическое оборудование  для животноводства, не имеющее  отечественных аналогов.

В октябре 2006 года решением Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов в  направление «Ускоренное развитие животноводства» включено пять дополнительных мероприятий.

В их числе: государственная  поддержка племенного животноводства, отечественного овцеводства, северного  оленеводства и табунного коневодства, развитие промышленного рыбоводства (аквакультуры), а также дополнение в связи с этим финансовой составляющей нацпроекта субсидированием 5-летних кредитов на развитие животноводства и аквакультуры.

Второе направление  Национального проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Это предполагается достичь путем:

- удешевления кредитных  ресурсов, привлекаемых малыми формами  хозяйствования АПК;

- развития инфраструктуры  обслуживания малых форм хозяйствования  в АПК - сети сельскохозяйственных  потребительских кооперативов (заготовительных,  снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных).

- развития системы  земельно-ипотечного кредитования, что позволит выдавать кредиты  под залог земельных участков  и поможет решить проблему  отсутствия залоговой базы для  малых форм хозяйствования в  АПК.

Реализация третьего направления позволит обеспечить доступным  жильем молодых специалистов на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.

Альманах «Сильный руководитель —  сильная Россия»

 

Сейтова Г.Т. – к.э.н., доцент

Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова

 

Человеческий  капитал как фактор конкурентоспособности  страны

 

Человеческий капитал  определяется как капитал в форме  знаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе образования  и практической деятельности и позволяющих  ему успешно выполнять свою профессиональную деятельность. На самом деле это  понятие куда шире - в особенности, если мы говорим о человеческом капитале в контексте модернизационного развития страны и повышения ее конкурентоспособности [1]. Характеристика человеческого капитала представлена на рисунке:

человеческий капитал


 

Проявляется в форме знаний, способностей, рабочих и профессиональных навыков


 

Его невозможно ощутить или увидеть, поэтому он не подвержен износу и  амортизации


 

Накопление человеческого капитала продолжается непрерывно


 

Инвестиции в человеческий капитал  связаны с конкретным человеком


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок – Человеческий капитал и его характеристики

 

В рамках теории человеческого  капитала, появившейся как ответ  на изменение макроэкономических тенденций, существует определенная связь между  уровнем образования, физическим здоровьем, качеством обучения, объемом производственного  опыта и заработной платой. Таким  образом, расходы, направленные на повышение  качественных характеристик индивида рассматриваются как инвестиции. То есть эти затраты рассматриваются  не как потребительские, а как  производственные, так как предполагается, что они со временем многократно  компенсируются доходом. Осознание  этого факта позволило - в первую очередь государству - пересмотреть свое отношение к социальной политике. Стало понятно, что человеческий капитал в любом его измерении  представляет большую ценность, нежели, к примеру, финансовый капитал, ресурсы  и т.д. Стремление западных стран  к расширению разного рода социальных и образовательных программ (в  частности целевые образовательные  программы Евросоюза) самым ярким  образом свидетельствуют об этом [1].

Видов инвестиций в человеческий капитал достаточно много. Однако, на мой взгляд, ключевыми являются инвестиции в образование. Остальные - к примеру, расходы на здравоохранение, повышение  мобильности человеческого ресурса  и оптимизацию миграции - не менее  важны, однако они, как показывает опыт, идут следующими в списке после расходов на образование.

Данные экспериментальных  расчетов потенциальных и реальных объемов накопленного человеческого  капитала, проведенных на рубеже 2000-х  годов, показали, что среди стан СНГ  самые высокие показатели накопления человеческого капитала на душу населения  приходятся на Россию (197 тыс. долл США), Беларусь (182 тыс.долл. США) и Казахстан (101 тыс. долл США) [2]. При этом почти 80% всего человеческого капитала, накопленного странами СНГ, приходились на Россию, Украину и Беларусь.

На сегодняшний день ситуация меняется в лучшую сторону. В России улучшение ситуации в сфере образования  обрело статус национального проекта. В Казахстане также происходят существенные изменения - не так давно правительство  республики обещало увеличить в 20 раз расходы на образование, ожидается, что объем ежегодных средств  на науку к 2012 году составит 350 миллиардов тенге, или более 5% от всего объема ВВП [4]. Успешно действует Президентская  программа «Болашак», в целом закончился этап «утечки» талантливых и квалифицированных кадров и т.д. Таким образом, Казахстан намерен активно инвестировать в образовательную сферу.

