Основные направления совершенствования политики кредитования на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:07, реферат

Описание работы

Цель работы — рассмотреть сущность кредитования корпоративных клиентов, проанализировать систему кредитования корпоративных клиентов, выявить основные тенденции развития, а так же проблемы, тормозящие развитие этого сектора.
Исходя из поставленной цели, выделим следующие задачи курсовой работы:
-привести теоретические аспекты кредитования корпоративных клиентов;
-рассмотреть современные тенденции рынка кредитования корпоративных клиентов;
-показать направления развития корпоративного кредитования.
Для достижения цели и поставленных задач в первой главе курсовой работы я рассматриваю правовое регулирование кредитных отношений в РФ.

Файлы: 1 файл

курсак.docx

— 494.68 Кб (Скачать файл)

 

 

 

График 1 «Кол-во выданных кредитов юр.лицам в Красноярске и КК на 01.01.2011»

 

График 2 «Кредитный портфель юр.лиц в Красноярске и КК, млрд руб.»

 

В настоящий момент лидером  в области кредитования юридических лиц является Сбербанк России, при этом он постоянно увеличивает свою клиентскую базу, расширяет спектр оказываемых услуг. Согласно Стратегии развития Сбербанка до 2014 года главными источниками развития конкурентных преимуществ в области обслуживания юридических лиц станут сочетание его ресурсной базы и возможностей с использованием потенциала по охвату клиентской базы, построение на базе существующей инфраструктуры и коллектива сотрудников первоклассной системы организации продаж и обслуживания корпоративных клиентов. Для достижения этих целей в рамках реализации Стратегии работа будет сосредоточена на четырех основных направлениях:

1. Построение лучшей в  стране системы и организации  продаж и обслуживания корпоративных  клиентов. За счет максимально  четкой фокусировки на потребностях  клиента и знания специфики  его работы клиентский менеджер  обеспечит предоставление комплексного  обслуживания и высокое качество  предоставляемых услуг, повысит  эффективность работы с клиентом  за счет активизации перекрестных  продаж. Будут формализованы система  обслуживания и организации продаж  и система планирования операций с клиентами.

2. Дифференциация модели  работы Банка и продуктового  предложения по трем ключевым  сегментам: крупным, средним и  малым предприятиям. Необходимость  дифференциации подходов к обслуживанию  этих клиентских групп обусловлена  существенными отличиями в потребностях  клиентов в зависимости от  размера их бизнеса, различной  степенью охвата и проникновения  Банка на различных рынках.

3. Развитие продуктового  ряда будет нацелено на обеспечение  возможности продажи клиентам  всей линейки банковских продуктов,  адаптированных под нужды соответствующих  сегментов. Для крупных и средних  клиентов Банк усилит свои  позиции по предложению услуг  в области управления активами  и корпоративных финансов. Для  средних и малых клиентов будет  расширена продуктовая линейка  в сфере предоставления краткосрочных  и среднесрочных средств (например, факторинг, лизинг, экспресс-кредиты и т.д.). Кроме того, для всех категорий клиентов предполагается совершенствование продуктов расчетно-кассового обслуживания и управления ликвидностью.

4. Оптимизация внутренних  технологий и процессов предоставления  банковских услуг будет направлена  на их упрощение, стандартизацию  и автоматизацию. Это позволит, в частности, повысить эффективность  процесса принятия кредитных  решений, облегчить документооборот,  формализовать и сделать более  масштабируемой систему аналитической  оценки по ряду кредитных продуктов  для малого и среднего бизнеса.

 

3.2 Порядок погашения кредита и его учет»

 

Погашение кредита осуществляется ежемесячно равными долями с одновременной  уплатой процентов за пользование  кредитом. В случае досрочного погашения  части кредита уплата процентов  производится ежемесячно на оставшуюся сумму задолженности.

Погашение кредита осуществляется безналичным путем.

Процесс погашения кредита  состоит из следующих этапов:

1. Работа с проблемной  задолженностью в случае ее  возникновения -  если заемщик  перестает вовремя и в полном объёме выполнять свои обязательства, то не уплаченные в срок суммы отражается на счетах по учету просроченной задолженности и оформляется проводка: Д-458 К-452-455, сопровождается мемориальным ордером; отражены просроченные проценты: Д-459 К-47427, сопровождается документом мемориальным ордером.

