Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 16:11, курс лекций
Деньги — это реальная (или символическая) ценность, ко¬торая в данных исторических обстоятельствах обладает наи¬большим диапазоном и максимальной степенью ликвиднос¬ти, т.е. превращение в товары и услуги.
•учетно-ссудные операции;
•вложения в государственные ценные бумаги;
•операции с золотом и иностранной валютой. Учетно-ссудные операции представлены двумя видами:
•учетные операции;
•краткосрочные ссуды
Учетные операции — покупка центральным банком векселей у государства и банков. У коммерческих банков центральный банк покупает векселя, которые те купили у своих клиентов, поэтому такая операция называется переучетом векселей (то есть их перепокупкой).
Учет казначейских векселей служит в большинстве стран главным инструментом краткосрочного кредитования центральным банком государства.
Краткосрочные ссуды коммерческим банкам предоставляются под обеспечение простыми и переводными векселями, ценными бумагами и другими активами.
Вложения в государственные ценные бумаги могут осуществляться центральными банками с различными целями.
Во-первых, покупка центральными банками государственных облигаций в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита в условиях, когда прямое кредитование государства для финансирования бюджетного дефицита отсутствует или ограничено законом.
Во-вторых, главной целью покупки центральными банками государственных облигаций является регулирование ликвидности банковской системы и управления государственным Долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.
5. Денежно-кредитная политика центрального банка
Исторически практикой был выработан широкий ассортимент методов денежно-кредитной политики центрального банка. Что касается России, то основные из них сформулированы в ст. 35 Закона о Банке России:
• процентные ставки по операциям Банка России;
•нормативы обязательных резервов, депонированных в Банке России;
•операции на открытом рынке;
•рефинансирование банков;
•валютное регулирование;
•установление ориентиров роста денежной массы;
•прямые количественные ограничения.
Под системой рефинансирования понимаются формы, порядок, условия, сроки и лимиты кредитования Банком России коммерческих банков и кредитных организаций для регулирования ликвидности банковской системы.
Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Изменение ставки рефинансирования представляет собой изменение цены дополнительных кредитных ресурсов, представляемых Центральным банком остальным банкам.
В случае повышения спроса конъюнктуры на денежные ресурсы и ускорения роста цен Центральный банк проводит политику «дорогих» денег, повышает ставку рефинансирования и тем самым сокращает спрос на кредиты со стороны коммерческих банков, а следовательно, и их клиентов, уменьшает количество денег в обращении, снижает рост цен, замедляет инвестиции и рост производства.
При уменьшении спроса на денежные ресурсы Банк России проводит иную кредитно-денежную политику: снижает ставку рефинансирования, удешевляет кредит для банков их клиентов, расширяет его, а значит, увеличивает количество денег в обращении, расширяет спрос на товары и услуги, стимулирует инвестиции и рост производства.
Нормативы обязательных резервов — представляют собой
размеры обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в Центральном банке.
Их назначение двоякое: во-первых, роль тормоза эмиссии коммерческими банками; во-вторых, — инструмента текущего регулирования ликвидности на денежном рынке. Нормы обязательных резервов не одинаковы в разных странах, а механизм их функционирования тот же, что и ставки рефинансирования. В случае необходимости кредитной рестрикции нормы резервирования повышаются, а при проведении кредитной экспансии — понижаются.
Несмотря на важность двух рассмотренных инструментов, главным инструментом денежно-кредитной политики центрального банка во многих странах становятся операции на открытом рынке.
Под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Банком России коммерческих и других векселей, государственных облигаций и прочих процентных ценных бумаг.
Суть этого инструмента
Операции на открытом рынке приобретают решающее значение в силу того, что это — более гибкий инструмент регулирования по сравнению с процентной политикой и политикой обязательных резервов.
Под рефинансированием понимается кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей.
Основной формой кредитования коммерческих банков Банком России на сегодня является ломбардный кредит под залог государственных ценных бумаг.
Валютное регулирование осуществляется с целью поддержания курса национальной валюты.
Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты против российской на биржевом рынке для воздействия на курс
рубля и на суммарный спрос и предложение денег в экономике. Валютные операции центральным банком могут осуществляться с использованием любых видов валютных сделок.
Под прямым количественным ограничением Банка России понимаются.
•установление максимальных уровней ставок по отдельным видам операций и сделок.
•прямое ограничение кредитования, замораживание процентных ставок.
•прямое регулирование конкретных видов кредита для банков и кредитных учреждений.
6. Базельские принципы банковского регулирования и деятельность ЦБ РФ
Основной задачей, решаемой органами надзора при применении мер воздействия, является регулирование деятельности банков в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим банковским законодательством.
Надзор за деятельностью банков в развитых странах существует уже более 100 лет. За последние 15—20 лет развивающиеся страны также признали, что такой надзор играет ключевую роль как в банковско-финансовой сфере, так и в экономике страны в целом.