Немаловажным вопросом остается и риски для такого рода инвестиций. Просчитать доходность вложений в систему  образования достаточно сложно, причин чему масса - меняющиеся реалии, повышение  миграционной активности, смещение прибыльности одних отраслей в пользу других и  т.д. То есть экономическая эффективность  образования всегда остается под  вопросом - здесь очень сложно делать прогнозы. А попытки высчитать  экономическую эффективность образования, как это часто делается, путем  вычисления разницы в пожизненных  заработках двух индивидуумов с разными  уровнями образования - дают лишь одномоментный  срез, который нельзя экстраполировать на все отрасли, на все временные  промежутки, на все регионы страны и т.д. Не меньшую проблему представляет вычисление издержек образования, к  примеру, так называемые «потерянные  заработки» - в развитых странах их доля составляет порядка ½ от общей стоимости высшего и среднего образования. Таким образом, «потерянные заработки» представляют собой основную часть инвестиций в человеческий капитал.

Для России и Казахстана вычислить необходимый для устойчивого  экономического роста и формирования «экономики знаний» объем инвестиций в образовательную сферу достаточно сложно в силу ряда объективных причин. Однако совершенно очевидно, что на сегодняшний день воспроизводство  человеческого капитала и повышение  его качественных характеристик  невозможно без соответствующих  инвестиций в эту основную часть  национального богатства двух стран [5]. Здесь важно учитывать и  тот общеизвестный факт, что образование  развивает в человеке и предпринимательские  и организаторские качества, высокий  образовательный уровень позволяет  оперативно реагировать на изменения  в области развития технологий и  внедрять новые знания в производство и т.д.

Стратегия повышения конкурентоспособности  страны, в основе которой лежит  модернизация национальной экономики, реализация прорывных проектов, повышение  доли высокотехнологичных производств  путем создания точек роста в  различных отраслях в определенных регионах, предполагает как раз повышение  качества человеческого капитала. У  руководства республики есть понимание, что без инвестиций в эту сферу  миссия станет невыполнимой, а для  Казахстана - это, по словам К. Токаева, уровень национальной безопасности страны [3].

Страны, на которые ориентируется  Казахстан в процессе модернизации экономики - Малайзия, Южная Корея, Япония в свое время сделали ставку на инвестиции в человеческий капитал, в образовательной его части, что и позволило им создать  образцы «экономики знаний». На основе этого опыта Казахстан намеревается переломить ситуацию в образовательной  сфере. Тот факт, что руководство  республики осознает эту проблему, и те изменения, которые уже происходят, позволяют делать в целом положительные  прогнозы.

Между тем, важно понимать, что человеческий капитал неотделим  от его носителей - отсюда известная  связь с реальными людьми - госслужащими, работниками корпораций, частными бизнесменами и проч. - представителями казахстанской  нации. Более того, речь на самом  деле идет о достаточно сбалансированной системе. Для индивидуума основной мотивацией для получения образования  и профессиональных навыков является рост его доходов. Государство, инвестирующее  в эти отрасли социальной сферы, заинтересовано в повышении производительности труда. Нация, в конечном счете, получает реальную возможность выйти на более  высокие показатели конкурентоспособности  и т.д.

В этой связи нужно упомянуть  еще одну важную статью расходов - инвестиции в формирование оптимального социального  поведения людей - говорим ли мы о  частном предприятии или государственной  службе или народе всей страны. Речь идет о формировании чувства приверженности своему государству, своему делу и ценностям  общества в целом. Это чрезвычайно  важная вещь - ведь даже в тех условиях, когда человеку объективно невыгодно  работать и выполнять свои обязанности  он будет это делать из чувства  приверженности и готов жертвовать собственными интересами ради корпоративных. Добиться этого чрезвычайно сложно, особенно в нынешних условиях, когда идеология индивидуализма постепенно завоевывает все новые и новые позиции в нашем обществе. Формирование особой культуры (можно ее назвать деловой культурой, культурой труда и т.д.) должно стать специфической задачей государства - это позволит в дальнейшем сократить расходы на передачу информации из поколения в поколение - культура станет самодостаточным каналом передачи. То есть речь идет не о простом механическом развитии человеческого капитала, а об инвестициях в его культурное воспитание. Это должны быть не просто индивидуумы с набором качественных показателей и знаниями в рамках своей специальности. Здесь мы выходим на вопрос несколько иного порядка, чем просто инвестирование в национальную систему образования. Важно, чтобы инвестиции сопровождались коренным реформированием всей системы - ее модернизацией в том формате, который будет востребован в ближайшие годы. Преобразования в структуре развития национального человеческого капитала должны нести идеологическую нагрузку - все ее элементы и, прежде всего, сфера образования должны воспитывать патриотизм и культивировать ту особую духовность, которой всегда славился Казахстан.

 

Литература:

1. Кирьянов А.В. Виды  инвестиций в человеческий капитал  и их эффективность // Экономика  России: основные направления совершенствования:  межвуз.сб.науч.тр, 2006. - Вып. 7

Информация о работе Зарубежный опыт