Оценка инвестиционной привлекательности Чувашской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:27, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение основ оценки инвестиционной привлекательности региона как субъекта рыночной конкуренции и выработка теоретических и методических рекомендаций организационно-экономического характера, направленных на повышение инвестиционной активности в регионе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА………………….....


7
1.1.Сущность инвестиционной привлекательности региона ……………..
7
1.2. Методика оценки инвестиционной привлекательности региона……..
20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА…………………………………………………………….……….


45
2.1. Социально-экономическое положение Чувашской Республики……..
45
2.2. Оценка инвестиционной привлекательности Чувашской Республики……………………………………………….…………………...


53
ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА……………………………………….


65
3.1. Направление совершенствования методики оценки инвестиционной привлекательности региона


65
3.2.Меры по улучшению инвестиционной привлекательности региона
72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….
103

Файлы: 1 файл

диплоим!!!!.docx

— 496.89 Кб (Скачать файл)

производстве пищевых  продуктов, включая напитки (111,5%) за счет увеличения производства молочных продуктов (102,1%), производства продуктов  мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов (116,1%), производства мяса и мясопродуктов (126,3%);

целлюлозно-бумажном производстве (107,7%) за счет увеличения объемов производства бумаги и картона (115,5%), издательской деятельности (105,5%);

текстильно-швейном  производстве (107,1%) в связи с увеличением  производства нательного белья (107,0%), производства спецодежды (111,9%);

химическом производстве (105,9%) за счет увеличения производства мыла; моющих, чистящих и полирующих средств; парфюмерных и косметических  средств (108,0%), производства красок и  лаков (105,0%).

Металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (102,3%) за счет увеличения производства стали (100,7%), производства строительных металлических конструкций и изделий (146,8%);

обработке древесины  и производстве изделий из дерева (102,1%) за счет увеличения производства деревянных строительных конструкций  и столярных изделий (100,4%), производства деревянной тары (116,1%).

Снижение выпуска  наблюдалось в:

производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (94,1%) за счет уменьшения производства чемоданов, сумок (95,6%), производства обуви (93,9%);

производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (95,8%) за счет уменьшения производства изолированных проводов и кабелей (94,1%), производства приборов и инструментов для измерений, контроля, испытаний, навигации, управления и прочих целей (80,9%);

производстве резиновых  и пластмассовых изделий (98,6%) за счет уменьшения производства пластмассовых  изделий (98,9%), производства резиновых  изделий (96,4%).

Прирост индекса промышленного  производства обеспечен за счет реализации инновационных проектов и модернизации действующих производств республиканской  комплексной программы инновационного развития промышленности Чувашской  Республики на 2010-2015 и на период до 2020 года (утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 мая 2009 года № 178).11

В 2012 году объем  производства продукции сельского  хозяйства в хозяйствах всех категорий  составил 32,4 млрд. рублей. Индекс производства продукции сельского хозяйства  составил 104,1%.

В 2012 году по республике намолочено 411,8 тыс. тонн зерна в весе после  доработки, или 74,2% к уровню  2011 года, накопано картофеля 904,0 тыс. тонн или 109,5% к 2011 году. Во всех категориях хозяйств собрано 167,8 тыс. тонн овощей или 95,9% к 2011 году.

В 2012 году валовой надой  молока в хозяйствах всех категорий  составил 491,0 тыс. тонн или 100,4% к уровню 2011 года. Производство мяса – 115,8 тыс. тонн или 110,7% к уровню 2011 года, яиц – 349,9 млн. штук или 108,1%.

На 1 января 2013 года поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств составило 210,2  тыс. голов (94,3% к 2012 г.), в том числе коров – 110,1 тыс. голов (94,4%); свиней – 203,5 тыс. голов (96,1%).

Значительно возрос объем  инвестиций в аграрный сектор за счет привлечения льготных кредитов. Всего  с начала реализации приоритетного  национального проекта «Развитие  АПК» привлечено кредитных ресурсов в сумме 27,46 млрд. рублей, в том  числе малыми формами хозяйствования – 16,3 млрд. рублей.

В 2012 году привлечено кредитных  ресурсов в 1,3 раза больше, чем в 2011 году (7,1 млрд. рублей), в том числе малыми формами хозяйствования – на 39% больше, чем в 2011 году (4,4 млрд. рублей).

Всего с начала реализации приоритетного национального проекта  «Развитие АПК» 85,9 тысяч семей  Чувашии (40,4%) воспользовалось льготными  условиями для развития личного  подворья.

