Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:01, курсовая работа
Цель работы – исследовать сущность пассивных операций коммерческих банков, их видов и назначения, роль каждого из структурных элементов в формировании ресурсной базы банка.
Для достижения поставленной в работе цели определены следующие задачи:
- раскрыть понятие, сущность и структуру пассивных операций;
- определить порядок формирования собственных средств (капитала) банка, их источников и структуры;
- рассмотреть сущность и виды операций по формированию привлеченных средств;
- проанализировать организацию работы в банке по привлечению средств клиентов;
- рассмотреть процентную политику банков по привлеченным средствам;
- проанализировать структуру привлеченных средств банков;
- выявить влияние кризиса на пассивные операции банков.
Введение----------------------------------------------------------------------------- 3
1. Общая характеристика пассивных операций----------------------------- 7
1.1. Пассивные операции: сущность, понятие, виды----------------------- 7
1.2. Операции по формированию собственных ресурсов----------------- 10
2. Управление привлеченными ресурсами коммерческих банков------- 27
2.1. Операции по формированию привлеченных средств----------------- 27
2.2. Организация работы в банке по привлечению средств клиентов-- 36
2.3. Влияние экономического кризиса на пассивные операции банков 47
Заключение-------------------------------------------------------------------------- 56
Список литературы---------------------------------------------------------------- 59
Приложения------------------------------------------------------------------------- 62
Таким образом, программа выдачи субординированных кредитов будет осуществляться в два этапа. Первый этап предусматривает, что на сумму 15% от капитала банка субординированный кредит должны предоставить акционеры, а еще на 15% - государство. "Из расчета 1 к 1, но не больше суммарно 30% капитала банка", - отметил глава Минфина.
Второй этап предусматривает на 1 рубль акционеров 3 рубля государства. А.Кудрин пояснил, что, кто хочет участвовать во втором этапе, должен будет найти еще 1 единицу субордированного кредита акционера и получит 3 единицы от государства. При этом министр отметил, что некоторые банки смогут участвовать в обоих этапах сразу. [29]
Наиболее положительным моментом является готовность государства поддерживать банковский сектор любыми методами, тем более что альтернативных способов привлечь большой объем дополнительного капитала в условиях кризиса ликвидности практически нет. Основными выгодоприобретателями нововведения станут те банки, акционерам которых удастся найти средства для вклада в капитал. Таким образом, наиболее крупные и узнаваемые финансовые институты смогут увеличить свою долю рынка за счет тех, кому субординированные кредиты ВЭБа привлечь не удастся. Между тем опасение вызывает сразу ряд факторов. Судя по тому, что правительство готовится принимать столь серьезные меры по поддержке банковского сектора именно сейчас, когда ситуация начала исправляться (если судить по притоку депозитов и снижению ставок межбанковских кредитов), экономисты все же опасаются второй волны банковского кризиса, которую пророчит глава Сбербанка Герман Греф. Попытаться ее предотвратить путем постоянного наращивания объема кредитов реальному сектору можно, но этот процесс способен обернуться значительными растратами государственных средств, в случае, если экономический кризис будет затяжным.
Кроме того, за господдержку придется заплатить. В.Путин отметил, что банки должны будут кредитовать реальный сектор из средств федеральной помощи по ставкам, лишь на 3% превышающим ставку рефинансирования (на данный момент она составляет 10,5% годовых). Это значит, что финансовые институты вряд ли будут в состоянии эффективно управлять кредитными рисками, поскольку низкая надежность заемщика всегда находит свое отражение в более высоком ссудном проценте. В настоящее время надежность абсолютного большинства заемщиков вызывает сомнение, и ставка по кредиту в размере 13,5% вряд ли покроет все риски. В итоге продиктованные сверху условия кредитования могут ослабить положение сектора в случае ухудшения ситуации в экономике. Наконец, возможность привлечения средств федеральной помощи в утроенном объеме не отменит риски допэмиссии ведущих банков страны, поскольку нормативы соотношения капиталов первого и второго уровня изменены не были, а например, ВТБ исчерпал возможности по увеличению капитала за счет субординированных кредитов без увеличения уставного капитала. [28]
Наблюдательный совет Внешэкономбанка на очередном заседании 27 апреля принял решение дополнить порядок реализации Внешэкономбанком мер, предусмотренных статьями 4 и 6 федерального закона от 13 октября 2008 года №173−ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации». Фактически это означает, что изменены условия предоставления ВЭБом субординированных кредитов банкам.
Во-первых, минимальная сумма собственных средств (капитала) банков, которым могут выдаваться субординированные кредиты, должна быть не менее 3,5 млрд. рублей. Раньше никаких ограничений не было.
Кроме того, повышены требования к кредитованию банками-заемщиками реального сектора экономики. Теперь они должны будут обеспечить в течение одного года, начиная с даты получения субординированного кредита, наличие в кредитном портфеле кредитов приоритетным секторам экономики в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России со сроками погашения не менее одного года по эффективной ставке не более ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на три процентных пункта, в объеме не менее суммы полученного субординированного кредита и поддерживать объем таких кредитов до погашения субординированного кредита.
Правлению Внешэкономбанка поручено провести переговоры с заемщиками об их согласии на указанные условия получения субординированных кредитов.
