Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:33, дипломная работа
Денежные расчеты производятся в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами в кассу. В отличии платежей наличными, когда деньги непосредственно передаются плательщиком их получателю, безналичные расчеты осуществляются большей частью с помощью различных банковских, кредитных и расчетных операций, замещающих наличные деньги а обороте. Применение безналичных расчетов сокращает потребность в наличных деньгах, снижает расходы на денежное обращение, способствует концентрации в банках свободных денежных средств организаций, обеспечивает их более надежную сохранность.
Для осуществления своей уставной деятельности ОАО «БАРЗ №1» выполняет расчеты с поставщиками за полученные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, а также с покупателями и заказчиками за оказанные им услуги по ремонту легковых автомобилей. Эти расчеты осуществляются либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами.
Ведение безналичных расчетов осуществляется в в соответствии с Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации (письмо от 9 июля 1992г. №14 с изменениями, внесенными письмом Центробанка России от 19 мая 1993г. №37) и Гражданским Кодексом РФ.
Предприятие осуществляет безналичные расчеты по товарным (купля-продажа сырья, материалов, запасных частей и так далее) и нетоварным (коммунальные платежи) операциям.
Среди безналичных расчетов преобладают расчеты с использованием платежных поручений, то есть посредством перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя. Кроме того значительное место в финансово-хозяйственной деятельности предприятия занимают взаимозачетные операции.
Учет расчетных операций ОАО «БАРЗ №1» осуществляется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета на счетах 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», без открытия к ним субсчетов.
Предприятие является плательщиком налога на пользователей автомобильных дорог, для чего в учете используется счет 68 «Расчеты с бюджетом» субсчет «Налог на пользователей автомобильных дорог». Это противоречит действующему Плану счетов бухгалтерского учета, согласно которому учет расчетов по налогу на пользователей автомобильных дорог ведется на счете 67 «Расчеты по внебюджетным платежам».
Согласно пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96г. первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Но в учете ОАО «БАРЗ №1» имеются случаи отражения хозяйственной операции на бланках, несоответствующих установленной типовой унифицированной форме, (приложение 11), что является нарушением.
ОАО «БАРЗ №1» является плательщиком налога на добавленную стоимость и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.07.96г. №914 «Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость», письмом Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 25.12.96г. №ВЗ-6-03/890, №109 «О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость с 1 января 1997г.» с 01.01.97 года при осуществлении расчетных операций составляются счета-фактуры, ведется книга покупок и продаж. Вместе с тем не ведется журнал регистрации счетов-фактур, который необходим для контроля за своевременностью передачи счета покупателю.
Наряду с безналичными расчетами предприятие в своей хозяйственной деятельности использует наличные расчеты и платежи. Их учет осуществляется согласно Плана счетов бухгалтерского учета с применением счетов 50 «Касса» и счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Согласно указанию Центробанка РФ от 07.10.98г. №375-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации» между юридическими лицами «предельный размер расчетов по одному платежу составляет не более 10000 рублей. Несоблюдение предельного размер расчетов наличными деньгами влечет за собой в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.94г. №1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налоговых и иных обязательных платежей» ответственность в виде уплаты штрафа в двукратном размере суммы произведенного платежа. ОАО «БАРЗ №1» соблюдает лимит расчетов наличными денежными средствами.
Расчеты с поставщиками за товарно-материальные ценности выполненные работы и оказанные услуги предприятие осуществляет путем выдачи из кассы наличных денег и через подотчетных лиц.
Порядок выдачи наличных денежных средств под отчет регламентируется «Порядком ведения кассовых операций» утвержденным решением Совета директоров Центробанка РФ от 22.09.93г. №40. Согласно пункта 11 этого Порядка подотчетные лица обязаны отчитаться об расходовании полученных денежных средств под отчет не позднее трех рабочих дней, а также не должна допускаться выдача наличных денежных средств под отчет работнику, не отчитавшемуся полностью по ранее полученным подотчетным суммам.
