Зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:02, реферат

Описание работы

Инвестиции в человека
«Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России - это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше.
Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит - в будущее Р

Файлы: 1 файл

зарубежнвй опыт.docx

— 168.06 Кб (Скачать файл)

2. Аширова Г.Т. Современные проблемы оценки человеческого капитала. - stat.kz

3. Токаев К. Национальная  идея Казахстана - конкурентоспособность  нации // arba.ru

4. Норкина И.М., Бухонова С.М. Инвестиции в человеческий капитал - важнейший фактор экономического роста // conf.bstu.ru

5. Сюрина Т.С. Инвестиции и человеческий капитал // 11-ая науч.-техн. конф. МГТУ. Секция "Современные проблемы экономической теории и практики".-http://www.mstu.edu.ru/publish/conf/11ntk/section11/section11_16.html

 

 

 

 

Введение

1. Теория  «человеческого капитала»

1.1. Человек - главный фактор и  цель общественного производства

1.2.Понятие  человеческого капитала

1.3 Методы  оценки и критерии экономической  эффективности человеческого капитала

1.4 Инвестиции  в человеческий капитал

2.Повышение  качества человеческого капитала  в россии на современном этапе

2.1.Роль  государства в формировании человеческого  капитала

2.2.Основные  направления развития человеческого  капитала

Заключение

Литература  и источники


 

 

 

В обществе, как  и в производстве, все исходит  от человека, и все сводится к  нему. Научно-технический прогресс становится реальностью не сам по себе, а благодаря работникам, которые  находятся в определенных общественных условиях.

Один из острых вопросов, которые волнуют сегодня  менеджеров - как сделать "человеческий фактор" предприятия фактором устойчивого  получения прибыли? Иначе говоря, речь идет о капитализации человеческого  потенциала. О том, что люди, соответственно подготовленные и рационально, с  учетом способностей и возможностей каждого, распределенные по рабочим  местам, должны приносить предприятию  больше, чем тратится на их заработную плату плюс затраты на обеспечение  и воспроизводство их деятельности.

Целью данной работы является определение роли человеческого  фактора в современном общественном производстве.

В работе поставлены следующие задачи:

1 Определить положение человеческого фактора среди других

2 Выявить содержание и основные характеристики понятия “человеческий капитал”

3 Рассмотреть методы определения эффективности “человеческого капитала”

4 Обозначить пути повышение качества человеческого капитала в России на современном этапе

При написании данной работы были использованы различные  источники литературы, монографии, журналы, а также нормативные  акты и другая сопутствующая данному  вопросу литература.

 

.1. Человек - главный  фактор и цель общественного  производства

Человек был и всегда останется  главным фактором производства.

Экономическая теория в изучении человеческого общества исходит  из того, что человек является одновременно и производителем и потребителем экономических благ. Он создает, приводит в действие и определяет способы  использования техники и технологии, которые, в свою очередь, предъявляют  новые требования к физическим и  интеллектуальным возможностям человека.

Когда прогрессивные средства труда и технологии получают широкое  распространение, они начинают предъявлять  повышенные требования к работнику, "подтягивать" его до своего уровня. Ручные орудия труда предполагают один тип работника, машины - другой, станок с программным обеспечением и  управление сложными автоматизированными  системами - третий.

Мировой опыт последних десятилетий  свидетельствует, - более двух третей больших и свыше семидесяти процентов  всех остальных катастроф, связанных  с хозяйственной деятельностью  происходят по вине человека, с его  недостаточной подготовленностью  для взаимодействия со сложными техническими системами.

Требования, предъявляемые  к рабочей силе со стороны средств производства и основных технологий связаны с подготовкой высоко квалифицированных, профессионально ориентированных работников, с уровнем расходования рабочей силы, с величиной затрат на ее воспроизводство. Истории известны примеры, когда техническое новшество веками дожидалось нового общественного устройства и нового типа работника.

Ныне в индустриально  развитых странах, наряду с безработицей, производство испытывает острейшую  потребность в высокообразованных профессионалах. Рост требования к  качеству работника - это общеэкономическое  условие развития общественного  производства.

