Необходимость, сущность и назначение банковского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:35, лекция

Описание работы

Во-первых, банк — это общественный институт, аккумулирующий и размещающий денежные средства широкой публики (фирм, частных предпринимателей, населения, финансовых институтов), а потому его деятельность затрагивает интересы практически всего общества.
Во-вторых, банк в рыночной экономике — коммерческое предприятие, зарабатывающее прибыль и подвергающее себя разнообразным рискам. Причем банк функционирует в микросреде, которая порождает множество внешних рисков, воздействующих на банк.

Файлы: 1 файл

17.docx

— 93.98 Кб (Скачать файл)

17.5.2. Содержание  дистанционного надзора, осуществляемого  Банком России

Как отмечалось выше, текущий  банковский надзор подразделяется на дистанционный (документарный) и контактный, каждый из которых представляет собой самостоятельную, одновременно взаимосвязанную систему, нацеленную на решение определенных задач посредством специфических инструментов и организационных процедур.

Для дистанционного надзора  Банка России на современном этапе характерно стремление создать систему диагностики (мониторинга) текущего финансового состояния кредитных организаций.

В соответствии с передовой международной практикой банковского надзора, рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору эта система предполагает наличие у надзорного органа эффективных информационных и аналитических процедур мониторинга текущего финансового состояния кредитных организаций, соблюдения ими законодательства и регулятивных требований, выявления на возможно более ранних стадиях негативных тенденций в деятельности кредитных организаций и принятие упреждающих мер надзорного реагирования.1

В основном такая система  в России создана и функционирует. Ее составными элементами являются:

  • регулятивные требования Банка России, известные как пруденциальные нормы и требования;
  • система отчетности кредитных организаций в Банк России;
  • система мониторинга финансового состояния кредитных организаций;
  • система мер надзорного реагирования Банка России.

Регулятивные  нормы и требования Банка России к кредитным организациям

Исходным и чрезвычайно важным блоком системы дистанционного надзора являются регулятивные нормы и требования Банка России к кредитным организациям, предусмотренные в Инструкции Банка России от 31 марта 1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности». За время действия этой инструкции в нее вносились неоднократные изменения, отражающие новые явления в банковской сфере.

Вместе с тем сохраняется классификация пруденциальных норм на три группы.

Первую группу составляют нормы, регулирующие предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями.

Действующие в настоящее время обязательные нормативы регулируют:

  • риск несостоятельности банка, риски активов и рыночные риски (Н1);
  • риск потери мгновенной (Н2), текущей (Н3) и долгосрочной (Н4) ликвидности;
  • риск крупных кредитных рисков (Н6, Н7, Н9.1, Н10.1).

Вторую группу составляют нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь.

Третью группу составляют требования Банка России, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета и представлению отчетности и ее опубликованию в открытой печати в случаях, установленных федеральными законами.

Подразделения Банка России, занимающиеся дистанционным надзором, располагают богатой информационной базой для диагностики финансового  состояния отдельных кредитных  организаций и банковской системы в целом.

На основе созданных в Банке России информационной и аналитической систем осуществляется оперативное выявление отклонений и отрицательных тенденций в деятельности кредитных организаций.

Результаты дистанционного надзора используются:

  • для принятия оперативных мер надзорного реагирования;
  • для выявления и более тщательного наблюдения за проблемными банками;
  • для определения плана и программы инспектирования проблемных банков.

Меры надзорного реагирования Банка России

В распоряжении Банка России имеется достаточно широкий набор мер надзорного реагирования, подразделяемых на предупредительные и принудительные меры воздействия.

Выбор конкретной меры воздействия  обусловливается тремя факторами:

  1. 1) характером допущенных кредитной организацией нарушений;
  2. 2) причинами, повлиявшими на возникновение нарушений;
  3. 3) общим финансовым положением кредитной организации.

Как правило, на ранних стадиях возникновения проблем у кредитной организации принимаются предупредительные меры воздействия. Они относятся к мерам оперативного надзорного реагирования.

К ранней стадии возникновения проблем относятся следующие ситуации:

  • отрицательные тенденции в уровнях обязательных нормативов, т. е. их ухудшение при условии соблюдения или незначительном нарушении;
  • образование текущих убытков от банковских операций и сделок;
  • снижение объема собственного капитала банка;
  • привлечение ресурсов на условиях хуже рыночных;
  • отказ клиентов от обслуживания в данном банке;
  • уход сотрудника из банка;
  • несоблюдение требований Банка России по построению расчетной системы;
  • несвоевременное проведение филиальных платежей с корреспондентских субсчетов, открытых в Банке России.

Информация о работе Необходимость, сущность и назначение банковского надзора