Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:49, дипломная работа
Цель работы - изучение основ организации и реализации операций коммерческих банков с пластиковыми картами, а также анализ практических мероприятий по совершенствованию этих операций на примере Операционного офиса Читинского Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк».
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАЛТЕЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 7
1.1 Сущность,значение и основные понятия, касающиеся функционирования банковских пластиковых карт. 7
1.2 Классификация банковских платежных карт 14
1.3 Механизм функционирования платежной системы с использованием банковских платежных карт 22
2 ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» 36
2.1 Анализ развития пластиковых карт в РФ 38
2.2 Краткая организационно-экономическая характеристика банка 48
2.3 Анализ работы с пластиковыми картами ОАО «Промсвязьбанк» 53
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 59
3.1 Роль пластиковых карт в современной платежной системе 59
3.2 Проблемы использования пластиковых карт в России и пути их решения. 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
Среди платежных инструментов, используемых на рынке розничных платежей, одному из ведущих позиций занимают платежные карточки.
Во многом
благодаря универсальности
В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт показывает степень интегрированности банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.
Рассматривая банковскую пластиковую карту как платежный инструмент нужно выделить основные ее достоинства и преимущества:
Российские банки всегда отличались стремлением активно развивать карточный бизнес и уже накопили определенный опыт выпуска пластиковых карт. Тем не менее, масштабы использования платежных карт все еще заметно уступают среднестатистическим показателям по странам Европы.
Многократный спад физического объема товарооборота и ещё больший потребительского импорта, был не самым главным ударом по рынку. Дефолты системообразующих для этого рынка банков-эмитентов, таких как «Инкомбанк», «СБС-АГРО», «Мост», «Менатеп», «Империал» и др. привели к тому, что оказались замороженными до 90% средств на карточных счетах.
В России практически перестало существовать банкоматное хозяйство. Почти полностью были прекращены внутрироссийские межбанковские операции по обслуживанию карт. Обанкротились многие торговые точки, принимавшие карты. Международные платежные системы заблокировали коды российских банков. В результате владельцы карточек этих систем смогли осуществлять платежи лишь в пределах России.
Постепенно
ситуация стала меняться в лучшую
сторону. В восстановлении и динамичном
развитии российского рынка пластиковых
карт заинтересованы многие: международные
платежные системы, которые не смирились
с потерей капиталов в России,
международные страховые
Рынок пластиковых карт в России развивается высокими темпами. Более того, финансовые власти пытаются стимулировать граждан использовать безналичные платежи активнее.21
Кредитные организации активно наращивают число клиентов — держателей как дебетовых, так и кредитных карт.
Объемы эмиссии пластиковых карт в России ежегодно демонстрируют положительную динамику.
На конец 2001 г. общее число эмитированных банковских карт в России составило 10,5 млн. карт, в 2002 г. количество выпущенных карт увеличилось до 15,5 млн., а в 2003 г. – до 21 млн. (см. рис.3)По состоянию на начало 2004 года, в России эмитировано почти 24 млн. карт. С 2004 г. по 2012 г. так же наблюдается только положительная динамика, появляются интегрированные банковские карты продуктов: социальные, студенческие, транспортные карты. Такие карты, выступая средством доступа к банковскому счету, становятся универсальным идентификатором личности и могут использоваться в этом качестве в бюджетных и корпоративных программах. По итогам 2011 г. совокупный объем эмиссии составил 200,2 млн. ед., продемонстрировав годовой прирост на уровне 38,6%, а число банковских карт, эмитированных кредитными организациями в Российской Федерации в 2012 г. составило 239,5 миллионов карт, при этом 64,7% объема эмиссии или 169 млн. ед. составили активные пластиковые карты.22
Интересный факт, что соотношение международных и российских систем составляют соответственно 48% и 52%.
Примечание: составлено автором на основании данных ЦБ РФ 2001-2012 гг.
