Потребительское кредитование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:19, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В условиях становления экономики России в рыночных условиях развитие потребительского кредитования приобретает все большее значение.
Коммерческие банки, выдавая потребительский кредит, способствуют, в первую очередь, решению финансовых проблем населения, связанных с необходимостью приобретения транспортных средств, дорогостоящей бытовой техники, оплаты медицинских и образовательных услуг. К тому же банки, стимулируя спрос населения на товары, содействует увеличению их производства и реализации, повышая тем самым экономический потенциал страны. Ориентация коммерческих банков на частных заемщиков способствует также повышению качества их кредитного портфеля за счет расширения круга клиентов банка и видов предоставляемых ссудных услуг, диверсификации кредитного риска и т.д.
Целью данной дипломной работы является исследование функционирования рынка потребительского кредитования в России и формирование адекватной условиям развития рынка потребительского кредитования.

Содержание работы

Введение 4
1. Основы развития рынка потребительского кредитования в России 6
1.1. Рынок потребительского кредитования: его сущность и структура 6
1.2. Особенности оказания услуг на рынке потребительского кредитования 17
1.3. Факторы и условия развития рынка потребительского кредитования в России 26
2. Особенности реализации потребительского кредитования в банке ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.1. Анализ и оценка финансового состояния Банка ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности Банка ВТБ 24 (ЗАО) в области потребительского кредитования 47
3. Совершенствование потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.1. Обоснование необходимости совершенствования потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.2. Рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 68
3.3. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 75
Заключение 81
Список использованной литературы 85

Файлы: 1 файл

Потребительское кредитование в Коммерческом Банке МНВ - копия без рис. 2.6.doc

— 3.17 Мб (Скачать файл)

 

Текущие расходы по кредитному продукту рассчитаны в табл. 3.10.

Таблица 3.10. – Расчет текущих расходов по реализации кредитного продукта «Кредит на отдых»

Показатель

Показатель по кварталам 2009 года

Итого

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

1. Спрос на кредит (ед.)

1 000

300

1 050

420

2 770

2. Объемы кредитования, тыс. руб.

200 000,0

18 000,0

262 500,0

29 400,0

509 900,0

3. Эксплуатационные расходы на обслуживание, тыс. руб. (9% от объемов кредитования)

18 000,0

1 620,0

23 625,0

2 646,0

45 891,0

4. Расходы на выпуск пластиковых карт Visa Electron Instant Issue (п. 1 х 1200 руб. за ед.)

1 200,0

360,0

1 260,0

504,0

3 324,0

5. Итого текущие расходы, тыс. руб.

19 200,0

1 980,0

24 885,0

3 150,0

49 215,0

 

Расходы на формирование ресурсной базы определяются посредством планирования спроса и цены привлечения средств населения по предложенному вкладу «Пополняемый». Необходимые расчеты представлены в табл. 3.11.

Таблица 3.11. – Расчет текущих расходов по реализации депозитного продукта «Пополняемый вклад ВТБ 24»

Показатель

Показатель по кварталам 2009 года

Итого

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

1. Спрос на депозит (ед.)

800

1 280

2 816

4 308

9 204

2. Средний объем привлечения, руб.

55 000

60 000

35 000

65 000

х

3. Среднеквартальный объем пополнения, руб.

5 000

10 000

5 000

10 000

х

4. Итого привлечение, тыс. руб. (п. 1 х п. 2) / 1000

44 000,0

76 800,0

98 560,0

280 051,2

499 411,2

5. Итого объем пополнения, тыс. руб. (п. 1 х п.3)/1000

4 000,0

12 800,0

14 080,0

43 084,8

73 964,8

6. Средний срок привлечения в расчете на 2009 год, мес.

12

9

6

3

х

7. Средний срок привлечения по пополняемым ресурсам, мес.

10

7

5

1

х

8. Процентная ставка по вкладу, % годовых

9,65

9,65

9,65

9,65

х

9. Стоимость привлечения по основному взносу, тыс. руб.