В обстановке примитивного ручного труда эта зависимость  на протяжении веков почти себя не обнаруживала и проявлялась через  очень медленные, мало заметные изменения. С переходом к машинному производству произошло ускорение общественного  прогресса, и указанная тенденция  стала обнаруживаться с нарастанием. С особой интенсивностью она действует  в условиях научно-технической революции. Основным двигателем научно-технического прогресса становится информационная техника. Она превращается в базу для всех новейших технологий, преобразует  все виды производства, играет ведущую  роль в повышении производительности труда, снижении стоимости продукции. Предпринимаются попытки создания "искусственного интеллекта", возникает  вопрос: не теряет ли человеческий фактор своего значения по мере совершенствования  ЭВМ и компьютерной техники?

Однако не следует забывать, что коренные изменения в производстве, сопровождаясь подвижками в квалификационной и профессиональной структуре населения, не уничтожают до конца потребности  в малоквалифицированном труде. Более того, в ряде случаев такая  потребность воспроизводится непосредственно  в самом научно-техническом и  общественном прогрессе.

Характерная особенность  личного фактора производства состоит  в том, что человек не просто элемент  производства, а главная производительная сила общества. Работник одновременно является и носителем рабочей  силы (и тем самым фактором производства) и субъектом производственных отношений. Воздействуя на производство, изменяя  его, он тем самым изменяет всю  систему экономических отношений, изменяет свое собственное экономическое  поведение. Его роль в производстве никогда нельзя понять вне определенной системы общественных отношений. В обществе, как и в производстве, все исходит от человека, и все сводится к нему. Научно-технический прогресс становится реальностью не сам по себе, а благодаря работникам, которые находятся в определенных общественных условиях. Эти условия, а точнее общественные экономические отношения всегда в большей или меньшей мере ориентируют на прогресс, а могут и вообще не создавать к нему должных стимулов. Во втором случае общество сталкивается с необходимостью перестройки системы производственных отношений. Последние определяют направленность в воспроизводстве рабочей силы. С позиций производства человек не только его субъект, но и его конечная цель. Общественный продукт, пройдя через распределение и обмен, завершает свой путь в потреблении. Удовлетворение потребностей человека, его развитие является естественным конечным назначением общественного производства. Любой предприниматель в своей хозяйственной деятельности преследует цель получить выгоду, но эта цель будет реализована лишь тогда, когда на продукцию его фирмы найдется покупатель (потребитель).

[демо режим — текст работы показан частично]

 

1.2.Понятие человеческого  капитала

Экономисты различных  школ понятие человеческий капитал  трактовали по-разному. К. Маркс в своей работе “Капитал” говорит о “полезном труде”, затраченном в течение года. “Все эти товары существуют лишь вследствие того, что общественно примененный труд был израсходован в многообразно разветвленной системе различных видов полезного труда. Только поэтому в их общей стоимости стоимость средств производства, потребленных на их производство, сохранилась, опять появившись в новой натуральной стоимости”.

К. Маркс рассматривает  рабочую силу, как составляющую часть  капитала, которая становится капиталом  уже после продажи “полезного труда” капиталисту. А. Смит в своей  работе “Богатство народа” пишет, что “часть капитала, затраченная  на содержание производительного труда.., выполнив функцию капитала для него (капиталиста), образует доход этих последних (рабочих)”.

К. Маркс считает, что одной из ошибок А. Смита является то, что “он отождествляет созданную стоимость годового продукта с вновь созданной за год стоимостью”. По мнению К. Маркса труд имеет двойственный характер. С одной стороны, он представляет собой расходование рабочей силы, создает стоимость, и с другой стороны в качестве полезного труда создает предметы потребления (потребительскую стоимость). Для К. Маркса купленная рабочая сила - это часть функционирующего капитала, которую рабочий воспроизводит как часть авансированного ему капиталистом в виде заработной платы. А. Смит в “Исследовании о богатстве народов” писал, что совокупный запас общества составляет постоянный капитал, и что одной из частей этого капитала является <полезность талантов, приобретённых жителями страны или членами общества. Для приобретения этих талантов требуются всегда немалые расходы на содержание того, кто старается приобрести их во всё время его воспитания, обучения и дальнейшего образования, и все эти расходы составляют постоянный капитал. Если эти дарования составляют часть его личного богатства, то они в тоже время составляют и часть богатства целого общества, к которому он принадлежит.

[демо режим — текст работы показан частично]

 

1.3 Методы оценки  и критерии экономической эффективности  человеческого капитала

Виды человеческого капитала экономисты классифицируют по видам  затрат, инвестиций. Так Ильинский  выделяет следующие составляющие: капитал  здоровья, капитал образования, капитал  культуры.

