Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:35, лекция
Во-первых, банк — это общественный институт, аккумулирующий и размещающий денежные средства широкой публики (фирм, частных предпринимателей, населения, финансовых институтов), а потому его деятельность затрагивает интересы практически всего общества.
Во-вторых, банк в рыночной экономике — коммерческое предприятие, зарабатывающее прибыль и подвергающее себя разнообразным рискам. Причем банк функционирует в микросреде, которая порождает множество внешних рисков, воздействующих на банк.
Третья группа нормативных требований Банка России касается правил выполнения отдельных банковских операций.
К ним, в частности, относятся:
Развитие инструктивных
документов Банка России,
регулирующих его поднадзорную деятельность
К инструментам надзора, посредством которых осуществляется регулирование банковской деятельности, кроме пруденциальных норм и требований относятся разработанные Банком России инструкции, методики, используемые сотрудниками Банка России.
К таким инструментам следует отнести:
Первая Инструкция Банка России «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Банка Российской Федерации (Банка России)» была издана в 1996 г. (№ 34 от 23 февраля 1996 г.). В ней определена цель инспекционных проверок, их виды (плановые и внеплановые, комплексные и целевые), сформулированы основные подходы к проведению каждой из проверок, к содержанию акта, составляемого по результатам проверки.
Наряду с общей инструкцией, регулирующей организацию инспекционной деятельности, в 1997–1999 гг. был разработан ряд методических рекомендаций по проверке отдельных операций и участков деятельности банков: кассовой работы, депозитных и валютных операций, кредитного портфеля и др.
Накопление опыта
В целях повышения эффективности инспекционной деятельности была усилена ориентация на проверку транспарентности учета и отчетности, выявление и оценку банковских рисков, на качество инспекционных процедур. Выводы инспектора стали формироваться в виде мотивированного суждения.
Указанные изменения нашли отражение в Инструкции Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации» и в Инструкции банка России от 1 декабря 2003 г. № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)»;
Развитие этих инструментов имеет несколько этапов.
Этап первый включает разработку методических рекомендаций по выявлению проблемных банков в рамках системы раннего реагирования (Письмо Центрального банка Российской Федерации от 9 октября 1995 г. № 15–3–3/668). Согласно этим рекомендациям банки ранжировались в соответствии со сводной рейтинговой оценкой, рассчитанной по четырем показателям, характеризующим достаточность капитала, качество кредитного портфеля, прибыльность и ликвидность банка.
Этап второй относится к 1996 г., когда Центральный банк Российской Федерации издал Письмо № 265 «О рекомендациях по определению критериев степени проблемности банков». В соответствии с этим письмом все банки по степени проблемности классифицировались на три группы:
I — банки, имеющие первые признаки проблемности;
II — банки, испытывающие временные трудности;
III — банки с первыми признаками банкротства.
Основными критериями оценки степени проблемности являлись: образование убытков и устойчивость убыточной деятельности; несоблюдение норматива достаточности капитала (Н1); наличие и рост просроченной задолженности по ссудам; недовзнос средств в фонд обязательных резервов; недостаток созданного резерва на возможные потери по ссудам; наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспондентскому счету; отсутствие положительного аудиторского заключения. Таким образом, на втором этапе расширена сфера анализа и оценки, более четко определены классификационные группы банков и их характеристики.
Этап третий связан с выходом Письма Центрального банка Российской Федерации от 28 мая 1997 г. № 457 «О критериях определения финансового состояния банков». В соответствии с этим документом выделены две категории банков с разбивкой каждой из них на две группы.
Первая категория банков определена как финансово стабильные. Внутри этой категории одна группа включает банки без признаков проблемности, вторая — банки, имеющие отдельные недостатки в деятельности.
Вторая категория охватывает проблемные банки, разбитые на две группы: банки, испытывающие серьезные финансовые трудности, и банки, находящиеся в критическом финансовом состоянии.
Наряду с выделением по степени проблемности четырех групп банков вместо трех, в данном документе были также изменены критерии классификации банков.
К числу таких критериев отнесены: выполнение пруденциальных норм, своевременность выполнения обязательств перед кредиторами, динамика абсолютной величины собственного капитала банка; состояние учета и отчетности, своевременность представления ее в банк.
Этап четвертый относится к 2000 г., когда 31 марта 2000 г. было издано Указание Банка России № 766-у. В этом документе сохранена классификация банков по степени проблемности на две категории и четыре группы, однако расширены критерии отнесения к этим группам.
Такими критериями стали: соблюдение требований законодательства Российской Федерациии и нормативных актов Банка России; выполнение обязательств перед кредиторами и вкладчиками; соблюдение порядка обязательного резервирования, установленного Банком России; состояние и динамика показателей, характеризующих достаточность капитала и ликвидность банков; финансовый результат деятельности; выполнение требований Банка России по созданию системы внутреннего контроля; состояние учета и отчетности, своевременность предоставления ее в Банк России.
С введением системы страхования
Информация о работе Необходимость, сущность и назначение банковского надзора