Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:19, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В условиях становления экономики России в рыночных условиях развитие потребительского кредитования приобретает все большее значение.
Коммерческие банки, выдавая потребительский кредит, способствуют, в первую очередь, решению финансовых проблем населения, связанных с необходимостью приобретения транспортных средств, дорогостоящей бытовой техники, оплаты медицинских и образовательных услуг. К тому же банки, стимулируя спрос населения на товары, содействует увеличению их производства и реализации, повышая тем самым экономический потенциал страны. Ориентация коммерческих банков на частных заемщиков способствует также повышению качества их кредитного портфеля за счет расширения круга клиентов банка и видов предоставляемых ссудных услуг, диверсификации кредитного риска и т.д.
Целью данной дипломной работы является исследование функционирования рынка потребительского кредитования в России и формирование адекватной условиям развития рынка потребительского кредитования.
Введение 4
1. Основы развития рынка потребительского кредитования в России 6
1.1. Рынок потребительского кредитования: его сущность и структура 6
1.2. Особенности оказания услуг на рынке потребительского кредитования 17
1.3. Факторы и условия развития рынка потребительского кредитования в России 26
2. Особенности реализации потребительского кредитования в банке ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.1. Анализ и оценка финансового состояния Банка ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности Банка ВТБ 24 (ЗАО) в области потребительского кредитования 47
3. Совершенствование потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.1. Обоснование необходимости совершенствования потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.2. Рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 68
3.3. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 75
Заключение 81
Список использованной литературы 85
Текущие расходы по кредитному продукту рассчитаны в табл. 3.10.
Таблица 3.10. – Расчет текущих расходов по реализации кредитного продукта «Кредит на отдых»
Показатель | Показатель по кварталам 2009 года | Итого | |||
I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | ||
1. Спрос на кредит (ед.) | 1 000 | 300 | 1 050 | 420 | 2 770 |
2. Объемы кредитования, тыс. руб. | 200 000,0 | 18 000,0 | 262 500,0 | 29 400,0 | 509 900,0 |
3. Эксплуатационные расходы на обслуживание, тыс. руб. (9% от объемов кредитования) | 18 000,0 | 1 620,0 | 23 625,0 | 2 646,0 | 45 891,0 |
4. Расходы на выпуск пластиковых карт Visa Electron Instant Issue (п. 1 х 1200 руб. за ед.) | 1 200,0 | 360,0 | 1 260,0 | 504,0 | 3 324,0 |
5. Итого текущие расходы, тыс. руб. | 19 200,0 | 1 980,0 | 24 885,0 | 3 150,0 | 49 215,0 |
Расходы на формирование ресурсной базы определяются посредством планирования спроса и цены привлечения средств населения по предложенному вкладу «Пополняемый». Необходимые расчеты представлены в табл. 3.11.
Таблица 3.11. – Расчет текущих расходов по реализации депозитного продукта «Пополняемый вклад ВТБ 24»
Показатель | Показатель по кварталам 2009 года | Итого | |||
I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | ||
1. Спрос на депозит (ед.) | 800 | 1 280 | 2 816 | 4 308 | 9 204 |
2. Средний объем привлечения, руб. | 55 000 | 60 000 | 35 000 | 65 000 | х |
3. Среднеквартальный объем пополнения, руб. | 5 000 | 10 000 | 5 000 | 10 000 | х |
4. Итого привлечение, тыс. руб. (п. 1 х п. 2) / 1000 | 44 000,0 | 76 800,0 | 98 560,0 | 280 051,2 | 499 411,2 |
5. Итого объем пополнения, тыс. руб. (п. 1 х п.3)/1000 | 4 000,0 | 12 800,0 | 14 080,0 | 43 084,8 | 73 964,8 |
6. Средний срок привлечения в расчете на 2009 год, мес. | 12 | 9 | 6 | 3 | х |
7. Средний срок привлечения по пополняемым ресурсам, мес. | 10 | 7 | 5 | 1 | х |
8. Процентная ставка по вкладу, % годовых | 9,65 | 9,65 | 9,65 | 9,65 | х |
9. Стоимость привлечения по основному взносу, тыс. руб. | 4 246,0 | 5 558,4 | 4 755,5 | 6 756,2 | 21 316,2 |
10. Стоимость привлечения по причисленному (пополняемому взносу), тыс. руб. | 321,7 | 720,5 | 566,1 | 346,5 | 1 954,8 |
11. Итого процентные расходы по привлечению, тыс. руб. | 4 567,7 | 6 278,9 | 5 321,7 | 7 102,7 | 23 271,0 |
12. Коммерческие расходы на внедрение продукта (рекламные акции) - 10% от объема привлечения | 456,8 | 627,9 | 532,2 | 710,3 | 2 327,1 |
13. Итого расходы по привлечению ресурсов, тыс. руб. | 5 024,4 | 6 906,8 | 5 853,8 | 7 813,0 | 25 598,1 |
Таким образом, в 2009 году банк от реализации двух продуктов – кредитного «Кредит на отдых»; а также депозитного – «Пополняемый вклад ВТБ 24» – может получить годовой экономический эффект, величина которого рассчитана в табл. 3.12.
