Необходимость, сущность и назначение банковского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:35, лекция

Описание работы

Во-первых, банк — это общественный институт, аккумулирующий и размещающий денежные средства широкой публики (фирм, частных предпринимателей, населения, финансовых институтов), а потому его деятельность затрагивает интересы практически всего общества.
Во-вторых, банк в рыночной экономике — коммерческое предприятие, зарабатывающее прибыль и подвергающее себя разнообразным рискам. Причем банк функционирует в микросреде, которая порождает множество внешних рисков, воздействующих на банк.

Файлы: 1 файл

17.docx

— 93.98 Кб (Скачать файл)

Значительно отличается по содержанию и аналитическая работа, осуществляемая органами банковского надзора. Изучение зарубежного опыта показывает, что надзорные органы располагают разными аналитическими и статистическими методиками оценки финансовой устойчивости банков.

Одни методики носят характер дистанционных рейтинговых систем (США — система CAMELS, Франция — ORAP, Италия — PATROC), вторые — комплексной оценки рисков (Великобритания — RATE, Нидерланды — RAST), третьи представляют собой систему раннего предупреждения (Франция — SAABA). В основе большинства этих систем находятся компоненты, входящие в систему CAMELS как наиболее проверенную временем модель оценки финансовой устойчивости банка. Вместе с тем каждая страна внесла в свои методики определенные новации. Кроме того, эти системы постоянно развиваются и совершенствуются.

Основными тенденциями в развитии методов оценки финансового состояния кредитных институтов являются:

  • включение в модель оценки основных банковских рисков (кредитного, рыночного, ликвидности), а также системы управления ими;
  • использование экономико-математического инструментария для прогнозирования финансовой устойчивости кредитного института;
  • усиление внимания анализу макроэкономических факторов, в том числе конкурентной среды в банковском секторе;
  • сочетание дистанционного анализа с проверками на месте для более детального изучения качественных сторон деятельности кредитного института и систем управления ими;
  • рассмотрение эффективности принимаемых надзорным органом корректирующих мер по результатам анализа и оценки кредитного института

17.3. Становление  и развитие системы банковского надзора в России

Формирование основ банковского надзора в России началось сразу после создания двухуровневой банковской системы.

Этот процесс продолжается и в настоящее время, отражая развитие банковского регулирования и надзора, сближение российской практики с международной.

Вместе с тем следует отметить, что по ряду вопросов российская практика остается отличной от зарубежной.

Развитие банковского  законодательства, 
регулирующего надзорную деятельность Банка России

Правовую основу банковского регулирования и надзора составляет, прежде всего, законодательство Российской Федерации, в частности Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

Первые банковские законы, регулирующие деятельность Банка России и коммерческих банков, были приняты в 1990 г. Уже в первой редакции этих законов содержалось указание на то, что Центральный банк осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, устанавливает для них обязательные нормативы, проводит проверки на месте соблюдения кредитными организациями и их филиалами действующего законодательства и нормативных актов Банка России.

Вместе с тем в банковском законодательстве 90-х годов не был четко прописан порядок надзора за деятельностью коммерческих банков.

Новая редакция этих законов, принятая в 1995 и 1996 гг., существенно расширила изложение этих вопросов.

С тех пор законодательно зафиксированы процедуры выдачи и отзыва лицензий на банковскую деятельность; порядок представления отчетности в Банк России; способы обеспечения стабильности банковской системы; экономические нормативы, которых должны придерживаться коммерческие банки; основные подходы к организации и проведению инспекционных проверок.

Законодательство четко  определило и цель банковского регулирования и надзора, которая состоит в поддержании стабильности банковской системы, защите интересов вкладчиков и кредиторов. При этом отмечено, что Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Впоследствии банковское законодательство расширилось за счет ряда новых законов:

  • Федерального закона от 14 октября 1998 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», определившего порядок регулирования отношений, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций;
  • Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях», установившего порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, принципы взаимодействия бюро кредитных историй с заемщиками и Банком России;
  • Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», предусматривающего условия допуска банков в систему страхования вкладов, а также порядок их участия в этой системе;
  • Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому органами валютного регулирования являются Правительство Российской Федерации и Банк России, а органом валютного контроля Банк России.