4 246,0

5 558,4

4 755,5

6 756,2

21 316,2

10. Стоимость привлечения по причисленному (пополняемому взносу), тыс. руб.

321,7

720,5

566,1

346,5

1 954,8

11. Итого процентные расходы по привлечению, тыс. руб.

4 567,7

6 278,9

5 321,7

7 102,7

23 271,0

12. Коммерческие расходы на внедрение продукта (рекламные акции) - 10% от объема привлечения

456,8

627,9

532,2

710,3

2 327,1

13. Итого расходы по привлечению ресурсов, тыс. руб.

5 024,4

6 906,8

5 853,8

7 813,0

25 598,1

 

Таким образом, в 2009 году банк от реализации двух продуктов – кредитного «Кредит на отдых»; а также депозитного – «Пополняемый вклад ВТБ 24» – может получить годовой экономический эффект, величина которого рассчитана в табл. 3.12.

Таблица 3.12. – Расчет возможного экономического эффекта от внедрения кредитного и депозитного продуктов в банке «ВТБ 24» (тыс. руб.) в расчете на 2009 год

Показатель

Показатель по кварталам 2009 года

Итого

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

1. Доходы от реализации кредитного продукта

44 200,0

4 383,0

31 500,0

3 945,9

84 028,9

в т.ч. процентные доходы

38 000,0

2 565,0

24 937,5

1 396,5

66 899,0

2. Текущие расходы по кредиту

11 200,0

1 260,0

14 385,0

1 974,0

28 819,0

3. Чистый доход от реализации кредитного продукта

33 000,0

3 123,0

17 115,0

1 971,9

55 209,9

4. Стоимость привлечения ресурсов (расходы по депозитному продукту)

5 024,4

6 906,8

5 853,8

7 813,0

25 598,1

в т.ч. процентные расходы

4 567,7

6 278,9

5 321,7

7 102,7

23 271,0

5. Чистый текущий доход банка по проекту мероприятий

27 975,6

-3 783,8

11 261,2

-5 841,1

29 611,8

6. Объем размещения в кредиты, тыс. руб.

200 000,0

18 000,0

262 500,0

29 400,0

509 900,0

7. Объем привлечения, тыс. руб.

48 000,0

89 600,0

112 640,0

323 136,0

573 376,0

8. Средняя стоимость привлечения, %

9,52

7,01

4,72

2,20

4,06

9. Средняя стоимость размещения, %

19,00

14,25

9,50

4,75

13,12

10. Процентная маржа, %

9,48

7,24

4,78

2,55

9,06

11. Рентабельность кредитных операций, %

10,89

7,25

1,79

-1,96

7,47

 

Таким образом, в первом году реализации мероприятий банк способен получить дополнительно 29,6 млн. руб. чистого дохода и повысить среднегодовую рентабельность кредитных операций до уровня 7,47%.

Сумма полученного чистого дохода может быть реинвестирована в дальнейшие доходные операции банка. Учитывая, что по результатам проведенного анализа средняя доходность активов банка составила в 2007 г. 50,0%, то при достигнутых возможностях банка реинвестирование полученных от реализации кредитного продукта доходов банк может получить в следующих периодах  дополнительную прибыль. Однако, следует также учесть, что в течение 2008 года банк должен будет продолжать выплачивать проценты по двухгодичным срочным депозитам, привлеченным в 2009 году.

Эффективность мероприятий предлагается оценить по результатам трехлетнего прогнозного периода. Поэтому необходимо использовать следующие параметры динамической оценки эффективности инвестиций.

Чистая текущая стоимость (NPV) – накопленный дисконтированный эффект за весь расчетный период реализации мероприятий, в которые инвестируются денежные средства. Формула для расчета чистой текущей стоимости может быть представлена следующим образом[41]:

                            (3.2.)

где Rt – результаты (эффекты от внедрения мероприятий), достигаемые на t-м шаге;

Зt – дополнительные затраты, осуществляемые для реализации мероприятий на t-м шаге.

