Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 10:32, дипломная работа
Цель работы: на основе анализа действующей организации автокредитования в Росбанке разработать предложения по повышению ее эффективности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- Определить значение автокредитования в развитии автомобильной промышленности и экономики страны в целом;
- Изучить нормативно-правовое регулирование в области потребительского кредитования;
- Исследовать рынок автокредитов в России и Костромской области;
- Изучить организацию автокредитования в ОО «Костромской» ОАО АКБ Росбанк;
- Оценить результаты реализации кредитной политики банка в отношении автокредитования;
- Разработать рекомендации по повышению эффективности автокредитования в ОО «Костромской» ОАО АКБ Росбанк.
Введение…………………………………..………………………………3
Глава 1. Автокредитование и его роль в развитии национальной экономики………………………………………………………………………….6
1.1. Автокредитование как вид потребительского кредита……………6
1.2. Нормативно - правовое регулирование потребительского кредитования в РФ………………………………………………………………11
1.3. Характеристика объекта исследования…………………...………19
Глава 2. Анализ рынка автокредитования в России и Костромской области……………………………………………………………………...…….22
2.1. Анализ динамики автокредитования в российских банках……...22
2.2. Конкурентная позиция ОАО АКБ «Росбанк» на российском рынке автокредитов……………………………………………………...………27
2.3. Сравнительная характеристика условий автокредитования в банках Костромской области………………………………………..………….31
Глава 3. Оценка и повышение эффективности автокредитования в ОО «Костромской» ОАО АКБ Росбанк………………………………………….…42
3.1. Оценка кредитных ресурсов банка и эффективность их использования………………………………………………………………..…..42
3.2 Анализ организации автокредитования ОАО АКБ «Росбанк» в операционном офисе «Костромской»………………………………………….57
3.3. Рекомендации по совершенствованию автокредитования в ОО «Костромской» ОАО АКБ «Росбанк»………………………………...………..63
Заключение………………………………………………………...…….67
Библиографический список…………………………………………….70
Приложения……………………………………………………...………73
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что условия автокредитования в разных банках крайне разнообразны. У клиентов есть возможность выбрать среди всех банков наиболее подходящую для себя программу. Это дает повод банкам разрабатывать новые программы с целью привлечения еще большего числа клиентов.
Выбор банка остается за клиентом. В теории процесс выбора банка выглядит следующим образом: клиенты знакомятся с условиями кредитования и затем выбирают наиболее удобный для себя вариант. Однако на практике клиенты зачастую берут кредит, не знакомясь с условиями, которые предоставляют все банки. И на это есть самые разные причины.
Одной из важнейших причин является реклама банка. Это касается как рекламы по телевидению, в сети интернет, так и уличной рекламы с использованием рекламных щитов, вывесок, рекламы на общественных культурно-массовых мероприятиях. Сбербанк и ВТБ24, как наиболее крупные банки в России, в этом заметно преуспели. Придя в салон для приобретения автомобиля в кредит, клиенты нередко выбирают те банки, чьё имя на слуху.
Причиной выбора может послужить опыт прошлого общения с тем или иным банком. Так, если заемщик уже обращался в тот или иной банк, у него сложилось свое мнение о качестве и оперативности обслуживания. Важнейшей причиной выбора служит положительная история взаимоотношений с кредитной организацией, что выливается в более выгодные условия для клиента.
Не менее важным фактором для клиента служит репутация банка в кругах близких ему людей. Поэтому для банка важно мнение каждого клиента. И банки работают в этом направлении с целью снижения риска потери деловой репутации.
На выбор клиента так же влияет удобство в обслуживании. Это касается не только качества обслуживания, но и удобное расположение отделений банка в городе. Клиент может выбрать тот банк, отделение или банкомат которого находится в том месте, где клиент часто бывает.
Помимо описанных выше причин, выбор может быть сделан абсолютно случайно: в салоне клиент может подойти к ближайшему представителю банков или если представители других банков работают с другими клиентами или просто их нет на месте.
Таким образом, условия кредитования в банках, осуществляющих автокредитование в Костроме, весьма разнообразны и у клиентов есть возможность выбрать наиболее оптимальный вариант.
Глава 3. Оценка и повышение эффективности автокредитования в ОО «Костромской» ОАО АКБ Росбанк
3.1. Оценка кредитных
ресурсов банка и
Анализ банка следует начать с анализа баланса банка. Баланс включает в себя пассивную и активную части. В пассивной части отражены источники банковских ресурсов, в активной – размещение ресурсов.
К пассивам относятся отражаемые в балансовом отчете все выставляемые банку денежные требования, кроме требований его владельцев.
На диаграмме представлена динамика ресурсной базы. (Рис.3.1)
Рис. 3.1. Ресурсная база ОАО АКБ «Росбанк»
За период с 2009 по 2011 года наблюдается снижение объема ресурсной базы. При этом стоит отметить существенное увеличение собственного капитала банка в 2010 году с 38,7 млрд. руб. до 85,2 млрд. руб. Рост собственного капитала произошел во многом в результате увеличения уставного капитала банка за этот период с 7,5 млрд. руб. до 12,4 млрд. руб., а так же за счет полученного эмиссионного дохода в размере 44,9 млрд. руб.
