Особенности банковского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы на основе теории и обобщения материалов практики, охарактеризовать банковский менеджмент и требования предъявляемые к качеству менеджмента.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………............3
Раздел 1. Сущность банковского менеджмента, его необходимость и особенности……………………………………………………………………...5
1.1 Необходимость и особенности банковского менеджмента……………....5
1.2 Этапы развития банковского менеджмента…………………………..…...8
1.3 Нормативно – правовая база, регламентирующая деятельности банковского менеджмента……………………………………………………..12
1.4 Требования предъявляемые к качеству менеджмента………………..….15
1.5 Сравнительная характеристика российского и зарубежного банковского менеджмента……………………………………………………………………17
Раздел 2. Организация финансового менеджмента в банке…………………20
2.1 Особенности построения системы управления финансами в зависимости от организационно-правовой формы и масштабов деятельности банка…...20
2.2 Механизм финансового менеджмента банка………………………….…23
2.3 Оценка качества банковского менеджмента…………………………..…28
2.4 Анализ состояния финансовых рынков и их влияние на управление банком……………………………………………………………………….….34
Раздел 3. Проблемы и перспективы в развитии банковского менеджмента.37
3.1 Проблемы банковского менеджмента………………………………….…37
3.2 Перспективы развития банковского менеджмента………………………39
3.3 Значение банковского менеджмента в период глобального финансового кризиса……………………………………………………………………...…..42
Заключение……………………………………………………………………..45
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

ДКБ.docx

— 165.38 Кб (Скачать файл)

Наконец, в-третьих, повышается эффективность  принятия управленческих решений, в  том числе решений, принимаемых  внутренними пользователями, поскольку  стандарты изначально разрабатывались  для принятия управленческих решений. Таким образом, отчетность, подготовленная по МСФО, рассматривается в качестве одного из важнейших элементов корпоративного управления.

Наметился интерес российских банков к составлению отчетности по МСФО в целях предупреждения возникающих  у банка проблем. Те банки, которые  уже провели работу по составлению  отчетности в соответствии с международными стандартами, убедились в очевидных  преимуществах этих стандартов.

Практика показала, что в основные различия касаются величины капитала. Есть банки, у которых это различие связано с наличием больших финансовых активов (создание резервов на возможные  потери или на обесценение активов), есть банки, у которых, наоборот, по международным стандартам происходит дооценка капитала, например, при применении МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции».

В целом это означает, что если в российской отчетности лишь по косвенным  признакам можно заподозрить  наличие у банка определенных проблем, то в международной отчетности эти проблемы предстают в явном виде, например, дефицит собственных средств, снижение рентабельности и т.д.

 

3.3 Значение банковского менеджмента в период глобального финансового кризиса

 

В настоящее  время стала очевидна необходимость  обеспечения устойчивого и бескризисного  функционирования российской банковской системы для того, чтобы банки  могли выполнять свои функции  и способствовать развитию экономики  России. Пренебрежение вопросами  предотвращения банковских кризисов может  привести к резкому ослаблению банковской системы, финансовой базы экономики  и подрыву национальной безопасности России. Обеспечение стабильности банковской системы и укрепление экономики  невозможно без устойчивой работы банков. В то же время до сих пор состояние  многих банков далеко от устойчивого, и имеют место случаи банкротства  банков.

С одной  стороны, практически с самого своего основания российские банки функционировали  в критических экономических  условиях на стихийно развивающемся  финансовом рынке. С другой - быстрое  развитие российского финансового  рынка на фоне глобализации и интернационализации  финансовых рынков делает его все  более цивилизованным и подобным современным западным финансовым рынкам, которым присущи иные риски и  кризисные ситуации, опыта преодоления  которых российские банки пока не накопили вследствие своего сравнительно непродолжительного существования.

Таким образом, имеет место противоречие между  необходимостью антикризисного подхода  к управлению коммерческими банками  и отсутствием комплексных и  современных методик профилактики и преодоления кризисных явлений.

Несмотря  на значительное число причин, приводящих к ухудшению финансового состояния  банков, затруднения отечественных  банков не являются уникальными, зачастую они - лишь повторение чужих ошибок. Даже в том случае, когда финансовые трудности банков связаны с негативным внешним воздействием экономики  и системными кризисами, а не вызваны  некомпетентностью персонала и  плохой организацией функционирования, в процессе разрешения проблем отечественных  коммерческих банков можно использовать накопленный опыт других стран. В  этой связи требует исследования проблема применения зарубежного опыта  антикризисного управления коммерческими  банками в специфических российских условиях; необходимо форсированными темпами изучать зарубежный опыт антикризисного управления с точки  зрения целесообразности его использования  в отечественных банках.

