Необходимость, сущность и назначение банковского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 12:35, лекция

Описание работы

Во-первых, банк — это общественный институт, аккумулирующий и размещающий денежные средства широкой публики (фирм, частных предпринимателей, населения, финансовых институтов), а потому его деятельность затрагивает интересы практически всего общества.
Во-вторых, банк в рыночной экономике — коммерческое предприятие, зарабатывающее прибыль и подвергающее себя разнообразным рискам. Причем банк функционирует в микросреде, которая порождает множество внешних рисков, воздействующих на банк.

Файлы: 1 файл

17.docx

— 93.98 Кб (Скачать файл)

При проведении аналитической  работы имеет место некоторое  дублирование в деятельности различных надзорных органов. По мнению экспертов, такое дублирование повышает эффективность надзора, поскольку наличие нескольких надзорных органов создает своеобразную «систему сдержек и противовесов».

Наличие разных типов надзорных  систем вызывает постоянные дискуссии  об их достоинствах и недостатках для обоснования оптимального варианта организации надзора.

Как правило, подвергаются сравнению  модель, в которой функции надзора сосредоточены в одном центре (центральном банке), и модель, в которой эти функции рассредоточены.

Сильными сторонами первого  варианта считаются:

  • органическая связь надзора с такими направлениями деятельности центрального банка, как организация платежного оборота и рефинансирование кредитных институтов, в процессе которых центральный банк систематически изучает финансовое состояние кредитных институтов;
  • наличие у центральных банков опытных аналитиков, хорошо знающих банковское дело;
  • наличие у центральных банков более обширной информации, поскольку они занимаются изучением внутренних и зарубежных денежных и финансовых рисков, выполняя операции с валютными ценностями и ценными бумагами.

К числу слабых сторон этого  варианта, дающих предпочтение второй модели, относятся следующие:

  • интеграционные процессы, происходящие на финансовых рынках, в частности появление финансовых холдингов, вторжение банков в сложные финансовые области, и наоборот, выполнение другими финансовыми институтами банковских операций делает невозможным использовать центральный банк в качестве надзорного органа за всеми финансовыми институтами;
  • сосредоточение в одном органе (центральном банке) эмиссионной и надзорной функций, по мнению ряда экспертов, может снизить доверие к центральному банку как проводнику денежно-кредитной политики, если окажется недостаточно эффективным банковский надзор.

Как видно из приведенных выше аргументов, каждая из моделей обладает сильными и слабыми сторонами. Вместе с тем общемировая тенденция интеграции банковских институтов с другими финансовыми институтами делает второй вариант организации банковского надзора более предпочтительным, что подтверждается выбором его большинством развитых стран.

Общие и специфические черты надзорной деятельности в зарубежной практике

Международный опыт организации  надзорной деятельности характеризуется  использованием как общих для всех стран, так и специфических направлений, механизмов и инструментов надзора.

К числу общих направлений  надзорной деятельности следует  отнести:

  • разработку основных правил осуществления банковских операций, пруденциальных норм и требований к кредитным институтам;
  • осуществление лицензирования;
  • проведение инспекционных проверок;
  • анализ финансового состояния кредитных институтов и применение при необходимости корректирующих мер.

Вместе с тем при проведении надзора по указанным направлениям существуют некоторые национальные особенности.

Так, Банк Аргентины, являющийся надзорным органом, устанавливает  определенные требования к внешним аудиторам. Это:

  • наличие у каждого финансового института сертифицированного надзорным органом аудитора;
  • представление в Банк Аргентины данных об аудиторе и периоде, на который заключен контракт;
  • смена аудитора каждые 5 лет;
  • предписание минимальных процедур, которые должны проводить внешние аудиторы;
  • предписание обязательных направлений аудита, проводимого по окончании года и в квартальном режиме;
  • обязательность оценки состояния, методологии проведения и результативности внутреннего контроля.

Комитет банковских правил Франции определяет: правила создания филиальной сети; порядок раскрытия  бухгалтерских документов; условия, при которых кредитные институты  могут участвовать в собственном акционерном капитале, и др.

Имеется также ряд отличий  содержательного характера. Так, во всех странах для оценки достаточности капитала используется показатель, рекомендованный Базельским комитетом по банковскому надзору, однако его предельное значение и алгоритм расчета несколько различны.

Некоторые отличия касаются состава и алгоритма расчета пруденциальных норм.

В США надзорный орган  не устанавливает обязательных для выполнения нормативов ликвидности. Систему показателей и их предельные уровни определяют сами кредитные институты.

В Великобритании коммерческие банки рассчитывают показатели ликвидности, одни из которых включаются в отчетность, представляемую в Банк Англии, другие не включаются.

Во Франции к числу пруденциальных норм, регулирующих ликвидность, относится показатель, характеризующий соотношение активных и пассивных статей баланса, имеющих сроки выполнения до трех месяцев. Предельное значение этого показателя не должно быть ниже 60%.

В Германии регулируемые показатели ликвидности рассчитываются применительно  к двум срокам: до четырех и более четырех лет. Требуемый уровень этих показателей установлен в пределах 100%.

В большинстве стран к числу пруденциальных норм относятся показатели, ограничивающие крупные кредитные риски.

Так, в США используются два показателя: отношение всех выданных кредитов не должно превышать капитал банка в 11 раз и отношение выданного кредита к капиталу не должно превышать 0,1.

Во Франции размер кредита одному заемщику или всем заемщикам одной группы не должен превышать 75% суммы собственных средств.

Информация о работе Необходимость, сущность и назначение банковского надзора