К заемщику применяются меры по взысканию долга, подключаются юристы и отдел безопасности. В результате проделанной работы проблемная или  безнадежная задолженность списывается  одним из следующих способов: за счет РВПС, погашение заемщиком или  поручителем, продается третьему лицу;

2. Закрытие кредитного  договора после исполнения обязательств  заемщиком – после полного  исполнения заемщиком своих обязательств кредитный договор считается завершенным: все счета открытые по данному договору должны быть закрыты и обнулены, что оформляется проводкой: Д-40702 К-452, сопровождается платежным поручением, РВПС восстановлен на доходы, что оформляется проводкой Д-45515 К-70601, залоги возвращены, списаны с внебалансовых счетов  Д-99999   К-91313, финансовые результаты определены и отражены в учете, документы оформлены и сброшюрованы и переданы в надлежащем порядке в архив.

 

3.3 Формирование и использование  резервов на возможные потери  по ссудам

Резервы на возможные потери – денежные средства, резервируемые  коммерческими банками для покрытия рисков в случае возникновения потерь по активным операциям.

Под возможными потерями банка  применительно к формированию резерва  понимается риск понесения убытков  по нижеследующим причинам:

1. Обесценение ссуды, то  есть потеря ссудой стоимости  вследствие неисполнения либо  ненадлежащего исполнения заемщиком  обязательств по ссуде перед  банком либо существования реальной  угрозы такого неисполнения (ненадлежащего  исполнения) (например, просрочка платежа  по кредиту).

2. Неисполнение (ненадлежащее  исполнение) обязательств контрагентом  банка по совершенным им операциям  (заключенным сделкам).

3. Неисполнения обязательств  лицом, надлежащее исполнение  обязательств которого

обеспечивается принятым на себя банком обязательством.

4. Обесценение (снижение  стоимости) активов банка.

5. Увеличение объема обязательств  и (или) расходов банка по  сравнению с ранее отраженными  в бухгалтерском учете.

Резервы на возможные потери создаются банком за счет его расходов в порядке и размерах, установленных  нормативными актами Банка России.

Основные нормативные  акты Банка России, регулирующие порядок  создания банками резервов на возможные  потери:

1. «Положение о порядке  формирования кредитными организациями  резервов на возможные потери  по ссудной и приравненной  к ней задолженности» №254-П  от 26.03.2004;

2. «Положение о порядке  формирования кредитными организациями  резервов на возможные потери»  № 283-П от 20.03.2006.

Резервы на возможные потери формируются банком:

• По каждой конкретной выданной ссуде;

• По каждому конкретному  балансовому активу, по которым существует риск понесения потерь;

• По каждому условному  обязательству кредитного характера, отраженному на внебалансовых счетах (например, овердрафт или кредитная  линия);

• По каждой срочной сделке, дата расчетов по которой приходится на срок не ранее третьего рабочего дня после дня ее заключения;

• По каждому требованию по получению процентных доходов  по кредитным требованиям;

Резервы на возможные потери могут формироваться банком не только по конкретному активу, но и по Портфелю однородных ссуд/требований.

Портфель однородных ссуд /требований – группа ссуд /группа балансовых активов/группа условных обязательств кредитного характера, имеющих однородные признаки, величина (балансовая стоимость) каждой из которых на дату оценки риска  не превышает 0,5% от величины собственного капитала банка. Каждый банк в своих  внутренних документах устанавливает  признаки однородности, по которым  активы объединяются в портфели однородных ссуд/требований.

Банки не формируют резервы  на возможные потери по:

• Сделкам, срок исполнения по которым, приходится на срок не позднее  второго рабочего дня после дня  их заключения (наличные сделки);

• Платежам (предоплате) за услуги;

• Операциям с Банком России;

• Операциям в соответствующей  валюте с центральными банками стран, имеющих страновые оценки по классификации  Экспортных Кредитных Агентств, участвующих  в соглашении стран - членов Организации  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) "Об основных принципах предоставления и использования экспортных кредитов, имеющих официальную поддержку" (далее - страновые оценки), "0", "1". Информация о страновых  оценках публикуется в сети Интернет на сайте Банка России, а также  на сайте ОЭСР8;

• Денежным обязательствам по обратной (срочной) части сделок по отчуждению финансовых активов с  одновременным принятием обязательств по их обратному приобретению;

• Вложениям банка в  акции (доли участия), уменьшающие сумму  основного капитала.