Развитие пруденциальных норм и требований Банка России к кредитным организациям

Наряду с развитием банковского законодательства за эти годы была создана серьезная нормативная база Банка России, касающаяся банковского регулирования и надзора, существенно расширившая правовую основу банковского регулирования и надзора.

Нормативные документы Банка  России имеют характер положений, инструкций, указаний, рекомендаций: они предназначены  для кредитных институтов и подразделений Банка России, осуществляющих надзорные функции.

Особое место среди  них занимают нормативные документы, определяющие пруденциальные нормы и требования к кредитным организациям.

Первая группа пруденциальных норм регулирует предельные уровни банковских рисков. Первоначально их состав, алгоритм расчета и предельные значения были зафиксированы в Инструкции Банка России № 1 от 1991 г. «О порядке регулирования деятельности банков», в соответствии с которой было установлено 10 экономических нормативов, которые, в свою очередь, подразделялись на четыре группы и регулировали: 1-я группа — капитал банка, 2-я — объем обязательств банка, 3-я — ликвидность баланса, 4-я — максимальный размер риска на одного заемщика.

В апреле 1995 г. в связи с принятием новой редакции Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», существенно изменившей набор экономических нормативов, была пересмотрена и Инструкция Банка России № 1, принятая 1 октября 1997 г. В соответствии с ней состав экономических нормативов был расширен, впоследствии он изменялся еще несколько раз. В последней редакции данного документа (от 6 мая 2002 г.) экономических нормативов насчитывалось 17, они регулировали: достаточность капитала банка; ликвидность; максимальный размер риска на одного заемщика или группы связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам (участникам) и инсайдерам; максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; максимальный размер вексельных обязательств банка; использование собственных средств для приобретения долей (акций) других юридических лиц.

В 2004 г. вместо Инструкции Банка России № 1 была принята новая, регулирующая банковскую деятельность: Инструкция Центрального банка Российской Федерации № 110-И «Об обязательных нормативах банков». В соответствии с этим документом была существенно изменена система регулирования банковской деятельности.

Во-первых, значительно сократилось  число централизованно установленных  экономических нормативов. Их стало 9. Это означает сокращение сферы  централизованного регулирования  и повышение роли саморегулирования. Сокращение коснулось: нормативов, регулирующих общую ликвидность; максимального размера привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика); максимального размера вексельных обязательств банка и т. д.

Во-вторых, были изменены методика расчета ряда обязательных нормативов и их предельные значения.

В-третьих, было установлено  требование о соблюдении обязательных нормативов на ежедневной основе.

Кроме того, в рамках Концепции развития ипотечного кредитования, принятой Правительством Российской Федерации, Банком России в Инструкции от 31 марта 2004 г. № 112-И «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигацией с ипотечным покрытием» внесены некоторые изменения в методику расчета действующих обязательных нормативов применительно к данной группе кредитных организаций, а также установлен для них ряд дополнительных нормативов.

Вторая группа пруденциальных норм Банка России, регулирующих банковскую деятельность, содержит нормы и требования к созданию кредитными организациями резервов, обеспечивающих их стабильность.

Наряду с фондом обязательного резервирования, предназначенным для поддержания ликвидности банковской системы, и резервным фондом кредитной организации, призванным нивелировать влияние банковских рисков на ее финансовую устойчивость, кредитные организации должны были создавать также целевые резервные фонды для покрытия различных банковских рисков: кредитного, риска обесценения ценных бумаг, убытков по другим активным операциям. С учетом международного опыта систематически совершенствовался механизм формирования и использования этих фондов.

Информация о работе Необходимость, сущность и назначение банковского надзора