Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 02:15, шпаргалка
1. Объекты, предметы и особенности дисциплины «Деньги. Кредит. Банки»; связь её с другими учебными дисциплинами.
Дисциплина д.к.б. корреспондируется с различными дисциплинами экономического характера: финансы, экономика организаций и предприятий, экономическая история. Особенность дисциплины д.к.б. заключается в том, что она рассматривает свои объекты и предметы как некоторый фрагмент целостного образования. В качестве такого образования выступает рынок, т.е. под рынком имеется в виду страна.
Среди вышеперечисленных инструментов ЦБ никогда не указывается такой инструмент как продолжительность использования рефинансируемых средств. Между тем, именно он, а не величина учетной ставки играет решающее значение. Банки не обязаны повышать или же понижать свой процент вслед за изменением размера учетной ставки, но они обязаны в установленные сроки погасить свою кредиторскую задолженность перед ЦБ за рефинансированные им средства. Максимальная продолжительность рефинансирования средств в нашей стране в исключительных случаях достигает до 3 лет, в большинстве же случаях она составляет год и менее 1 года. Соответственно коммерческие банки в своей кредитной деятельности ориентируются на такие же сроки. А этой есть такие сроки, в течение которых также невозможно осуществить строительство новых производственных мощностей, модернизацию технической оснащенности производства и т.п.; тем самым технический прогресс национальной экономики также сдерживается, что формально противоречит цели деятельности ЦБ.
88. Рефинансирование и поддержание рыночного равновесия в сфере денежного обращения. Прибыль Центрального банка.
Национально-органическая
школа экономической мысли
В точке А размер этого дохода относительно не большой и соответственно рынок находится в не очень устойчивом состоянии, а в точке Б доход сравнительно большой и потому рынок находится в относительно устойчивом состоянии равновесия.
Из данного обстоятельства следует, что политика ЦБ должна быть направлена, по сути, не на антициклическое регулирование рынка, а на обеспечение его линейного развития, т.е. на обеспечение его постоянного роста. А по форме денежная политика ЦБ должна иметь не антициклический, а напротив, процикликлический характер. Это означает, что на стадиях депрессии и кризиса, ЦБ должен не увеличивать размер так называемой денежной массы на рынке путем сокращения норматива обязательного резервирования, уменьшения ставки рефинансирования и покупки ценных бумаг, а наоборот уменьшать размер эмиссии и соответствующим образом вводить эти средства в рыночный оборот, т.е. так, чтобы они являлись не дополнением к созданному НВД, а были частью этого дохода. Задача ЦБ состоит в обеспечении равновесного развития рынка, к реализации причин, обуславливающих такое развитие, а не на борьбу с последствиями циклического развития рынка. Денежная политика ЦБ должна отвечать требованиям закона денежного обращения и национальным интересам.
Напротив, на стадиях
оживления и подъема, когда происходит
рост объема НВД, ЦБ должен увеличить
размер эмиссии денежных средств
и также соответствующим
В современных же условиях ЦБ как было выяснено проводит денежную политику, имеющую прямопротивоположный характер, в частности используя такой инструмент своей деятельности как рефинансирование. По оценкам специалистов, рефинансируемые средства от 50 до 80 % являются эмиссионными средствами. Это есть те средства, которые ЦБ просто напечатал, т.е. обозначил определенного количество денежных единиц на денежных знаках. Каждый такой дензнак имеет свою денежную цену. Размер этой цены является не столько государственной, сколько коммерческой тайной ЦБ. Из косвенных источников можно судить, что денежная цена металлических дензнаков несколько превышает то число денежных единиц, которое на них обозначается. Однако, денежная цена бумажных дензнаков в абсолютном большинстве случаев на много меньше, того количества денежных единиц, которое на них обозначается. Так ЦБ производство, например 100 рублевой банкноты обходится менее 10 рублей, между тем, эту и иные банкноты ЦБ в виде рефинансируемых средств предоставляет коммерческим банкам не по цене издержек ее производства + некоторая наценка, а именно как 100 рублевую банкноту с соответствующей величиной учетной ставки. Разница между этими величинами составляет экономическую основу будущей прибыли ЦБ. Причем большую часть этой прибыли составляет не ставка рефинансирования, а разница между тем числом, которое обозначается на денежных знаках и размером издержек их производства. И это есть те денежные единицы, которые в действительности не имеют своего товарного обеспечения. Введение в оборот этих денежных единиц по средствам рефинансирования приведет к понижению товарной цены национальной денежно единицы, т.е. к инфляции. Задача ЦБ состоит в сдерживании инфляции, в осуществлении контроля над ней, но не в получении прибыли, однако, по средствам реализации такого инструмента своей деятельности как рефинансирование получается прямопротивоположный результат- инфляция обуславливается, при этом ЦБ получает прибыль, намного превышающую среднерыночные величины.
