Оценка инвестиционной привлекательности Чувашской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:27, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение основ оценки инвестиционной привлекательности региона как субъекта рыночной конкуренции и выработка теоретических и методических рекомендаций организационно-экономического характера, направленных на повышение инвестиционной активности в регионе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА………………….....


7
1.1.Сущность инвестиционной привлекательности региона ……………..
7
1.2. Методика оценки инвестиционной привлекательности региона……..
20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА…………………………………………………………….……….


45
2.1. Социально-экономическое положение Чувашской Республики……..
45
2.2. Оценка инвестиционной привлекательности Чувашской Республики……………………………………………….…………………...


53
ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА……………………………………….


65
3.1. Направление совершенствования методики оценки инвестиционной привлекательности региона


65
3.2.Меры по улучшению инвестиционной привлекательности региона
72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….
103

Файлы: 1 файл

диплоим!!!!.docx

— 496.89 Кб (Скачать файл)

Таким образом, метод  терминологической пирамиды позволил нам определить категории, характеризующие  инвестиционный процесс. Основой инвестиционного  процесса субъекта рыночной экономики  является понятие «инвестиции», под  которыми понимаются долгосрочные вложения капитала, направленные на его воспроизводство с целью получения дохода, социального эффекта и повышения конкурентоспособности экономики. Категория «инвестиционная привлекательность» является также производным от термина «инвестиции» понятием. Инвестиционная привлекательность субъекта рыночной конкуренции зависит от социально-экономических параметров его внутренней и внешней среды. Соответственно, инвестиционная привлекательность отдельной организации, функционирующей на территории какого-либо региона, определяется параметрами эффективности инвестирования и зависит от совокупности свойств внешней и внутренней среды, определяющих приток инвестиционных ресурсов. В том случае, если объект исследования – конкретный регион, то его инвестиционная привлекательность определяется ресурсной обеспеченностью и конкурентной средой.

 

 

1.2.Методика оценки инвестиционной привлекательности региона

 

Современные процессы глобализации приводят к тому, что  не только страны, но и регионы становятся субъектами конкуренции рыночной экономики. Для того чтобы Россия могла претендовать на достойное место в мировой экономике, именно регионам предстоит сыграть роль локомотивов в решении задачи повышения конкурентоспособности страны. Это связано с рядом факторов. Одним из них является то, что регион начинает выступать узловым пространством, где сталкивается территориальная политика государства, региона и крупного капитала, причём центральное место в ней занимает рынок стратегических инвестиций. Другой фактор – это то, что формирование рыночных ниш крупных корпораций может осуществляться только при опоре на интегрированные региональные рынки. И, в-третьих, «всё яснее становится необходимость придания приоритетного значения территориальному аспекту отраслевого развития. Такой подход обусловливает превращение регионов в статусных – наряду с федеративной властью и крупным капиталом – участников глобализационных процессов».

Для решения проблем инвестиционного  развития в регионе требуется  кропотливая, планомерная и системная  работа. От того, что понимается под  системой государственного управления инвестициями, какие элементы в ней  выделяются, как они соотносятся  между собой и приводятся в  реальное взаимодействие, какие критерии оценки качества управления инвестициями применяются, зависит почти всё, что ассоциируется с государственным  управлением. Особую роль в этом играет тот факт, что местное самоуправление в современной России является новым  общественным институтом, что обусловливает  отсутствие навыков самостоятельной  постановки целей и задач при  управлении инвестициями. Однако данное обстоятельство не умаляет роль муниципальных образований в формировании территории, привлекательной для инвесторов.

Итак, под управлением  инвестициями предлагается понимать определённое состояние такого управления, характеризующееся  степенью соблюдения теоретических  основ (инструментов и механизмов) и  его совершенствование.

Таким образом, можно сделать  вывод, что система государственного управления инвестициями предполагает взаимосвязь государства с участниками  инвестиционной деятельности с использованием методов и инструментов управления, а региональная инвестиционная система  обслуживает реальный сектор экономики  региона, насыщает его своими ресурсами  и в зависимости от степени  её эффективности ускоряет или замедляет  процессы его развития.