Благодаря выделению льготного  топлива (более 20 тыс. тонн или на 23%  больше, чем в 2011 году) в 2012 году сельхозтоваропроизводители республики смогли сэкономить 170 млн. рублей.

Объем работ, выполненных  по виду деятельности «Строительство», в 2012 году составил 28400,1 млн. рублей, или 99,3% к 2011 году, в том числе собственными силами организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, - 10643,2 млн. рублей (37,5% от общего объема выполненных работ).

В 2012 году в республике построены жилые дома общей площадью  812,0 тыс. В. метров, или 91,6% к соответствующему периоду предыдущего года.

В  2012 году введены в  действие автомобильные дороги с  твердым покрытием общей протяженностью 13,0 км, из них реконструированы 3,4 км.

Сданы в эксплуатацию водопроводные  сети общей протяженностью 34,3 км, канализационные сети – 9,7 км и газовые сети – 78,2 км, в том числе в сельской местности - 44,6 км (57,0%).

В Ядринском районе построен мост через р. Сура протяженностью 1241,7 пог.м.

Введены в эксплуатацию дошкольные образовательные учреждения на 1552 места  и общеобразовательные учреждения на 560 ученических мест.

Введен в действие лечебный корпус – пристрой к существующему  радиологическому корпусу ГУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер» на 50 посещений в смену. За счет реконструкции  в Алатырском районе введено амбулаторно-поликлиническое  учреждение на 30 посещений в смену.

В г. Чебоксары, Красночетайском  и Янтиковском районах введены  в действие  физкультурно-оздоровительные  комплексы с бассейнами.

В целях снижения темпов роста потребительских цен на социально значимые виды продовольственных  товаров реализуется План мероприятий, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2011года № 456-р. В 2012 году темпы роста потребительских цен по сравнению с 2011 годом снизились и уровень инфляции в Чувашской Республике составил 105,8% против 106,2% в 2011 году.

По Чувашии отмечается замедление темпов роста инфляции по непродовольственным товарам и  услугам. Цены на непродовольственные  товары выросли на 4,2% против 7,7% в 2011 году, на платные услуги – на 9,4% против 10,3%. Инфляция на продовольственные товары составила 105,6% против 102,2% в 2011 году.

Индекс потребительских  цен на товары и услуги (105,8%) в  Чувашской Республике, наряду с Пензенской и Самарской областями среди  регионов Приволжского федерального округа сложился самый низкий. По индексу  потребительских цен на продовольственные  товары (105,6%) Чувашская Республика наряду с Саратовской областью также  занимает первое место, по индексу потребительских  цен на непродовольственные товары (104,2%) – третье место, уступив Республике Мордовия – 103,8%, Республике Башкортостан и Самарской области – 104,1%.

В рейтинге регионов Российской Федерации по ценовой ситуации на социально-значимые продовольственные  товары в 2012 г., проведенного Министерством экономического развития Российской Федерации, Чувашская Республика занимает 78 место (ранжирование регионов проведено по мере убывания показателя от большего к меньшему), так как отмечены относительно невысокие темпы роста цен на социально значимые продукты питания.

Общий оборот розничной торговли в 2012 году по сравнению с 2011 годом (в сопоставимых ценах) увеличился на 8,7% и составил 109301,0 млн. рублей.

Оборот розничной торговли на 89,6% формировался торгующими организациями  и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в  стационарной торговой сети (вне рынка) и составил 97966,6 млн. рублей. Ими обеспечен  прирост оборота  на 9,9% по сравнению  с 2011 годом.

Населению республики в 2012 году продано продовольственных товаров  на сумму 51507,5 млн. рублей, непродовольственных – на 57793,5 млн. рублей.

В структуре общего оборота  розничной торговли на долю продовольственных  товаров приходится 47,1%, непродовольственных  товаров – 52,9% (в 2011 году – 48,6% и 51,4% соответственно).

На 1 января 2013 года в розничной  торговой сети имелось товарных запасов  на 4686,4 млн. рублей, или на 39 дней торговли.

В 2012 году населению республики оказано платных услуг на 34283,2 млн. рублей, в том числе организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства – на 21584,6 млн. рублей (63,0% от общего объема реализации платных услуг) и субъектами малого предпринимательства – на 12698,6  млн. рублей (37,0%). По сравнению с 2011 годом объем платных услуг в сопоставимых ценах увеличился на 2,8%.

