Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:35, лекция
Во-первых, банк — это общественный институт, аккумулирующий и размещающий денежные средства широкой публики (фирм, частных предпринимателей, населения, финансовых институтов), а потому его деятельность затрагивает интересы практически всего общества.
Во-вторых, банк в рыночной экономике — коммерческое предприятие, зарабатывающее прибыль и подвергающее себя разнообразным рискам. Причем банк функционирует в микросреде, которая порождает множество внешних рисков, воздействующих на банк.
С точки зрения содержания надзорной деятельности выделяются следующие направления:
Инструменты надзора определяются основными направлениями, по которым он осуществляется (см. Приложение 4).
Все элементы системы банковского надзора органически связаны между собой. Единство системы надзора обеспечивается его правовой основой, входящей в эту систему в качестве самостоятельного элемента.
Правовая основа банковского надзора охватывает, прежде всего, законодательные акты, определяющие субъекты и сферу надзора, функции и права органов, осуществляющих надзор.
Правовую основу механизма и инструментов надзора составляют нормативные документы надзорных органов.
Правовая основа банковского надзора специфична для каждой страны, причем она находится в постоянном развитии и совершенствовании.
Основной общемировой тенденцией в развитии банковского надзора является повышение его эффективности. Под повышением эффективности (результативности) надзора следует понимать лучшее выполнение им своих основных задач (повышение функциональной продуктивности, не сопровождаемое пропорциональным увеличением ресурсов, выделяемых на эти цели).4
17.2. Международная
практика организации
Типы надзорных систем в странах с рыночной экономикой
Во всех странах с рыночной экономикой банковский надзор занимает важное место в системе мер по обеспечению стабильности функционирования банковского сектора.
Направления банковского надзора в разных странах практически одинаковые. Существенные различия касаются главным образом его организации, правовой основы, используемых инструментов и технологий.
Выделяются три типа надзорных систем, различающихся по организационной структуре.
К первому типу относятся страны, в которых надзорная деятельность полностью сосредоточена в центральном банке. Это — Италия, Греция, Чехия, Словакия, Китай, Аргентина.
Ко второму типу организации банковского надзора относятся Япония, Испания и Канада. В этих странах функции надзора разделены между центральным банком и министерством финансов.
Так, в Японии основную надзорную деятельность в соответствии с законодательством осуществляет Министерство финансов. Оно выдает лицензии на банковскую деятельность, проводит регулярный мониторинг и инспекционные проверки кредитных институтов, вводит корректирующие меры. Банк Японии также осуществляет мониторинг финансового состояния и инспекционные проверки, но применяемые им меры воздействия носят косвенный характер, т. е. выражаются в основном в отказе предоставлять некоторые услуги.
В Испании роль центрального банка в осуществлении надзора несколько выше. Так, на Банк Испании законом возложено проведение инспекционных проверок, их регистрация в соответствующих регистрах, а также применение в основном штрафных санкций за незначительные правонарушения. Разрешение на создание кредитных организаций дает Министерство экономики и финансов, которое также применяет санкции за серьезные правонарушения. Однако эти действия оно согласует с Банком Испании, который по его поручению разрабатывает и изменяет формы бухгалтерского учета и отчетности.
Выбор такой модели надзора основан на мнении, что министерство экономики и финансов или министерство финансов обладают большей объективностью в оценке финансовой устойчивости банков, а потому могут обеспечить более эффективный надзор.
Третий тип надзорной системы имеет место в большинстве развитых стран: Германии, Франции, США и др.
В этой модели наряду с центральным банком в систему надзора включены специально созданные органы. В Германии таковым является Федеральное управление по надзору за банковской деятельностью, которому в соответствии с законом отводится центральное место в проведении банковского надзора.
Разграничение полномочий между Федеральным управлением, подотчетным Министерству финансов, и Бундесбанком осуществляется следующим образом. Федеральное управление выдает и отзывает лицензии на ведение банковских операций, получает информацию от кредитных учреждений об их деятельности, наблюдает за исполнением ими банковского законодательства, издает нормативные акты. Однако большинство своих надзорных полномочий оно выполняет с участием Бундесбанка.
Формы участия Бундесбанка в надзорной деятельности разные. Так, располагая соответствующей сетью филиалов и головных подразделений, которых нет у Федерального управления, Бундесбанк осуществляет инспектирование кредитных организаций; получая отчеты кредитных организаций, он проводит их анализ и передает полученную отчетность Федеральному управлению вместе со своими комментариями. Нормативные акты, касающиеся регулирования капитала и ликвидности кредитных организаций, разрабатываемые Федеральным управлением, должны быть согласованы с Бундесбанком.
Во Франции законодательство распределило надзорные функции между четырьмя организациями:
Участие Банка Франции в работе этих организаций осуществляется, во-первых, на уровне принятия решений, поскольку Управляющий Банка Франции является их членом; во-вторых, на уровне подготовки нормативных документов Комитетом банковских правил, проведения лицензионной работы Комитетом кредитных институтов, выполнения аналитической и инспекционной работы по поручению Банковской комиссии.
Служба финансового контроля призвана отвечать за применение национальных банковских законов, разработку правил и инструкций, регулирующих регистрацию устава, деловую практику, контроль и прекращение деятельности национальных банков. На нее также возложена функция ревизии национальных банков.
В то же время все органы по надзору за банковскими и небанковскими организациями должны:
Информация о работе Необходимость, сущность и назначение банковского надзора