Во всех экономически развитых странах регулирование деятельности банков имеет приоритетное значение. Во многих странах надзор и контроль за деятельностью банков рассматриваются как одна из важнейших функций центральных банков. Особенно велико значение данного регулирования в периоды нестабильного развития экономики, в частности денежно-кредитных рынков. В силу указанных обстоятельств появилась необходимость в координации усилий надзорных органов разных стран по регулированию работы банков и образованию международной системы банковского надзора. Она создавалась по мере интеграции банков многих стран.
Наиболее известной и
Следует отметить, что Базельский комитет — консультативный орган, поэтому его рекомендации не обязательны для Исполнения даже в странах — членах Комитета. Тем не менее Международный авторитет этого органа настолько высок, что стандартам БКБН стараются следовать и страны, не являющиеся его членами.
Он разработал ряд принципов, соблюдение которых призвано способствовать стабильности банковской системы.
Базельским комитетом выработано 25 основных принципов надзора и контроля, затрагивающих все этапы «жизненного цикла» банков и взаимоотношения между ними и органами надзора. ЦБ РФ в 1997 г. также присоединился крещениям, принятым Комитетом.
Рассмотрим подробнее направления совершенствования надзора и контроля, вытекающие из принципов, разработанных Базельским комитетом.
Для целенаправленного ведения контроля за деятельностью банков в стране должна быть законодательно определена одна или несколько организаций, например, центральный банк страны.
Одним из базельских принципов является необходимость лицензирования деятельности банков. При рассмотрении заявок на выдачу лицензий органы надзора внимательно анализируют минимальные размеры уставного фонда и структуру собственности банка, состав и структуру его персонала, бизнес-план банка, организацию внутреннего контроля (управление, план развития банка на ближайшую перспективу).
Другой базельский принцип состоит в определении правил и норм контроля в целях выявления проблем, которые могут возникнуть у банка (проблемность банка), на возможно более ранних этапов его деятельности.
К базельским принципам также относятся: определение максимальных границ рисков ликвидности, платежеспособности, валютных, кредитных, процентных, рыночных и других рисков.
Особое внимание уделяется нейтрализации рисков, связанных с качеством управления банками. Так, согласно принципам, выработанным базельским комитетом, органы надзора должны:
• удостовериться в том, что банки обладают системами информирования руководства, позволяющими последнему выявить концентрацию рисков в рамках портфеля активов (п. 9); • убедиться в том, что контролируемый банк обладает четкой системой управления при допущении риска (п. 13);
• выявить у банков наличие внутренней системы контроля, соответствующей типу и масштабу их деятельности (п. 14).
Базельский комитет считает, что органам надзора следует: поддерживать высокие этические стандарты в финансовом секторе, не допуская преднамеренного использования банка криминальными структурами; обладать правом проведения проверок на местах и прибегать к услугам внешних аудиторских фирм; иметь возможность использовать необходимые средства корректировки в случае серьезных нарушений со стороны банков.
Главной целью надзора за деятельностью банков являются сохранение общей стабильности денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем постоянного наблюдения за всеми банками и принятия современных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранней диагностики.
Ранняя диагностика на основе обобщенных данных позволяет разработать прогнозы развития банковской системы и выработать рекомендации по созданию условий для исправления ситуаций.
Такой надзор в РФ ведется лишь на общегосударственном уровне. Однако он, как показывает практика, не эффективен без осуществления аналогичного надзора на всех региональных денежно-кредитных рынках.
В определяющей степени стабильность положения банков зависит от каждого банка в отдельности. Системный подход к надзору обуславливает регламентацию деятельности банка, Начиная с его регистрации до возможной ликвидации.
Системный подход к надзору центрального банка за отдельными банками предусматривает:
• четкое разграничение этапов жизненного цикла: «зарождение» (открытие банка, т.е. закладывается фундамент его дальнейшего развития); «становление» (регистрация банка и одновременно рост финансово-экономических показателей, расширение сферы деятельности, увеличение персонала и т.д.); «старение» и «затухание» (помощь банку или ликвидация его);
• фиксацию на каждом этапе основных целей надзора и соответственное выделение важнейших инструментов воздействия на банки: на первом — отбор достойных претендентов в коммерческие банки, создание условий для их деятельности' инструментарий надзора — анализ бизнес-планов, проверка руководящего персонала и учредителей, контроль за минимальным размером уставного капитала, проверка наличия материально-технической базы; на втором — предотвращение сбоев в развитии, соблюдение банковского законодательства и нормативных документов; инструментарий надзора — анализ финансовой отчетности, нормативы центрального банка, инспекционные проверки, наложение штрафов, аудит; на третьем — вывод из состояния «старения» с помощью планов санации (организационно-техническая и финансовая помощь, инспекционные проверки, временные органы администрации или при «затухании» — цивилизованная ликвидация банка с минимальными социально-экономическими издержками путем проведения ликвидационных мероприятий;
• поэтапное разграничение
Таким образом, для совершенствования надзора и контроля за деятельностью банков необходимы:
1) разделение в широком плане процесса надзора на три взаимосвязанные составляющие: макроэкономический анализ; мониторинг деятельности в целом; надзор за отдельными банками;
Информация о работе Деньги, кредит, банки. Сущность, функции