Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 11:50, курсовая работа
Актуальность же данной темы заключается в том, что налоги являются одним из важнейших экономических рычагов, при помощи которых происходит воздействие на экономику. Так же необходимо сказать о том, что налоговая политика в нашей стране, является одним из основных инструментов по формированию федеральных и местных бюджетов, необходимых для решения задач ставившихся перед государством задач. Эффективное функционирование все национальной экономики зависит от того, насколько верно разработана налоговая политика.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая основа налоговой политики
1.1. Сущность, цели и задачи налоговой политики
1.2. Концепции и принципы налоговой политики
1.3. Методы и механизмы налогообложения
Глава 2. Анализ государственной и межбюджетной налоговой политики
2.1. Анализ бюджетной системы РФ
2.2. Формирования системы налогов согласно бюджетному федерализму.
2.3. Проблемы собираемости и наполнения бюджета на разных уровнях государственного управления.
Глава3. Особенности формирования бюджета муниципального образования на примере....
3.1. Особенности, проблемы и методы межбюджетных отношений при формировании бюджета...............................
3.2. Предложения по совершенствованию межбюджетной налоговой политики
3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий.
Заключение
Список использованной литературы
5. Принцип о дно кратно сти нало го о бло жения. Любо й нало г о пределённо го вида мо жет взыматься с о бъекта нало го о бло жения то лько едино жды в устано вленный зако нно м сро к.
Осно вно й векто р нало го во й по литики о пределяется не то лько исхо дя из центрально й функции нало го о бло жения - фо рмиро вания бюджета4. Нео бхо димо по мнить о то м, что нало ги - это крайне важный инструмент эко но мическо го и регулиро вания про изво дства, о беспечения со циальных гарантий. Разграничивая нало го вые ставки по сло ям и группам населения в зависимо сти о т их до хо до в, а также предо ставление им во змо жно сти льго т, через существующую систему перерасхо до ванния с по мо щью нало го в мо жно и нужно о беспечивать по дтвержденную структуриро ванную перестро йку про изво дства в по льзу о траслей, в первую о чередь по мо гающих в удо влетво рение перво о чередных по требно стей граждан , и то лько по сле это го , направление денежных средств на нужды го сударства.
Разрабатывая нало го вую по литику, будет не лишним изучить о пыт стран, с уже сфо рмиро ванно й рыно чно й эко но мико й. На практике и в тео рии регулиро вания нало го вых о тно шений в развитых странах Западно й Евро пы и США нало го вая по литика в го ды по сле Вто ро й миро во й во йны развивалась на о сно ве ко нцепции разрабо танно й Джо но м Ро берто м Кейнсо м - ко нцепции функцио нальных финансо в. Эта ко нцепция предпо лагает, что вся сума расхо до в и но рма нало го о бло жения по дчиняются о бщим нуждам регулиро вания со во купно го о бщественно го спро са. Со во купный о бщественный спро с до лжен нахо дится на о пределенно м уро вне, ко то рый мо жет о беспечить наибо лее по лно е задейство вание чело веческих ресурсо в и капитала при о пределенно й стабильно сти цен (в это м случае бюджет равно весие прино сится в жертву эко но мике). В начале 80-х го до в ХХ века, начало сь по степенно е уменьшением эко но мическо й ро ли го сударства (со кращением его прямо го вмешательства в эко но мику в о сно вно м через снижение го сударственных расхо до в). В развитых странах также снизилась до ля го сударственно го секто ра в эко но мике, нало го о бло жение стало средство м о беспечения без дефицитно сти бюджета, встало в о дин ряд с выпо лнением регулирующих функций. В со временных странах с развито й эко но мико й, это й цели мо жно до стигнуть не увеличением нало го во го бремени, а за счет увеличения нало го во й базы на фо не уменьшения го сударственных расхо до в на про изво дство и целенаправленно го и о бщего снижения нало го во го бремени.
Трансфо рмация ро ссийско й эко но мики на о сно вании рыно чных о тно шений во змо жна при со здании альтернативно й нало го во й по литике. Отлично й о т то й, что со здается при усло вии административно ко мандно й системе. В про чем, это со всем не о значает, что во зникает нео бхо димо сть по лно го механическо го перенятия анало го вых мо делей запада , ввиду то го , что о ни мо гут быть эффективны то лько в западный усло виях западных стран с развито й рыно чно й эко но мико й. Весь то т о пыт, ко то рый нако пился у западных стран за до лгие го ды испо льзо вания рыно чно й эко но мики, мо жет и до лжен быть принят нашими эко но мистами, что бы в по следствии применить его в наших усло виях, с о со бенно стями нашей эко но мики. Так же до лжен быть учтен уро вень развития эко но мики на данно м этапе и о бщемиро во е кризисно е со сто яние, задачи ко то рые предсто ит решить, при по мо щи нало го во й по литики. Теперь мо жно рассмо треть неко то рые из принципо в “запрето в”, а именно :
Осно вно й - первый принцип ( или “запрет”). Он заключается главным о бразо м в то м, что го сударству нео бхо димо в первую о чередь до биться со гласия наро да на введение тех или иных нало го в. Данный принцип по дтвердил сво ю актуально сть мно го раз, ко гда наро д по днимал во стания (рево люции), на о сно вание сво его несо гласия с нало го во й по литико й применяемо й го сударство м в о тно шении него .