• Вложениям в ценные бумаги, приобретенные по договорам  с обратной продажей.

• Отражаемым в бухгалтерском  учете по текущей (справедливой) стоимости  вложения в ценные бумаги, по которым  осуществляется переоценка.

• Вложениям в ценные бумаги, приобретенные по договорам  займа.

Резервы на возможные потери создаются банком на основании профессионального  суждения.

Профессиональное суждение – оценка риска по каждому активу, подлежащему резервированию, представляющая собой обобщение результатов  комплексного и объективного анализа  деятельности заемщика или контрагента  банка с учетом его финансового  положения, а также всей имеющейся  в распоряжении банка информации о любых рисках заемщика или контрагента, включая сведения о внешних обязательствах, о функционировании рынков, на которых  работает заемщик или контрагент.

Размер расчетного резерва  определяется исходя из результатов  классификации ссуды следующим  образом:

Внутрибанковское положение  о порядке формирования резервов должно однозначно определять размер расчетного резерва по каждой из категорий  качества. Его величина может зависеть от видов заемщиков, видов кредитов, условий кредитования, наличия обеспечения, сроков, процентных ставок, вида деятельности заемщиков, кредитных программ, а  также от соотношения роста и  веса директора организации. Словом, от любых факторов или параметров кредита, лишь бы процент расчетного резерва мог быть однозначно определен, а алгоритм его определения был  изложен во внутренних документах. Таким образом, никаких "рамочных" значений для каждого отдельного кредита быть не должно.

Однако и здесь следует  учесть "особые обстоятельства", которые банк должен принимать в  расчет при определении размера  расчетного резерва.

К таким обстоятельствам  Банк России относит, в частности, отсутствие информации о заемщике и недостоверность  предоставленной информации (п. 3.12 Положения N 254-П).

Процесс формирования или  уточнения резерва на возможные  потери по индивидуальным ссудам можно  разделить на несколько этапов.

Этап 1. Оценка кредитного риска  и формирование профессионального  суждения- Оценка кредитного риска  заемщика с целью определения  размера резерва проводится банком на основании:

• Правоустанавливающих документов заемщика;

• Бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности заемщика;

• Средств массовой информации, определенных банком и вызывающих доверие;

• Иных источников информации, которые должны быть определены внутренними  документами банка.

Вся информация о заемщике и его рисках собирается банком в  кредитное досье заемщика. Банк документально  оформляет и включает в досье  исходные данные для анализа финансового  положения заемщика и качества обслуживания долга по ссудной задолженности. На основании проведенного анализа  банк составляет профессиональное суждение, т.е. обобщение результатов комплексного анализа заемщика и его деятельности.

Профессиональное суждение кредитной организации должно содержать:

• информацию об уровне кредитного риска по ссуде;

• информацию об анализе, по результатам которого вынесено профессиональное суждение;

• заключение о результатах  оценки финансового положения заемщика;

• заключение о результатах  оценки качества обслуживания долга  по ссуде;

• информацию о наличии  иных существенных факторов, учтенных при классификации ссуды

или неучтенных с указанием  причин, по которым они не были учтены банком;

• расчет резерва;

• иную существенную информацию.

Основополагающим этапом оценки кредитного риска заемщика и  соответственно определения категории  качества ссуды является:

  • Оценка финансового положения заемщика
  • Оценка качества обслуживания им долга по ссуде

Этап 2. Определение категории  качества ссуды или изменение  категории качества ссуды по уже  действующим договорам (классификация/реклассификация  ссуды) - d целях определения размера расчетного резерва в связи с действием факторов кредитного риска ссуды классифицируются на основании профессионального суждения (за исключением ссуд, сгруппированных в портфель однородных ссуд) в одну из пяти категорий качества:

Информация о работе Основные направления совершенствования политики кредитования на современном этапе