Качество управления инвестициями во многом определяется обоснованностью  принимаемых решений, поставленных целей, эффективностью выполняемых  функций, применяемых методов и  инструментов управления.

Различие целей определяет специфику задач, решаемых органами власти в системе управления инвестициями, что служит критерием для выбора и принятия наилучших управленческих решений. Выделяют два вида целей:

1)  цели выхода из существующего состоянии (предотвращение ухудше-ния) характерны для ситуации, в которой параметры развития инвестиционной сферы не отвечают требованиям участников инвестиционной деятельности. Цель управления состоит в стабилизации сложившейся ситуации и создании предпосылок для экономического прорыва;

2)  цели развития заключаются в изменении количественных параметров и качества функционирования инвестиционной системы для перевода её в более благоприятное состояние, характеризуемое наиболее высокими показателями роста и эффективности.

Основная цель региональной инвестиционной политики – создание и поддержание предложения на рынке капитала, которое должно удовлетворять  потребности экономики в инвестициях  определенного объёма и структуры. Главной задачей инвестиционной политики региона является создание условий, способствующих расширению притока  инвестиционных ресурсов в экономику, и обеспечение на этой основе устойчивого  экономического роста.

Важную роль в целостной  системе управления инвестициями играет региональная инвестиционная политика, которая предполагает систему мер, проводимых на уровне отдельного региона  и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений  их наиболее эффективного использования  в интересах региона .

Во многом успеху проведения инвестиционной политики региональными  органами власти содействует комплексное  и системное использование функций, методов и инструментов управления.

Управление инвестиционной деятельностью включает шесть наиболее значимых функций (рис. 3).

Рис. 3. Функции управления инвестициями*

*Примечание: Кашина Н. Инвестиции в РФ. 2006. №8. С.36.

Под методами государственного управления понимаются официальные  способы воздействия органов  власти на процессы инвестиционной деятельности с целью практического достижения стратегических и тактических задач. В настоящее время на практике применяются четыре группы методов: правовые, административные, экономические  и организационные (рис. 46).

К первой группе относятся  методы разработки и принятия нормативных  правовых актов и обеспечения  контроля за выполнением уже принятых нормативных правовых актов. Соответственно к инструментам государственного управления в рамках этой группы методов относятся совокупность нормативных-правовых актов различного уровня, государственные программы, концепции, стратегии и заключение договоров.

Административные методы – это методы, применяемые в  отношении объектов управления в  инвестиционной деятельности, для того чтобы побудить их следовать установленным  нормам и правилам. В этом случае используются такие инструменты, как  регистрация и лицензирование, квотирование, применение системы санкций, согласительно-разрешительные процедуры.

Методы экономического воздействия  на процессы инвестиционной деятельности в регионе направлены на создание благоприятных условий привлечения  инвестиций. Они являются наиболее эффективной формой регулирования  взаимоотношений региона и бизнес-структур, и поэтому эта группа более  обширна и включает государственное  финансирование, налоговые льготы, бюджетные ссуды, государственные  гарантии, специальный налоговый  режим, субсидии в виде компенсации  по банковскому кредиту, субсидии на компенсацию энерготарифов, льготные условия пользования землёй и  другими природными ресурсами и  другое.

Группу организационных  методов составляют методы, направленные на координацию инвестиционной деятельности и повышение имиджа региона среди  инвесторов. В эту группу входят такие инструменты государственного управлениями инвестициями, как создание совета по инвестициям, формирование базы данных инвестиционных проектов, создание системы доведения информации до потенциальных инвесторов, участников инвестиционного процесса и разработка PR-кампании и имиджевых мероприятий.

Под инструментами государственного управления, в свою очередь, понимается набор конкретных предметов, используемых в данной системе.