Трудно  переоценить значимость обеспечения  стабильного развития банковской системы  и актуальность проблемы совершенствования  антикризисного управления и предотвращения банковских кризисов. В результате совершенствования методов антикризисного управления и ориентации банковских менеджеров на антикризисное управленческое мышление может быть решена практическая задача преодоления и дальнейшего  предотвращения кризисных явлений  в банках, а также повышения  стабильности российской банковской системы  в целом.

Следует сделать попытку исследовать  специфику применения зарубежного  опыта антикризисного управления для  предотвращения банковских кризисов, а также рассмотреть проблему обеспечения устойчивости банковской системы за счет совершенствования  антикризисного управления на уровне коммерческого банка. При этом антикризисное  управление коммерческим банком следует  рассматривать с позиции банка  испытывающего затруднения, но намеренного  продолжать свою деятельность.

Концепция исследования заключается в том, что в силу специфики банковского  бизнеса, основанного на доверии  клиентов, для прочного положения  и долгосрочного успеха банка  важно предотвратить возникновение  кризисных ситуаций или преодолеть их на раннем этапе, нежели чем искать выход из наступившего кризиса. В  этой связи по отношению к коммерческим банкам антикризисное управление понимается в широком смысле, как комплекс мероприятий, направленных на профилактику и недопущение кризиса.

 

 

 

Заключение

 

Финансовый менеджмент в коммерческом банке — это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим  менеджментом — управлением банковскими  подразделениями, их взаимоотношениями  в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением  персоналом банка. В коммерческом банке  большое значение имеет информационное и логико-аналитическое обеспечение финансового менеджмента.

Таким образом, обобщая сказанное выше, необходимо отметить, что расширение клиентской базы объекта исследования возможно в том случае, если ДО № 8595/0080 Орловского ОСБ № 8595 будет более эффективно использовать имеющиеся конкурентные преимущества, к которым относятся доверие клиентов, богатые традиции и опыт обслуживания частых лиц. Уникальные конкурентные преимущества дает расчетная система, позволяющая обеспечить межрегиональные расчеты в реальном режиме времени.

В ходе подготовки курсовой работы были определены следующие  задачи:

- дать оценку необходимости и особенности банковского менеджмента. Сфера банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимого условия эффективного менеджмента в коммерческом банке. Поэтому управление человеческим капиталом неразрывно связано с управлением собственным и заемным капиталом, обеспечивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов.

- оценить сравнительную характеристику российского и зарубежного банковского менеджмента. Одна из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях — это отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы.

- исследовать особенности построения системы управления финансами в зависимости от организационно-правовой формы и масштабов деятельности банка;

- проанализировать механизм финансового менеджмента банка. В качестве показаний времени в рядах динамики выступают определенные даты (моменты) времени. Уровни рядов динамики отображают количественную оценку (меру) развития во времени изучаемого явления.

- выявить проблемы и перспективы в развитии банковского менеджмента.

Бурное развитие информационных технологий принципиально меняет условия оказания банковских услуг во всем мире. Все  большее количество банков открывает  возможности по управлению счетами  и проведению операций на фондовом рынке с использованием Интернет-технологий. Развитие новых направлений банковской деятельности проходит столь быстрыми темпами, что опоздание с принятием  решения об оказании нового спектра  банковских услуг может привести к потере значительной части бизнеса  Банка.

Низкий уровень доходов населения  будет сдерживать развитие операций с использованием Интернета для  физических лиц. Можно предположить, что возможности рынка Интернет-услуг  для физических лиц в ближайшие  годы будут существенно выше, а  риски технологической неконкурентоспособности  в области электронных расчетов и инвестиционной деятельности могут  составить значительную угрозу для  Банка. При этом существует проблема оптимизации затрат для развития данного вида бизнеса.

