Особенности банковского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы на основе теории и обобщения материалов практики, охарактеризовать банковский менеджмент и требования предъявляемые к качеству менеджмента.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………............3
Раздел 1. Сущность банковского менеджмента, его необходимость и особенности……………………………………………………………………...5
1.1 Необходимость и особенности банковского менеджмента……………....5
1.2 Этапы развития банковского менеджмента…………………………..…...8
1.3 Нормативно – правовая база, регламентирующая деятельности банковского менеджмента……………………………………………………..12
1.4 Требования предъявляемые к качеству менеджмента………………..….15
1.5 Сравнительная характеристика российского и зарубежного банковского менеджмента……………………………………………………………………17
Раздел 2. Организация финансового менеджмента в банке…………………20
2.1 Особенности построения системы управления финансами в зависимости от организационно-правовой формы и масштабов деятельности банка…...20
2.2 Механизм финансового менеджмента банка………………………….…23
2.3 Оценка качества банковского менеджмента…………………………..…28
2.4 Анализ состояния финансовых рынков и их влияние на управление банком……………………………………………………………………….….34
Раздел 3. Проблемы и перспективы в развитии банковского менеджмента.37
3.1 Проблемы банковского менеджмента………………………………….…37
3.2 Перспективы развития банковского менеджмента………………………39
3.3 Значение банковского менеджмента в период глобального финансового кризиса……………………………………………………………………...…..42
Заключение……………………………………………………………………..45
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

ДКБ.docx

— 165.38 Кб (Скачать файл)

Проблемы  научной организации труда получили широкое освещение в трудах П.М. Керженцева. Керженцев распространил  понимание научной организации  труда на все сферы человеческой деятельности.

Крупный вклад в развитие теоретических  основ социалистической организации  производственных процессов был  внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно- последовательное, показал  их влияние на длительность производственного  цикла.

В 30-е  гг. была проделана большая научная  и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом  которой был выход в свет первого  советского учебника по организации  производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность — инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.

В годы Великой  Отечественной войны система  управления промышленностью, сложившаяся  в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом  управления продолжал оставаться хозрасчет  при усилении административно-командных  методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

В послевоенный период времени возобновилась научная  и практическая работа в области  организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации  и управления предприятиями начала постепенно расширяться. Начиная с 1957 г. был осуществлен переход  к управлению промышленностью и  строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов  было пресечение ведомственных тенденций  в развитии промышленности.

К этому  же времени относится рождение такой  важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей  стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.

Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования  системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.

Период  времени, начиная с 1965 г. по настоящее  время, характеризуется проведением  в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством.

К ним  относятся:

1. Реформа  системы управления экономикой 1965 г.

2. Реформа  системы управления 1979 г.

3. Ускорение  социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным  отношениям (с 1991 г. и по настоящее  время).

В связи  с произошедшими серьезными изменениями  в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия  о механизме перехода к рынку.

Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

1) внесение  отдельных элементов рынка в  существующую командно- административную  систему управления;

2) быстрый  переход к рынку без какого-либо  государственного регулирования;

3) создание  системы управления на основе  регулируемой рыночной экономики.

Этот  вариант совершенствования системы  управления соответствовал предложениям правительства.

Другая  комиссия под руководством академика  С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой  был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому  рынку. Эта программа многими  учеными рассматривалась как  «шоковая терапия».

По итогам дискуссии был принят компромиссный  вариант перехода от системы управления к регулируемому рынку. В его  основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.

Однако, несмотря на принятые меры, не удалось  приостановить развала экономики  России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения  является начатая с 1992 г. политика невмешательства  правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции.

Неуправляемого  рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны  государства. В настоящее время  в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей  практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение  нового знания по искусству управления.

 

1.3 Нормативно – правовая база, регламентирующая деятельность банковского менеджмента

 

Правовое регулирование  банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом РФ  "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Федеральный Закон "О банках и банковской деятельности" определяет принципы функционирования банков на территории России. В частности данный закон дает следующие определения:

- Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

- Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Инструкция  Банка России "О порядке регулирования  отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций", которая устанавливает порядок  регулирования отношений, связанных  с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных  организаций.

Инструкция  ЦБ РФ "О порядке принятия Банком России решения о государственной  регистрации кредитных организаций  и выдаче лицензий на осуществление  банковских операций", новая инструкций в которой устанавливается порядок  принятия Банком России решения о  государственной регистрации кредитных  организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций.

Инструкция  Банка России "Об обязательных нормативах банков" в целях регулирования (ограничения) принимаемых банками  рисков устанавливает числовые значения и методику расчета обязательных нормативов банков, а также порядок  осуществления Банком России надзора  за их соблюдением.

Положение «О реорганизации кредитных организаций  в форме слияния и присоединения», Настоящее Положение принято  в соответствии с Федеральным  законом "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" она определяет перечень сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации в форме слияния, государственной регистрации изменений в учредительные документы (учредительных документов в новой редакции) кредитной организации в связи с реорганизацией в форме присоединения, порядок их представления и рассмотрения в Банке России, а также регулирует особенности лицензирования деятельности кредитных организаций при реорганизации в форме слияния и присоединения.

