Оценка использования пластиковых карт на примере ОАО «Промсвязьбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:49, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - изучение основ организации и реализации операций коммерческих банков с пластиковыми картами, а также анализ практических мероприятий по совершенствованию этих операций на примере Операционного офиса Читинского Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАЛТЕЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 7
1.1 Сущность,значение и основные понятия, касающиеся функционирования банковских пластиковых карт. 7
1.2 Классификация банковских платежных карт 14
1.3 Механизм функционирования платежной системы с использованием банковских платежных карт 22
2 ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» 36
2.1 Анализ развития пластиковых карт в РФ 38
2.2 Краткая организационно-экономическая характеристика банка 48
2.3 Анализ работы с пластиковыми картами ОАО «Промсвязьбанк» 53
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 59
3.1 Роль пластиковых карт в современной платежной системе 59
3.2 Проблемы использования пластиковых карт в России и пути их решения. 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

Файлы: 1 файл

DIPLOM_33_33_33.docx

— 606.62 Кб (Скачать файл)

 

Рада, я не знаю всего того, что нужно  для оформления титульного, вставь там свои данные!!! Не рецензентов, ни руководителей же не знаю

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЗАДАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАЛТЕЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 7

1.1 Сущность,значение  и основные понятия, касающиеся  функционирования банковских пластиковых  карт. 7

1.2 Классификация  банковских платежных карт 14

1.3 Механизм  функционирования платежной системы  с использованием банковских  платежных карт 22

2 ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» 36

2.1 Анализ  развития пластиковых карт в  РФ 38

2.2 Краткая  организационно-экономическая характеристика  банка 48

2.3 Анализ  работы с пластиковыми картами  ОАО «Промсвязьбанк» 53

3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 59

3.1 Роль пластиковых  карт в современной платежной  системе 59

3.2 Проблемы  использования пластиковых карт  в России и пути их решения. 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

ПРИЛОЖЕНИЯ 75

 

 

ВВЕДЕНИЕ

За последние несколько десятилетий  объем использования персональных пластиковых карт во всем мире достиг весьма внушительных размеров. Российский рынок банковских карт также последние  годы бурно развивается. Причиной тому является общемировая тенденция  в развитии безналичных расчетов. Пластиковые карты создают возможность  организации функционирования единой универсальной расчетной сети, которая  позволит обеспечивать обслуживание массовых ежедневных платежей населения страны и приведет к значительному сокращению доли наличных операций и качественному  изменению структуры финансовых потоков в России. К сожалению, пока доля безналичных платежей в  общем обороте несущественна, однако безналичный оборот по картам увеличивается, что является отражением стабильности и сбалансированного роста “карточного” рынка в целом.

Актуальность выбранной для  исследования темы заключается в  перспективах развития и дальнейшего  увеличения доли безналичных расчетов в общей массе финансовых операций. Банковские карты позволят сократить  объем налично - денежного обращения, снизить расходы связанные с осуществлением кассовых операций, хранением и транспортировкой наличных денежных средств и существенно ускорить безналичные расчеты.

Объектом исследования дипломной  работы является Открытое Акционерное  Общество «Промсвязьбанк» на примере  Операционного офиса Читинского Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк».

Предметом исследования является деятельность банка с операциями по пластиковым  картам, применение и внедрение новых  видов банковских услуг.

Для создания банка первоначально  необходим определенный собственный  капитал. Но это лишь отправная точка  для организации собственного банковского  дела. Банковские операции базируются на заемных средствах.

Как показывает российская банковская практика основную часть в пассивах коммерческих банков, в том числе  и Промсвязьбанка занимают привлеченные средства. Относительно Промсвязьбанка - кредитование и обслуживание счетов корпоративных клиентов. Также, с 2005 года банк развивает розничный бизнес, кроме того, в сферу интересов кредитной организации входит работа на межбанковском и валютном рынках, рынке ценных бумаг, а так же это вклады населения.

Цель работы - изучение основ организации  и реализации операций коммерческих банков с пластиковыми картами, а  также анализ  практических мероприятий  по совершенствованию этих операций на примере Операционного офиса Читинского Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк».

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

  • определить понятие банковской карты;
  • рассмотреть основные классификации банковских карт;
  • охарактеризовать платежную систему банковских карт и ее участников,  ознакомиться с механизмом обращения пластиковых карт;
  • рассмотреть современные особенности обращения банковских карт (современные продукты, услуги);
  • провести краткий экономический анализ деятельности Операционного офиса Читинского Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк»;
  • рассмотреть и проанализировать операции Операционного офиса Читинского Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк» с пластиковыми картами;
  • определить пути совершенствования операций с пластиковыми картами.

