Коммерческие банки и фирмы: система взаимоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях перехода к рыночной системе хозяйствования усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерные, арендные частные предприятия других форм собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах ее направлять.
Прибыль, оставшуюся после уплаты налогов, отчислений в бюджет и других обязательных платежей и отчислений предприятия может направлять на дальнейшее развитие производства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Современная налоговая система в РФ 6
1.1 Понятие и сущность налоговой системы 7
1.2 Сущность основных элементов налога 13
1.3 Классификация налогов 17
Глава 2. Внебюджетные фонды, их взаимоотношения с различ-
ными структурами 49
2.1 Фонд социального страхования Российской Федерации 52
2.2 Пенсионный фонд Российской Федерации 61
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования 63
2.4 Прочие внебюджетные фонды 66
Глава 3. Коммерческие банки и фирмы: система
взаимоотношения 70
3.1 Требования при выборе банка 71
3.2 Порядок открытия и ведения расчетных и прочих
счетов в банках 74
3.3 Порядок безналичных расчетов и кассовых операций 77
Заключение 81
Литература 84

Файлы: 1 файл

Совершенствование взаимоотношений предприятий с органами государственной власти.doc

— 521.50 Кб (Скачать файл)

Поскольку денежные средства являются посредником во всех расчетах, очевидно, что для обеспечения нормального кругооборота средств в народном хозяйстве, ведения деятельности в условиях рыночной экономики необходимо правильно и своевременно выполнять все расчеты. В свою очередь эффективность расчетных операций во многом зависит от состояния бухгалтерского учета денежных средств, расчетных и кредитных операций. Перед финансовым учетом, расчетов и кредитов стоят следующие основные задачи:

- своевременное  и правильное проведение необходимых  расчетов как путем безналичных перечислений, так и наличными деньгами;

- полное  и оперативное отражение в  учетных регистрах наличия и  движения денежных средств и расчетных операций;

- соблюдение  действующих правил использования денежных средств по назначению в соответствии с выделенными лимитами. фондами и сметами;

- организация  и проведение в установленные  сроки инвентаризаций денежных средств и состояния расчетов, изыскание возможностей недопущения

возникновения просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;

    • контроль за наличием и сохранностью денег в кассе, на расчетном и

других счетах в банках;

- контроль  соблюдения расчетно-платежной дисциплины. своевременности перечисления сумм за материальные ценности, а также средств. полученных в порядке кредитования.

3.3 Порядок безналичных расчетов  и кассовых операций

Безналичные расчеты в РФ осуществляются в соответствии с Положением о безналичных расчетах от «12»  апреля 2001 года №2-П, которое разработано в соответствии с ч.2 Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и иными законами РФ. Данное Положение регулирует осуществление безналичных. расчетов в валюте РФ и на территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок  заполнения и оформления используемых расчетных документов.

 Безналичные  расчеты осуществляются через  кредитные организации (филиалы) и /или  Банк России по счетам, открытым  на основании договора банковского  счета или договора корреспондентского счета (субсчета) 21.

Расчетные операции по перечислению денежных средств через банк могут осуществляться с использованием:

- корреспондентских  счетов (субсчетов), открытых в Банке  России;

- корреспондентских  счетов (субсчетов), открытых в других кредитных организациях;

- счетов  участников расчетов, открытых в  небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

- счетов  межфилиальных расчетов, открытых  внутри одной кредитной

организации .

Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов по распоряжению его владельца или без него в случаях,

предусмотренных законодательством.

Порядок оформления, приема, обработки электронных платежей и осуществления расчетных операций  с их использованием регулируется отдельными нормативными актами Банка России, и заключаемых между Банком и их клиентами договорами, определяющими порядок обмена документами с использованием средств защиты информации22.

Формы безналичных расчетов:

- расчеты  платежными поручениями;

 Платежными  поручениями является распоряжение  владельца счета (плательщика) обслуживающему  его банку, оформленное расчетным  документом, перевести денежную сумму на счете получателя средств, открытый в этом или другом банке :

- расчеты  по аккредитиву;

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи

- расчеты  чеками;

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя (лицо  имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков) банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю (в пользу которого выдан чек). Плательщиком является банк, в котором находятся денежные средства. cм. стр. 72.

- расчеты  по инкассо

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по поручению от плательщика платежа. Для

осуществления расчетов по инкассо банк - эмитент вправе привлекать другие банки.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами23.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов: платежных поручений, аккредитивов, чеков, платежных требований; инкассовых поручений, которые действительны в течение 10 календарных  дней.

Расчетные документы принимаются банком к исполнению независимо от их суммы. Неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки в полной, частично исполненные - сумме остатка.

Отзыв расчетных документов осуществляется на основании предоставленного в банк заявления клиента. Банк осуществляет отзыв платежных требований и инкассовых поручений путем направления в банк письменного заявления, на основании заявления клиента.

Отзывные платежные поручения возвращаются банками плательщикам; расчетные документы в порядке инкассо, - получателям средств (взыскателям) после их поступления от банков, обслуживающих плательщиков.

Кроме безналичных расчетов между Банком и предприятием существуют и наличные расчеты (кассовые операции).

Надо учесть, что Банк не вправе принимать в свою кассу от юридических лиц наличные деньги для зачисления их на счета третьих лиц. Прием от клиентов наличных денежных средств производится по объявлению на взнос наличными, установленной формы. Получение денежных средств по чеку производится лицу, которое указано в чеке, в течение 10 дней.

Расчеты для клиента проводятся наличными в следующих случаях:

    •   при зачислении предприятием сумм наличной выручки на расчетный счет;

- при  списании предприятие или другим  клиентов средств со счета  на заработанную плату, пособия, командировочные расходы, хозяйственные  и текущие нужды (чеки);

- при  оплате банковских услуг (за открытие  счета, выдачу чековой книжки).

