Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 16:18, дипломная работа
Актуальность темы достаточно очевидна, так как все чаще и чаще в нашей жизни мы сталкиваемся с безналичными электронными расчетами, и все чаще и чаще современные инструменты денежного обращения начинают вытеснять на некоторых рынках своих предшественников – наличные и безналичные деньги. Причины этого процесса достаточно очевидны, так как те средства денежного обращения, которые мы имеем сейчас, отнюдь не являются идеальными и поэтому идет их непрерывное совершенствование. В какой-то момент накопленные усовершенствования приводят к смене инструментов
Основные цели тарифной политики в бизнесе банковских карт аналогичны общей банковской тарифной политике:
К основным факторам, влияющим на установление тарифов по банковским картам относятся:
услуг, барьерные цены (ценовая дискриминация) и ценовые скидки.
Кроме того, существуют законодательные ограничения на значительные отклонения в тарифах от конкурентной среды – это ст.40 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с п.4 которой налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении более чем на 20% в любую сторону от уровня рыночных цен идентичных (однородных) товаров/работ/услуг, и может вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных исходя из применения рыночных цен.
Тариф должен быть доступен клиентам на выбранном сегменте рынка, и в то же время должен обеспечивать окупаемость затрат и подчеркивать качество услуги. Бизнес пластиковых карт является технологически сложным и дорогостоящим направлением банковского бизнеса, и это накладывает особые требования к формированию тарифной политики. Каждый технологический участок вносит свой вклад в переменную или постоянную составляющую цены. Большое количество различных элементарных операций в реализации обслуживания клиентов приводит к необходимости тарификации каждой из предоставляемых с помощью карты услуг. В то же время тариф должен быть понятен клиенту, и количество тарифов по одному продукту не должно превышать разумную величину, которую средний клиент данного сегмента рынка способен нормально воспринять.
Рынок банковских услуг имеет олигополистическую структуру и по сути является рынком продавцов, несмотря на большое количество коммерческих банков. Это справедливо и для рынка банковских карт.
Какого бы из способов определения уровня цен ни придерживался банк, ему обычно приходится руководствоваться следующей программой установления цен на свои конкретные услуги. Основные ее шаги следующие.
а) Предварительный анализ:
б) Оперативный анализ:
в) Вариационный анализ. С его помощью происходит последующее снижение или повышение уровня цен на уже реализуемые услуги.
Необходимо сразу оговорить, что на практике нет идеальных систем формирования тарифов. Существуют и предлагаются разные модели, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки, т.е. никакая из них не может претендовать на универсальность. Выбор конкретной модели зависит от внешних и внутренних условий, от кластера, к которому относится каждый банк (его рейтинга и финансовых возможностей), квалификации менеджмента и т.п. Кроме того, для многофилиальных структур тарифы в виде уже утвержденных документов, либо в виде допустимых ценовых диапазонов разрабатываются Головным офисом и, с одной стороны, ограничивают возможность гибкой тарифной политики, а, с другой стороны, гарантируют единые (близкие) тарифы по филиальной сети.
Для расчета тарифов по банковским картам банк может использовать в зависимости от содержания конкретной услуги альтернативные методы ценообразования, среди которых популярны следующие:
Кроме того, все эти методы применяются на основе анализа тарифов конкурентов.
Банком могут использоваться следующие ценовые стратегии:
Отказ от навязывания своих продуктов и ориентация на реальные запросы клиентов предопределяют все действия современного коммерческого банка. При этом необходимо в полной мере учитывать, что клиентура банка не является чем-то единым, усредненным, а состоит из множества разнородных сегментов. И если банк хочет преуспевать, то обязан разрабатывать и предлагать всем не единый стандартный набор банковских продуктов, а специальные их системы, рассчитанные на реальные потребности конкретных групп своих клиентов. И в таком же порядке разрабатывать и внедрять в практику новые виды банковских услуг, ориентированных на каждый участок клиентского рынка.
Для того, чтобы было понятно, о каком количестве разнообразных тарифов и комиссий идет речь, можно привести сводный список, обобщающий практику построения тарифов по банковским картам нескольких популярных банков:
Каждый из этих пунктов является, по сути, отдельной услугой и имеет свою структуру себестоимости.
Все тарифы, которые разрабатываются банком, можно разделить на несколько групп:
1-я группа – плата за выпуск и перевыпуск карт, а также за их обслуживание. Это тот минимум расходов, которые клиент будет нести по карте в любом случае, даже если деньги не будет расходоваться. Для банка – это обеспечение окупаемости затрат по обслуживанию счета каждого клиента.
