Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:19, дипломная работа
Актуальность темы исследования. В условиях становления экономики России в рыночных условиях развитие потребительского кредитования приобретает все большее значение.
Коммерческие банки, выдавая потребительский кредит, способствуют, в первую очередь, решению финансовых проблем населения, связанных с необходимостью приобретения транспортных средств, дорогостоящей бытовой техники, оплаты медицинских и образовательных услуг. К тому же банки, стимулируя спрос населения на товары, содействует увеличению их производства и реализации, повышая тем самым экономический потенциал страны. Ориентация коммерческих банков на частных заемщиков способствует также повышению качества их кредитного портфеля за счет расширения круга клиентов банка и видов предоставляемых ссудных услуг, диверсификации кредитного риска и т.д.
Целью данной дипломной работы является исследование функционирования рынка потребительского кредитования в России и формирование адекватной условиям развития рынка потребительского кредитования.
Введение 4
1. Основы развития рынка потребительского кредитования в России 6
1.1. Рынок потребительского кредитования: его сущность и структура 6
1.2. Особенности оказания услуг на рынке потребительского кредитования 17
1.3. Факторы и условия развития рынка потребительского кредитования в России 26
2. Особенности реализации потребительского кредитования в банке ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.1. Анализ и оценка финансового состояния Банка ВТБ 24 (ЗАО) 35
2.2. Анализ финансовых результатов деятельности Банка ВТБ 24 (ЗАО) в области потребительского кредитования 47
3. Совершенствование потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.1. Обоснование необходимости совершенствования потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 61
3.2. Рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в Банке ВТБ 24 (ЗАО) 68
3.3. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 75
Заключение 81
Список использованной литературы 85
Анализ развития рынка потребительского кредитования в России показал, что в последние два года рост рынка потребительского кредитования постепенно замедляется, что связано с некоторым насыщением рынка. Но возможности развития потребительского кредитования в России далеко не использованы, т.е. у рынка есть перспективы дальнейшего развития.
В числе важнейших факторов, сдерживающих развитие российского рынка потребительских кредитов отмечены:
- наличие преимущественно краткосрочной структуры банковских пассивов, что не позволяет развивать долгосрочное кредитование физических лиц и не стимулирует спокойствие и постоянство как клиентов, так и кредитных организаций в участии в данных сделках;
-наличие так называемых «белых», «серых» и «черных» доходов физических лиц – потенциальных заемщиков, что не позволяет, с одной стороны, кредитным организациям с полной уверенностью судить о реальном финансовом состоянии потенциальных клиентов, а с другой стороны – самим физическим лицам в полной мере удовлетворять имеющиеся у них потребности;
-неоправданно высокий уровень процентных ставок, применяемых кредитными организациями, что делает заведомо невыгодным использование потребительских кредитом потенциальными клиентами со средним достатком.
Проведенный анализ условий выдачи потребительских кредитов и факторов развития рынка потребительского кредитования в России позволил сделать выводы о том, что факторы, обеспечивающие условия для развития рынка потребительского кредита, связаны, прежде всего, с его эффективным регулированием. Это определяет необходимость выделения двух наиболее актуальных проблем.
Первая проблема заключается в недостаточности законодательной и нормативной базы, формирующей условия для активизации и стимулирования банковской деятельности в сфере потребительского кредитования.
Вторая проблема определяется неразвитостью инфраструктуры рынка потребительского кредита в лице его прямых (банки и заемщики) и профессиональных участников (кредитных бюро, коллекторских агентств), а также неурегулированностью отношений, возникающих между участниками кредитования.
2. Проведенный анализ финансового состояния банка «ВТБ 24» и потребительского кредитования позволяет сделать следующие выводы:
Во-первых, банк характеризуется высокой динамикой развития по всем существенным показателям: росту активов (в т.ч. их доходной доли); капитализации; формированию ресурсной базы за счет привлеченных средств клиентов; увеличению прибыли. Однако, анализ выявил ряд проблем в части эффективности использования ресурсной базы и формирования эффективного портфеля доходных активов. Это, главным образом, отражается на снижении относительных показателей эффективности использования активов. В частности, анализ выявил практически двукратное снижение общей процентной доходности банка и рентабельности кредитных операций.
Во-вторых, анализ потребительского кредитования в банке показал, что общие проблемы потери уровня рентабельности во многом обусловлены проблемами в сфере развития потребительского кредитования, поскольку кредиты населению составляют почти 80% всего кредитного портфеля банка. В этой связи важным выводом анализа является констатация факта снижения доходности портфеля розничных кредитов почти в два раза.