В результате, за исследуемый период наблюдается уменьшение объема привлеченных ресурсов (на 91,9 млрд. руб.), тем самым улучшается структура ресурсной базы с точки зрения надежности банка.
В табл. 3.1 изображен пассив баланса банка.
Таблица 3.1
Пассив баланса ОАО АКБ «Росбанк»
Статьи пассива баланса |
01.01.2009 |
01.01.2010 |
01.01.2011 | |||
абс. Тыс. руб. |
% |
абс. Тыс. руб. |
% |
абс. Тыс. руб. |
% | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Собственные средства (капитал) |
45 161 241 |
9,09 |
38 699 079 |
8,49 |
85 203 621 |
19,16 |
Привлеченные средства, в том числе: |
451 489 967 |
90,91 |
417 321 104 |
91,51 |
359 544 986 |
80,84 |
Кредиты, депозиты и прочие средства Центрального банка Российской Федерации |
75 250 000 |
15,15 |
15 960 000 |
3,50 |
0 |
0,00 |
Средства кредитных организаций |
55 649 975 |
11,21 |
48 155 712 |
10,56 |
43 753 362 |
9,84 |
Средства клиентов (некредитных организаций) В том числе: |
302 822 230 |
60,97 |
323 590 267 |
70,96 |
283 557 379 |
63,76 |
– вклады ф/л |
110 419 274 |
22,23 |
115 330 489 |
25,29 |
121 261 058 |
27,27 |
– депозиты ю/л |
192 402 956 |
38,74 |
208 259 778 |
45,67 |
162 296 321 |
36,49 |
Остальные |
17 767 762 |
3,58 |
29 615 125 |
6,49 |
32 234 245 |
7,25 |
Итого пассив |
496 651 208 |
100,00 |
456 020 183 |
100,00 |
444 748 607 |
100,00 |
Как видно из таблицы, общий объем обязательств за период 2009-2010 гг. уменьшился на 91,9 млрд. руб. Столь значительное уменьшение произошло за счет полного отказа банка от средств Центрального банка.
Наибольшую долю в пассиве баланса занимает статья «средства клиентов (некредитных организаций)». В пассиве баланса банка, эта статья занимает более 63%. Это свидетельствует о том, что основным источником ресурсов для банка являются привлеченные средства: вклады физических лиц и депозиты юридических лиц. Обязательства перед физическими лицами составляют порядка 27% (более 121,2 млрд. руб.), перед юридическими – 36,5% (более 162,2 млрд.руб.).
За 2009-2010 гг. наблюдается уменьшение объема привлеченных средств от клиентов (некредитных организаций). В абсолютном выражении этот показатель уменьшился на 19,2 млрд. руб.
Так же большое значение для банка имеют средства кредитных организаций. Их доля в общем объеме обязательств составляет 9,84% (43,7 млрд. руб.). В динамике наблюдается снижение этого показателя. В этом отмечается положительный эффект, так как это один из наиболее дорогих источников ресурсов.
Удельный вес остальных статей пассива баланса незначителен и составляет менее 5%.
На рис. представлена динамика структуры ресурсной базы банка. Наблюдается постепенное увеличение доли вкладов физических лиц, сокращение а затем и полный отказ от средств Центрального Банка, а так же резкое увеличение доли собственных средств банка в структуре ресурсной базы.
Рис. 3.2. Динамика структуры ресурсной базы ОАО АКБ «Росбанк»
Активы коммерческого банка – это статьи бухгалтерского баланса, отражающие размещение и использование ресурсов банка. Банковские активы образуются, как правило, в результате активных операций, т.е. размещения собственных и привлеченных средств с целью получения дохода, поддержания ликвидности и обеспечения функционирования банка.
Анализ активов следует начать с оценки объема и структуры.
По состоянию на 1 января 2011 года активы банка ОАО АКБ «Росбанк» составили более 430,9 млрд. руб. При этом за исследуемый период этот показатель продемонстрировал планомерное снижение более чем на 56,8 млрд. руб. В первую очередь, это произошло в результате уменьшения чистой ссудной задолженности и средств кредитной организации в Центральном Банке.
Наибольшую долю в структуре актива баланса банка занимает чистая ссудная задолженность – 67,24%. Чистая судная задолженность это задолженность клиентов перед банком, возникшая в результате получения заемщиками кредитов, за минусом созданных банком соответствующих резервов. В Росбанке величина чистой ссудной задолженности на 1 января 2011 года составила более 289,8 млрд. руб. При этом в абсолютном выражении этот показатель продемонстрировал существенное снижение по сравнению с предыдущей отчетной датой – более чем на 58 млрд. руб. Уменьшение чистой ссудной задолженности является негативным моментом в деятельности банка, поскольку средства, размещенные в активах, работают на банк.
