Особенности банковского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы на основе теории и обобщения материалов практики, охарактеризовать банковский менеджмент и требования предъявляемые к качеству менеджмента.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………............3
Раздел 1. Сущность банковского менеджмента, его необходимость и особенности……………………………………………………………………...5
1.1 Необходимость и особенности банковского менеджмента……………....5
1.2 Этапы развития банковского менеджмента…………………………..…...8
1.3 Нормативно – правовая база, регламентирующая деятельности банковского менеджмента……………………………………………………..12
1.4 Требования предъявляемые к качеству менеджмента………………..….15
1.5 Сравнительная характеристика российского и зарубежного банковского менеджмента……………………………………………………………………17
Раздел 2. Организация финансового менеджмента в банке…………………20
2.1 Особенности построения системы управления финансами в зависимости от организационно-правовой формы и масштабов деятельности банка…...20
2.2 Механизм финансового менеджмента банка………………………….…23
2.3 Оценка качества банковского менеджмента…………………………..…28
2.4 Анализ состояния финансовых рынков и их влияние на управление банком……………………………………………………………………….….34
Раздел 3. Проблемы и перспективы в развитии банковского менеджмента.37
3.1 Проблемы банковского менеджмента………………………………….…37
3.2 Перспективы развития банковского менеджмента………………………39
3.3 Значение банковского менеджмента в период глобального финансового кризиса……………………………………………………………………...…..42
Заключение……………………………………………………………………..45
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

ДКБ.docx

— 165.38 Кб (Скачать файл)

Депозитный риск — риск колебания  объемов портфеля депозитов, а также  стоимости его формирования.

Другой особенностью риска ликвидности  являются экономические потери и, следовательно, уменьшение рыночной стоимости банковского  капитала. В результате возникает  компромисс между ликвидностью и  прибыльностью: чем более ликвидным  является банк, тем меньше прибыли  приходится на акционерный капитал  и на активы.

В целом риск ликвидности является комплексным фактором и, как показывает практика, на него оказывает влияние: кредитный риск, риск капитала, валютный, операционный и процентный риски.

Проблема, возникающая в случае несовпадения сроков, состоит в том, что банки имеют необычно высокую  долю обязательств, требующую немедленного выполнения. Это вклады до востребования, текущие счета и займы денежного  рынка. Таким образом, банки всегда должны быть готовы удовлетворить безотлагательный спрос на денежные средства, который  может быть весьма значительным в  отдельные моменты времени.

 

2.4 Анализ  состояния финансовых рынков  и их влияние на положение  банка

 

Одной из характеристик стабильного положения  банков служит его финансовая устойчивость. Финансовое положение предприятия  считается устойчивым, если оно покрывает  собственными средствами не менее 50% финансовых ресурсов, необходимых для осуществления  нормальной хозяйственной деятельности, эффективно использует финансовые ресурсы, соблюдает финансовую, кредитную  и расчетную дисциплину, иными  словами, является платежеспособным. Финансовое положение определяется на основе анализа  ликвидности и платежеспособности, а также оценки финансовой устойчивости.

В первом полугодии 2010г. российский финансовый рынок продолжал восстанавливаться, преодолевая последствия глобального  финансово-экономического кризиса.

Cтоимостный объем финансового  рынка почти не изменился (Приложение, табл. 1), но его отношение к  валовому внутреннему продукту  уменьшилось вследствие начавшегося  роста последнего. Соотношение совокупного  объема финансового рынка и  ВВП России наконец июня 2010г.  составило 114% против 124% наконец декабря  2009г. Основной вклад в динамику  совокупного объема рыночных  ресурсов в анализируемый период, как и ранее, внес рынок акций.  По отношению к ВВП капитализация  рынка акций за первое полугодие  2010г. сократилась на7% и составила  52%, задолженность нефинансового сектора по банковским кредитам уменьшилась почти на2%– до40%, а объем находящихся в обращении долговых ценных бумаг не изменился (23%).

Дальнейшее замедление инфляции и ослабление девальвационных ожиданий в отношении рубля позволили  Банку России в первом полугодии 2010г. продолжить поэтапное снижение процентных ставок по своим операциям  с целью стимулирования кредитования банками реального сектора экономики. Понижение ставок по операциям Банка  России было важным фактором для снижения уровня процентных ставок на различных  сегментах финансового рынка. При  этом динамика показателей ставок и  доходности на основных сегментах российского  финансового рынка имела достаточно согласованный характер в течение  всего рассматриваемого периода, что  свидетельствует о сохранении тесных связей между сегментами рынка. К  концу первого полугодия 2010г. основные рыночные процентные ставки вернулись  или приблизились к своему докризисному уровню.