В-третьих, анализ потребительского кредитования выявил также проблемы в управлении кредитным риском на этапах обслуживания долга, что требует разработки мер по снижению рисков потребительского кредитования.
3. Результаты проведенных теоретических и аналитических исследования позволили сделать следующие выводы:
Для банка «ВТБ 24» задачи совершенствования потребительского кредитования должны формулироваться, исходя из складывающихся внешних условий на рынке потребительского кредитования, и должны быть направлены на достижение целей, вытекающих из выявленных внутренних проблем в области осуществления потребительского кредитования.
Цель совершенствования потребительского кредитования сформулирована в дипломной работе следующим образом: повышение рентабельности операций потребительского кредитования и снижение их рискованности. Для достижения этой цели определены следующие задачи:
1) достижение ресурсного обеспечения роста объемов потребительского кредитования за счет роста и диверсификации привлеченных вкладов населения. Решение этой задачи может рассматриваться в форме разработки новых кредитных продуктов одновременно с разработкой новых депозитных продуктов, способных обеспечить формирование кредитных ресурсов для роста объема выданных кредитов;
2) совершенствование автоматизации процессов сопровождения потребительских кредитов;
3) разработка форм и способов информирования заемщиков о действительной стоимости кредита на основе объявления эффективной процентной ставки.
Поставленные задачи реализованы посредством предложенных рекомендаций по осуществлению следующих мероприятий:
1) разработка нового кредитного продукта – целевого потребительского кредита «Кредит на отдых» с одновременной разработкой нового депозитного продукта – «Пополняемый вклад ВТБ 24». Данное мероприятие призвано расширить продуктовую линейку потребительского кредитования с обеспечением ресурсной базы для реализации внедряемого кредитного продукта;
2) совершенствование автоматизации обслуживания кредитных продуктов посредством модернизации сети банкоматов «ВТБ 24», предусматривающее присоединение к уже установленным банкоматам депозитного устройства CashINForser, которое является модульным устройством для приема наличных денежных средств, предоставляющее клиентам банка возможности внесения денежных средств на банковские счета и погашение потребительских кредитов без посещения кассовых узлов банка и Почты России;
3) разработка специальной формы – информационного листа, формируемого по каждому виду кредита и предоставляемого потенциальному заемщику для выбора кредитной программы. Данный информационный лист предлагается включать в кредитный договор как неотъемлемую его часть, которая является юридическим подтверждением того, что заемщик был достоверно информирован обо всех существенных условиях кредитного договора – прежде всего, об эффективной процентной ставке по кредиту.
Расчет результатов экономической оценки мероприятий по совершенствованию потребительского кредитования в Банке «ВТБ 24» свидетельствует о достаточной степени их привлекательности с точки зрения инвестирования средств и целесообразности практической реализации. Так, чистый приведенный эффект от реализации предложений составил более 7 млрд. руб. при инвестировании средств в реализацию данных мероприятий в сумме 4 млрд. руб. Индекс рентабельности инвестиций с учетом фактора дисконтирования составил 1,63, а непосредственно вложенные в реализацию мероприятий инвестиции окупаются в течение первого года реализации.
Список использованной литературы
16. Проект Федерального закона «О потребительском кредите» (от 28.05.2007 г.). / Подготовлен Комитетом по банковскому законодательству Ассоциации региональных банков России. // www.asros.ru/_html/documents/z
24. Гиблинг Дж. Розничные банковские услуги: пойдет ли Россия по пути стран Центральной Европы? // Публикация Рейтингового агентства Standard & Poor’s. – 27.02.2008 // www.standardandpoors.com
Приложения
3
[1] Денежное обращение и банки: Учебное пособие. / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. – М.: «Финансы и статистика», 2006
[2] Ильин А.К. Структура кредита. // http://www.kredit.slugger.ru/
[3] Ильин А.К. Структура кредита. // http://www.kredit.slugger.ru/
[4] Общая теория денег и кредита. / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 2005
[5] Пессель М.А. Заем, кредит, ссуда. // «Деньги и кредит». – 2007. – № 4
[6] Банковское дело: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. Г.Г. Коробовой. – М.: «Юрист», 2005
[7] Малеев Д.В. Потребительский кредит как форма банковского кредита. // Сборник научных трудов МГУ. Серия «Экономика». – 2007. – № 6
