Оценка использования пластиковых карт на примере ОАО «Промсвязьбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:49, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - изучение основ организации и реализации операций коммерческих банков с пластиковыми картами, а также анализ практических мероприятий по совершенствованию этих операций на примере Операционного офиса Читинского Сибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАЛТЕЖЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 7
1.1 Сущность,значение и основные понятия, касающиеся функционирования банковских пластиковых карт. 7
1.2 Классификация банковских платежных карт 14
1.3 Механизм функционирования платежной системы с использованием банковских платежных карт 22
2 ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПРОМСВЯЗЬБАНК» 36
2.1 Анализ развития пластиковых карт в РФ 38
2.2 Краткая организационно-экономическая характеристика банка 48
2.3 Анализ работы с пластиковыми картами ОАО «Промсвязьбанк» 53
3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 59
3.1 Роль пластиковых карт в современной платежной системе 59
3.2 Проблемы использования пластиковых карт в России и пути их решения. 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

Файлы: 1 файл

DIPLOM_33_33_33.docx

— 606.62 Кб (Скачать файл)

Среди платежных инструментов, используемых на рынке розничных платежей, одному из ведущих  позиций занимают платежные карточки.

Во многом благодаря универсальности платежной  карточки, адекватно отвечающей потребностям розничного бизнеса, возможно решать различные задачи не только в сфере розничных  услуг, но и в социальной, бюджетной сферах. Поэтому кредитными организациями, развивающими свои розничные банковские услуги, отдается предпочтение (не только в Росси, но и зарубежном) карточному направлению.20

В большинстве  экономически развитых стран пластиковая  карта является неотъемлемым атрибутом  сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных  карт показывает степень интегрированности  банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.

Рассматривая банковскую пластиковую карту как платежный инструмент нужно выделить основные ее достоинства и преимущества:      

  • для самого клиента – это удобство в использовании, уменьшение риска потери средств, льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, автоматическая конвертация, финансовая привлекательность – начисление процентов, удаленное управление счетам и многое другое;
  • для предприятия – расширение продаж и привлечение новых покупателей, снижение затрат на инкассацию выручки, повышение безопасности работы с использованием подписей владельцев, престиж и ряд других преимуществ;
  • для банков – расширение спектра услуг, появление новых клиентов, снижение стоимости операций за счет безбумажной технологии, взимание дополнительной комиссии и как следствие увеличение дохода повышение конкурентного потенциала банка;
  • к сожалению, для российского пользователя банковская карта представляет собой скорее больше не платежный инструмент, а средство снятия наличных. Это объясняется рядом причин, которые и предопределили проблемы, существующие на рынке пластиковых карт;
  • платежные карты принимаются более чем 27 млн. торгово-сервисных предприятий. Около полумиллиона банковских отделений, предоставляющих услуги, проводят операции с платежными картами, а число банкоматов превысило 700 тыс. Наряду с локальными (национальными) системами всё более широкое развитие получают международные системы расчетов с использованием платежных карт. Основная часть мирового рынка пластиковых карт контролируется двумя крупнейшими компаниями – Visa International и MasterCard International, при этом лидирующие позиции занимает Visa International.

2.1 Анализ развития пластиковых карт в РФ

Российские банки всегда отличались стремлением активно развивать  карточный бизнес и уже накопили определенный опыт выпуска пластиковых карт. Тем не менее, масштабы использования платежных карт все еще заметно уступают среднестатистическим показателям по странам Европы.

Многократный спад физического  объема товарооборота и ещё больший потребительского импорта, был не самым главным ударом по рынку. Дефолты системообразующих для этого рынка банков-эмитентов, таких как «Инкомбанк», «СБС-АГРО», «Мост», «Менатеп», «Империал» и др. привели к тому, что оказались замороженными до 90% средств на карточных счетах.

В России практически перестало  существовать банкоматное хозяйство. Почти полностью были прекращены внутрироссийские межбанковские операции по обслуживанию карт. Обанкротились многие торговые точки, принимавшие карты. Международные платежные системы заблокировали коды российских банков. В результате владельцы карточек этих систем смогли осуществлять платежи лишь в пределах России.

Постепенно  ситуация стала меняться в лучшую сторону. В восстановлении и динамичном развитии российского рынка пластиковых  карт заинтересованы многие: международные  платежные системы, которые не смирились  с потерей капиталов в России, международные страховые системы, торговые точки и др.

Рынок пластиковых  карт в России развивается высокими темпами. Более того, финансовые власти пытаются стимулировать граждан  использовать безналичные платежи  активнее.21

Кредитные организации активно наращивают число клиентов — держателей как  дебетовых, так и кредитных карт.

Объемы  эмиссии пластиковых карт в России ежегодно демонстрируют положительную  динамику.

