Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:08, курсовая работа
В современных условиях перехода к рыночной системе хозяйствования усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерные, арендные частные предприятия других форм собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах ее направлять.
Прибыль, оставшуюся после уплаты налогов, отчислений в бюджет и других обязательных платежей и отчислений предприятия может направлять на дальнейшее развитие производства.
Введение 3
Глава 1. Современная налоговая система в РФ 6
1.1 Понятие и сущность налоговой системы 7
1.2 Сущность основных элементов налога 13
1.3 Классификация налогов 17
Глава 2. Внебюджетные фонды, их взаимоотношения с различ-
ными структурами 49
2.1 Фонд социального страхования Российской Федерации 52
2.2 Пенсионный фонд Российской Федерации 61
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования 63
2.4 Прочие внебюджетные фонды 66
Глава 3. Коммерческие банки и фирмы: система
взаимоотношения 70
3.1 Требования при выборе банка 71
3.2 Порядок открытия и ведения расчетных и прочих
счетов в банках 74
3.3 Порядок безналичных расчетов и кассовых операций 77
Заключение 81
Литература 84
- сбор
на нужды образовательных
- налог с продаж;
- налог на игорный бизнес;
- региональные лицензионные сборы,
Таков же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами местного самоуправления.
К местным налогам относятся:
- налог на имущество физических лиц;
- земельный налог;
- налог на рекламу;
- налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы;
- местные лицензионные сборы (около 20).
Классификация налогов представлена на ( рис.2).
И в зависимости от метода взимания налогов, они делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой теме могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как (юридических, так и физических лиц) и ряд других налогов. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.
Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включатся в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству.
Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, указанные налоги предназначаются для перераспределения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога – потребителем этого товара (работы или услуги). Примером косвенного налогообложения могут служить такие яркие представители, как налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.
Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что поступления их в казну прямо не привязаны к финансово–хозяйственной деятельности субъекта налогообложения, и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.
Вместе с тем, государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально - техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. Это создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности 5.
При этом с введением второй части Налогового кодекса доля косвенного налогообложения еще более увеличится в связи с резким повышением ставок акцизов на бензин, с введением акцизов на дизельное топливо и моторные масла, а также отменой большого числа льгот по налогу на добавленную стоимость.
Нередко и прямые, и косвенные налоги подразделяют на несколько видов. Среди прямых налогов выделяют реальные и личные.
Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество, налог на недвижимость и некоторые другие.
В отличие от реальных, личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с физических и юридических лиц или у источника дохода, или по декларации. Примером личного обложения могут служить налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.
Косвенные налоги, в свою очередь, подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины. Акцизы бывают индивидуальные и универсальные. Ярким примером универсального акциза является налог на добавленную стоимость, который применяется в мировой налоговой системе с конца 60–х – начала 70–х годов, в Российской Федерации – с 1992 г. Индивидуальные акцизы устанавливаются как по отдельным видам товаров, так и по группам товаров 2.
Таможенные пошлины в большинстве стран устанавливаются только на импортные товары. Экспорт товаров, как правило, обложению таможенными пошлинами не подлежит. В отличие от других стран в России установлены и экспортные пошлины.
На практике нередко проводят разделение налогов в зависимости от их использования. В этом случае они подразделяются на общие и специальные.
К общим относится большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
В отличие от них специальные налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. В частности, в Российской Федерации примером специального налога могут служить единый социальный налог, налог на воспроизводство минерально–сырьевой базы.
В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Особой категорией налогов являются так называемые специальные налоговые режимы. В Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрена возможность установления четырех таких режимов. К специальным налоговым режимам относятся: единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции и система налогообложения при разработке неиспользуемых и малодебитных нефтяных скважин. Особенностью этих налогов является то, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Рассмотрим поподробнее прямые налоги.
Основным прямым налогом является налог на прибыль. В доходах бюджета нашей страны до последнего времени он занимал доминирующее положение. Налог на прибыль используется практически во всех странах с рыночной экономикой. Главное его достоинство — наличие общепринятой, хорошо изученной и отработанной в учете, отчетности и статистике налоговой базы - прибыли.
Другой вид прямого налога - подоходный налог с населения, который не является новым в хозяйственной практике. В области его применения накоплен большой опыт. Вместе с тем радикальные изменения, происходящие в производственных отношениях, наложили соответствующий отпечаток и на подоходное налогообложение населения. Расширена сфера действия этого налога, поскольку кроме основного традиционного источника доходов населения - заработной платы - появился ряд новых, привнесенных рынком источников доходов граждан, например проценты, дивиденды и др. Большие изменения вносятся в подоходное налогообложение с целью обеспечения мер по социальной защите населения. Достигается это путем увеличения размера необлагаемой части заработков, а также понижением налоговых ставок в начале шкал налогообложения, полным или частичным освобождением отдельных категорий граждан от подоходного налога.