Несмотря на все преимущества удаленного банкинга, даже на Западе его разновидность  интернет-банкинг не превратился  в самостоятельный бизнес, хотя идея появления виртуальных банков в  свое время считалась очень перспективной. В России же набор услуг, которые  банки предлагают физическим лицам  меньше, соответственно меньше и количество операций, которые можно осуществить  через Интернет. К тому же в отличие  от западных систем, где общение  с клиентом через Интернет носит  доверительный характер, российские системы интернет-банкинга строятся на позиции недоверия к клиенту  и жесткого контроля за его действиями. Это, без сомнения, усложняет предоставление услуг и отражается на их стоимости. Поэтому в настоящее время  интернет-банкинг не может рассматриваться  как бизнес, приносящий прибыль, а  является скорее элементом маркетинга.

Если говорить о физических лицах, то рынок интернет-банкинга в России пока трудно назвать большим. Не считая банковских служащих, для которых  эта услуга не только удобна, но и  понятна, - этот рынок оценивается  в несколько десятков тысяч человек. Что же касается юридических лиц, то, как правило, они получают услуги интернет-банкинга в пакете с другими  банковскими услугами, и здесь  цифры уже на порядок выше. Несмотря на то что многочисленные проекты  развития электронных услуг в  России пока так и не увенчались ощутимым успехом, оценивать перспективы  интернет-банкинга необходимо достаточно оптимистично. Все больше и больше людей получают необходимые финансово-технические  знания, позволяющие пользоваться современными "продвинутыми" банковскими услугами. Растет и число пользователей  пластиковых карт, для которых  операции с безналичными деньгами повседневны  и привычны. Наконец, осуществление  целого ряда операций через интернет-банкинг  становится более выгодным для клиента  с точки зрения денежных затрат. Эти и другие факторы не могут  не привести к возрастанию количества пользователей интернет-банкинга, тем  более что, по официальным данным на конец 2007 года, число российских пользователей Интернета уже превысило 10 млн. человек.

Так же следует отметить, что реализация благоприятного прогноза развития экономики  России приведет к снижению доходности рыночных инструментов и потребует  от всех банков оптимизации затрат на развитие технологий, сокращения уровня операционных расходов при одновременном  росте объема и качества операций и предоставляемых услуг. Широкая  филиальная сеть, возможность унификации банковских продуктов и технологий позволяют Банку консолидировать  затраты на развитие и становление  новых банковских продуктов с  использованием новейших технологий и  снизить срок их окупаемости за счет возможностей широкого тиражирования. Общей проблемой банковского  сообщества является отсутствие региональных профильных высших учебных заведений, осуществляющих подготовку высококвалифицированных  банковских специалистов. В то же время, после кризиса значительно расширились  возможности набора специалистов, имеющих  опыт работы в других коммерческих банках. Таким образом, все вышеуказанные  факторы напрямую либо косвенно оказывают  влияние на систему обслуживания физических лиц в коммерческих банках. Однако итоги развития банковского  сектора позволяют надеется на дальнейшее развитие операций коммерческих банков с физическими лицами.

 

 

 

Список литературы

  1. Деньги, кредит, банки./Под ред. О.И. Лаврушина. М., 2010.
  2. Деньги, кредит, банки Учебник /Под ред. Е.Ф.Жукова, М., 2010.
  3. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум. Под. Ред. Жукова Е.Ф., М. 2009.
  4. Платежные системы и их развитие в России, Ануреев С.В.  ФиС, М. 2009.
  5. Депозитарные операции в кредитных организациях, Адамова К.Р.  М. 2010.
  6. Банковское дело. Под ред. Белоглазовой Г.Н., Кроливецкой Л.П., Питер, 2009.
  7. Банковское дело. Дополнительные операции для клиентов, Под. Ред. Тавасиева А.М.., ФиС, М. 2009.
  8. Безналичные расчеты в экономике России. Анализ практики. Березина М.П.  М. 2010.
  9. Денежная теория и динамичная экономика. Бурлачков В.К. – М., 2009.
  10. Валютный рынок и валютное регулирование. Под ред. И.Н.Платоновой. М.2009.
  11. Банк России: организация деятельности. 1 и 2 часть. Голикова Ю.С., Хохленкова М.А.  – М.: ДеКА, 2009.
  12. Деньги, банковское дело и денежная политика./Пер. с англ./ С.-П. Долан Эдвин Дж. и др. 2010.
  13. Международное банковское право», Дело, М. Ерпылева Н.Ю. 2010.
  14. Доверительное управление имуществом М. Захарьин В. 2009.
  15. Факторинг: сущность, проблемы и пути развития в России. М. Ивасенко А. 2010.

Информация о работе Особенности банковского менеджмента