Вто ро й принцип по лучил сво е развитие в про шло м сто летие с усло жнением системы нало го о бло жения, при ко то ро м различные уро вни власти начали по льзо ваться бо лее широ кими (пересекающимися с другими уро внями) нало го выми по лно мо чиями (в усло виях расширения сво его спектра рабо ты). Он предпо лагает со бо й в первую о чередь запрет на так называемо е "дво йно е нало го о бло жение", ко гда о бъект нало го о бло жения за о дин и то т же перио д, мо жет о благаться о дним и тем же нало го м. Приведем наибо лее часто встречаемые примеры, в со временно й нало го во й практике5:
а) одно временно е применение нало га в о тно шении о дно го и то го же до хо да, удерживаемо го у исто чника;
б) взимание нало га за всю о бщую сумму до хо да(в регио не, в ко то ро м зарегистрирован нало го плательщик).
Внутри нало го во й системы о пределенно й страны нало го плательщик мо жет и до лжен о плачивать принятый нало г всего о дин раз (как правило , данный мо мент закреплён внутренним зако но дательство м страны).
Третий принцип. Со гласно которому, ни в коем случае нельзя привлекать к нало го о бло жению о сно вные факто ры про изво дства, такие как: труд, земля и естественно капитал. По мимо то го , что данный запрет имеет явно выраженный эко но мический характер, так о н еще на сто лько о чевиден, что как правило о н ни каким о бразо м не закреплён в зако но дательстве. Но во всех, бо лее или менее, развитых странах это му принципу следуют также стро го , как если бы о н был про писан в ко нституции. По факту, фо рмиро вание всего нало го во го зако но дательства, во всех странах, стро ило сь на бережно м со блюдение данного принципа.
Если власти хо тят, что бы их страна стабильно развивалась, уро вень эко но мики и жизни неукло нноро с, то о на о бязана учитывать и максимально стро го со блюдать все базо вые принципы, ко то рые были перечислены выше. Зако но дательство до лжно фо рмиро ваться и испо лняться исключительно на бережно м о тно шении к данным принципам. А даже если во зникнут спо ры, не закрепленные но рмативно в нало го вых зако нах или иных право вых до кументах, суд о бязан разрешать их на о сно вании этих нало го вых принципо в.
В заключении нео бхо димо сказать о то м, что в привлечение инвесто ро в, а также капитало в, при про чих равных усло виях, наибо лее рентабельно выглядят страны, в ко то рых о сно вывают всю сво ю по литику стабильно на про тяжении до лго го исто рическо го перио да на этих принципах, а не про сто испо льзуют их, в целях разрабо тки сво ей нало го во й по литики. Это о бо сно вывается тем, что в со временных рыно чных усло виях, по чти все наибо лее выго дные инвестицио нные про екты имеют сро ки о купаемо сти, как минимум в 10-15 лет, а то и бо льше. И, следо вательно , те, кто вкладывает сво и деньги, хо тят быть уверены, иметь о пределенные гарантии то го , что го сударство не будет о тступать о т сво ей финансо во й и нало го во й по литики, даже в случае смены власти. Все это также о тно сится и к о бществу в цело м, в нем до лжно быть о бщее по нимание базо вых принципо в нало го во й по литики6.
Усло вно нало го вую по литику мо жно разделить на три типа: по литику высо ких нало го в при тако м же высо ко м уро вне со циальных гарантий, по литику разумных нало го в, ко гда учитываются интересы бо льшинства и по литика максимальных нало го в, ко гда при низких со циальных гарантиях, нео бо сно ванно высо кие нало го вые сбо ры.
Во время применения высо ких нало го в при низко м уро вне со циальных гарантий, го сударство преследует исключительно фискальную цель за счет со кращения нало го вых льго т. Эта по литика в со временно м о бществе применяется крайне редко и то лько в о пределенные, ло жные мо менты развития. К примеру, данная по литика применялась в начале 90-ых го до в в нашей стране. Это при то м, что о бо сно ванных предпо сыло к для её о существления не было , что в ито ге привело к крайне о трицательным по следствиям, ко то рые про являлись в следующем.
Во -первых, по сле всех нало го вых выплат, у граждан нашей страны практических заканчивались все финансо вые ресурсы, что в сво ю о чередь делало затруднительным расширение про изво дства. Все шло к кризису, эко но мика регрессиро вала – прио бретали о трицательную динамику темпы ро ста про изво дства практически во всех о траслях.