Но только комплексное  и системное использование инструментов управления инвестициями позволяет  создать некую основу для привлечения  в регион инвестиций. Однако набор  инструментов и средств региональной политики, которыми располагает органы государственной власти в Российской Федерации, недостаточен для решения  стоящих перед ней задач, а  используемые инструменты не всегда эффективны. К тому же основные инструменты  инвестиционной политики определяются на федеральном уровне.

 

 

 

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в сфере финансового  регулирования и гражданско-правовых отношений в инвестиционном процессе полномочия, в том числе правотворческие, принадлежат Российской Федерации. А органы власти субъекта федерации  имеют полномочия правоприменительной  деятельности. Вся нормотворческая  деятельность муниципальных образований  определяется законом о местном  самоуправлении.

В соответствии с действующим  российским законодательством регионы  могут использовать следующий набор  средств и инструментов регулирования  инвестиционных процессов:

  • инвестиционные программы субъекта федерации;
  • планы социально-экономического развития субъекта федерации, а также создания экономических и социальных объектов, использования природных ресурсов;
  • сопровождение приоритетных инвестиционных проектов;
  • государственные гарантии субъекта федерации;
  • налоговые льготы;
  • специальные налоговые режимы;
  • финансовая помощь и льготы, направленные на развитие отдельных территорий субъектов федерации, отраслей и производств;
  • нефинансовые меры поддержки;
  • контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджета субъекта федерации на финансирование инвестиционных проектов;
  • определение состава и сроков осуществления согласительно-распорядительных процедур;
  • другие меры.

Инвестиционная привлекательность  региона повышается при соблюдении определённых принципов при организации  инвестиционной деятельности на региональном уровне.

Основные из них – это  принцип системности, приоритетности, эффективности, взаимовыгодности, контроля, целенаправленности, гибкости, комплексности, согласованности, социальной, экологической  и экономической безопасности. Наряду с вышеперечисленными следует также  руководствоваться такими принципами, как принципы единства органа управления инвестициями; равенства субъектов  инвестиционных отношений; свободы  договора; свободы выбора инвестором объекта инвестиций; самостоятельного осуществления инвестором своей  деятельности; защиты прав и законных интересов инвесторов, которые составляют основу гражданско-правовых отношений  в сфере инвестиционной деятельности.

Также одним из основных элементов государственного управления инвестиционной деятельностью на региональном уровне является оценка качества управления инвестициями. Оценка качества управления инвестициями заключается в изучении и измерении фактических результатов  государственной инвестиционной политики региона и определении её эффективности  и последствий . Оценке подвергаются различные параметры управления.

Основные типы оценок:

а) оценка качества планирования инвестиционного процесса;

б) оценка качества управления инвестициями;

в) оценка эффективности  организации контроля за ходом реализации инвестиционной политики в регионе.

В российской теории и практике существует несколько подходов к  оценке качества управления инвестициями. Но наиболее распространённой является методология, основанная на системе  критериев оценки.

Значения, соответствующие  степени выполнения показателей  управления инвестициями по каждой функции  и по конкретному критерию, определяются экспертным опросом, ответы на вопросы  выражаются в баллах: нет = 0, да, иногда, несистематически = 0,5, да, систематически = 1.

Вычисление суммарного балла  региона определяется по следующей  формуле:

, (1)

где С – суммарный балл оценки; Р – максимальная оценка показателей в баллах; В – возможные  баллы.

Чем выше значение С, тем  лучше состояние управления инвестициями в регионе. Для оценки уровня управления инвестициями можно использовать методику Е. Иванова с выделением пяти уровней управления:

1.  Уровень бессистемного управления, когда любые мероприятия по управлению инвестициями не объединены в систему, нет единой цели, отсутствует стратегия (концепция) инвестиционного развития.

2.  Декларативный уровень управления, при котором органы власти недостаточно активно используют инструменты и методы управления инвестициями.

Информация о работе Оценка инвестиционной привлекательности Чувашской Республики