Величина чистой ссудной задолженности в том числе включает в себя задолженность клиентов банка по автокредитам. Поэтому уменьшение чистой ссудной задолженности может означать снижение объемов автокредитов.
Следующая по значимости статья активов баланса банка – «Средства в кредитных организациях» и «Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи». Их доля в совокупном объеме активов банка составляет около 9%. Средства кредитных организаций в Центральном банке Российской Федерации были резко сокращены по итогам 2010 года (с 85,6 млрд. руб. до 18 млрд. руб.).
В 2010 году банком был размещен большой объем средств в кредитных организациях. Статья была увеличена на 32 млрд. руб. Таким образом, для банка было улучшено размещение ресурсов, поскольку это одно из наиболее доходных направлений размещения средств.
На начало 2009 и 2010 гг., значимой была статья «Средства кредитной организации в Центральном Банке». Этот показатель увеличился приблизительно на 2 млрд. руб. за 2009 год, а затем банком были возвращены эти средства и по итогам 2010 года эта статья баланса сократилась более чем в 4,5 раза и составила 18 млрд. руб.
При этом значительный рост продемонстрировала статья «обязательные резервы». Прирост по этому показателю за 2009 год составил 479,82%. В абсолютном выражении рост составил более чем на 6,8 млрд. руб. и значение показателя достигло 8,3 млрд. руб. По итогам 2010 года резерв был уменьшен до 5,8 млрд. руб. Этому способствовало изменение установленного Банком России норматива обязательных резервов. Этот норматив 15 октября 2008 года, в связи с кризисом, был установлен в размере 0,5%. В 2009 году этот норматив изменялся 4 раза и на отчетную дату 2010 года составил 2,5%. В последствии он неоднократно повышался и c 1 апреля 2011 года составляет 5,5% перед ю/л и 4% перед ф/л и иным обязательствам кредитных организаций.
Удельный вес остальных статей незначителен и по каждой составляет менее 4% в общей структуре активов.
Структура активов банка представлена на рис. 3.3. Видно, что основная доля приходится на чистую ссудную задолженность, которая составляет порядка 70 %, но при этом наблюдается постепенное незначительное снижение ее удельного веса. В 2010 г. резко сократилась доля средств в Центральном Банке с 19% до 4%. Так же значительно увеличилась доля средств в кредитных организациях.
Рис. 3.3. Динамика структуры активов ОАО АКБ «Росбанк»
Одним из показателей эффективности работы банка является соотношение работающих и неработающих активов. Критерием разделения служит способность активов приносить доход. Этот показатель демонстрирует эффективность размещения средств. Расчет показателя представлен в таблице 3.2
Таблица 3.2
Расчет показателя соотношения работающих и неработающих активов
Показатель |
01.01.2009 |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Работающие активы = |
409 388 497 |
463 251 940 |
386 374 656 |
Неработающие активы = |
35 948 743 |
24 553 956 |
44 607 120 |
Работающие активы / Неработающие активы = |
11,39 |
18,87 |
8,66 |
Как видно из таблицы, этот показатель продемонстрировал рост, что положительно отразится на доходах банка. Этому способствовало увеличение объема работающих активов и уменьшение объема неработающих.
По итогам 2010 года банк получил убыток в размере 7,2 млрд. руб. За соответствующие периоды предыдущих лет, банк получал прибыль в размере 3,3 млрд. руб. в 2008 году и убыток в размере 13,5 млрд. руб. по итогам 2009г. Причиной этому стало стабильное снижение совокупного дохода банка.
Рис. 3.4. Динамика доходов банка
В совокупном доходе банка важнейшее значение играют процентные доходы. По итогам 2010 года процентные доходы составили более 70% совокупного дохода банка (42,9 млрд. руб.). При этом по сравнению с 2009 годом этот показатель уменьшился на 10 млрд. руб., что привело к соответствующему уменьшению совокупного дохода банка за год.
В структуре процентных доходов банка наибольший удельный вес (95%) занимают доходы от ссуд, предоставленных клиентам (некредитным организациям). За исследуемый период эти доходы были увеличены на 33,67% (на 12,5 млрд. руб.). В этой статье заложены доходы от деятельности банка по выдаче автокредитов.
Рис. 3.5. Структура процентных доходов ОАО АКБ «Росбанк»
Среди общего объема процентных доходов от предоставленных кредитов, полученных банком, велика роль доходов от выданных кредитов гражданам (физическим лицам). По итогам 2010 года, процентные доходы по кредитам, выданным гражданам, составили более половины общего объема процентных доходов по предоставленным кредитам. Кроме того, за последние 3 года наблюдается стабильный рост этого показателя. Что свидетельствует о том, что политика банка направлена на работу с физическими лицами.
Информация о работе Организация автокредитования в коммерческом банке и ее совершенствование