Если предприятие только организуется, то расчеты начинаются с внесения им на расчетный счет денежной суммы требуемой законодательством доли его уставного капитала.

Все предприятия независимо от организационно - правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях1.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обсуживающим банком каждому предприятию по согласования с руководителем.

В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, который устанавливаются банком ежегодно. Лимит остатка кассы определяются исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий, порядка сроков сдачи наличных денежных средств в банк, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей. Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________

1  Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» от 05.01.1998 г., № 14-П ( утвержден Советом директоров Банка России 19.12.1997 года №47), стр. 85

2 Федеральный закон от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в Закон  РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» /ред. 7 августа 2001 г./, стр.22.

Заключение

Изменение социально-экономического  развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводит к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обусловливает неизменный рост денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм собственности.

Прибыль является основным источником собственных средств фирмы. С одной стороны, она рассматривается как результат деятельности фирмы, с другой,    как основа дальнейшего развития.  Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона.

Важной проблемой российской налоговой политики на современном этапе является рост собираемости налогов. Тем не менее, право предприятия на законное уменьшение своих налоговых выплат является неотъемлемой гарантией частной собственности. Это тем более важно, т.к. в ряде случаев наблюдается тенденция со стороны налоговых органов рассматривать легальное уменьшение налоговых обязательств предприятия как «уклонение от уплаты налогов». Задолженность по федеральным налогам составляет 48 % к поступлениям

налоговых платежей, в абсолютном исчислении она составила на 1 января  2003г. 502,5 млрд. рублей, или 87,4 % задолженности в консолидированный бюджет. Прирост задолженности в августе составил 8,8 млрд. рублей. Недоимка по федеральным налогам на 1 сентября составила 364,5 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с началом года на 25,7 млрд. рублей, или на 7,6 %. В целом за  2002 г. динамика недоимки соответствует динамике изменения задолженности. В августе произошло снижение суммы недоимки на 3,1 млрд. рублей.

 Эффективность  налогового регулирования предпринимательской  деятельности связана со стабильностью налоговой ставки и налоговой системы вообще.

Современная банковская система является «кровеносной системой» экономики. Через банки опосредуется «обмен веществ» в хозяйственной системе, и от их четкой и непрерывной работы в сфере платежей зависит общая эффективность функционирования экономических институтов.

Как известно, денежные ресурсы банка представляют собой совокупность собственных и привлеченных средств, имеющихся в распоряжении банка и используемых  им для осуществления активных операций. Особую долю (около 88 %) ресурсов банка составляют привлеченные средства, для которых характерен высокий удельный вес средств, хранящихся на расчетных, текущих и бюджетных счетах юридических лиц. Поэтому банки заинтересованы в привлечении временно свободных средств, собственниками которых являются предприятия, организации различных форм собственности. Отсюда вытекает необходимость установления банками хороших коротношений, которые обеспечивали бы высокую необходимость и надежность платежей, в чем заинтересованы все субъекты хозяйствования.

Таким образом, политика в области расчетов должна быть направлена на формирование всей платежной системы в направлении создания высоконадежной, безопасной, стабильной и быстродействующей системы, чтобы неисправность одного из звеньев расчетов не стабилизировала все систему.

Предприятие, плательщиком отчислений на социальное страхование и обеспечение, регулярно производит отчисления в государственные внебюджетные фонды.  Отчисленные средства в эти фонды помогают решить вопросы, связанные с пенсионным обеспечением, выплатами социального характера и медицинским страхованием. С января 2001 года за все отчисления в эти фонды отвечает единый социальный налог, введенный в соответствии со второй частью НК РФ.

В данном дипломе был рассмотрен учет расчетов с внебюджетными фондами по средствам единого социального налога, материал которого позволяет сделать следующие выводы:

- достоинством  ЕСН являются, то что он входит  в составную часть НК 

РФ, т.е. установлен законом; единая налоговая база; предусматривает прогрессивно падающие ставки и по замыслу законодателя должен стимулировать предприятие к росту официально выплачиваемой заработной платы; предусмотрена единая отчетность в налоговый орган.

-  недостатки: мало предприятий применяют прогрессивно  падающие ставки, так как заработная  плата ниже того уровня, который установлен законом; выедена ежемесячная отчетность, что значительно усложнит работу предприятия; методика расчета данного налога оставляет большую степень для допуска ошибки при расчете. В результате чего предприятие неизбежно завысит, либо занизит себестоимость и завысит, либо занизит прибыль, что в обоих случаях ведет к штрафным санкциям.

В качестве предложения для эффективной работы данного налога считаю, что необходимо уменьшить потолок с которого начинается регрессивное уменьшение отчислений во внебюджетные фонды. На данном этапе экономического развития страны это принесет больше пользы, так как работодатель, выплачивающий неофициальную заработную плату, не ощущает экономических выгод и будет продолжать работать по старой системе. При выполнении данных предложений считаю, что ведение данного налога целесообразно.

В связи со сложившейся практикой уклонения от налогов предприятиями и уменьшения налоговой базы следует ужесточить контроль со стороны налоговых органов за предприятиями.  Параллельно необходимо вести широкую разъяснительную и показательную копанию о преимуществах работы в налоговом русле.

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ « Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая». Раздел VII. Федеральные налоги Глава 24.
  2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1.
  3. Федеральный закон от 03.02.1996 г. « 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» ( ред. 7 августа 2001 г.)
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 04 января 1999 г

Информация о работе Коммерческие банки и фирмы: система взаимоотношения