Таблица 3.12. – Расчет возможного экономического эффекта от внедрения кредитного и депозитного продуктов в банке «ВТБ 24» (тыс. руб.) в расчете на 2009 год
Показатель | Показатель по кварталам 2009 года | Итого | |||
I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | ||
1. Доходы от реализации кредитного продукта | 44 200,0 | 4 383,0 | 31 500,0 | 3 945,9 | 84 028,9 |
в т.ч. процентные доходы | 38 000,0 | 2 565,0 | 24 937,5 | 1 396,5 | 66 899,0 |
2. Текущие расходы по кредиту | 11 200,0 | 1 260,0 | 14 385,0 | 1 974,0 | 28 819,0 |
3. Чистый доход от реализации кредитного продукта | 33 000,0 | 3 123,0 | 17 115,0 | 1 971,9 | 55 209,9 |
4. Стоимость привлечения ресурсов (расходы по депозитному продукту) | 5 024,4 | 6 906,8 | 5 853,8 | 7 813,0 | 25 598,1 |
в т.ч. процентные расходы | 4 567,7 | 6 278,9 | 5 321,7 | 7 102,7 | 23 271,0 |
5. Чистый текущий доход банка по проекту мероприятий | 27 975,6 | -3 783,8 | 11 261,2 | -5 841,1 | 29 611,8 |
6. Объем размещения в кредиты, тыс. руб. | 200 000,0 | 18 000,0 | 262 500,0 | 29 400,0 | 509 900,0 |
7. Объем привлечения, тыс. руб. | 48 000,0 | 89 600,0 | 112 640,0 | 323 136,0 | 573 376,0 |
8. Средняя стоимость привлечения, % | 9,52 | 7,01 | 4,72 | 2,20 | 4,06 |
9. Средняя стоимость размещения, % | 19,00 | 14,25 | 9,50 | 4,75 | 13,12 |
10. Процентная маржа, % | 9,48 | 7,24 | 4,78 | 2,55 | 9,06 |
11. Рентабельность кредитных операций, % | 10,89 | 7,25 | 1,79 | -1,96 | 7,47 |
Таким образом, в первом году реализации мероприятий банк способен получить дополнительно 29,6 млн. руб. чистого дохода и повысить среднегодовую рентабельность кредитных операций до уровня 7,47%.
Сумма полученного чистого дохода может быть реинвестирована в дальнейшие доходные операции банка. Учитывая, что по результатам проведенного анализа средняя доходность активов банка составила в 2007 г. 50,0%, то при достигнутых возможностях банка реинвестирование полученных от реализации кредитного продукта доходов банк может получить в следующих периодах дополнительную прибыль. Однако, следует также учесть, что в течение 2008 года банк должен будет продолжать выплачивать проценты по двухгодичным срочным депозитам, привлеченным в 2009 году.
Эффективность мероприятий предлагается оценить по результатам трехлетнего прогнозного периода. Поэтому необходимо использовать следующие параметры динамической оценки эффективности инвестиций.
Чистая текущая стоимость (NPV) – накопленный дисконтированный эффект за весь расчетный период реализации мероприятий, в которые инвестируются денежные средства. Формула для расчета чистой текущей стоимости может быть представлена следующим образом[41]:
(3.2.)