[8] Долан Э. Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. / Пер. с англ. – СПб.: «Питер», 2007
[9] Энциклопедия банковского дела и финансов. // www.сofe.ru/finance/asp.9217/
[10] Панова Г. С. Кредитная политика коммерческого банка. – М.: ИКУ «ДИС», 2006
[11] Панова Г. С. Кредитная политика коммерческого банка. – М.: ИКУ «ДИС», 2006
[12] Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М.Г. Лапусты, П.С. Никольского. – М.: «Финансы и статистика», 2005
[13] Банковское дело / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: «Финансы и статистика», 2005
[14] Лаврушин О.И. Организация и планирование кредита. – М.: «Финансы и статистика», 2005
[15] Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. – М.: «ЮНИТИ», 2005
[16] Проект Федерального закона «О потребительском кредите» (от 09.04.2007 г.). / Вносится Правительством РФ на рассмотрение в ГД РФ. // www.minfin.ru/low/low.htm/
[17] Проект Федерального закона «О потребительском кредите» (от 28.05.2007 г.). / Подготовлен Комитетом по банковскому законодательству Ассоциации региональных банков России. // www.asros.ru/_html/documents/z
[18] Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. – М.: «ЮНИТИ», 2005
[19] Зарецкая К.А. Кредитные карты: российская специфика выдачи и обслуживания. // «Ведомости». – 06.02.2006. – № 99 (1680)
[20] Данные об объемах привлеченных банковских вкладов (депозитов) и выданных кредитов, основные показатели операций с банковскими картами // «Бюллетень банковской статистики». – 2008. – № 2 (177)
[21] Аналитические показатели банковского сектора Российской Федерации. // Банк России. Департамент банковского регулирования и надзора. // «Обзор банковского сектора Российской Федерации». – 2008. – №2
[22] Информация о социально-экономическом положении России (предварительные данные на февраль 2008 г.). – М.: Федеральная служба государственной статистики. – 2008 г. // www.gks.ru
[23] Гиблинг Дж. Розничные банковские услуги: пойдет ли Россия по пути стран Центральной Европы? // Публикация Рейтингового агентства Standard & Poor’s. – 27.02.2008 // www.standardandpoors.com
[24] Гиблинг Дж. Розничные банковские услуги: пойдет ли Россия по пути стран Центральной Европы? // Публикация Рейтингового агентства Standard & Poor’s. – 27.02.2008 // www.standardandpoors.com
[25] Динамика задолженности по предоставленным кредитам. // «Бюллетень банковской статистики». – 2007. – №9 (172)
[26] Ермаков С.Л. Рынок потребительского кредитования в России: современные тенденции развития. // «Финансы и кредит». – 2007. – № 21
[27] Стародубцева Е. Б. Потребительское кредитование в России. // «Банковские услуги». – 2006. – № 6
[28] Рейтинг: ТОП-200 крупнейших банков России по размеру собственного капитала. // «Коммерсантъ Деньги». – 26.12.2007. – № 46
[29] Рейтинг: Самые кредитные банки России. // «Коммерсантъ Деньги». – 26.12.2007. – № 46
[30] Рейтинг: ТОП-200 крупнейших банков России по размеру собственного капитала. // «Коммерсантъ Деньги». – 26.12.2007. – № 46
[31] Рейтинг: Самые потребительские банки России. // «Коммерсантъ Деньги». – 26.12.2007. – № 46
[32] Рейтинг: Банки, привлекшие больше всего депозитов физических лиц. // «Профиль». – 26.12.2007. - № 44
[33] Масленченков Ю.С. Технология организации работы банка: теория и практика. – М.: Издательство «ДеКА», 2005
[34] Масленченков Ю.С. Технология организации работы банка: теория и практика. – М.: Издательство «ДеКА», 2005
[35] Международная конвергенция изменения капитала и стандартов капитала: новые подходы. // Банк Международных расчетов, Базель, Швейцария, Июнь 2005 г. // Опубликовано на официальном сайте Банка России // http:// www.cbr.ru
[36] Гиляровская Л.Т., Паневина С.Н. Комплексный анализ финансово-экономических результатов деятельности банка и его филиалов. – СПб.: «Питер», 2005
[37] Масленченков Ю.С. Технология организации работы банка: теория и практика. – М.: Издательство «ДеКА», 2005
[38] Рейтинг: Самые потребительские банки России. // «Коммерсантъ Деньги». – 26.12.2007. – № 46
[39] Эффективная и заявленная процентная ставка. Справка об анализе рынка потребительского и ипотечного кредитования Федеральной антимонопольной службы // http://fas.gov.ru/2006
[40] Аналитические показатели банковского сектора Российской Федерации. // Банк России. Департамент банковского регулирования и надзора. // «Обзор банковского сектора Российской Федерации». – 2008. – №2
[41] Гиляровская Л.Т., Паневина С.Н. Комплексный анализ финансово-экономических результатов деятельности банка и его филиалов. – СПб.: «Питер», 2005