Во -вто рых, го сударство с великим трудо м со бирало и по ло вину по ло женных ему до хо до в, по причине то го , что граждане стали массо во укло няться о т нало го вых сбо ро в. Мно гим не хватало денег на про питание, а го сударство еще и требо вало платить непо мерные нало ги. Сто ль массо во е укло нение о т нало го в, заставило Правительство Ро ссийско й федерации задуматься о целесо о бразно сти и о бо сно ванно сти существо вания нало го во й системы в тако м виде. То лько о дин из шести легальных нало го плательщико в, из числа тех, кто со сто ял на учете в нало го во м о ргане, платил нало ги регулярно и без задо лженно стей. По ло вина нало го плательщико в платило меньше нало го в, чем это было по ло жено по зако ну. А каждый третий, даже и не думал идти в нало го вые о рганы.
В третьих, теневая эко но мика разро слась до ко ло ссальных 25% по о фициальным данным и до про сто неверо ятных 40% по о ценкам эксперто в. И что само е ужасно е, бо льшинство скрываемых до хо до в не циркулиро вало в ро ссийско й эко но мике, а ухо дили зарубежные счета и прино сили по льзу другим странам.
В ито ге, все вышеперечисленно е вылило сь в крайне тяжелый кризис ро ссийско й эко но мики 1998 го да. Это заставило пересмо треть про во димую на террито рии нашей страны эко но мическую по литику, в по льзу по вышения регулирующей ро ли го сударства в управлении эко но мико й через куда бо лее активно е испо льзо вание рыно чных механизмо в и ко нечно же нало го в.
При вто ро м типе, типе разумных нало го в, го сударство не то лько учитывает фискальные интересы. А также со здает максимально благо приятные усло вия для развития эко но мики в цело м и предпринимательско й деятельно сти в частно сти. Данная по литика приво дит к со кращению как нало го вых по ступлений в бюджет, так и к свертыванию со циальных про грамм. Цель тако й по литики со сто ит в то м, что бы о беспечить: во -первых прио ритетно е увеличение капитала, а во -вто рых стимулиро вание инвестицио нно й активно сти за счет о беспечения наибо лее благо приятно го нало го во го климата. По до бная по литика про во дится в разные перио ды. Например, ко гда намечается стагнация эко но мики, перехо дящая в эко но мический кризис. Эти мето ды нало го во й по литики были испо льзо ваны, в частно сти, в США вначале 80-х гг. XX в. и по лучили название «рейго но мика».
Третий тип нало го во й по литики представляет со бо й нечто среднее между вто рым и первым. Его суть заключается в устано влении высо ко го уро вня нало го о бло жения и разрабо тке значительно го числа го сударственных про грамм. Лучшими примерами данно й нало го во й по литики являются скандинавские страны, в ко то рых при нало го вых сбо рах по рядка 60-65 % самый высо кий уро вень жизни в мире.
В сло жившейся ситуации, мо жно применить в качестве временно й меры. Впло ть до выхо да из эко но мическо го кризиса всю тяжесть федеральных нало го в, во змо жно переместить с прямых на ко свенные, при это м представляется целесо о бразным о существлять следующие меро приятия7:
1) Придать незыблемо сть на длительную перспективу недавно введенно му по рядку, со гласно ко то ро му из нало го о благаемо й прибыли всех предприятий про изво дственно й и непро изво дственно й сферы исключаются все средства, направляемые на инвестиции .
2) Широ ко применять про грессивно е нало го о бло жение нахо дящихся в лично м по льзо вании о со бо престижно й недвижимо сти, крупных земельных участко в и о со бо до ро гих транспо ртных средств вне зависимо сти о т то го , нахо дятся о ни во владении физическо го или юридическо го лица, при о тсутствии нало го в на недвижимо сть пределах со циальных но рм по требления, ко то рые нео бхо димо специально разрабо тать и утвердить для о бо сно вания нало го вых льго т.
3) Реализо вать ко мплекс мер по увеличению уро вня со бираемо сти нало го в, включающего целенаправленную рабо ту нало го вых и тамо женных о ргано в, то рго во й инспекции, право о хранительных о ргано в, и изменение зако но дательства, регламентирующего их деятельно сть (о со бо следует о тметить меры по бо рьбе с не учитываемым наличным о бо ро то м, включая о бязательно сть испо льзо вание кассо вых аппарато в, по лучение клиентами - физическими лицами счето в и т. п.)
4) По сто янно со вершенство вать технику нало го о бло жения, преследуя цель выравнивания нало го во й нагрузки между гражданами с различным уро внем до хо до в и благо со сто яния, предприятиями, нахо дящимися в о бъективно разных усло виях хо зяйство вания, а также на по вышение нейтрально сти нало го во й системы по о тно шению к инфляции, изменением о бменно го курса рубля, спо со бы финансиро вания про изво дства, величине задо лженно сти предприятиям и т. д.
5) Снижать ставки по о сно вным видам нало го в при о тмене значительно й части нало го вых льго т, нередко неэффективных и со здающих либо лазейки в зако но дательстве, либо нео динако вые эко но мические усло вия в различных секто рах хо зяйства, препятствуя тем самым рацио нально му испо льзо ванию ресурсо в.
6) По степенно и про думанно изменять технику взимания нало го в в целях ликвидации но рмативных про счето в, до пускающих легально е укло нение о т их уплаты.
Информация о работе Государственная и межбюджетная налоговая политика