Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:27, дипломная работа
Целью исследования является изучение основ оценки инвестиционной привлекательности региона как субъекта рыночной конкуренции и выработка теоретических и методических рекомендаций организационно-экономического характера, направленных на повышение инвестиционной активности в регионе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА………………….....
7
1.1.Сущность инвестиционной привлекательности региона ……………..
7
1.2. Методика оценки инвестиционной привлекательности региона……..
20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА…………………………………………………………….……….
45
2.1. Социально-экономическое положение Чувашской Республики……..
45
2.2. Оценка инвестиционной привлекательности Чувашской Республики……………………………………………….…………………...
53
ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА……………………………………….
65
3.1. Направление совершенствования методики оценки инвестиционной привлекательности региона
65
3.2.Меры по улучшению инвестиционной привлекательности региона
72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….
103
3. Стратегически активный, но недостаточно эффективный уровень управления, при котором пассивное использование методов прямого участия не компенсируется повышением эффективности проводимых мероприятий. В управлении инвестициями не используются все принципы и инструменты управления. Наблюдается несогласованность нормативных актов между собой и со стратегией развития, а также несогласованность в организационной структуре органов власти, занятых управлением инвестициями.
4. Стратегически активный, эффективный уровень управления характеризует высокую степень активности органов власти в управлении инвестициями, стратегический характер осуществляемых ими мероприятий.
5. Высокоэффективный уровень управления. Высокая степень активности органов власти в использовании инструментов и методов управления инвестициями; высокая инвестиционная привлекательность территории, координация задач управления инвестициями обеспечивает достаточность предложения капитала в экономике региона.
В целом применение данной
методики при оценке уровня управления
инвестициями со стороны органов
власти позволяет оценить степень
эффективности государственного управления.
В результате её использования можно
выявить эффективные
Также в Российской Федерации разработана и используется методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» ежегодно проводится анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по следующим сферам: экономическое развитие, здравоохранение и здоровье населения, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и жилищное строительство, дорожное хозяйство, обеспечение безопасности граждан, организация государственного и муниципального управления.7
Таким образом, перед регионом как субъектом рыночной конкуренции стоит задача создания благоприятного инвестиционного климата, начиная с уровня непосредственно самого региона и заканчивая уровнем отдельного предприятия. Региону в настоящее время необходима адекватная рыночным условиям система управления инвестициями. Управляющее воздействие при этом должно быть направлено на стимулирование инвестиционной активности субъектов хозяйствования, на выявление приоритетных отраслей региональной экономики и отдельных бизнес-проектов, на обеспечение высокой эффективности инвестирования. Региональная система управления инвестициями должна обеспечивать поддержание инвестиционной системы в заданном состоянии и перевод её в новое перспективное состояние путём организации и реализации целенаправленного управляющего воздействия.
В последнее время анализ
инвестиционной привлекательности
региона является объектом активных
научных исследований. Однако проблема
методического обеспечения
Сама теория и практика
изучения социально-экономических
особенностей регионов России и сравнительный
анализ уровней их развития имеют
весьма давнюю историю. Ещё в эпоху
существования командно-
В период реформ такие расчёты
с целью определения
За последнее десятилетие
в России появилось множество
новых как отечественных, так
и специально адаптированных к российским
реалиям зарубежных методик оценки
социально-экономического развития региона,
учитывающих, прежде всего, главный
практический аспект таких исследований
– межрегиональный
Таким образом, в современной науке происходит сдвиг, характеризующийся тем, что научные исследования по данной проблематике переходят на качественно новый уровень и предопределяют необходимость разработки проблем и её более глубокого анализа с двух позиций: как категории инвестиционной проблематики и как категории регионоведения. В настоящее время методика расчёта интегрального показателя оценки инвестиционного аспекта социально-экономического развития региона может быть использована в следующих направлениях:
Исходя из этого можно
сделать вывод, что интерес к
данной проблеме вызван на разных уровнях:
на микроуровне – при управлении
инвестиционными процессами на муниципальном
и региональном уровнях, формировании
направлений привлечения
Для того, чтобы оценить
практическую значимость проведения исследований
в области оценки уровня инвестиционной
активности в регионах и обусловленной
происходящими социально-
Методика журнала “Euromoney” включает опрос экспертов, представляющих крупные банки развитых стран, но она учитывает статистическую информацию того или иного фактора. Среди характеристик этих факторов: прогнозы макроэкономических показателей; риск неплатежей за товары; риск невозврата кредитов; риск национализации, конфискации и экспроприации имущества; риск по выплате дивидендов; показатели долгов; оценки кредитоспособности стран; политика в области банковских активов; международных облигаций; политика в отношении скидок и штрафов.
