Необходимость, сущность и назначение банковского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:35, лекция

Описание работы

Во-первых, банк — это общественный институт, аккумулирующий и размещающий денежные средства широкой публики (фирм, частных предпринимателей, населения, финансовых институтов), а потому его деятельность затрагивает интересы практически всего общества.
Во-вторых, банк в рыночной экономике — коммерческое предприятие, зарабатывающее прибыль и подвергающее себя разнообразным рискам. Причем банк функционирует в микросреде, которая порождает множество внешних рисков, воздействующих на банк.

Файлы: 1 файл

17.docx

— 93.98 Кб (Скачать файл)

Проведение лицензионных процедур, связанных с образованием новой кредитной организации, при разных формах реорганизации сопровождается представлением в соответствующее территориальное учреждение Банка России определенного пакета документов. По результатам их рассмотрения территориальное учреждение направляет в Департамент лицензирования и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России заключение о возможности реорганизации.

Банк России принимает  решение:

  • в случаях слияния, разделения и преобразования о государственной регистрации новой кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций;
  • в случае присоединения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;
  • в случае выделения о государственной регистрации создаваемой в результате выделения кредитной организации, о выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций и о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы реорганизуемой кредитной организации.

Направления повышения эффективности лицензионной деятельности Банка России

В последние годы Банк России, учитывая рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, все больше внимания уделяет повышению эффективности лицензионной деятельности. В частности, он провел ряд мероприятий.

1. В целях повышения  требовательности к обеспечению финансовой устойчивости кредитных организаций, ходатайствующих о получении лицензии на осуществление банковских операций или на расширение своей деятельности, Банк России усилил внимание к оценке реального финансового положения юридических лиц учредителей (участников) кредитной организации. Указанная оценка предполагает проведение углубленного комплексного анализа финансового состояния учредителей с учетом характера и масштабов их деятельности, отраслевой и региональной принадлежности.

В этой связи предусмотрено  право затребовать у учредителей  всю необходимую информацию для  формирования профессионального суждения об их реальном финансовом положении.

Повышение требований к финансовому положению учредителей — юридических лиц обусловило тот факт, что в 2004 г. была осуществлена государственная регистрация только трех новых кредитных организаций. Для сравнения: в 2002 г. были зарегистрированы 41, а в 2003 г. — 16 кредитных организаций.

Другой важной составляющей аналитической работы Банка России, которой стало уделяться повышенное внимание в процессе проведения лицензионных процедур, является анализ бизнес-планов кредитных организаций, позволяющий дать оценку их платежеспособности, обеспечить прибыльное функционирование на выбранном сегменте рынка банковских услуг. Были повышены требования к обоснованию бизнес-планов, а также к методам его анализа.

По отношению к банкам, ходатайствующим о получении права на работу со средствами граждан, стали предъявляться в полном объеме требования к участию в системе страхования вкладов. Особое внимание в этой связи имеет оценка качества управления, в том числе банковскими рисками.

2. Важным направлением  повышения эффективности лицензионной  деятельности является принятие  Банком России мер, направленных  на обеспечение прозрачности структуры собственности на доли (акции) кредитных организаций. Данный механизм включает обязательность предоставления кредитными организациями сведений об их участниках и аффилированных лицах, что дает возможность установить реальных участников, определить их взаимосвязи, а также выявить лица (группу лиц), способных прямо или косвенно влиять на решения, принимаемые органами управления кредитной организации.

Кроме того, установлен порядок  представления в Банк России головными организациями банковских холдингов отчетности об участниках банковского холдинга, который также способствует повышению прозрачности структуры собственности кредитной организации.

Повышению транспарентности структуры собственности способствует и наметившийся процесс преобразования кредитных организаций из общества с ограниченной ответственностью в акционерные общества, поскольку законодательство определяет гораздо больший состав информации, раскрываемой акционерными обществами. B 2001 г. такое преобразование коснулось 66, а в 2002 г. — 41 кредитной организации.

3. Задача повышения конкурентоспособности  российских банков, а также их финансовой устойчивости обусловила усиление требований Банка России к количественным и качественным параметрам уставного капитала банков.