В данный момент решением наблюдательного совета Внешэкономбанка одобрено предоставление субординированных кредитов следующим российским кредитным организациям: ЗАО АКБ «Новикомбанк» в размере 478 млн. рублей, ОАО АКБ «Росевробанк» в размере 980 млн. рублей, ОАО «Транскредитбанк» в размере 2,9 млрд. рублей, ОАО «Банк “Санкт-Петербург”» в размере 1,4 млрд. рублей, АКБ «Транскапиталбанк» в размере 729,9 млн. рублей, ОАО «Первобанк» в размере 725 млн. рублей, ОАО «СКБ банк» в размере 810 млн. рублей, ОАО «Промсвязьбанк» в размере 4 млрд. рублей, ОАО «Банк “Зенит”» в размере 2,1 млрд. рублей, ЗАО «Банк Русский стандарт» в размере 4,9 млрд. рублей. [30]
По мнению первого заместителя председателя Банка России Алексея Улюкаева, банки, в пассивах которых средства ЦБ занимают значительную долю, смогут практически сразу ретранслировать снижение ставок рефинансирования. В то же время он соглашается с тем, что таких банков очень и очень немного.
«Средства ЦБ – это только 18% всех пассивов банков. Поэтому вряд ли снижение ставки рефинансирования сыграет какую-то роль в снижении ставок по кредитам», – считает замгендиректора УРСА банка Владимир Мехряков. В то же время, если снижение ставки рефинансирования продолжится, то удешевление стоимости кредитов должно произойти.
Однако плохо то, что вместе со снижением ставки Центробанк заявил о повышении нормативов обязательных резервов. Осенью ЦБ практически обнулил их, снизив нормативы, составлявшие на тот момент 6−8,5%, до 0,5%. Планировалось увеличить их с февраля до 1,5%, а с марта – до 2,5%. Затем сроки отодвинулись до мая и июня соответственно. Теперь нормативы будут помесячно возрастать на 0,5% с мая. Получается, что, с одной стороны, государство предлагает банкам деньги, правда, на весьма тяжелых условиях, а с другой стороны – забирает их у них. «Ликвидность снижается – значит, и кредитов будет еще меньше», – делают выводы эксперты. [31]
Таким образом, проведенный нами анализ сущности пассивных операций, их структуры, порядка и источников формирования собственных средств (капитала) банка, позволяет сделать вывод о том, что пассивные операции имеют первостепенное значение для коммерческих банков, так как за счет них происходит формирование ресурсной базы и определяется кредитный потенциал коммерческих банков.
Особенно актуальной проблема выбора источников формирования ресурсной базы для российских коммерческих банков стала в период экономического кризиса, когда иностранные банки перестали предоставлять субординированные кредиты под низкие процентные ставки, таким образом, банки лишились дешевого и надежного источника ресурсов. В настоящее время российским коммерческим банкам приходится пересматривать свою политику в области пассивных операций, с целью привлечения дополнительных ресурсов и сохранения существующего кредитного потенциала. Важную роль при этом играет правильное определение источников формирования ресурсов и определение их структуры.
2. Управление привлеченными ресурсами коммерческих банков
2.1. Операции по формированию привлеченных средств.
2.1.1. Депозитные операции коммерческого банка.
К депозитным операциям коммерческих банков относят операции по привлечению денежных средств во вклады (пассивные депозитные операции) или размещение имеющихся в распоряжении коммерческого банка средств во вклады в других кредитных организациях (активные депозитные операции).
Пассивные депозитные операции - основополагающие для кредитных организаций.
В экономической литературе определение и границы депозитных операций трактуются неоднозначно. В европейском банковском праве депозит означает любой кредитный баланс, который появился в результате того, что денежные средства были оставлены на счете, или вследствие временной ситуации, возникшей вследствие нормальных банковских сделок, и который кредитный институт должен вернуть в соответствии с применимыми положениями права или договора, и любой долг, подтвержденный сертификатом. [11, с. 291]
В российской практике депозитными операциями называют операции по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенный срок, либо до востребования. В качестве субъектов депозитных операций выступают предприятия всех организационно-правовых форм и физические лица. Объектами депозитных операций являются депозиты, т.е. суммы денежных средств, которые субъекты депозитных операций вносят на банковские счета.
Депозиты – это главный вид привлекаемых банком ресурсов. Именно они раскрывают содержание деятельности коммерческого банка как посредника в приобретении ресурсов на свободном рынке кредитных ресурсов. [10,с. 99]
Исходя из категории вкладчиков, различают депозиты:
По форме изъятия депозиты подразделяются на:
Депозиты до востребования представлены средствами на различных банковских счетах, которые их владельцы (юридические и физические лица) могут получить по первому требованию путем выписки денежных и расчетных документов (счета «on call» в мировой практике). К депозитам до востребования в отечественной практике относят:
Среди
депозитов юридических лиц
Как правило, депозиты до востребования являются самым дешевым источником образования банковских ресурсов. Возможность владельца счета в любой момент изъять средства требует наличия в обороте банка повышенной доли высоколиквидных активов. Поэтому по остаткам на счетах до востребования банки уплачивают самые минимальные процентные ставки.
Особенности депозитного счета до востребования:
Основными недостатками депозитов до востребования являются:
А). Для их владельцев - практически отсутствие уплаты процентов по счету;
Б). Для банка - необходимость иметь более высокий оперативный резерв для поддержания ликвидности.
Срочные
депозиты - это депозиты, привлекаемые
на определенный срок. Твердо обозначенный
срок хранения очень важен для
поддержания ликвидности