Наблюдавшееся на денежном рынке снижение процентных ставок по рублевым межбанковским кредитам и операциям РЕПО, а также сокращение спроса банков на инструменты рефинансирования Банка России указывает на отсутствие у банковского сектора серьезных  проблем с ликвидностью. Однако, несмотря на устойчивое снижение ставок на кредитно-депозитном рынке и продолжавшийся рост объемов привлеченных банками  вкладов населения, рост кредитной  активности банков был слабым и неустойчивым. На кредитном рынке продолжала увеличиваться  просроченная задолженность по банковским кредитам нефинансовому сектору, на рынке облигаций оставалось высоким  количество дефолтов по корпоративным  облигациям небанковских эмитентов, что  свидетельствует о сохранении значительного  кредитного риска по основным инструментам заимствований нефинансовыми клиентами. При этом сохранялась значительная дифференциация заемщиков– банков, нефинансовых организаций и физических лиц  по их кредитному качеству.

Таким образом, плохой менеджмент и неадекватный контроль являются причиной финансового краха не только отдельных учреждений. В случае возникновения кризиса на финансовом рынке они могут усилить его воздействие на рынок и привести к поражению всей банковской системы.

Анализ  финансового состояния как часть  финансового анализа, как практика, как вид управленческой деятельности предшествует принятию решений по финансовым вопросам, являясь этапом, операцией  и условием их принятия (информационно-аналитическим  обеспечением), а затем обобщает и оценивает результаты решений  на основе итоговой информации. Сущность анализа финансового состояния  во многом определяется его объектами, которые в коммерческом банке  отражают содержание финансовой деятельности кредитной организации.

 

 

 

3. Проблемы и перспективы в  развитии банковского менеджмента

 

3.1 Проблемы банковского менеджмента

 

Продолжающийся процесс глобализации, взаимопроникновения капитала, в  том числе банковского, делает необходимым  развитие методов управления российским банком, предъявляет более жесткие  критерии к корпоративной культуре, управлению рисками, организации внутренней структуры менеджмента.

В России уже появляются такие понятия, как кодекс корпоративного управления (ККУ) для эмитентов из развивающихся  стран, кодекс корпоративного поведения (ККП), разработанный под эгидой ФКЦБ. ККП был разработан ФКЦБ и одобрен  Правительством РФ в конце прошлого года. Таким образом делается попытка  повысить уровень корпоративного управления. Вопрос в том, станут ли в действительности эти документы руководством к  действию для наших компаний, или  же это опять останется только «на бумаге». Кстати, по словам специалистов из рейтинговых агентств по темпам роста заказов (на присвоение рейтинга корпоративного управления) банки опережают  компании.

Одной из основных проблем в деятельности российских банков (ярко отличающей их от иностранных) остается «непрозрачность» структуры собственности банков и финансового состояния. Очень  немногие банки готовы открыть своих  собственников, т. к. в большей части  владельцами фактически являются неизвестные  компании, фактически принадлежащие  топ-менеджерам.

Вопросы этичности российского, в  том числе банковского бизнеса, являются предметом постоянных дискуссий. Зачастую более успешными оказываются  компании, использующие «грязные» приемы в бизнесе. Данные моменты даже не особенно скрываются. В этом опять проявляются особенности «русского» менталитета. Принято считать, что «в нашей стране работать честно в принципе невозможно». Стремление зачастую действовать в обход закона, а иногда и делового партнера не является редкостью. Хотя в последнее время в данной сфере наметились позитивные тенденции.

В российских компаниях, а также  банках, гораздо меньшее внимание уделяется корпоративной культуре, ее формированию, поддержанию, а также  систематической пропаганде среди  персонала и ее клиентов ценностей, убеждений, норм ведения бизнеса. Отношение  к персоналу в этом контексте  является вопросом особой важности. В  наше время значение высококвалифицированного и дорогого работника стремительно возрастает. Вспоминаются слова современного философа Дама Тап-скарта: «Активы любой  фирмы вечером расходятся по домам». Отношение к персоналу–одна из характеристик  банковского менеджмента. Для иностранных  банков–этой области характерны следующие особенности:

  • сильная корпоративная культура требования к внешнему виду, дисциплине и т. д.);
  • тратятся значительные средства на обучение персонала (курсы повышения квалификации, обучающие программы и семинары и т. д.);
  • структура менеджмента, в том числе отношения с персоналом, более «жесткие».