На конец 2001 г. общее число эмитированных банковских карт в России составило 10,5 млн. карт, в 2002 г. количество выпущенных карт увеличилось до 15,5 млн., а в 2003 г. – до 21 млн. (см. рис.3)По состоянию на начало 2004 года, в России эмитировано почти 24 млн. карт. С 2004 г. по 2012 г. так же наблюдается только положительная динамика, появляются интегрированные банковские карты продуктов: социальные, студенческие, транспортные карты. Такие карты, выступая средством доступа к банковскому счету, становятся универсальным идентификатором личности и могут использоваться в этом качестве в бюджетных и корпоративных программах. По итогам 2011 г. совокупный объем эмиссии составил 200,2 млн. ед., продемонстрировав годовой прирост на уровне 38,6%, а число банковских карт, эмитированных кредитными организациями в Российской Федерации в 2012 г. составило 239,5 миллионов карт, при этом 64,7% объема эмиссии или 169 млн. ед. составили активные пластиковые карты.22

Интересный  факт, что соотношение международных  и российских систем составляют соответственно 48% и 52%.

Рис.3 Объемы эмиссии пластиковых карт в России

Примечание: составлено автором на основании  данных ЦБ РФ 2001-2012 гг.

Результаты  исследования аналитической группы AnalyticResearchGroup показали, что среди 20-ти крупнейших банков России по объему эмиссии в 2011 г. наиболее широкая линейка направления пластиковых карт представлена Альфа-Банком (31 вид дебетовых карт и 29 видов кредитных карт).23

По данным ЦБ РФ в структуре банковских карт выделяются расчетные карты, им принадлежит 78% всего рынка, из них с овердрафтом  лишь 14,1%, что не является положительным  фактором, т.к. данные карты повышают прибыль банка, в силу того, что  начисляется % за использование средств  банка. Для населения данные карты  выгодны тем, что в каких-либо непредвиденных ситуациях есть свободные  денежные средства «до зарплаты».

Низкую  долю занимают кредитные карты, в 2012 г. она составляла 9,8%, что говорит  о малой развитости рынка кредитных  карт в России, население неактивно  приобретает данный банковский продукт, т.к. несмотря на льготный период использования  денежных средств, процент за это  использование по истечению льготного  периода остается, достаточно, велик.

Предоплаченным  картам принадлежит 11% рынка. Эти продукты российского банка оказались  обычными картами мгновенного выпуска  без указания фамилии на них. Карты  оформляются на основании договора банковского счёта, и счёт открывается  клиенту, оформляющему карту. По сути это  обычная дебетовая карта, только без нанесения фамилии и имени на саму карту.

Наглядно  данная структура представлена на рис.4.

Рис.4 Структура  рынка пластиковых карт в РФ

Примечание: составлено автором  на основании данных ЦБ РФ за 2012 г.

Активно расширяется инфраструктура, предназначенная для приема банковских карт: к 1 октября 2012 г. на территории России банками установлено 207,4 тыс. банкоматов, 655 тыс. терминалов в торгово-сервисной сети, более 131 тыс. терминалов в пунктах выдачи наличных. Большинством банков реализованы сервисы доступа к управлению счетами и совершению операций клиентами через сеть Интернет.

Исследования, проводимые VISA, показывают, 46% опрошенных лишь просматривали товары в Интернете, но покупку совершали в обычном  магазине, а это прямое свидетельство  неготовности рынка, но как показали исследования, 87% из участвовавших в  опросе пользователей интернета  в России хоть раз пробовали делать покупки в Интернете. В 2012 г. их количество увеличилось на 30% по сравнению с предыдущим 2011 г., когда только 57% из опрошенных совершали онлайн-платежи. 
Проблема состоит еще и в том, что около 45-70% платежей, совершаемых в Интернете, приходится на категорию «Оплата счетов»: это в первую очередь пополнение баланса мобильного, ЖКХ-услуги, предоплата за билеты и т. п.

Еще одним  фактором, которые очень сильно скажется на росте платежей по пластиковым картам, является выход на рынок зарубежных игроков (в первую очередь E-Bay и PayPal). При этом уже сегодня можно наблюдать различные симбиозы: мобильный платеж с привязкой карты к номеру телефону (так называемый «мобильный банкинг» или «смс банкинг»)24.

За 2012 г. держателями карт в России совершено почти четыре миллиарда операций с банковскими картами на общую сумму свыше 16 трл.руб., из них операции по оплате товаров и услуг составили 15% общего объема операций и 48% от общего их количества. Рынок банковских карт динамично растет – по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. количество операций увеличилось на 40%, а их объем на 34%.25В 2010 г. этот показатель составлял 9471 млрд.руб.

Средний размер одной транзакции по банковской карте в 2012 г. составил 4037,8 руб. При этом в среднем держатели карт снимали в банкоматах наличные средства в размере 6129,5 руб., оплачивали товары и услуги в размере 1298,8 руб. за одну транзакцию.