В отчетном периоде возросли объемы (в сопоставимых ценах) жилищных услуг – на 6,1%, коммунальных услуг  – на 6,0%, услуг связи – 4,4%, туристских услуг – на 4,2%, бытовых услуг  – на 3,2%, ветеринарных услуг – на 2,5%, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения – на 2,0%, услуг культуры – на 0,6%, транспортных услуг – на 0,5%. В то же время, объем услуг физической культуры и спорта сократился на 5,1%, санаторно – оздоровительных услуг – на 4,5%, медицинских услуг – на 3,7%, услуг системы образования – на 2,9%, услуг правового характера – на 3,0%.

Общий объем реализованных  населению бытовых услуг в 2012 году составил 3642,0 млн. рублей, или 10,6% от общего объема платных услуг. Организациями республики, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, оказано населению бытовых услуг на сумму 300,7 млн. рублей, субъектами малого предпринимательства – на 3341,31 млн. рублей.

Положительной динамике объемов платных услуг и розничного товарооборота способствовала реализация мероприятий республиканской целевой  программы «Развитие потребительского рынка и сферы услуг Чувашской  Республики на 2010-2020 годы.

В 2012 году сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений) в действующих ценах составил 11518,3 млн. рублей прибыли (375 организаций получили прибыль в размере 14078,4 млн. рублей, 129 организаций имели убыток на сумму 2560,1 млн. рублей) и увеличилась в 1,3 раза.

Реальные денежные доходы населения в  2012 года составили 106,9%  к аналогичному периоду предыдущего  года.

По состоянию  на 1 января 2013 года задолженность по заработной плате составила 29,7 млн. рублей и уменьшилась по сравнению  с данными на 1 декабря 2012 года на 26,2 млн. рублей, или на 46,8%. Наиболее высокий удельный вес задолженности приходится на организации строительства (86,9%). Вся сумма задолженности по заработной плате сложилась из-за отсутствия у организаций собственных средств.

Таким образом, показатели социально-экономического развития Чувашской Республики  имеют положительную тенденцию.  

2.2. Оценка инвестиционной  привлекательности чувашской Республики

 

 

Среди субъектов Российской Федерации идет постоянная конкуренция  по созданию более привлекательного инвестиционного климата с целью  увеличения объемов инвестиций, вкладываемых инвесторами в развитие региональной экономики. Потенциал для использования  и развития этих направлений на региональном уровне имеет и Чувашская Республика.

Чувашская Республика привлекательна для инвесторов рядом таких конкурентных преимуществ как:

выгодное географическое положение на берегах р. Волги в центре европейской части России, стратегическое пересечение важнейших железнодорожных, водных, воздушных и автомобильных магистралей;

политическая стабильность в республике;

эффективная экономическая  и бюджетная политика;

высокий промышленный потенциал;

развитая промышленная инфраструктура;

сформировавшийся имидж  надежного и проверенного партнера в сотрудничестве с международными организациями;

наличие развитой правовой базы по государственной поддержке  отечественных и иностранных  инвесторов, в том числе, с сфере  государственно-частного партнерства;

развитая производственная инфраструктура;

квалифицированные кадры;

развитая инженерная, социальная и транспортная 
инфраструктура;

проведение политики информационной открытости;

благоприятная экологическая  обстановка и др.12

Исходя из производственных возможностей и показателей социально-экономического развития административно-территориальных  единиц Чувашской Республики, расположения объектов инфраструктуры, природных  и рекреационных, а также трудовых ресурсов по территории региона, республика была условно разбита на четыре инвестиционные зоны.

Северная  зона – Аликовский, Козловский, Красноармейский, Мариинско-Посадский, Моргаушский, Чебоксарский, Цивильский и Ядринский районы. В этой зоне проживает 55,4% населения Чувашии, доля городского населения составляет 83,6%.

Конкурентным территориальным  преимуществом данной зоны является приближенность к развитому промышленному  комплексу гг.Чебоксары и Новочебоксарск. Здесь сосредоточены основные энергетические мощности Чувашской Республики (Чебоксарская ГЭС, тепловые электростанции), самые  крупные промышленные предприятия (ОАО «Промтрактор», ОАО «Химпром», ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» и др.). Сельское хозяйство имеет  пригородную специализацию. Развита  инфраструктура, имеются рекреационные  зоны и лесные массивы. Все это  делает северную зону самой экономически активной и инвестиционно привлекательной, в том числе для урбанизации  территорий и внедрения новых  технологий в отрасли экономики.

Информация о работе Оценка инвестиционной привлекательности Чувашской Республики