В результате для вновь  созданных банков с 1 января 1999 г. размер уставного капитала повышен с 1 млн до 5 млн евро.

Кроме того, ужесточен контроль за источниками формирования уставного капитала, в частности, за выявлением фактов формирования уставного капитала ненадлежащими активами, т. е. активами, источником которых явились средства, предоставленные самой кредитной организацией.

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации средства федерального бюджета, государственных  внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Для формирования уставного  капитала кредитной организации  не могут использоваться привлеченные денежные средства.

Предельный размер (норматив) неденежной части уставного капитала в течение первых двух лет деятельности кредитной организации не должен превышать 20%, в последующие годы — не более 10%.

Приобретение в результате одной или нескольких сделок одним приобретателем или группой приобретателей, связанных между собой соглашением, либо группой приобретателей, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 20% долей (акций) кредитной организации предварительно согласовывается с Банком России.

Предварительное согласие должно быть получено при каждом приобретении доли, составляющей более 20% уставного  капитала кредитной организации. Сделка, в результате которой приобретатель будет владеть более 20% долей (акций) кредитной организации без получения предварительного согласия Банка России, недействительна.

Сведения об участниках кредитной организации — нерезидентах представляются независимо от размера долей.

4. Повышение требовательности  к квалификации и деловой репутации руководителей кредитной организации (руководителя, главного бухгалтера и его заместителей), зафиксированное в одном из дополнений к Федеральному закону «О банках и банковской деятельности», принятому в 2001 г.

В соответствии с указанным дополнением руководители кредитной организации обязаны:

  • иметь высшее юридическое или экономическое образование, а также опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, не менее двух лет;
  • не иметь судимости за совершение преступлений в сфере экономики;
  • не иметь административного правонарушения в области торговли и финансов в течение одного года, предшествующего дню подачи в Банк России документов для регистрации кредитной организации;
  • не иметь фактов расторжения по инициативе администрации трудового договора (контракта) с указанными лицами (кандидатами на должность руководителей кредитной организации) на протяжении двух лет, предшествующих дню подачи в Банк России документов для регистрации кредитной организации.

Банк России разработал анкету, отражающую требования к квалификации и деловой репутации кандидатов на соответствующую должность. Анкета заполняется собственноручно кандидатом и представляется в Банк России, где тщательно изучается.

До этого нововведения должность руководителей кредитной  организации могли занимать лица, не имеющие экономического или юридического образования, что отрицательно отражалось на результатах ее деятельности.

17.5.1. Назначение, виды и организация текущего банковского надзора

Понятие и назначение текущего банковского надзора

Под текущим банковским надзором понимается совокупность действий, процедур, инструментов, используемых Банком России в процессе регулирования текущей деятельности кредитных организаций.

Назначение текущего банковского надзора состоит в предотвращении и оперативном устранении проблем в деятельности кредитных организаций, что является важным фактором обеспечения стабильности развития банковской системы в целом, повышения доверия к ней инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

Действия Банка России в части предотвращения проблем в деятельности кредитных организаций включают:

  • макро- и микроэкономический анализ состояния банковского сектора, в частности: изучение тенденций в развитии операций и инструментов, используемых кредитными организациями; видов рисков, сопровождающих банковскую деятельность, систем управления банковскими рисками; количественную и качественную структуру кредитных организаций, в том числе процессы их реорганизации и ликвидации;
  • разработку пруденциальных норм и требований к кредитным организациям на основе выявления факторов возникновения проблем в деятельности кредитных организаций;
  • организацию оперативного наблюдения за соблюдением кредитными организациями пруденциальных норм и требований на основе регулярно представляемой отчетности в Банк России;
  • проведение регулярных проверок достоверности представляемой отчетности кредитными организациями, а также их реального финансового состояния на месте;
  • осуществление комплексного анализа и оценки финансового состояния кредитных организаций, а также прогноза их деятельности с учетом всей информации, находящейся в распоряжении Банка России.

Информация о работе Необходимость, сущность и назначение банковского надзора