Результаты исследования аналитической группы AnalyticResearchGroup показали, что среди 20-ти крупнейших банков России по объему эмиссии в 2011 г. наиболее широкая линейка направления пластиковых карт представлена Альфа-Банком (31 вид дебетовых карт и 29 видов кредитных карт).23
По данным ЦБ РФ в структуре банковских карт выделяются расчетные карты, им принадлежит 78% всего рынка, из них с овердрафтом лишь 14,1%, что не является положительным фактором, т.к. данные карты повышают прибыль банка, в силу того, что начисляется % за использование средств банка. Для населения данные карты выгодны тем, что в каких-либо непредвиденных ситуациях есть свободные денежные средства «до зарплаты».
Низкую долю занимают кредитные карты, в 2012 г. она составляла 9,8%, что говорит о малой развитости рынка кредитных карт в России, население неактивно приобретает данный банковский продукт, т.к. несмотря на льготный период использования денежных средств, процент за это использование по истечению льготного периода остается, достаточно, велик.
Предоплаченным картам принадлежит 11% рынка. Эти продукты российского банка оказались обычными картами мгновенного выпуска без указания фамилии на них. Карты оформляются на основании договора банковского счёта, и счёт открывается клиенту, оформляющему карту. По сути это обычная дебетовая карта, только без нанесения фамилии и имени на саму карту.
Наглядно данная структура представлена на рис.4.
Рис.4 Структура рынка пластиковых карт в РФ
Примечание: составлено автором на основании данных ЦБ РФ за 2012 г.
Активно расширяется инфраструктура, предназначенная для приема банковских карт: к 1 октября 2012 г. на территории России банками установлено 207,4 тыс. банкоматов, 655 тыс. терминалов в торгово-сервисной сети, более 131 тыс. терминалов в пунктах выдачи наличных. Большинством банков реализованы сервисы доступа к управлению счетами и совершению операций клиентами через сеть Интернет.
Исследования,
проводимые VISA, показывают, 46% опрошенных
лишь просматривали товары в Интернете,
но покупку совершали в обычном
магазине, а это прямое свидетельство
неготовности рынка, но как показали
исследования, 87% из участвовавших в
опросе пользователей интернета
в России хоть раз пробовали делать
покупки в Интернете. В 2012 г. их количество
увеличилось на 30% по сравнению с предыдущим
2011 г., когда только 57% из опрошенных совершали
онлайн-платежи.
Проблема состоит еще и в том, что около
45-70% платежей, совершаемых в Интернете,
приходится на категорию «Оплата счетов»:
это в первую очередь пополнение баланса
мобильного, ЖКХ-услуги, предоплата за
билеты и т. п.
Еще одним фактором, которые очень сильно скажется на росте платежей по пластиковым картам, является выход на рынок зарубежных игроков (в первую очередь E-Bay и PayPal). При этом уже сегодня можно наблюдать различные симбиозы: мобильный платеж с привязкой карты к номеру телефону (так называемый «мобильный банкинг» или «смс банкинг»)24.
За 2012 г. держателями карт в России совершено почти четыре миллиарда операций с банковскими картами на общую сумму свыше 16 трл.руб., из них операции по оплате товаров и услуг составили 15% общего объема операций и 48% от общего их количества. Рынок банковских карт динамично растет – по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. количество операций увеличилось на 40%, а их объем на 34%.25В 2010 г. этот показатель составлял 9471 млрд.руб.
Средний размер одной транзакции по банковской карте в 2012 г. составил 4037,8 руб. При этом в среднем держатели карт снимали в банкоматах наличные средства в размере 6129,5 руб., оплачивали товары и услуги в размере 1298,8 руб. за одну транзакцию.
Суммарный объем операций по банковским картам в 2012 г. достиг 17 102,7 млрд.руб., увеличившись за год на 32,8%.
