Шпаргалки по "Деньги, кредит, банки"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 02:15, шпаргалка

Описание работы

1. Объекты, предметы и особенности дисциплины «Деньги. Кредит. Банки»; связь её с другими учебными дисциплинами.
Дисциплина д.к.б. корреспондируется с различными дисциплинами экономического характера: финансы, экономика организаций и предприятий, экономическая история. Особенность дисциплины д.к.б. заключается в том, что она рассматривает свои объекты и предметы как некоторый фрагмент целостного образования. В качестве такого образования выступает рынок, т.е. под рынком имеется в виду страна.

Файлы: 1 файл

Dengi_Krediit_Banki-Shpory (4).doc

— 710.50 Кб (Скачать файл)

2)Противоречие между  статусом ФРС и целью ее  деятельности согласно юридическому  закону о данной системе, она  выступает монополией в стране  и, как таковая она, в принципе, не моет являться участником конкурентных экономических отношений, т.е. целью ее деятельности прибыль не может выступать в принципе. Между тем, именно как частная компания, как дочерняя компания ряда коммерческих банков США, она целью своей деятельности ставит именно получение прибыли и этом также проявляется несправедливый, дискриминационный характер устройства банковской системы США. Но, несмотря на эти противоречия, она вполне справляется с реализацией требований закона денежного обращения и обеспечивает реализацию условий, необходимых для экономического роста страны.

3)Получаемая ей прибыль,  по большей части, направляется  не на выплату дивидендов акционерам, а в государственный бюджет  США, т.е. той организации, которая,  формально, экономически обособлена  от ФРС. Таким образом, американское государство, с одной стороны, находится в большом долгу ФРС США, а, с другой стороны, ФРС как бы спонсирует американское государство. И такая система отношений заставляет задуматься об истинной субординации властных органов в этой стране. В действительности подлинным вершителем политики этой страны является даже не сама по себе ФРС, а владельцы ее контрольного пакета акций, который в отличии от президента не переизбираются, а остаются постоянным элементом, это не публичные лица, которые контролируют акционерный капитал в своих банках, операции, проводимые в этих банках, ФРС, правительство страны и само собой СМИ, которые формируют в заданном направлении, так называемое, общественное мнение.

Итак, американский вариант  устройства банковской системы является более приемлемым с точки зрения национальных интересов и соответствия требованиям закона денежного обращения. Однако, его особенность состоит еще в том, что он не может быть реализован в других странах и препятствовать этому будут прежде всего сами США, чья валюта по-прежнему используется в реализации международных (внешних) рыночных отношений согласно решениям Ямайской международной монетарной  конференции.


 

93. Противоречивость  устройства Федеральной резервной  системы США.

Одним из вариантов выхода может послужить устройство ФРС США. Данная система начала свое существование с момента принятия соответствующего закона Сенатом США в 1913г. Согласно этому закону банковская система этой страны полностью находится в частной собственности, т.е. частным лицам принадлежат не только бани, но и эмиссионный центр этой страны, выполняющий роль и функции ЦБ. При этом согласно юридическому акту, коммерческие банки не обязаны, становится членами ФРС, т.е. совладельцами этой системы, но они обязаны размещать в ней часть своих пассивов. Такое положение дел означает, что одна частная компания обязывает все другие частные компании (банковской сферы) подчиняться ей в части исполнения норматива обязательно резервирования своих средств. Совладельцами ФРС (ее членами) являются менее 40% американских банков. Причем в открытой печати никогда не публикуется, кто же является владельцем контрольного пакета данной дочерней компанией коммерческих банков США. Такое положение дел делит американские банки на 2 части:

1)Не является совладельцами  ФРС, в случае необходимости  привлекают заемные средства  от ФРС в виде рефинансирования, т.е. под определенную ставку  и лишь на определенное время.

2)Получает эмиссионные  средства от ЦБ не под учетную  ставку и не на ограниченное время, а без всякого процента и навсегда, эти средства получаются просто в виде дивидендов по акциям банков- совладельцев ФРС.

В той части, в которой  это происходит, т.е. введение эмиссионных  средств в денежный оборот, закон  денежного обращения практически реализуется, а соответственно рынок в сфере денежного обращения находится и поддерживается в равновесном состоянии.

Однако, такое  отчасти приемлемое для национальной системы для устройства банковской системы в плане реализации требований закона денежного обращения не лишено противоречий.