Цели и задачи работы определили ее структуру. Дипломная работа состоит  из трех частей:

Теоретическая часть, в которой  излагаются сущность, значение и основные понятия, касающиеся функционирования пластиковых карт, а так же механизм и современные особенности обращения  банковских карт.

В аналитической части рассматривается  общая характеристика рынка пластиковых  карт в России, организационно- экономическая характеристика, краткий анализ деятельности Операционного офиса Читинского Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк».

В ходе исследования планируется провести анализ операций с пластиковыми картами  Операционного офиса Читинского Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк» и в практической части предложить мероприятия по их усовершенствованию. Таким образом, планируется рассмотрение рынка пластиковых карт, как в целом по России, так и в отдельно в Операционном офисе Промсвязьбанка.

В качестве исходной информационной базы послужили нормативные и  законодательные документы, теоретические  материалы исследования различных  авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал. Основной информационной базой для проведения анализа  пассивных и активных операций в  системе Промсвязьбанка, на примере  Операционного офиса Читинского Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк», послужили данные бухгалтерской отчетности ОАО «Промсвязьбанк» за 2011-2012гг., отчетность отдела вкладов населения, экономического отдела и др.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАЛТЕЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ

1.1 Сущность,значение и основные понятия, касающиеся функционирования банковских пластиковых карт.

История развития хозяйственных систем представляет собой бесконечную цепь попыток  упростить, облегчить и ускорить платежи и расчеты между участниками экономического оборота.

Под расчетами понимается обмен информацией между плательщиком и получателем денег, а также между финансовыми посредниками (банками) о порядке и способах погашения обязательств. Что касается платежа, то это безотзывная и безусловная передача денег плательщиком получателю, завершающая процесс расчетов.

Кроме налично-денежного обращения с появлением и развитием банков начала складываться система безналичных  расчетов. Банки принимали депозиты и открывали счета фирмам и  частным лицам. Это позволило  осуществлять платежи не только путем  передачи наличных денег, но и посредством перевода средств с одного счета на другой. Под безналичными расчетами понимают платежи, осуществляемые путем документооборота, как в виде материального обращения письменных документов, так и в виде магнитных записей.

Одним из прогрессивных средств  организации безналичных расчетов  в сфере денежного обращения является пластиковая банковская карта. Пластиковая банковская карта – это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Прием карточки к оплате и выдача наличных по ней осуществляются в предприятиях торговли/сервиса и банках, входящих в платежную систему, осуществляющую обслуживание карточки.

Первыми возникли кредитные карты, которые не были ещё ни банковскими, ни пластиковыми. Смысл их состоял  в том, чтобы подтвердить кредитоспособность владельца вне его банка. Такое  изощренное средство могло возникнуть только в Соединенных Штатах, где  потребительский кредит частных  лиц бурно развивался ещё с  конца ХIХ века. Идею кредитной карточки первым выдвинул Эдуард Беллами (Edward Bellamy) в книге "Взгляд в прошлое" (Looking Backward), вышедшей в свет в 1888 г., а первые попытки практического внедрения картонных кредитных карточек были сделаны в США предприятиями розничной торговли и нефтяными компаниями еще в двадцатые годы. Уже в 1914г. некоторые магазины стали выдавать своим наиболее богатым постоянным клиентам специальные карточки, чтобы «привязать» их к себе. Недолговечность картонных карточек заставила искать им замену, и десятилетием спустя, начали появляться первые металлические. В 1928г. Бостонской компанией Farrington Manyfactyring были выпущены первые металлические пластинки, на которых выдавливался адрес, и которые выдавались кредитоспособным клиентам.

Большинство специалистов считает, что  начало банковских кредитных карточек, было положено Джоном С. Биггинсом, специалистом по потребительскому кредиту из Национального банка.

Однако, Льюис Дэнделл (исследователь банковского дела) считает, что первой массовой платежной карточной системой стала Дайнерс Клаб, созданная в 1949г. Одним из отличий от предшествующих систем было то, что между клиентами и коммерческими компаниями, предлагающими не только товары, но и услуги, существует посредническая организация, которая берет на себя проведение расчетов. Именно эта особенность позволила стать Diners Club первой массовой универсальной картой.

Актуальность изучения исторических аспектов возникновения пластиковых (банковских) карт обусловлена их местом и ролью в системе зарубежных банковских продуктов, что позволило финансистам мирового сообщества назвать пластиковые (банковские) карты «самой значительной банковской услугой XX века». Рассмотрение опыта США позволяет выделить несколько этапов развития банковских пластиковых карт, показав их эволюцию в увязке с совершенствованием вычислительной техники и программного обеспечения, выступающих основой для введения новых услуг, предлагаемых клиенту1.