Но в деятельности ОАО «БАРЗ №1» имеются случаи нарушения данных требований вследствие несвоевременного представления авансовых отчетов подотчетными лицами и выдачи денег работникам, не отчитавшимся полностью по ранее полученным подотчетным суммам.
Согласно статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы должны содержать измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении. Но в представленных подотчетными лицами ОАО «БАРЗ №1» товарных чеках допускаются общие записи типа «канцелярские товары на (сумма) рублей», что является нарушением.
Согласно порядка ведения кассовых операций приходные и расходные кассовые ордера подлежат регистрации бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных документов, утвержденным постановлением Госкомстата России от 18.08.98г. №88. Но в бухгалтерии ОАО «БАРЗ №1» данный журнал не ведется, что также является нарушением. ОАО «БАРЗ №1» не только само рассчитывается наличными денежными средствами, но и принимает их в оплату за отпущенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. Прием денежных средств осуществляется с применением контрольно-кассовой машины, что соответствует требованиям Закона РФ от 18.06.93г. №5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением».
Федеральным законом РФ от 31.07.98г. №150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» региональным органам власти предоставлено право введения налога с продаж, объектом обложения которого является стоимость реализуемых товаров за наличный расчет. В Брянской области ставка налога с продаж установлена в размере 5%. Сумма налога, уплаченная поставщику, учитывается в стоимости приобретенных ценностей. При обработке авансовых отчетов, представленных подотчетными лицами, на приобретение горюче-смазочных материалов за декабрь 1999г. за наличный расчет была завышена сумма НДС и соответственно занижены издержки производства на 34 рубля 86 копеек. Это связано с тем, что НДС расчетным путем выделялся с общей суммы, указанной в кассовом чеке, а не за вычетом суммы налога с продаж. Эта ошибка привела к тому, что предприятие завысило сумму НДС, возмещаемого из бюджета, и занизило сумму налога, подлежащего уплате в бюджет.
В соответствии со статьей 122 Налогового кодекса РФ неполная уплата или неуплата налога влечет за собой взыскание штрафа в размере 20% или 40 % от неуплаченной суммы налога. Кроме того, в соответствии со статьей 121 Налогового кодекса РФ в случае не отражения или неполного отражения суммы налогов при составлении налоговой декларации, а равно при допущении ошибок, приводящих к занижению суммы налогов, на налогоплательщика налагается штраф в размере 5000 рублей, а также уплачивается пени за каждый день просрочки платежа в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центробанка РФ.
Согласно Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129-ФЗ, Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98г. №34Н, методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95г. №49, предприятия и организации не ранее 1 октября отчетного года должны проводить обязательную ежегодную инвентаризацию своего имущества и обязательств. Данные о составлении расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами должны отражаться в акте инвентаризации по форме №ИНВ-17. Рассматриваемое нами предприятие производит инвентаризацию расчетов лишь с некоторыми предприятиями.
На основании вышесказанного руководству ОАО «Брянский авторемонтный завод №1» следует принять меры по устранению нарушений и недостатков, имеющих место в бухгалтерском учете предприятия, во избежании уплаты штрафных санкций и пени, предусмотренных за нарушение действующего законодательства, осуществить ведение бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов.
Руководству ОАО «БАРЗ №1» следует обратить внимание на рост дебиторской задолженности в 1999 году, что ведет к оттоку денежных средств из оборота предприятия. Для устранения этого негативного момента необходимо изменить формальное отношение к проводимой в конце отчетного года обязательной инвентаризации имущества и обязательств предприятия. В целях своевременного взыскания дебиторской задолженности оказывать финансовое воздействие на своих должников в полть до обращения в Арбитражный суд.
Кроме того, предприятие ежегодно расходует свыше 9000 рублей на оплату услуг по автоматизированной обработке данных. Поэтому следует рассмотреть вопрос о ведении автоматизированной системы учета, которая позволила бы достигнуть необходимого экономического эффекта в обработке учетной информации, избежать арифметических ошибок, облегчила бы труд бухгалтера, избавив его от ручной счетной работы.