Пассивные операции в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать сущность пассивных операций коммерческих банков, их видов и назначения, роль каждого из структурных элементов в формировании ресурсной базы банка.
Для достижения поставленной в работе цели определены следующие задачи:
- раскрыть понятие, сущность и структуру пассивных операций;
- определить порядок формирования собственных средств (капитала) банка, их источников и структуры;
- рассмотреть сущность и виды операций по формированию привлеченных средств;
- проанализировать организацию работы в банке по привлечению средств клиентов;
- рассмотреть процентную политику банков по привлеченным средствам;
- проанализировать структуру привлеченных средств банков;
- выявить влияние кризиса на пассивные операции банков.

Содержание работы

Введение----------------------------------------------------------------------------- 3
1. Общая характеристика пассивных операций----------------------------- 7
1.1. Пассивные операции: сущность, понятие, виды----------------------- 7
1.2. Операции по формированию собственных ресурсов----------------- 10
2. Управление привлеченными ресурсами коммерческих банков------- 27
2.1. Операции по формированию привлеченных средств----------------- 27
2.2. Организация работы в банке по привлечению средств клиентов-- 36
2.3. Влияние экономического кризиса на пассивные операции банков 47
Заключение-------------------------------------------------------------------------- 56
Список литературы---------------------------------------------------------------- 59
Приложения------------------------------------------------------------------------- 62

Файлы: 1 файл

Пассивные операции - КУРСОВАЯ.doc

— 613.00 Кб (Скачать файл)

      В соответствии с правилами ведения  бухгалтерского учета в банках срочные депозиты классифицируются по следующим срокам: до 30 дней; 31 – 90 дней; 91 – 180 дней; 181 день – 1 год; 1 – 3 года; свыше 3 лет.

      В связи с невостребованностью  некоторых депозитов выделяются депозиты с истекшим сроком обращения. Распространение расчетов пластиковыми картами потребовало выделение депозитов, служащих обеспечением этого вида расчетов. [10, с. 100]

      Срочные депозиты носят характер стабильной части привлекаемых ресурсов, что  позволяет осуществлять кредитование на более длительные сроки и, следовательно, под более высокий процент.

      Недостаток  срочных депозитных счетов для клиентов состоит в низкой ликвидности  и невозможности использовать средства на счетах срочных депозитов для  расчетов и текущих платежей, а  также для получения наличных денег. Для банка недостаток состоит в необходимости выплат повышенных процентов по вкладам и снижении, таким образом, банковской маржи. [32]

      Разновидностью  срочных депозитов юридических  и физических лиц являются банковские сертификаты, которые представляют собой собственные долговые обязательства банка, выпускаемые им в целях получения возможности клиентам разместить свои свободные денежные средства, а банку — привлечь ресурсы для выполнения своих активных операций, приносящих им доход.

      Сберегательный (депозитный) сертификат является ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале этого банка. Депозитный сертификат может быть выдан только юридическим лицам, а сберегательный - только физическим лицам. [7, с. 147]

      Коммерческие  банки, выпускающие сертификаты  сами, разрабатывают условия их выпуска  и обращения. Размещать сертификаты банки могут после регистрации условий выпуска и размещения в ГУ ЦБР.

      Сертификаты выпускаются в рублях. Они не могут  служить расчетным или платежным  средством за проданные товары или  оказанные услуги.

      Осуществление депозитных операций предполагает разработку каждой кредитной организацией собственной депозитной политики, под которой следует понимать совокупность мероприятий коммерческого банка, направленных на определение форм, задач, содержание банковской деятельности по формированию банковских ресурсов, их планированию и регулированию.

      Конечной  целью выработки и реализации эффективной депозитной политики любого коммерческого банка является увеличение объема ресурсной базы при минимизации  расходов банка и поддержании  необходимого уровня ликвидности с учетом всех видов рисков. [10, с. 98]

      Учитывая  мировой опыт проведения банками  депозитных операций и возможность  его адаптации к российским условиям, можно было бы рекомендовать следующую  схему модели формирования депозитной политики коммерческого банка (рис. 1):

 

 

 

 

 
 

Рис. 1. Модель формирования депозитной политики коммерческого  банка

      Приведенная выше модель сформирована, исходя из текущих задач, которые требуется решать в процессе осуществления пассивных операций и создания оптимальной ресурсной базы банка. [33]

      Депозитная  политика банка должна соответствовать  его стратегическим целям. Поэтому  при ее формировании чрезвычайно  важен выбор генеральной линии. Банк может выбрать в качестве своих приоритетных потенциальных клиентов либо частных вкладчиков – «розничных» клиентов, либо коммерческие фирмы и других юридических лиц, либо тех и других. Если банк не привлекает широко депозиты населения, то он может заменить постоянные издержки процентными. При работе с населением банк на начальном этапе вырабатывает стратегию проникновения по рынкам, клиентам и банковским продуктам, а затем – стратегию развития и диверсификации.