При принятии решений портфельные инвесторы ориентируются на специальные кредитные рейтинги стран или регионов. На присвоении подобных рейтингов специализируются такие международные экспертные агентства, как Moody’s Interfax, Standard&Poor и Fitch Ratings и др. Они используют схожие группы показателей инвестиционной привлекательности, которые можно представить следующим образом:
1. Показатели, характеризующие экономическое и социальное развитие региона (ресурсный потенциал и инфраструктура региона; структура региональной экономики и экономический рост; крупнейшие предприятия региона; социально-демографическая ситуация).
2. Показатели, характеризующие состояние бюджета региона и качество бюджетного администрирования (структура и исполнение бюджета; доходы бюджета; расходы бюджета; качество управления региональными финансами).
3. Показатели, характеризующие долговые обязательства и активы региональной администрации (объем и структура регионального долга; график обслуживания долга; активы региона и управление ими; кредитная история и управление долгом).
4. Показатели, характеризующие политическую ситуацию и особенности административного устройства региона (взаимоотношения между различными уровнями власти; административное устройство).8
Основой отечественных оценок
инвестиционной привлекательности
регионов являются «Методические рекомендации
по оценке инвестиционной привлекательности
субъектов Российской Федерации», опубликованные
Минэкономразвития РФ. В этом документе
были введены системы понятий
инвестиционного процесса и показателей
инвестиционной привлекательности
регионов. Обеспечивая корректность
и сравнимость результатов, «Методические
рекомендации» позволяют
Формирование системы показателей для описания и последующей интегральной оценки инвестиционной привлекательности регионов, а также её структурных элементов – инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков производится в несколько этапов.
На первом этапе, на основании
логического анализа
На втором этапе, на основании
стандартных методов и
Позитивное значение методики
заключается в том, что широкое
использование разнообразных
Недостатком методики является
её громоздкость и трудоёмкость при
проведении расчётов. Для использования
методики необходимо иметь достаточно
большой массив исходной статистической
информации. Методика не учитывает
ряд важнейших качественных характеристик
региона, которые оказывают достаточно
большое влияние на возможность
и результативность инвестиционной
деятельности. Например, уровень налогообложения,
степень государственного регулирования
направлений
В 2012 году рейтинговое агентство Moody's Investors Service присвоило Чувашской Республике рейтинг эмитента по международной (глобальной) шкале в иностранной валюте Ва2. Прогноз рейтинга - "стабильный". Этот рейтинг находится в соответствии с существующим рейтингом по глобальной шкале в национальной валюте Ba2/"стабильный", присвоенным республике ранее.
Кредитный рейтинг по национальной шкале подтвержден на уровне Аа2.ru (высокая кредитоспособность по отношению к другим российским эмитентам).
Наличие кредитного рейтинга
по международной (глобальной) шкале
в иностранной валюте - немаловажный
фактор, определяющий положительный
имидж региона в международном
инвестиционном сообществе и является
одним из требований для включения
облигаций субъектов Российской
Федерации в ломбардный список Банка
России. Включение в ломбардный список
облигаций Чувашской Республики
позволит повысить инвестиционную привлекательность
Чувашии за счет увеличения ликвидности
облигаций республики и расширения
круга потенциальных
Информация о работе Оценка инвестиционной привлекательности Чувашской Республики