Суммарный объем операций по банковским картам в 2012 г. достиг 17 102,7 млрд.руб., увеличившись за год на 32,8%.

Из общего объема операций с использованием банковских карт в 2011 г. 13952,1 млрд. руб. пришлось на операции по получению наличных и 2362,6 млрд.руб. – на операции по оплате товаров и услуг. Еще 822,9 млрд.руб. относится к категории прочих операций, которые включают в себя отчисления в благотворительные фонды, транзакции по межбанковским переводам денежных средств и т.п.26

Согласно новому исследованию, проведенному Национальным агентством финансовой информации (НАФИ) в апреле 2012 г. пластиковым банковскими картами  пользуется 53% россиян, этот показатель возрос на 10% по сравнению с 2011 г.(см.рис.5) Так же на момент проведения исследования 40% населения России пластиковых карт не имели и заводить их не планировали. Статистика 2012 г. агентства «Финмаркет» гласит, что по мнению 27% жителей России карты нужны более обеспеченным людям, 8% считают, что с поиском банкоматов – слишком много проблем. А 23% просто не умеют ими пользоваться. В исследовании, отрывки из которого приводит агентство, говорится, что Россия отстает от развитых и даже развивающихся стран по количеству карт на одного жителя

 

Рис.5 Процент россиян использующих пластиковые карты

Примечание: составлено автором на основании данных, представленных агентством «Финмаркет» за 2012 г.

 

Наиболее  активные пользователи пластиковых  карт — граждане до 45 лет. Как правило, это люди с достатком выше среднего (хватает денег на бытовую технику, но не на автомобиль) и с доходом  выше среднего (хватает на автомобиль), проживающие преимущественно в  Москве (62%). Среди жителей прочих городов России вне зависимости  от их величины пользуются картами  от 46 до 48% опрошенных, и лишь в сёлах  процент владельцев карт составляет менее трети.27Аудитория пластиковых карт в России, представлена на рис.6.

 Рис.6 Аудитория пластиковых банковских карт в РФ

Примечание: составлено автором на основании  данных, представленных сервисом «Руметрика».

По данным на 2011 г. самые распространенные виды карт среди пользователей дебетовых карт –Cirrus/Maestro (MasterCard) и Visa Electron (33% и 31% соответственно). Около 11% используют карту MasterCard Standard, а карты VISA Classic и Сберкарт применяют только по 8% пользователей. Такое распределение объясняется низкими тарифами на обслуживание Cirrus/Maestro и VISA Electron предпочтениями предприятий-работодалей. Платежные системы дебетовых карт представлены на рис.7.

Рис.7 Платежные системы дебетовых карт

Примечание: составлено автором на основании  данных, представленных аналитической группой AnalyticResearchGroup

 

Среди лидеров  предложения дебетовых карт можно выделить Мастер-Банк (26 видов карт), Сбербанк (23 вида), ОАО «Промсвязьбанк» (20 видов). Лидеры предложения кредитных карт — банк Уралсиб (26 видов), Мастер-Банк (25 видов) и Росгосстрах Банк (19 видов).

Половина  предлагаемых исследуемыми банками  видов дебетовых карт эмитируется  в рамках платежной системы Visa (50,7% предложения). При этом в предложении кредитных карт преобладает платежная система MasterCard (50,8% программ). 28

Спрос на кредитные карты тоже растет. Популярность данного банковского продукта эксперты связывают с кредитным бумом. Население нуждается в заемных средствах, а получать их по карте и проще и удобнее.

Среди держателей кредитных карт большинство пользуются картой VISA Classic (31%), вторая по популярности платежная система – MasterCard и MasterCard Standard (18%)(см. рис.8). Примерные равные доли пользуются картами VISA Gold (13%), MasterCard Gold (11%) и American Express (10%).

Рис.8 Платежные системы кредитовых карт

Примечание: составлено автором на основании  данных, представленных аналитической группой AnalyticResearchGroup.

 

Тем не менее, пластиковые карты ещё не стали универсальным средством оплаты, у большинства населения карты выполняют лишь функцию снятия наличных денег с зарплатных карт (см. рис.9).

Причины не пользования банковской пластиковой картой в РФ разнообразны. Начиная с не развитой инфраструктуры – нет терминалов для оплаты, так считает 9% респондентов и заканчивая отсутствием привычки платить картами, наличными платить удобнее – 5% респондентов (см. рис.10). 9% респондентов жалуются, что не все магазины/кафе принимают карты к оплате, 5% респондентов считают, что наличными платить удобнее и привычнее, данные факторы замедляют развитие карточной системы в России.

Информация о работе Оценка использования пластиковых карт на примере ОАО «Промсвязьбанк»