Положение Банка России "О временной администрации по управлению кредитной организацией", которая устанавливает порядок назначения, организации, осуществления и прекращения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией (далее – временная администрация), а также форму реестра требований кредиторов.

Положение ЦБР  "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" в соответствии с решением Совета директоров Банка России устанавливает правила организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, а также особенности порядка осуществления Банком России надзора за соблюдением указанных правил.

Указание  «Об оценке экономического положения банков», устанавливает порядок оценки экономического положения банков.

Указания  "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" в соответствии с решением Совета директоров Банка России Банк России устанавливает формы отчетности кредитных организаций и порядок их составления и представления в Центральный банк Российской Федерации, а также перечень форм отчетности и другой информации, представляемых кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

 

1.4 Требования, предъявляемые к качеству менеджмента

 

Обычно, трактуя качество менеджмента, авторы руководствуются положениями и  определением качества.

Качество  управления имеет двойственную природу. С одной стороны, качество управления определяет режимы функционирования банка  в границах его возможностей и  эффективность протекающих процессов. Его можно рассматривать как  функцию многочисленных и разнообразных  внутренних факторов: профессионализма менеджеров, эффективности коммуникаций, системы принятия управленческих решений, оснащенности современными техническими средствами. С другой стороны, оно  проявляется в уровне рыночных возможностей банка, что выражается в степени  достижения целевой функции и  зависит от удовлетворения общественной потребности, потребительской полезности выпускаемых товаров. С экономической  точки зрения рассматривать качество управления предприятием вне системы  отношений производства, реализации и потребления продукции невозможно. Поэтому качество управления всегда связано с такими базовыми понятиями, как рыночные результаты деятельности и управленческий потенциал. Должного качества управления нельзя достичь  без знания сфер ключевой компетентности (областей деятельности, где предприятие  имеет или может получить конкурентные преимущества) и умения воплотить  эти знания в результаты: объем  продаж, прибыль, рентабельность. Качество управления воспроизводит сильные  стороны предприятия, создает ключевые факторы успеха. Не реализованные  в конкурентной борьбе преимущества не являются преимуществами, поскольку  не воплотились в новые результаты деятельности, не привели к новому состоянию предприятия. Они лишь свидетельствуют о недостатках  качества управления. При этом главным  требованием управления выступает  организация устойчивого и эффективного функционирования, достижение динамического (текущего и перспективного) соответствия величины и структуры составляющих потенциала предприятия величине и структуре потенциала рынка в условиях конкурентного противодействия.

Достижение  соответствия — довольно сложная  проблема, поскольку требует решения  многочисленных оперативных и стратегических задач, связанных с определением рыночных (внешних) целей, установления состава и объемов необходимых  ресурсов (материальных и нематериальных) и их комбинирования в зависимости  от рыночных условий и макроэкономических факторов, организации многочисленных материально-вещественных и информационных процессов. Можно считать, что выбор  линии поведения на рынке, применение инновационных стратегий, осуществление  инвестиционных программ и прочая работа, направленная в конечном счете на создание конкурентных преимуществ  предприятия, — это способы обеспечения  соответствия, достигаемые через  формирование и постоянное совершенствование  механизмов управления, качественное выполнение управленческих функций: прогнозирование, планирование, организацию регулирования, мотивации, контроля. Качественное выполнение функций управления требует создания условий: должной квалификации работников, соответствующего состояния материально-технической  базы управления, применения современных  технологий (факторы управления качеством). Если рассматривать технологическую  сторону, соответствие означает поддержание  равновесия между целями деятельности, состоянием потенциала (ресурсов) предприятия, конкурентными преимуществами, позицией на рынке и меняющимися во времени  и по важности факторами внешнего окружения.

Поскольку в практической деятельности соответствие достигается в разной степени, то управление будет обладать разным качеством.

Наука предлагает различные способы обеспечения  соответствия: управление по целям, управление стоимостью компании, маркетинговое  управление.

Важно уяснить: качество управления — это не только качество протекающих в системе  управления информационных, трудовых и других процессов, но и проявление того, насколько результативна деятельность банка на рынке, в какой степени  установленные цели деятельности соответствуют  состоянию внешней среды, выпускаемая  продукция — запросам потребителей, используемые стратегии — действиям  конкурентов. Это значительно усложняет  содержание понятия, а также проведение оценки качества управления и подтверждает невозможность использования для  этой цели какого-либо одного критерия.

Качество  управления — это состояние и  мера; состояние потенциала управления и мера его использования, отраженная в результатах (в том числе  и рыночных) деятельности предприятия  и его составляющих.

Качество  управления в конечном счете отражается в способности управления генерировать и реализовывать конкурентные преимущества. Разнообразие факторов качества управления обусловливает разнообразие источников и природу конкурентных преимуществ  предприятия и обстоятельств  их реализации.

Информация о работе Особенности банковского менеджмента