Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 02:15, шпаргалка
1. Объекты, предметы и особенности дисциплины «Деньги. Кредит. Банки»; связь её с другими учебными дисциплинами.
Дисциплина д.к.б. корреспондируется с различными дисциплинами экономического характера: финансы, экономика организаций и предприятий, экономическая история. Особенность дисциплины д.к.б. заключается в том, что она рассматривает свои объекты и предметы как некоторый фрагмент целостного образования. В качестве такого образования выступает рынок, т.е. под рынком имеется в виду страна.
2)Противоречие между
статусом ФРС и целью ее
деятельности согласно
3)Получаемая ей прибыль,
по большей части,
Итак, американский вариант устройства банковской системы является более приемлемым с точки зрения национальных интересов и соответствия требованиям закона денежного обращения. Однако, его особенность состоит еще в том, что он не может быть реализован в других странах и препятствовать этому будут прежде всего сами США, чья валюта по-прежнему используется в реализации международных (внешних) рыночных отношений согласно решениям Ямайской международной монетарной конференции.
93. Противоречивость
устройства Федеральной
Одним из вариантов выхода может послужить устройство ФРС США. Данная система начала свое существование с момента принятия соответствующего закона Сенатом США в 1913г. Согласно этому закону банковская система этой страны полностью находится в частной собственности, т.е. частным лицам принадлежат не только бани, но и эмиссионный центр этой страны, выполняющий роль и функции ЦБ. При этом согласно юридическому акту, коммерческие банки не обязаны, становится членами ФРС, т.е. совладельцами этой системы, но они обязаны размещать в ней часть своих пассивов. Такое положение дел означает, что одна частная компания обязывает все другие частные компании (банковской сферы) подчиняться ей в части исполнения норматива обязательно резервирования своих средств. Совладельцами ФРС (ее членами) являются менее 40% американских банков. Причем в открытой печати никогда не публикуется, кто же является владельцем контрольного пакета данной дочерней компанией коммерческих банков США. Такое положение дел делит американские банки на 2 части:
1)Не является совладельцами
ФРС, в случае необходимости
привлекают заемные средства
от ФРС в виде
2)Получает эмиссионные средства от ЦБ не под учетную ставку и не на ограниченное время, а без всякого процента и навсегда, эти средства получаются просто в виде дивидендов по акциям банков- совладельцев ФРС.
В той части, в которой
это происходит, т.е. введение эмиссионных
средств в денежный оборот, закон
денежного обращения практическ
Однако, такое отчасти приемлемое для национальной системы для устройства банковской системы в плане реализации требований закона денежного обращения не лишено противоречий.
1)Эмитированные средства,
по сути, являются общей
2)Противоречие между статусом ФРС и целью ее деятельности согласно юридическому закону о данной системе, она выступает монополией в стране и, как таковая она, в принципе, не моет являться участником конкурентных экономических отношений, т.е. целью ее деятельности прибыль не может выступать в принципе. Между тем, именно как частная компания, как дочерняя компания ряда коммерческих банков США, она целью своей деятельности ставит именно получение прибыли и этом также проявляется несправедливый, дискриминационный характер устройства банковской системы США. Но, несмотря на эти противоречия, она вполне справляется с реализацией требований закона денежного обращения и обеспечивает реализацию условий, необходимых для экономического роста страны.
3)Получаемая ей прибыль, по большей части, направляется не на выплату дивидендов акционерам, а в государственный бюджет США, т.е. той организации, которая, формально, экономически обособлена от ФРС. Таким образом, американское государство, с одной стороны, находится в большом долгу ФРС США, а, с другой стороны, ФРС как бы спонсирует американское государство. И такая система отношений заставляет задуматься об истинной субординации властных органов в этой стране. В действительности подлинным вершителем политики этой страны является даже не сама по себе ФРС, а владельцы ее контрольного пакета акций, который в отличии от президента не переизбираются, а остаются постоянным элементом, это не публичные лица, которые контролируют акционерный капитал в своих банках, операции, проводимые в этих банках, ФРС, правительство страны и само собой СМИ, которые формируют в заданном направлении, так называемое, общественное мнение.
Итак, американский вариант устройства банковской системы является более приемлемым с точки зрения национальных интересов и соответствия требованиям закона денежного обращения. Однако, его особенность состоит еще в том, что он не может быть реализован в других странах и препятствовать этому будут прежде всего сами США, чья валюта по-прежнему используется в реализации международных (внешних) рыночных отношений согласно решениям Ямайской международной монетарной конференции.
Какой же может быть тогда использован другой вариант устройства банковской системы и реализации денежной политики со стороны ЦБ.
94. Пути совершенствования национальной банковской системы.
В принципе моет быть 4 варианта устройства банковской системы.
1)ЦБ является государственной принадлежностью, а банки, обслуживающих частных лиц, находятся в частной собственности.