89. Золотовалютные
резервы Центрального банка:
Инструменты, используемые ЦБ в проведении своей денежной политики, как было рассмотрено, обуславливают инфляцию, не обеспечивают равновесного развития рынка и не способствуют его динамичному возрастанию. Основное противоречие в рамках такого устройства заключается между декларируемыми целями и фактическими результатами деятельности банковской системы вообще и ЦБ в частности. Так, согласно закону о Банке России, целью его деятельности не является получение прибыли. Между тем, он ее получает в непомерно больших размерах и при этом, как бы, противопоставляет себя всему остальному рынку, безгранично накапливаю золотовалютные резервы, т.е. не ставя вопроса о наличии предела в наращивании этих резервов. Между тем, таки пределы имеются, они определяются опять-таки требованиями закона денежного обращения. Количество иностранной валюты в стране должно расти не по мере реализации экспортной выручки на ММВБ, а в зависимости от количества отечественной валюты, находящейся за рубежом и использующейся в обслуживании внешних рыночных связей. При этом нельзя под одной рубрикой объединять золотые и валютные запасы страны, это разные вещи, размер которых формируется по разным законам. Размер запасов золота в стране по оценкам, выработанным эмпирическим путем, должен составлять в пределах 3-х месячного размера государственного бюджета. И соответственно не может возрастать параллельно рост размера этой части государственного бюджета. В США он составляет даже меньше этой величины. Таким образом, данный вариант устройства банковской системы является не приемлемым по вышерассмотренным причинам.
90. Цели и результаты резервирования как инструмента деятельности Центрального банка.
По средствам
норматива обязательного
При этом следует отметить, что первоначальные импульсы, определяющие размер и скорость оборота капитала на рынке на самом деле исходят (должны исходить) не от ЦБ, а из сферы семейных хозяйств. Размер личного потребления, обуславливаемый величиной доходной части семейных бюджетов, определяет объем розничного товарооборота, который в свою очередь в дальнейшем определяет размер заказов предприятий розничной торговли компаниям отраслей национальной экономики. А от чего зависит колебания платежеспособного спроса семейных хозяйств экономической науке неизвестно, и не может быть известно, т.к. здесь в существенной степени присутствует элемент субъективности. И задача ЦБ состоит не в том, чтобы подавлять или же, напротив, сдерживать волны рыночного спроса, исходящей из сферы семейных хозяйств, а проводить денежную политику в унисон этому колебанию, т.е. проводить не антициклическую, а проциклическую политику.
91. Цели и результаты операций Центрального банка на «открытом рынке».