2-я группа тарифов – комиссии за операции. Имеются в виду в первую очередь комиссии за снятие наличных. Дело в том, что основной режим использования пластиковых карт – это либо снятие наличных (в банкоматах или в банковских учреждениях), либо безналичная оплата в магазинах, ресторанах, гостиницах и т.д. Большинство банков не взимает комиссии по второму режиму использования карт – т.е. безналичные покупки, как правило, не тарифицируются, и купив по кредитной карте бутылку спиртного за 10$ в магазине dute free, вы истратите с карты ровно 10 долларов. Зато, если в магазине не принимают карточки и вы решите снять в банкомате с кредитной карты 10$ , то вы заплатите банку комиссию за снятие наличных где-то от 3 до 5 долларов в зависимости от банка и типа используемой карты. В эту же группу можно записать комиссию за конвертацию валют, которая может иметь место при оплате счетов в одной валюте средствами, находящимися на карточке в другой валюте.
3-я группа тарифов – плата за операции, связанные с обеспечением процедур безопасности (когда пластиковая карта утеряна, требуется блокировка счета, перевыпуск карты или ПИН-кода к карте).
4-я группа тарифов – плата за кредит или (если карта не кредитная) за овердрафт, т.е. за ситуацию, когда покупок по карте сделано на сумму большую, чем у клиента было денег на карточном счете. За этот своеобразный намеренный или ненамеренный кредит нужно платить, и плата достигает у некоторых банков удвоенной ставки рефинансирования.
5-я группа тарифов – информационное обслуживание клиента (за выдачу выписок сверх оговоренного договором норматива, за предоставление копий документов и т.п.)
Приведем пример расчета необходимого размера тарифной ставки по выдаче наличных денежных средств в кассе банка по картам клиентов сторонних банков (Расчет по принципу издержек).
Основными составляющими расходов по проведению данной операции являются (приведенные к единичной операции по выдаче наличными):
Кроме этого, при расчете необходимо учитывать упущенную выгоду по причине отвлечения ресурсов под гарантию платежной системы на период с момента выдачи денежных средств до момента получения возмещения банком по данной операции. В рассматриваемом случае определим минимально возможную комиссию банка по выдаче денежных средств по банковским картам, при которой расходы будут равны доходам (точка безубыточности) для объема операций в 1000 обращений клиентов в год. Предположим, что приведенные затраты на персонал и бланковые расходы составляют 20 руб./операция (З_пбланк), затраты на спецоборудование и связь учитываются в сумме 10 руб./операция (З_спецоб), инкассация и покупюрный пересчет – 0,1% от суммы операции (З_инкас), комиссия центра авторизации – 0,5% (Комиссия ЦА), средняя ставка размещения ресурсов – 17% (Р_отвлрес)(для определения упущенной выгоды банка). Проведем расчеты, учитывая тот факт, что при проведении операции выдачи может присутствовать задержка возмещения средств от 1 до 5 календарных дней (при использовании импринтеров и нерегулярной инкассации слипов – до 12 календарных дней).
Исходя из вышеуказанных данных можно расчитать минимальный размер одной операции по выдаче наличных денежных средств по банковской карте, при которой сохраняется равенство Доход = Расход.
Доход = Комиссия ´ Сумма операции;
Затраты = З_пбланк + З_спецоб + З_инкас + Комиссия ЦА + Р_отвлрес.
Результат расчета приведен в таблице 2.
Таблица 2 – Результат расчета минимальной комиссии
Наименование |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Вариант 4 |
Вариант 5 |
Вариант 6 |
Комиссия, % |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
1,04 |
Срок задержки возмещения, дней |
3 |
5 |
7 |
9 |
12 |
3 |
Минимальная сумма, приносящая доход, (руб.) |
2381 |
2570 |
2793,5 |
3059 |
3566,5 |
10000 |
Затраты на персонал и бланковые расходы, (руб.) |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Затраты на спецоборудование и связь, (руб.) |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Расходы на инкассацию и покупюрный пересчет, (руб.) |
2,38 |
2,57 |
2,79 |
3,06 |
3,57 |
10 |
Расходы по оплате услуг центра авторизации, (руб.) |
11,91 |
12,85 |
13,97 |
15,30 |
17,83 |
50 |
Расходы по отвлечению ресурсов, (руб.) |
3,33 |
5,98 |
9,11 |
12,82 |
19,93 |
13,97 |
Расходы, (руб.) |
47,62 |
51,40 |
55,87 |
61,18 |
71,33 |
103,97 |
Доходы, (руб.) |
47,62 |
51,40 |
55,87 |
61,18 |
71,33 |
103,97 |
Финансовый результат, (руб.) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Информация о работе Место и роль банковских пластиковых карт в системе безналичных расчетов