      В условиях конкуренции банки вынуждены  проводить агрессивную политику. На рынке частных вкладов стратегию лидера проводит, безусловно, Сберегательный банк России. 
 

2.1.2. Недепозитные операции коммерческого банка.

      К недепозитным источникам привлечения  ресурсов относят долгосрочные обязательства  в виде выпускаемых банками облигаций, векселей и межбанковские кредиты.

      Выпуск  облигаций регламентируется теми же нормативными документами, что и выпуск акций, в частности Инструкцией ЦБ РФ 102-И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» (с изменениями). Коммерческий банк должен опубликовать проспект эмиссии и зарегистрировать выпуск в установленном порядке.

      Кредитная организация может выпускать  следующие облигации: именные и  на предъявителя, обеспеченные залогом  собственного имущества (или имущества  третьих лиц); облигации без обеспечения (не ранее третьего года деятельности и не выше суммы уставного капитала); процентные и дисконтные; конвертируемые в акции; с единовременным сроком погашения или со сроком погашения по сериям в определенные сроки.

      Выпуск векселей регулируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом №48–ФЗ «О переводном и простом векселе», письмом ЦБ РФ от 9 сентября 1991 г. 14-3/30 «О банковских операциях с векселями» и приложением к письму «Рекомендации банкам по работе с векселями».

      В целях привлечения средств банки  выпускают простые процентные и  дисконтные векселя с номиналом  в рублях и валюте.  
Основание для выдачи векселя банком - договор купли-продажи при наличии визы главного бухгалтера банка, подтверждающей поступление средств на счет банка. При приобретении векселя клиент вносит за процентный вексель его номинальную стоимость, за дисконтный вексель - цену реализации. Полученный банковский вексель покупатель может использовать как средство накопления и сбережения денег, предоставлять его в качестве залога, передавать другому держателю посредством индоссамента (передаточной надписи на обороте векселя, означающей передачу права по этому документу другому лицу). [10, с. 102]

      На  рынке межбанковских кредитов (МБК) продаются и покупаются свободные остатки средств, находящихся на корреспондентских счетах.

      В России организаторами рынка межбанковских  кредитов выступили в 1991г. Московская международная и Московская центральная  фондовые биржи, которые первыми  организовали кредитные аукционы. В настоящее время на рынке МБК можно получить как долгосрочные ресурсы (до нескольких лет), так и краткосрочные, в основном «короткие деньги» - от 1 дня (кредиты овернайт) до двух недель. Реже банки предоставляют друг другу внутридневные кредиты.

      МБК удобны тем, что ресурсы поступают в распоряжение банка-заемщика практически немедленно и не требуют резервного обеспечения, поскольку не являются вкладами. [11, с.297]

      Виды  МБК:

    • МБК, полученные от других коммерческих банков;
    • Кредитование путем подкрепления корреспондентского счета;
    • Кредитные ресурсы, полученные от других филиалов (в пределах одного и того же коммерческого банка);
    • Овердрафт головного банка (для филиалов коммерческого банка);
    • Кредиты ЦБ РФ. [10, с. 103]

      Значение  рынка МБК состоит в том, что, перераспределяя избыточные для некоторых банков ресурсы, этот рынок повышает эффективность использования кредитных ресурсов банковской системы в целом. Кроме того, наличие развитого рынка МБК позволяет аккумулировать меньшие средства в оперативных резервах банков для поддержания их ликвидности. Вместе с тем, большая степень зависимости от банковских ресурсов нежелательна для банков, поскольку рынок МБК мгновенно реагирует на изменения ситуации на денежных рынках, а также на изменение финансового состояния и репутации банка-заемщика.