1)Эмитированные средства, по сути, являются общей принадлежностью  рынка, но присваиваются они  в частном порядке и это  указывает на несправедливость  устройства банковской системы  в американском варианте. Данная  несправедливость, как бы, компенсируется относительно низким уровнем учетной ставки, т.е. достаточно доступным характером рефинансируемых средств, в том числе для банков, не являющихся членами (совладельцами ФРС). А это означает, что ФРС обеспечивает не только равновесное развитие рынка в сфере денежного обращения, но и условия для его экономического роста вследствие относительной доступности банковских кредитов (по относительно низким процентам). Таким образом, такое устройство отчасти отвечает сущности рынка.

2)Противоречие между статусом ФРС и целью ее деятельности согласно юридическому закону о данной системе, она выступает монополией в стране и, как таковая она, в принципе, не моет являться участником конкурентных экономических отношений, т.е. целью ее деятельности прибыль не может выступать в принципе. Между тем, именно как частная компания, как дочерняя компания ряда коммерческих банков США, она целью своей деятельности ставит именно получение прибыли и этом также проявляется несправедливый, дискриминационный характер устройства банковской системы США. Но, несмотря на эти противоречия, она вполне справляется с реализацией требований закона денежного обращения и обеспечивает реализацию условий, необходимых для экономического роста страны.

3)Получаемая ей прибыль, по большей части, направляется не на выплату дивидендов акционерам, а в государственный бюджет США, т.е. той организации, которая, формально, экономически обособлена от ФРС. Таким образом, американское государство, с одной стороны, находится в большом долгу ФРС США, а, с другой стороны, ФРС как бы спонсирует американское государство. И такая система отношений заставляет задуматься об истинной субординации властных органов в этой стране. В действительности подлинным вершителем политики этой страны является даже не сама по себе ФРС, а владельцы ее контрольного пакета акций, который в отличии от президента не переизбираются, а остаются постоянным элементом, это не публичные лица, которые контролируют акционерный капитал в своих банках, операции, проводимые в этих банках, ФРС, правительство страны и само собой СМИ, которые формируют в заданном направлении, так называемое, общественное мнение.

Итак, американский вариант устройства банковской системы является более приемлемым с точки зрения национальных интересов и соответствия требованиям закона денежного обращения. Однако, его особенность состоит еще в том, что он не может быть реализован в других странах и препятствовать этому будут прежде всего сами США, чья валюта по-прежнему используется в реализации международных (внешних) рыночных отношений согласно решениям Ямайской международной монетарной  конференции.

Какой же может быть тогда  использован другой вариант устройства банковской системы и реализации денежной политики со стороны ЦБ.


 

94. Пути совершенствования национальной банковской системы.

В принципе моет быть 4 варианта устройства банковской системы.

1)ЦБ является государственной принадлежностью, а банки, обслуживающих частных лиц, находятся в частной собственности.

Этот вариант существует в нашей стране. Инструменты, используемые ЦБ в проведении своей денежной политики, как было рассмотрено, обуславливают инфляцию, не обеспечивают равновесного развития рынка и не способствуют его динамичному возрастанию. Основное противоречие в рамках такого устройства заключается между декларируемыми целями и фактическими результатами деятельности банковской системы вообще и ЦБ в частности. Так, согласно закону о Банке России, целью его деятельности не является получение прибыли. Между тем, он ее получает в непомерно больших размерах и при этом, как бы, противопоставляет себя всему остальному рынку, безгранично накапливаю золотовалютные резервы, т.е. не ставя вопроса о наличии предела в наращивании этих резервов. Между тем, таки пределы имеются, они определяются опять-таки требованиями закона денежного обращения. Количество иностранной валюты в стране должно расти не по мере реализации экспортной выручки на ММВБ, а в зависимости от количества отечественной валюты, находящейся за рубежом и использующейся в обслуживании внешних рыночных связей. При этом нельзя под одной рубрикой объединять золотые и валютные запасы страны, это разные вещи, размер которых формируется по разным законам. Размер запасов золота в стране по оценкам, выработанным эмпирическим путем, должен составлять в пределах 3-х месячного размера государственного бюджета. И соответственно не может возрастать параллельно рост размера этой части государственного бюджета. В США он составляет даже меньше этой величины. Таким образом, данный вариант устройства банковской системы является не приемлемым по вышерассмотренным причинам.

2)ЦБ и банки, обслуживающие частных лиц, находятся в частной собственности.

Это вариант реализован в США. Несмотря на его внутреннюю противоречивость  даже странность, он более или менее отвечает национальным интересам и требованию закона денежного обращения, т.е. он так или иначе обеспечивает равновесное развитие рынка и экономический рост. Однако, его реализация (во всяком случае, в нашей стране) не возможно. Трудно представить, чтобы эмиссией денежных средств в России занималась какая-нибудь частная компания.

