Необходимость, сущность и назначение банковского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:35, лекция

Описание работы

Во-первых, банк — это общественный институт, аккумулирующий и размещающий денежные средства широкой публики (фирм, частных предпринимателей, населения, финансовых институтов), а потому его деятельность затрагивает интересы практически всего общества.
Во-вторых, банк в рыночной экономике — коммерческое предприятие, зарабатывающее прибыль и подвергающее себя разнообразным рискам. Причем банк функционирует в микросреде, которая порождает множество внешних рисков, воздействующих на банк.

Файлы: 1 файл

17.docx

— 93.98 Кб (Скачать файл)

В процессе проведения этих действий и соответствующих процедур Банк России использует ряд разработанных им инструментов: пруденциальные нормы и требования, методические материалы по анализу и инспектированию кредитных организаций, по оценке и прогнозированию результатов их деятельности.

Действия Банка России по оперативному устранению выявленных проблем состоят в установлении дифференцированного режима взаимоотношений между Банком России и конкретными кредитными организациями, т. е. применение системы льгот и санкций исходя из результатов оценки их финансового состояния.

Виды текущего банковского надзора 

Текущий банковский надзор Банка России можно подразделить на два вида: дистанционный и контактный. Их объединяют: предмет надзора — текущая деятельность кредитных организаций, получивших от Банка России соответствующую лицензию, и конечные задачи текущего надзора — оперативное выявление проблем у банка и факторов, их вызывающих, своевременное принятие соответствующих мер для обеспечения финансовой устойчивости каждой кредитной организации.

Вместе с тем эти два вида текущего банковского надзора имеют определенные различия.

Во-первых, у дистанционного надзора предмет регулирования  шире. Он касается не только отдельной кредитной организации, но и банковской системы в целом.

Во-вторых, дистанционный  надзор применительно к кредитной организации опирается на отчетность самой кредитной организации и информацию, имеющуюся у Банка России. Поэтому дистанционный надзор носит непрерывный и всеобщий характер. Контактный надзор основывается на проверках первичной документации и отчетности кредитных организаций непосредственно на местах. Его характеризует выборочный и периодический характер.

В-третьих, дистанционный  надзор ставит задачу дать предварительный  диагноз финансового состояния  всех кредитных организаций на основе соблюдения ими пруденциальных норм и требований. Контактный надзор нацелен на всестороннее изучение реального состояния дел у кредитной организации путем проверки достоверности представляемой в Банк России отчетности, соблюдения действующего законодательства и нормативных актов Банка России, системы корпоративного управления и системы управления рисками.

На практике общие предмет  и конечные задачи означенных выше видов текущего надзора вызывают переплетение технологий их проведения, что выражается в следующем:

  • результаты диагностики финансового состояния банковской системы в целом и отдельных кредитных организаций используются при составлении планов и программы инспекционных проверок;
  • результаты инспекционных проверок используются аналитиками надзорного блока для уточнения и углубления представлений о финансовой устойчивости банковской системы в целом и отдельных кредитных организаций;
  • создание института кураторов кредитных организаций позволяет организовать систематический контактный надзор за деятельностью кредитных организаций и объединять усилия аналитиков и инспекторов в решении стоящих перед ними задач.

Оба вида текущего надзора  сопровождаются многочисленными действиями Банка России по их организации: разработкой методик, программ аналитических и инспекционных проверок, составлением планов проверок, аналитической работой, обсуждением и согласованием результатов изучения финансового состояния кредитных организаций; проведением совещаний с ними.

Подразделения Банка  России, 
занимающиеся организацией и осуществлением текущего 
банковского надзора

Организацией  и осуществлением текущего банковского надзора в Банке России занимаются два подразделения: 1) Департамент банковского регулирования и надзора и 2) Главная инспекция кредитных организаций. Каждое из них имеет ряд управлений, отражающих основные направления их деятельности.

Департамент банковского  регулирования и надзора имеет следующие управления:

  • Управление методологии финансовых рисков;
  • Управление методологии рисков внутрибанковских систем;
  • Управление методологии текущего надзора;
  • Управление анализа банковского сектора;
  • Управление экспертизы правовых актов;
  • Управление организации надзора за кредитными организациями Московского региона;
  • Управление организации надзора за кредитными организациями российских регионов;
  • Организационно-экономическое управление;
  • Управление информационного обеспечения.

Главная инспекция  кредитных организаций Банка России включает следующие подразделения:

  • Инспекцию № 1;
  • Инспекцию № 2;
  • Управление инспектирования кредитных организаций с преобладающим участием в капитале Российской Федерации нерезидентов;
  • Управление инспектирования кредитных организаций по специальным проверкам;
  • Информационно-аналитическое управление;
  • Управление координации и методологии сопровождения инспекционной деятельности.

Как видно из приведенной структуры, в Банке России особо выделены подразделения, занимающиеся методологическими, аналитическими, организационными, правовыми и информационными вопросами текущего надзора.

В территориальных учреждениях  Банка России в основном выдержана укрупненная схема организации текущего надзора, т. е. в большинстве территориальных учреждений имеются подразделения, занимающиеся дистанционным надзором и инспектированием. Исключение составляют территории, в которых имеется небольшое количество кредитных организаций, например Калмыкия, Карачаево-Черкессия. В этих территориальных управлениях Банка России вопросами текущего надзора и инспектирования занимается одно подразделение.

Если методологическая работа и макроэкономический анализ главным образом осуществляются в подразделениях Банка России, то первичная работа с отчетностью кредитных организаций и самими кредитными организациями, в том числе в процессе их инспектирования, преимущественно проводится на уровне территориальных учреждений с последующей передачей информации соответствующему подразделению Банка России.

Наиболее принципиальные вопросы банковского регулирования  и надзора выносятся на рассмотрение Комитета банковского надзора Банка России, представляющего собой совещательный орган, созданный по решению Совета директоров.

В последние годы главной  задачей всех структурных подразделений, занимающихся текущим банковским надзором, является повышение эффективности  надзора, т. е. «лучшее выполнение ими своих задач, не сопровождающееся пропорциональным увеличением ресурсов, выделяемых на эти цели».1

Этому содействует проведение Банком России ряда мер, отвечающих передовой  международной банковской практике. Это:

  • формирование текущего банковского надзора как системыт. е. разработка методик анализа, оценки и мониторинга финансового состояния банка как единого комплексного технологического процесса, в которой включены специалисты дистанционного и контактного надзора;
  • ориентация на содержательную составляющую текущего надзора, предполагающего интенсификацию процедур надзора на стадии как проведения анализа и оценки финансового состояния банка, так и принятия мер надзорного реагирования по результатам этих оценок;
  • совершенствование организационной структуры текущего надзора с выделением института кураторов, обеспечивающего систематическую контактную деятельность Банка России;
  • повышение квалификации сотрудников Банка России, занимающихся вопросами текущего банковского надзора.

Информация о работе Необходимость, сущность и назначение банковского надзора