Этот вариант существует в нашей стране. Инструменты, используемые ЦБ в проведении своей денежной политики, как было рассмотрено, обуславливают инфляцию, не обеспечивают равновесного развития рынка и не способствуют его динамичному возрастанию. Основное противоречие в рамках такого устройства заключается между декларируемыми целями и фактическими результатами деятельности банковской системы вообще и ЦБ в частности. Так, согласно закону о Банке России, целью его деятельности не является получение прибыли. Между тем, он ее получает в непомерно больших размерах и при этом, как бы, противопоставляет себя всему остальному рынку, безгранично накапливаю золотовалютные резервы, т.е. не ставя вопроса о наличии предела в наращивании этих резервов. Между тем, таки пределы имеются, они определяются опять-таки требованиями закона денежного обращения. Количество иностранной валюты в стране должно расти не по мере реализации экспортной выручки на ММВБ, а в зависимости от количества отечественной валюты, находящейся за рубежом и использующейся в обслуживании внешних рыночных связей. При этом нельзя под одной рубрикой объединять золотые и валютные запасы страны, это разные вещи, размер которых формируется по разным законам. Размер запасов золота в стране по оценкам, выработанным эмпирическим путем, должен составлять в пределах 3-х месячного размера государственного бюджета. И соответственно не может возрастать параллельно рост размера этой части государственного бюджета. В США он составляет даже меньше этой величины. Таким образом, данный вариант устройства банковской системы является не приемлемым по вышерассмотренным причинам.
2)ЦБ и банки, обслуживающие частных лиц, находятся в частной собственности.
Это вариант реализован в США. Несмотря на его внутреннюю противоречивость даже странность, он более или менее отвечает национальным интересам и требованию закона денежного обращения, т.е. он так или иначе обеспечивает равновесное развитие рынка и экономический рост. Однако, его реализация (во всяком случае, в нашей стране) не возможно. Трудно представить, чтобы эмиссией денежных средств в России занималась какая-нибудь частная компания.
3)ЦБ находится в частной собственности, а банки, обслуживающие физических и юридических лиц, являются государственной принадлежностью.
Этот вариант является в принципе алогичным. Дело в том, что эмиссия денежных средств должна быть исключительно монопольным делом, а единственной монополией в стране является государство. И именно оно должно стоять над частными лицами, а не на оборот, как это предполагается в рамках рассматриваемого варианта устройства НБС. Поэтому такой вариант не может рассматривать как оптимальный; он в принципе не может быть реализован.
И так, методом исключения всех предыдущих вариантов остается 4.
4)ЦБ и банки, обслуживающие частных лиц, являются государственной принадлежностью.
Предполагает наличие эмиссионного центра и банков, обслуживающих частных лиц, в лоне государства. При таком варианте банкротство банков также в принципе не возможно, как и банкротство самого государства. Поэтому в рамках такого варианта устройства, такой инструмент регулирования как (норматив) обязательного резервирования средств становится излишним. В современных условиях размер обязательных резервов коммерческих банков порой достигает до 20%. Упразднение этого инструмента соответственно увеличит национальный кредитный потенциал на названную величину, что, безусловно, благотворно скажется на инвестиционной активности, экономическом росте.
Вследствие нахождения эмиссионного центра и банков, обслуживающих частных лиц, в «одной лодке» отпадет необходимость и в таком инструменте как рефинансирование. Эмиссионные средства банкам будут предоставляться не под учетную ставку и на некоторое время, а просто как технический инструмент их деятельности согласно требованиям закона денежного обращения. Вследствие упразднения учетной ставки, очевидно, должен сократиться и размер банковского процента, что должно сделать кредиты еще более доступными, а займы более привлекательными, что также должно будет благотворно отразиться на экономическом росте страны. При этом часть эмиссионных средств может направляться не только в банки для пополнения их, так называемой ликвидности, но и в государственный бюджет, как часть НВД, присеваемая государством.
Наличие системы государственных банковских предприятий должна будет в принципе исключить ведение «двойной» бухгалтерии, что, очевидно, должно отразиться на уровне доходов государства, поступаемых в бюджет в виде налогов. Соответственно бюджетные возможности государства также возрастут и дадут возможность развивать рыночную инфраструктуру.
В рамках такого устройства
банковской системы банки, обслуживающие
частных лиц, снизят размер банковского
процента еще и потому, что у
них не будет необходимости
Наличие таких предприятий в рамках единой системы позволит более оперативно и проще проводить расчеты между контрагентами рыночных отношений, т.к. отпадет необходимость в наличии корреспондентских отношений между банками, ныне существующих в рамках экономической обособленности коммерческих банков. Таким образом, методом исключения вариантом для развития банковской системы является 4.
95. Коммерческие банки: сущность и функции.
Чаще всего
банки, обслуживающих частных
Первая особенность банков состоит в том, что прибыль, присваиваемая им, первоначально появляется в структуре валовых доходов юридических и физических лиц; и именно от туда она вычленяется этими лицами при погашении своей кредиторской задолженности. Из этого следует, что с точки зрения национальных интересов, состоящих в создании национального валового дохода, более важным является получение дохода кампаниями отраслей национальной экономики, чем получение прибыли банками. С этой точки зрения задачей банков, обслуживающих частных лиц, должно быть неполучение собственной прибыли, создание условий для получения НВД в рамках национальной экономики.