К прямым налогам относятся также налог на недвижимость, на землю и другие, которые не нашли пока существенного распространения в нашей стране.
Мировой практикой доказано, что прямые налоги значительно эффективнее косвенных. При прочих равных условиях чем выше доля косвенных налогов в общей массе налоговых поступлений, тем слабее связь эффективности и результативности хозяйствования с бюджетом. Тем не менее доля косвенных налогов в нашей стране в последние годы существенно увеличилась.
Проанализируем косвенные налоги.
Основным представителем косвенных налогов во многих странах, в том числе и в России, является налог на добавленную стоимость (НДС). По своему содержанию НДС следовало бы назвать налогом на конечное потребление, поскольку в действующих методиках его исчисления не удалось выдержать методологический подход, обеспечивающий единство налогооблагаемой базы на всех стадиях производства продукта, зато четко прослеживается стремление сделать основным налогоплательщиком конечного потребителя товара.
Параллельно с налогом на добавленную стоимость взимается другой косвенный налог — акцизы, т. е. фиксированная сумма налога на определенные товары. Ставки акцизов, установленные в процентах к стоимости продукции в отпускных ценах, применяются к ограниченному кругу товаров не первой необходимости и к предметам роскоши. Акциз включается и облагаемую базу налогом на добавленную стоимость.
В специальной литературе встречается и другая классификация налогов — в зависимости от характера объекта налогообложения:
- налоги с доходов (выручки, прибыли, зарплаты);
- налоги с имущества (предприятий и граждан);
- налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности (операции с ценными бумагами, с доходов казино и др.);
- налоги за выполнение некоторых действий (таможенные и государственные пошлины).
При всей очевидной правомерности обеих классификации вопрос этот не столь прост, поскольку проистекает из самой сущности налогов, а потому является предметом исследования фундаментальной теории финансов.
Сделав классификацию налогов проанализируем отдельные виды поподробнее.
Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из самых важных налогов. Его уплачивают конечные потребители, поэтому его можно отнести к разряду косвенных налогов. Этот налог необходим для стабильного источника бюджетных доходов, гармонизацией налоговой системы страны с налоговыми системами стран Западной Европы.
Первым основным документом, определяющим порядок взимания НДС, был Закон РФ от 6 декабря 1991 года № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», в настоящие время утративший силу в соответствии с Законом №117-ФЗ от 5 августа 2000 года «О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ». С 1 января 2001 г. вступила в действие глава 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ .
Закон определяет понятие налога и механизм его взимания следующим образом: «Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения»6.
Наиболее распространенным объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров, работ, услуг. Для уплаты налога на добавленную стоимость предусмотрены три ставки: 0 %, 10 % и 20 %. Налогообложение по ставке 0 % производится при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ (за исключением нефти и природного газа), а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией этих товаров. Стандартная ставка - 20 % применяется ко всем операциям, которые не подлежат обложению по пониженной ставке. Пониженная ставка - 10 % применяется для продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, установленным Правительством РФ, а также для производства лекарственных препаратов и некоторых других. Пункт 4 статьи 164 Налогового Кодекса РФ определяет расчетные налоговые ставки, т.е. налогообложение производится по налоговым ставкам в 16,67 % и 9,09 %, определяет долю НДС в составе цены товара, сформированной с учетом налога .
Немаловажное место принадлежит налогу на прибыли предприятий.
Он , наряду с НДС, является основным налогом с предприятий и организаций и основным элементом налоговой системы России, обеспечивая значительные поступления средств как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ. С помощью налога на прибыль происходит регулирование доходной базы субъектов РФ. Данный налог является прямым. Его сумма целиком зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому данный налог влияет на инвестиционные процессы и процесс наращивания капитала. Взимание налога на прибыль осуществляется в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 года № 2116—1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».7
Плательщиками налога являются предприятия и организации (в том числе и бюджетные) - юридические лица по законодательству РФ.
Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятий и доходов от вне реализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, установлена в размере 11 %. В бюджеты субъектов РФ зачисляется налог на прибыль предприятий по ставкам, установленным законодательными органами этих субъектов в размере не более 19 %. В соответствии с дополнением к статье 5 Закона «О налоге на прибыль предприятий и организаций» органам местного самоуправления предоставляется право с 1 января 2001 г. самостоятельно вводить налог на прибыль в местный бюджет в размере до 5 %.
Информация о работе Коммерческие банки и фирмы: система взаимоотношения