Ic – сумма вложенных в мероприятие инвестиций.

Коэффициент дисконта определяется по формуле:                             (3.3.)

Расчет чистой  текущей стоимости на 2009-2011 гг. с учетом изложенных условий представлен в табл. 3.13.

Таблица 3.13. – Расчет чистой текущей стоимости мероприятий

Показатель

Показатели по годам проекта мероприятий

2008

2009

2010

2011

1. Инвестиции на модернизацию банкоматов (установка депозитных модулей), тыс. руб.

4 280,0

0,0

0,0

0,0

2. Чистый доход от реализации мероприятий, тыс. руб.

х

29 611,8

х

х

3. Планируемая ставка процентной доходности активов, %

50,00

50,00

50,00

50,00

4. Чистые процентные доходы от реинвестирования, тыс. руб.

х

х

14 805,9

7 403,0

5. Дополнительные процентные расходы по привлечению, тыс. руб.

х

х

10 846,6

12 424,4

6. Чистый доход по годам, тыс. руб.

-4 280,0

29 611,8

3 959,3

-19 827,3

7. Чистый накопленный доход, тыс. руб.

-4 280,0

25 331,8

29 291,2

9 463,8

8. Ставка дисконтирования (средняя ставка размещения ресурсов на МБК), %

10,5%

9. Коэффициент дисконтирования, коэф.

1,0000

0,9050

0,8190

0,7412

10. Чистый дисконтированный накопленный доход (NPV)

-4 280,0

22 924,7

23 989,0

7 014,2

 

Если:              NPV > 0, то мероприятия следует признать эффективным;

              NPV < 0, то мероприятия следует отвергнуть;

              NPV = 0, то следует обратиться к иным методам оценки.

           NPV = 7 014,2 тыс. руб. > 0

Индекс рентабельности инвестиций (PI) – это отношение суммы приведенных эффектов по реализации мероприятия к величине вложенных в него инвестиций:

                            (3.4.)

По данным табл. 3.11. индекс рентабельности инвестиций составит:

Если:              Р1 > 1, то мероприятия следует принять;

              Р1 < 1, то мероприятия следует отвергнуть;

              Р1 = 1, то требуется применение иных методов оценки.

Выводы:

Для того чтобы мероприятия по совершенствованию потребительского кредитования в Банке «ВТБ 24» могли быть признаны экономически эффективными, необходимо выполнение следующих условий:

NPV = 7 014,2 тыс. руб. > 0

PI = 1,63 > 1,0

При этом по данным табл. 3.12. вложенные инвестиции окупятся в течение первого года реализации мероприятий, поскольку отрицательных эффектов в течение прогнозируемого периода не получено.

В целом приведенные результаты экономической оценки мероприятий по совершенствованию потребительского кредитования в Банке «ВТБ 24» свидетельствуют о достаточной степени их привлекательности с точки зрения инвестирования средств и целесообразности практической реализации.

Заключение

 

В ходе проведенного теоретического исследования и практической работы были решены поставленные задачи и получены основные результаты:

1. Выявлены сущностные характеристики и общие закономерности функционирования рынка потребительского кредитования. Определена структура рынка потребительского кредитования, состоящая из предмета, объекта и субъектов потребительского кредитования. Установлено, что в научной и специальной литературе нет единого похода к определению объектного состава потребительского кредитования. Это проявляется в различиях к отнесению отдельных видов кредитов к категории потребительского кредитования. Однако, в работе было доказано, что к потребительским кредитам следует относить не все виды кредитов, выдаваемых физическим лицам. В частности, был сделан вывод о том, что к потребительским кредитам не следует относить ипотечные кредиты, регулируемые специальным законодательством и имеющие особую специфику обслуживания. При этом кредиты на приобретение жилья, не обеспеченные залогом приобретаемого имущества, а, следовательно, не относимые к ипотеке, следует рассматривать как потребительские. В работе также была предложена классификация потребительских кредитов по различным критериям.

Информация о работе Потребительское кредитование