Каждая должность подразумевает  четкую регламентацию обязанностей и прав, деятельность за пределами  которых не представляется возможной. В то время как в российских компаниях конкретная должность  может подразумевать не только выполнение прямых должностных обязанностей, но и массу других вещей. С одной  стороны это вносит в работу элемент  творчества и разнообразия, а с  другой–может усложнить жизнь множеством лишних обязанностей, привести к распылению усилий.

В последнее время наметился  ряд позитивных явлений в сфере  корпоративного управления. Размер инвестиций в корпоративное управление увеличивается. Повысив его уровень, банки могут рассчитывать на доверие клиентов и вкладчиков, повышение рейтингов у рейтинговых агентств, улучшение своей репутации.

Основная цель состоит в укреплении доверия к России, как объекту  инвестиций, а к российским компаниям  и предприятиям–как к надежным партнерам.

 

3.2 Перспективы развития банковского менеджмента

 

Наиболее остро стоит проблема приведения существующей в стране системы  бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями международных  стандартов финансовой отчетности (МСФО), а поэтому тема нововведений в  бухгалтерском учете и отчетности, ввиду изменчивости отечественного банковского законодательства, не теряет своей актуальности.

Международные стандарты финансовой отчетности создаются в результате работы Комитета по международным стандартам. В его задачу входит унификация систем бухгалтерского учета во всем мировом сообществе. В общей сложности разработано более сорока международных стандартов — и это не предел: с каждым годом добавляются новые стандарты, при этом действующие стандарты регулярно пересматриваются, отменяются или объединяются.

Известно, что финансовая (бухгалтерская) отчетность в нашей стране в прошлом  имела второстепенное значение, являясь  производной от бухгалтерского учета, цель которого были «учет и контроль за сохранностью социалистической собственности». С развитием рыночной экономики  и интеграцией Российской Федерации  в мировое сообщество модернизация и трансформация отечественного бухгалтерского учета как недостаточно прозрачного, неадекватного рыночным условиям хозяйствования, а отчасти  и архаичного становится непосредственной практической задачей.

Решение этой задачи предполагает переосмысление основ отечественного учета, пересмотр  его ценностных ориентиров, модификацию  общего его формата. Особенно наглядно, предметно и актуально переформулировка основ бухгалтерского учета выступает  ныне в сфере банковской деятельности, где перекосы в учете и отчетности, пожалуй, самые распространенные, а  потери от них — наибольшие.

Приведем хотя бы самый «невинный» пример, когда банк для соблюдения нормативов мгновенной, текущей ликвидности  и достаточности капитала в последний  рабочий день отчетного периода  привлекает от банка-контрагента краткосрочный  кредит путем зачисления денежных средств  на корреспондентский счет НОСТРО, открытый в этом же банке-корреспонденте. Формально у банка на отчетную дату появляется высоколиквидный актив  — денежные средства и краткосрочные  обязательства. Однако на самом деле такая операция не имеет экономического смысла, поскольку выдача кредита  не сопровождается движением реальных денежных средств. Следовательно, достоверность  отчетности можно поставить под сомнение.

Первоочередной задачей совершенствования  банковского отечественного учета  является повышение уровня его прозрачности. Под прозрачностью понимается формирование единым установленным способом информации, необходимой для принятия ее пользователями соответствующих решений. Цифровые данные должны быть раскрыты и снабжены необходимыми комментариями, при этом не должно происходить необоснованного  включения одних данных в другие, равно как и взаимозачета без  раздельного их отражения.

Использование же стандартов МСФО позволяет  решать эту задачу на регулярной основе, что дает ряд преимуществ в  банковской системе страны.

Прежде всего, появляется возможность  привлечения иностранных инвестиций. Конечно, само по себе представление  отчетности по МСФО не означает автоматическое получение дополнительных ресурсов. Однако при соблюдении прочих условий российский банк сможет рассчитывать на иностранное финансирование. Многие зарубежные финансовые компании уже сейчас осуществляют кредитование только после предоставления им отчетности, составленной по МСФО. Например, Европейский банк реконструкции и развития при решении вопроса о выдаче кредита требует предоставить заверенную аудитором годовую финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО.

Во-вторых, появляется информационная открытость и прозрачность отчетности, а также элемент престижа. Наличие  отчетности по международным стандартам повышает доверие к банку внутри страны и положительно сказывается  на его имидже.

Информация о работе Особенности банковского менеджмента