Из общего объема операций с использованием банковских карт в 2011 г. 13952,1 млрд. руб. пришлось на операции по получению наличных и 2362,6 млрд.руб. – на операции по оплате товаров и услуг. Еще 822,9 млрд.руб. относится к категории прочих операций, которые включают в себя отчисления в благотворительные фонды, транзакции по межбанковским переводам денежных средств и т.п.26
Согласно новому исследованию, проведенному Национальным агентством финансовой информации (НАФИ) в апреле 2012 г. пластиковым банковскими картами пользуется 53% россиян, этот показатель возрос на 10% по сравнению с 2011 г.(см.рис.5) Так же на момент проведения исследования 40% населения России пластиковых карт не имели и заводить их не планировали. Статистика 2012 г. агентства «Финмаркет» гласит, что по мнению 27% жителей России карты нужны более обеспеченным людям, 8% считают, что с поиском банкоматов – слишком много проблем. А 23% просто не умеют ими пользоваться. В исследовании, отрывки из которого приводит агентство, говорится, что Россия отстает от развитых и даже развивающихся стран по количеству карт на одного жителя
Рис.5 Процент россиян использующих пластиковые карты
Примечание: составлено автором на основании данных, представленных агентством «Финмаркет» за 2012 г.
Наиболее активные пользователи пластиковых карт — граждане до 45 лет. Как правило, это люди с достатком выше среднего (хватает денег на бытовую технику, но не на автомобиль) и с доходом выше среднего (хватает на автомобиль), проживающие преимущественно в Москве (62%). Среди жителей прочих городов России вне зависимости от их величины пользуются картами от 46 до 48% опрошенных, и лишь в сёлах процент владельцев карт составляет менее трети.27Аудитория пластиковых карт в России, представлена на рис.6.
Рис.6 Аудитория пластиковых банковских карт в РФ
Примечание: составлено автором на основании данных, представленных сервисом «Руметрика».
По данным на 2011 г. самые распространенные виды карт среди пользователей дебетовых карт –Cirrus/Maestro (MasterCard) и Visa Electron (33% и 31% соответственно). Около 11% используют карту MasterCard Standard, а карты VISA Classic и Сберкарт применяют только по 8% пользователей. Такое распределение объясняется низкими тарифами на обслуживание Cirrus/Maestro и VISA Electron предпочтениями предприятий-работодалей. Платежные системы дебетовых карт представлены на рис.7.
Рис.7 Платежные системы дебетовых карт
Примечание: составлено автором на основании данных, представленных аналитической группой AnalyticResearchGroup
Среди лидеров предложения дебетовых карт можно выделить Мастер-Банк (26 видов карт), Сбербанк (23 вида), ОАО «Промсвязьбанк» (20 видов). Лидеры предложения кредитных карт — банк Уралсиб (26 видов), Мастер-Банк (25 видов) и Росгосстрах Банк (19 видов).
Половина предлагаемых исследуемыми банками видов дебетовых карт эмитируется в рамках платежной системы Visa (50,7% предложения). При этом в предложении кредитных карт преобладает платежная система MasterCard (50,8% программ). 28
Спрос на кредитные карты тоже растет. Популярность данного банковского продукта эксперты связывают с кредитным бумом. Население нуждается в заемных средствах, а получать их по карте и проще и удобнее.
Среди держателей кредитных карт большинство пользуются картой VISA Classic (31%), вторая по популярности платежная система – MasterCard и MasterCard Standard (18%)(см. рис.8). Примерные равные доли пользуются картами VISA Gold (13%), MasterCard Gold (11%) и American Express (10%).
Рис.8 Платежные системы кредитовых карт
Примечание: составлено автором на основании данных, представленных аналитической группой AnalyticResearchGroup.
Тем не менее, пластиковые карты ещё не стали универсальным средством оплаты, у большинства населения карты выполняют лишь функцию снятия наличных денег с зарплатных карт (см. рис.9).
Причины не пользования банковской пластиковой картой в РФ разнообразны. Начиная с не развитой инфраструктуры – нет терминалов для оплаты, так считает 9% респондентов и заканчивая отсутствием привычки платить картами, наличными платить удобнее – 5% респондентов (см. рис.10). 9% респондентов жалуются, что не все магазины/кафе принимают карты к оплате, 5% респондентов считают, что наличными платить удобнее и привычнее, данные факторы замедляют развитие карточной системы в России.
Информация о работе Оценка использования пластиковых карт на примере ОАО «Промсвязьбанк»