Особенности банковского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы на основе теории и обобщения материалов практики, охарактеризовать банковский менеджмент и требования предъявляемые к качеству менеджмента.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………............3
Раздел 1. Сущность банковского менеджмента, его необходимость и особенности……………………………………………………………………...5
1.1 Необходимость и особенности банковского менеджмента……………....5
1.2 Этапы развития банковского менеджмента…………………………..…...8
1.3 Нормативно – правовая база, регламентирующая деятельности банковского менеджмента……………………………………………………..12
1.4 Требования предъявляемые к качеству менеджмента………………..….15
1.5 Сравнительная характеристика российского и зарубежного банковского менеджмента……………………………………………………………………17
Раздел 2. Организация финансового менеджмента в банке…………………20
2.1 Особенности построения системы управления финансами в зависимости от организационно-правовой формы и масштабов деятельности банка…...20
2.2 Механизм финансового менеджмента банка………………………….…23
2.3 Оценка качества банковского менеджмента…………………………..…28
2.4 Анализ состояния финансовых рынков и их влияние на управление банком……………………………………………………………………….….34
Раздел 3. Проблемы и перспективы в развитии банковского менеджмента.37
3.1 Проблемы банковского менеджмента………………………………….…37
3.2 Перспективы развития банковского менеджмента………………………39
3.3 Значение банковского менеджмента в период глобального финансового кризиса……………………………………………………………………...…..42
Заключение……………………………………………………………………..45
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

ДКБ.docx

— 165.38 Кб (Скачать файл)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

   «АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» 

 

Заочный  факультет

 

Специальность / направление: Бухгалтерский учет, анализ и аудит.      

 

 

 

Курсовая  работа

 

по дисциплине: Деньги, кредит, банки.

   на  тему: Особенности банковского менеджмента.

 

 

 

       

                                                                   Выполнила:

                                                                            студентка группы  СБУ 93/10

                                                                             Кадина Мария  Владимировна

 

                                                                             Проверил:      

                                                                              _________________________

 

 

 

 

Нижний Новгород

2012 г.

 

                                      Содержание

Введение…………………………………………………………………............3

Раздел 1. Сущность банковского менеджмента, его необходимость и особенности……………………………………………………………………...5

1.1 Необходимость и особенности банковского менеджмента……………....5

1.2 Этапы развития банковского  менеджмента…………………………..…...8

1.3 Нормативно – правовая база, регламентирующая деятельности банковского менеджмента……………………………………………………..12

1.4 Требования предъявляемые  к качеству менеджмента………………..….15

1.5 Сравнительная характеристика  российского и зарубежного банковского  менеджмента……………………………………………………………………17

Раздел 2. Организация финансового  менеджмента в банке…………………20

2.1 Особенности построения  системы управления финансами  в зависимости от организационно-правовой  формы и масштабов деятельности  банка…...20

2.2 Механизм финансового  менеджмента банка………………………….…23

2.3 Оценка качества банковского  менеджмента…………………………..…28

2.4 Анализ состояния  финансовых рынков и их влияние  на управление банком……………………………………………………………………….….34

Раздел 3. Проблемы и перспективы  в развитии банковского менеджмента.37

3.1 Проблемы банковского менеджмента………………………………….…37

3.2 Перспективы развития банковского менеджмента………………………39

3.3 Значение банковского менеджмента в период глобального финансового кризиса……………………………………………………………………...…..42

Заключение……………………………………………………………………..45

Список литературы

Приложение

 

 

 

                                               Введение

 

Актуальность. Основой успешного проведения всех экономических реформ является нормальное функционирование и устойчивое денежное обращение. Именно оно позволяет  реализовать связи между всеми  участниками и составными частями  хозяйственного организма. Банки –  центры, где в основном начинается и завершается деловое партнерство  и от четкой, грамотной их деятельности зависит в решающей мере эффективность  экономики. Без развитой сети банков, действующих на коммерческой основе, стремление к созданию реального  и эффективного рыночного механизма  остается лишь благим пожелание.

Банковский  менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованный странах, в эти услуги входят операции с  ценными бумагами, валютой, помощь в  экономии и распространении акций  других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставный капитал банка  может стать резервным фондом для других коммерческих банков.

Рыночная  экономика немыслима без банковского  менеджмента, основанного на учете  реальной конкуренции между кредитными учреждениями, замене государственного финансирования предприятий, ведущего к инфляции, рыночным механизмом кредитования конкретных инвестиционных проектов и  бизнес – планов, ориентированных  на создание новых товаров и услуг.

Управление  формированием и использованием денежных средств банка предполагает не только предоставление кредитов, но и производит контроль за расходованием  кредитов и их своевременным возвратом.

Все это  предоставляет интерес и обосновывает определенным образом выбор данной темы для работы.

Цель  курсовой работы на основе теории и  обобщения материалов практики, охарактеризовать банковский менеджмент и требования предъявляемые к качеству менеджмента. Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие конкретные задачи:

- дать оценку необходимости и особенности банковского менеджмента;

- оценить сравнительную характеристику российского и зарубежного банковского менеджмента;

- исследовать особенности построения системы управления финансами в зависимости от организационно-правовой формы и масштабов деятельности банка;

- проанализировать механизм финансового менеджмента банка;

- выявить проблемы и перспективы в развитии банковского менеджмента.

Объектом  исследования, проводимого в рамках работы избрана кредитная организация.

Предметом исследования выступает система  взаимоотношений, которая возникает  на этапе договорных отношений с  клиентом.