      Инфляционные  процессы, недостаточный рост депозитных операций обусловливают в ряде случаев  необходимость привлечения банками  дополнительных источников в виде займов у Центрального банка или покупки  на межбанковском рынке. Последний повышает эффективность использования кредитных ресурсов банковской системы в целом. Но для каждого отдельного коммерческого банка высокая доля межбанковского кредита в общем объеме привлеченных ресурсов ведет к удорожанию его кредитных ресурсов, поскольку это самый дорогой источник привлечения средств. Затраты на вкладные операции меньше, поэтому банки должны проводить активную депозитную политику.

      Проблема привлечения ресурсов остается ключевой для банковского сообщества. Когда осенью прошлого года банки начали испытывать проблемы с ликвидностью, рынка межбанковского кредита (МБК) уже не существовало. Займы выдавались в основном тем кредитным организациям, с которыми банк был связан какими-то особыми, доверительными отношениями.

      В прошлом году у многих банков возникли проблемы с ликвидностью из-за неосторожной кредитной политики. Некоторые просто не рассчитали силы и не были готовы к развернувшемуся кризису.

      Государственные кредитные организации не слишком пострадали, поскольку госбюджет не скупился на поддержку и помог им восстановить ликвидность. Этому сектору банковского рынка пришлось немного ужаться, но он продолжил довольно активно кредитовать не только население, но и компании.

      Стратегия государственных банков зачастую была завязана на принятие тех или иных правительственных решений. Во многом данные решения были спорными. Предоставление льготных кредитов крупным заемщикам, кредитоспособность которых сильно пострадала вследствие кризисных явлений, расширение рынка МБК для частных банков – такие действия зачастую полностью компенсировались притоком госсредств в крупнейшие банки, но в целом приводили к росту «плохих» долгов, неминуемому увеличению резервов и необходимости докапитализации банков».

      Исходя  из отчетности, публикуемой банками, за период с 1 сентября 2008 года по 1 февраля 2009 года задолженность Сбербанка по кредитам ЦБ РФ увеличилась на 753 млрд. рублей (без учета операций РЕПО), ВТБ – на 627 млрд., Газпромбанка – на 530 млрд. На эти три банка приходится около 80% требований ЦБ РФ к кредитным организациям. «Безусловно, часть средств госбанки перенаправили на межбанковский рынок, выступая фактически агентами ЦБ РФ по поддержанию ликвидности. Например, объем требований Сбербанка по МБК вырос за аналогичный период на 287 млрд. рублей. Таким образом, в самих госбанках осело около половины средств ЦБ РФ, направленных на поддержание банковской системы», – уверен аналитик ИК Advansed Research Петр Минин.

      По данным главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, общий объем средств, выделенных из разных источников на увеличение ликвидности и ресурсной базы кредитных организаций, на сегодняшний день составляет более 4 трлн. рублей. [34]

 

       2.2. Организация работы в банке по привлечению средств

      клиентов.

      2.2.1. Мероприятия, направленные  на привлечение  средств клиентов.

      Основным  документом, регламентирующим в коммерческих банках процесс привлечения временно свободных средств предприятий, организаций и населения на счета  в банк, в депозиты (вклады), является депозитная политика банка. Этот документ разрабатывается каждым банком самостоятельно на основе стратегического плана, анализа структуры, состояния и динамики ресурсной базы и, исходя из перспектив развития, а также в тесной увязке с такими документами, которые определяют основные направления и условия размещения привлеченных средств, как «Кредитная политика банка» и «Инвестиционная политика банка». [7, с.167]

      Разработкой и реализацией депозитной политики банка занимаются в тесной взаимосвязи  друг с другом целый ряд структурных подразделений банка (казначейство, финансовое управление, управление развития бизнеса, кредитное управление, управление ценных бумаг), а также органы управления банка: правление банка и комитет по управлению активами и пассивами. Для осуществления практической деятельности по привлечению средств, банки разрабатывают положения по депозитным (вкладным) операциям, в которых оговариваются правила и условия приема депозитов (вкладов); правовой статус субъектов договорных отношений; порядок заключения договора банковского вклада; его содержание; способы приема и выдачи вклада (депозита); перечень документации, необходимой для открытия и пользования вкладом (депозитом), и требования, предъявляемые к нему; права вкладчиков и обязанности банка; способы начисления и выплаты процентов по вкладам (депозитам).

Информация о работе Пассивные операции в коммерческом банке