где Rt – результаты (эффекты от внедрения мероприятий), достигаемые на t-м шаге;
Зt – дополнительные затраты, осуществляемые для реализации мероприятий на t-м шаге.
Ic – сумма вложенных в мероприятие инвестиций.
Коэффициент дисконта определяется по формуле: (3.3.)
Расчет чистой текущей стоимости на 2009-2011 гг. с учетом изложенных условий представлен в табл. 3.13.
Таблица 3.13. – Расчет чистой текущей стоимости мероприятий
Показатель | Показатели по годам проекта мероприятий | |||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
1. Инвестиции на модернизацию банкоматов (установка депозитных модулей), тыс. руб. | 4 280,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
2. Чистый доход от реализации мероприятий, тыс. руб. | х | 29 611,8 | х | х |
3. Планируемая ставка процентной доходности активов, % | 50,00 | 50,00 | 50,00 | 50,00 |
4. Чистые процентные доходы от реинвестирования, тыс. руб. | х | х | 14 805,9 | 7 403,0 |
5. Дополнительные процентные расходы по привлечению, тыс. руб. | х | х | 10 846,6 | 12 424,4 |
6. Чистый доход по годам, тыс. руб. | -4 280,0 | 29 611,8 | 3 959,3 | -19 827,3 |
7. Чистый накопленный доход, тыс. руб. | -4 280,0 | 25 331,8 | 29 291,2 | 9 463,8 |
8. Ставка дисконтирования (средняя ставка размещения ресурсов на МБК), % | 10,5% | |||
9. Коэффициент дисконтирования, коэф. | 1,0000 | 0,9050 | 0,8190 | 0,7412 |
10. Чистый дисконтированный накопленный доход (NPV) | -4 280,0 | 22 924,7 | 23 989,0 | 7 014,2 |
Если: NPV > 0, то мероприятия следует признать эффективным;
NPV < 0, то мероприятия следует отвергнуть;
NPV = 0, то следует обратиться к иным методам оценки.
NPV = 7 014,2 тыс. руб. > 0
Индекс рентабельности инвестиций (PI) – это отношение суммы приведенных эффектов по реализации мероприятия к величине вложенных в него инвестиций:
(3.4.)
По данным табл. 3.11. индекс рентабельности инвестиций составит:
Если: Р1 > 1, то мероприятия следует принять;
Р1 < 1, то мероприятия следует отвергнуть;
Р1 = 1, то требуется применение иных методов оценки.
Выводы:
Для того чтобы мероприятия по совершенствованию потребительского кредитования в Банке «ВТБ 24» могли быть признаны экономически эффективными, необходимо выполнение следующих условий:
NPV = 7 014,2 тыс. руб. > 0
PI = 1,63 > 1,0
При этом по данным табл. 3.12. вложенные инвестиции окупятся в течение первого года реализации мероприятий, поскольку отрицательных эффектов в течение прогнозируемого периода не получено.
В целом приведенные результаты экономической оценки мероприятий по совершенствованию потребительского кредитования в Банке «ВТБ 24» свидетельствуют о достаточной степени их привлекательности с точки зрения инвестирования средств и целесообразности практической реализации.
Заключение
В ходе проведенного теоретического исследования и практической работы были решены поставленные задачи и получены основные результаты:
1. Выявлены сущностные характеристики и общие закономерности функционирования рынка потребительского кредитования. Определена структура рынка потребительского кредитования, состоящая из предмета, объекта и субъектов потребительского кредитования. Установлено, что в научной и специальной литературе нет единого похода к определению объектного состава потребительского кредитования. Это проявляется в различиях к отнесению отдельных видов кредитов к категории потребительского кредитования. Однако, в работе было доказано, что к потребительским кредитам следует относить не все виды кредитов, выдаваемых физическим лицам. В частности, был сделан вывод о том, что к потребительским кредитам не следует относить ипотечные кредиты, регулируемые специальным законодательством и имеющие особую специфику обслуживания. При этом кредиты на приобретение жилья, не обеспеченные залогом приобретаемого имущества, а, следовательно, не относимые к ипотеке, следует рассматривать как потребительские. В работе также была предложена классификация потребительских кредитов по различным критериям.