История развития пластиковых карт прошла четыре основных этапа.

Первый этап (1951 – 1965 гг.) - этап зарождения пластиковых банковских карт и функционирования одноэмитентных платежных систем. В 1951 - 1958 гг. американские банки, конкурируя друг с другом за привлечение индивидуальных клиентов к обслуживанию, приступили к созданию собственных карточных систем. Данные обстоятельства определяли недостаток нормы прибыли кредитных организаций от «карточного» бизнеса, сдерживая его развитие. В 1958г. на рынок вышли два крупнейших банка: Bank of America и Chase Manhattan Bank. Наиболее жизнеспособной оказалась пластиковая (банковская) карта BankAmerica (эмитент — Bank of America) для универсального использования, которая могла совмещать две функции: выступать как средство, предоставляющее дополнительные услуги для клиента (оплата товаров и услуг в торгово-сервисной сети, контролируемой данным банком), либо как средство мгновенного получения личной ссуды с возможностью почти неограниченного периода ее погашения. Основное преимущество Bank of America состояло в большой сети его отделений в штате Калифорния и наличии клиентов, располагавших значительными денежными средствами, что в дальнейшем позволило устранить главное препятствие развития услуг с использованием кредитных карт – локальность сети обслуживания.2

1958 г. стал знаменитым для универсальных карточек, когда была создана система Карт Бланш. 1 октября 1958 г. была выпущена первая карта American Express. Уже через год эта компания насчитывала 32000 предприятий и более 475000 держателей карточек. Тиснение позволило частично автоматизировать процесс обслуживания этих карточек, поскольку с карточек можно было делать оттиски и переносить информацию о владельце на заранее отпечатанные чеки (слипы). В шестидесятые годы на пластиковых карточках стали помещать магнитную полосу, на которой записывалась информация.

Второй этап (1966 – 1971 гг.) - этап становления и роста многоэмитентных платежных систем, развития их до национального уровня. В возможности объединения кредитных организаций и создании многоэмитентной платежной системы с использованием пластиковых (банковских) карт значительную роль сыграл бурный рост возможностей вычислительной техники и программного обеспечения, благодаря которому удалось создать эффективную автоматизированную систему взаиморасчетов на базе клиринговых палат. В 1966 г. Bank of America принял решение о расширении системы расчетов с использованием кредитных карт до национального уровня через сеть банков-корреспондентов в других штатах. Период массового объединения локальных систем расчетов с использованием пластиковых (банковских) карт и консолидации их во многоэмитентные пришелся на 1966 г., когда появились ассоциации Interbank Card Association, Master Charge, Carte Blanche, Everything Card и др. Объединение крупнейших банков и проектов с использованием пластиковых (банковских) карт в 1970 г. позволило создать на уровне государства две крупнейшие платежные системы национального масштаба: ассоциацию Master Charge (впоследствии преобразованную в Master Card) и National Bank-Americard Incorporated (в 1977 г. преобразованную в VISA), созданную для контроля над системой BankAmericard.

Третий этап (с 1972 – 1979 гг.) - этап становления международных платежных систем. Преобразования национальных систем кредитных карт в международные расчетно-платежные системы начались в 1972 г., когда кредитные организации из 15 разных стран подписали договор о сотрудничестве и стали лицензированными членами системы National BankAmericard Incorporated. Вместе с тем, только изменение названия National BankAmericard Incorporated на VISA International в 1977 г. и последовавшая за ним большая автономия деятельности банков-участников системы дали возможность активному распространению кредитных карт за рубежом3.

Четвертый этап (с 1980 г. по настоящее время) - этап развития международных платежных систем. Экспансия американских платежных систем, начавшаяся в конце 70-х гг. ХХ в., охватила страны Европейского сообщества и Японии, а впоследствии и мировое сообщество, что способствовало к настоящему моменту их активному развитию как международных платежных систем. Сегодня VISA - это электронная платежная система, которая объединяет более 21000 банков-членов по всему миру, на ее долю приходится более половины мирового рынка международных пластиковых карт. Согласно данным платежной системы, карты с логотипом VISA принимают более чем 25 млн. торговых и сервисных предприятий и обслуживают более 770 тыс. банкоматов по всему миру. Международная платежная система MasterCard также активно расширяет свои позиции на мировом рынке, являясь второй после VISA международной платежной системой по объемам эмиссии карт.

Информация о работе Оценка использования пластиковых карт на примере ОАО «Промсвязьбанк»