Информационной  базой послужили статистические и методологические материалы Центрального банка.

Методологической  основой исследования курсовой работы является диалектический метод, системный  анализ, теоретические работы в сфере  банковского менеджмента.

Научная и практическая значимость работы обусловлена ее вывод в  практической работе. Первый раздел содержит экономическую сущность банковского менеджмента, его необходимость и особенности. Второй раздел включает в себя технологию организации финансового менеджмента в банке. Третий раздел состоит из проблем и перспектив развития банковского менеджмента.

 

 

1. Сущность банковского менеджмента, его необходимость и особенности

 

1.1 Необходимость  и особенности банковского менеджмента

банковский менеджмент финансовый рынок

Банковский менеджмент в общем  виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой  деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это — управление отношениями, касающимися  формирования и использования денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная  совокупность финансового менеджмента  и управления персоналом, занятым  в банковской сфере. Разделение банковского  менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие  воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать  как деятельность по внутрибанковскому  регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора (Приложение А).

Банк  — это организация, осуществляющая управление капиталом – собственным  и заемным.

Этот  капитал рассматривается с позиции  самовозрастающей стоимости или  с позиции его приращения. Есть и другие понятия капитала, например "человеческий капитал", которое  рассматривается с позиции отношений  между людьми, определяющими успех  их общей деятельности в социально-экономических  процессах. Управление человеческим капиталом  — это отношение к человеку в процессе управления кредитной  организацией, основанное на понимании  роли человека при достижении конечного  результата или цели самой организации. Для банка это могут быть прибыль, ликвидность, устойчивость, имидж и другие параметры, которые он выделяет, исходя из своей миссии или философии своего существования в обществе. Сфера банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимого условия эффективного менеджмента в коммерческом банке. Поэтому управление человеческим капиталом неразрывно связано с управлением собственным и заемным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов. Основные задачи банковского менеджмента представлены в приложении А таблица 2.

Банковский  менеджмент — это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением  процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте  банковский менеджмент выступает как  система разработки управляющих  воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических  показателей, внутрибанковский аудит  и контроль и т.д.

Как известно, основное назначение банка — это  посредничество в процессе перемещения  денежных средств от кредиторов к  заемщикам и от продавцов к  покупателям. Невозможность полного  совпадения экономических интересов  банка и клиента связана с  тем, что банк по своей экономической  природе — финансовый посредник, который обеспечивает обслуживание денежных потоков в экономике, не являясь собственником привлеченных денежных средств, тогда как клиент, как правило, — владелец произведенных  товаров и услуг, имеющих в  основном материальное наполнение. Реальному  сектору экономики необходимы инвестиции и финансирование оборотных средств, а банкам увеличение объемов производительных активов. Для реализации коммерческим банком своих функций в рыночной экономике необходимо, чтобы эти две цели были увязаны.

 Следовательно,  имеются лишь отдельные точки  пересечения интересов банка  и клиента. Поэтому для решения  вопросов, касающихся обеспечения  обратной связи между продуктами  и услугами банка, предлагаемыми  непосредственно участникам свободного  рынка - потребителям, на банковский  менеджмент возлагается функция  обратной связи с внешней средой  коммерческого банка. 

Постоянное  изменение внешних условий, в  которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует  соответствующей реакции со стороны  коммерческого банка — глубокого  анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта (не считая простых операций и игр на обменных курсах рубля). Банки должны постоянно  отвечать изменяющимся требованиям  рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции. Постоянное формирование новых направлений  банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов  и услуг неизбежно наталкивается  на трудности, вызываемые отсутствием  должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией  между ними и координации их усилий. Именно из-за отсутствия взаимодействия подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры  и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, затрудняется оценка преимуществ и недостатков  выбранных решений. Поэтому главная  задача банковского менеджмента  — это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов  сложной динамичной системы, которую  представляет собой современный  коммерческий банк, а также определение  оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент как система отношений представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров.

Другими словами, банковский менеджмент представляет собой взаимосвязанные и взаимозависимые системные параметры:

- финансово-экономических показателей (ФЭ);

- организационного построения, отвечающего решению стоящих перед банком задач (ОП);

- функционально-технологического управления продуктовым рядом банка (ФТ).

Если отранжировать системные  параметры, то соподчиненность и  взаимосвязи между ними можно  представить так: ФЭ – ОП – ФТ.

Процессы  разработки и реализации комплексных  технологий по построению оптимальных  отношений, касающихся формирования и  использования денежных потоков, реинжиниринга  бизнес-процессов обслуживания клиентов, комплексного решения задач анализа  состояния и деятельности коммерческого  банка и решает система управления, которая получила название "финансовый менеджмент".

 

1.2 Этапы  развития банковского менеджмента

 

Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении  ее системы управления оставили известный  русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий  горных заводов в Сибирской и  Казанской губерниях с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов.

Велики  заслуги в реформировании системы  управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности —  министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления.

Известный советский ученый А.К. Гастев занимался  вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Внедрением методики трудовых установок  в практическую деятельность занимался  Центральный институт труда (ЦИТ), созданный  осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее  место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу.

Недостатком концепции трудовых установок Гастева  является слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком  узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.

Важная  роль в развитии научной организации  труда и управления в принадлежит  видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад  в создание теории социалистической рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но, несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации  труда значителен. Им обобщен большой  практический материал хозяйственного строительства.

Информация о работе Особенности банковского менеджмента