3)ЦБ находится в частной собственности, а банки, обслуживающие физических и юридических лиц, являются государственной принадлежностью.

Этот вариант является в принципе алогичным. Дело в том, что эмиссия денежных средств должна быть исключительно монопольным делом, а единственной монополией в стране является государство. И именно оно должно стоять над частными лицами, а не на оборот, как это предполагается в рамках рассматриваемого варианта устройства НБС. Поэтому такой вариант не может рассматривать как оптимальный; он в принципе не может быть реализован.

И так, методом исключения всех предыдущих вариантов остается 4.

4)ЦБ и банки, обслуживающие частных лиц, являются государственной принадлежностью.

Предполагает наличие  эмиссионного центра и банков, обслуживающих  частных лиц, в лоне государства. При таком варианте банкротство  банков также в принципе не возможно, как и банкротство самого государства. Поэтому в рамках такого варианта устройства, такой инструмент регулирования как (норматив) обязательного резервирования средств становится излишним. В современных условиях размер обязательных резервов коммерческих банков порой достигает до 20%. Упразднение этого инструмента соответственно увеличит национальный кредитный потенциал на названную величину, что, безусловно, благотворно скажется на инвестиционной активности, экономическом росте.

Вследствие нахождения эмиссионного центра и банков, обслуживающих  частных лиц, в «одной лодке» отпадет  необходимость и в таком инструменте как рефинансирование. Эмиссионные средства банкам будут предоставляться не под учетную ставку и на некоторое время, а просто как технический инструмент их деятельности согласно требованиям закона денежного обращения. Вследствие упразднения учетной ставки, очевидно, должен сократиться и размер банковского процента, что должно сделать кредиты еще более доступными, а займы более привлекательными, что также должно будет благотворно отразиться на экономическом росте страны. При этом часть эмиссионных средств может направляться не только в банки для пополнения их, так называемой ликвидности, но и в государственный бюджет, как часть НВД, присеваемая государством.

Наличие системы государственных  банковских предприятий должна будет в принципе исключить ведение «двойной» бухгалтерии, что, очевидно, должно отразиться на уровне доходов государства, поступаемых в бюджет в виде налогов. Соответственно бюджетные возможности государства также возрастут и дадут возможность развивать рыночную инфраструктуру.

В рамках такого устройства банковской системы банки, обслуживающие  частных лиц, снизят размер банковского  процента еще и потому, что у  них не будет необходимости зарабатывать прибыль для выплаты (не только учетной  ставки, но и) дивидендов по простым и привилегированным акциям. И такие банки уже будут не компаниями, а просто предприятиями, имеющими одновременно универсальный и специальный характер. Универсальный характер их деятельности будет обуславливаться тем, что они будут обслуживать в своем регионе компании всех отраслей национальной экономики. А в зависимости от специфики отраслевой структуры региона, будет обуславливаться особенность каждого такого банковского предприятия.

Наличие таких предприятий  в рамках единой системы позволит более оперативно и проще проводить расчеты между контрагентами рыночных отношений, т.к. отпадет необходимость в наличии корреспондентских отношений между банками, ныне существующих в рамках экономической обособленности коммерческих банков. Таким образом, методом исключения вариантом для развития банковской системы является 4.


 

95. Коммерческие банки:  сущность и функции.

Чаще всего  банки, обслуживающих частных клиентов, называют коммерческими, подчеркивая  тем самым основную цель их деятельности. Эта цель определяет сущность этих банков, она состоит в стремлении к беспредельному возрастанию по средствам все большего получения прибыли. Такая сущность коммерческих банков, определяемая в современных условиях, ставит их в один ряд с частными компаниями отраслей национальной экономики. Между тем, банковская система вообще и банки, обслуживающие частных лиц, в частности, занимают совершенно особое место в структуре рынка. Они составляют его сердцевину, а не являются одной из рядовых отраслей национальной экономики.

Первая особенность банков состоит в том, что прибыль, присваиваемая им, первоначально появляется в структуре валовых доходов юридических и физических лиц; и именно от туда она вычленяется этими лицами при погашении своей кредиторской задолженности. Из этого следует, что с точки зрения национальных интересов, состоящих в создании национального валового дохода, более важным является получение дохода кампаниями отраслей национальной экономики, чем получение прибыли банками. С этой точки зрения задачей банков, обслуживающих частных лиц, должно быть неполучение собственной прибыли, создание условий для получения НВД в рамках национальной экономики.

Информация о работе Шпаргалки по "Деньги, кредит, банки"