Операции на открытом рынке. ЦБ осуществляет регулирование денежного оборота, а по средства этого и антициклического регулирования рынка, в том числе сферу оборота ценных бумаг. Другими словами, он осуществляет регулирование процессов происходящих на фондовых площадках страны по средствам проведения операций на так называемом открытом рынке. Понятие открытый рынок является служебным. Своего рода маркетологическим; с политэкономической же точки зрения такое понятие является не корректным. Рынок с политэкономической точки зрения есть НКО, а с политологической точки зрения он тождественен понятию страна. Сфера оборота ценных бумаг есть совершенно особая сфера рынка, ее особенность заключается в том, что она не просто как бы возвышается над национальной экономикой и имеет своеобразный надстроечный характер. Но и в том, что она несколько оторвана он процессов, происходящих в национально экономике. В этой сфере обращаются довольно крупные денежные суммы, но их особенность заключается в том, что они не участвуют в создании НВД. В этой сфере данный доход не создается, а лишь распределяется и перераспределяется по средствам смены собственников акций и иных ценных бумаг. И продавая друг другу и покупая, участники этого «ранка» порой утрачивают чувство меры => здесь как иногда выражаются экономисты надуваются мыльные пузыри. Наличием довольно большого объема денежных средств, обращающихся в этой сфере, объясняется то, почему количество денег, находящихся на рынке, превышает размер создаваемого НВП. И именно эту сферу рыночной деятельности пытается регулировать ЦБ по средствам приобретения или же продажи ценных бумаг (в основном государственных). Если рынок по мнению ЦБ находится в стадии оживлении и подъема, то ценные бумаги продаются центральным банкам, а если на стадии депрессии и кризиса, то ЦБ, напротив, эти бумаги покупает. Причем, как считают западные экономисты, данные операции приносят ЦБ наибольшую прибыль. Хотя, такое утверждение является несколько странным. Дело в том, что лицо может получать прибыль от операций на фондовых площадках при условии, что будет приобретать ценные бумаги по относительно низким ценам, а продавать по относительно высоким. В случае же с ЦБ дело обстоит иначе. Для того, чтобы сократить количество денежной массы в сфере оборота ценных бумаг, он должен продавать эти бумаги по ценам привлекательным для участников «открытого рынка, т.е. по относительно низким ценам; а на стадии депрессии и кризиса он с целью увеличения объема денежной массы, должен покупать эти бумаги по относительно высоким ценам. И как в такой ситуации образуется прибыль у ЦБ вопрос остается открытым.
Возможно, прибыль ЦБ в этих операциях получает вследствие того, что первоначально приобретает ценные бумаги- государственные казначейские обязательства на:
-Эмиссионные средства.
-Эмиссионные средства, прошедшие рыночный оборот, т.е. на ранее рефинансированные средства.
-Обязательные резервы коммерческих банков.
Все эти средства достаются ЦБ почти что даром; особенно эмиссионные средства. И эти даровые средства ЦБ собственно кредитует правительство страны, приобретая у него казначейские обязательства. Правительство же направляет эти средства на покрытие дефицитных статей своего бюджета, т.е вводит их в рыночный оборот, не обращая внимание на качество этих денежных средств. Особенность качества этих денежных средств, прежде всего эмиссионных, является отсутствие их товарного обеспечения. Образно говоря, такие деньги являются просто пустышками. Введение их рыночный оборот неизбежно будет обуславливать инфляцию.
Таким образом, по средствам проведения операций на открытом рынке ЦБ, с одной стороны, мало влияет на реальные процессы в национальной экономике, т.е. на процесс создания НВД, а, с другой стороны, эти операции выступают одной из причин инфляции на рынке. Не эффективность и даже некоторая вредность использования данного инструмента ЦБ также заставляет поставить вопрос о целесообразности его применения и устройстве национальной банковской системы.
92. Противоречия реализации
денежной кредитно-заемной
В той части, в которой это происходит, т.е. введение эмиссионных средств в денежный оборот, закон денежного обращения практически реализуется, а соответственно рынок в сфере денежного обращения находится и поддерживается в равновесном состоянии.
Однако, такое отчасти приемлемое для национальной системы для устройства банковской системы в плане реализации требований закона денежного обращения не лишено противоречий.
1)Эмитированные средства,
по сути, являются общей