Для характеристики качества человеческого капитала (уровня, качества, количества) используется система показателей. Это показатели интегральные, частные, социальные (натуральные) и экономические (стоимостные).

А. Акулин отмечает, что полная динамика затрат и результатов позволяет  определить объективную стоимость - цену человеческого капитала по различным  видам труда. Пользуясь этими  ценами можно определить объективную  стоимость человеческого капитала, так же как стоимость капитала и труда.

Стоимость человеческого  капитала экономисты определяют как  на макро- так и на микро-уровнях.

Микро уровень - это стоимость  затрат фирмы по восстановлению человеческого  капитала фирмы. А именно:

ü повышение квалификации уже принятых работников;

ü медицинское обследование;

ü оплата больничных листов нетрудоспособности;

ü затраты по охране труда;

ü добровольное медицинское  страхование, оплаченное фирмой;

[демо режим — текст работы показан частично]

 

1.4 Инвестиции  в человеческий капитал

Инвестиции в человеческий капитал — это любое действие, которое повышает квалификацию и  способности, или, другими словами, производительность труда рабочих. Подобно затратам предпринимателей на станки и оборудование, затраты, которые способствуют повышению  чьей-либо производительности, можно  рассматривать как инвестиции, ибо  текущие расходы, или издержки, осуществляются с тем расчетом, что эти затраты  будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в  будущем.

[картинка вырезана]

.Повышение качества человеческого капитала в России на современном этапе

2.1.Роль государства  в формировании человеческого  капитала

Задача государства - обеспечить достаточные вложения в общий человеческий капитал, т.е. в общую подготовку, которая рассматривается как один из наиболее эффективных каналов содействия предпринимательству и поддержанию ситуации двусторонней монополии.

Граница вложений в человеческий капитал определяется не абсолютно, а относительно. Если вложения эффективнее, чем в другие факторы производства, то их следует увеличивать до тех пор, пока они по эффективности не сравняются с инвестициями в физический капитал, акции и т.д. Чем ниже отдача от инвестиций в основной капитал, тем шире границы необходимых вложений в человеческий капитал. Границы вложений должны сопоставляться не с достигнутым уровнем, не с прошлыми инвестициями в образование, спорт или здравоохранение, а с эффективностью прочих инвестиций. Вложения в человеческий капитал надо рассматривать не как вспомогательные, обслуживающие нужды производства, а как имеющие тот же статус, что и прямые инвестиции в основные средства.

Государственная общая подготовка не должна в точности приближаться к нуждам конкретных компаний. Они  сами должны осуществлять инвестиции в специальный человеческий капитал, непрерывно воспроизводя ситуацию двусторонней монополии. В процессе такого воспроизводства происходит узкая специализация, передача навыков, умений, повышение квалификации, продвижение по службе. Воспроизводятся факторы не только увеличивающие человеческий капитал, но и закрепляющие работника в коллективе конкретной фирмы.

В российских условиях традиционно  высокое качество общей подготовки проявляется в специфическом  аспекте, связанном с территориальной  мобильностью работников. В стране имеются большие затруднения  с переездом на новое место  жительства из-за спекулятивных финансовых перекосов на рынке жилья. Хорошая  общая подготовка позволяет сменить  место работы и легко адаптироваться без сохранения той специфической  части человеческого капитала, которая возникла на прежнем месте работы. Таким образом, в России рынок труда обеспечивается не через свободную территориальную мобильность трудовых ресурсов, а через более обширную общую подготовку кадров.

Подход к образованию (как составной части человеческого капитала) рассматривается сквозь призму сигнальной теории М. Спенса, проработавшего следующую модельную ситуацию. Пусть вероятность найма хорошего и плохого работника 50%.

Хороший работник способен произвести предельный продукт в  количестве 20 единиц, а плохой - 10. Компания наняла 100 работников. Совокупный предельный продукт составит 50*20 + 50* 10 = 1500 единиц. Если доля зарплаты в продукте 20%, то фонд зарплаты составит 300 единиц. Если бы заранее можно было гарантированно отличить хорошего работника от плохого, то первому разумно было бы платить 4 единицы, а второму - 2. Но если нет системы заблаговременного определения качества работника, то всем приходится платить среднюю зарплату 3 единицы.

Информация о работе Зарубежный опыт