Оценка инвестиционной привлекательности Чувашской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:27, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение основ оценки инвестиционной привлекательности региона как субъекта рыночной конкуренции и выработка теоретических и методических рекомендаций организационно-экономического характера, направленных на повышение инвестиционной активности в регионе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА………………….....


7
1.1.Сущность инвестиционной привлекательности региона ……………..
7
1.2. Методика оценки инвестиционной привлекательности региона……..
20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА…………………………………………………………….……….


45
2.1. Социально-экономическое положение Чувашской Республики……..
45
2.2. Оценка инвестиционной привлекательности Чувашской Республики……………………………………………….…………………...


53
ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА……………………………………….


65
3.1. Направление совершенствования методики оценки инвестиционной привлекательности региона


65
3.2.Меры по улучшению инвестиционной привлекательности региона
72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….
103

Файлы: 1 файл

диплоим!!!!.docx

— 496.89 Кб (Скачать файл)

3.  Стратегически активный, но недостаточно эффективный уровень управления, при котором пассивное использование методов прямого участия не компенсируется повышением эффективности проводимых мероприятий. В управлении инвестициями не используются все принципы и инструменты управления. Наблюдается несогласованность нормативных актов между собой и со стратегией развития, а также несогласованность в организационной структуре органов власти, занятых управлением инвестициями.

4.  Стратегически активный, эффективный уровень управления характеризует высокую степень активности органов власти в управлении инвестициями, стратегический характер осуществляемых ими мероприятий.

5.  Высокоэффективный уровень управления. Высокая степень активности органов власти в использовании инструментов и методов управления инвестициями; высокая инвестиционная привлекательность территории, координация задач управления инвестициями обеспечивает достаточность предложения капитала в экономике региона.

В целом применение данной методики при оценке уровня управления инвестициями со стороны органов  власти позволяет оценить степень  эффективности государственного управления. В результате её использования можно  выявить эффективные направления  инвестиционной политики региона и  очертить круг проблем, требующих пристального внимания. На основании результатов  такой оценки потенциальные инвесторы  делают вывод о сложившемся уровне инвестиционной привлекательности  региона и могут получить ответы на самые главные для него вопросы  об отдаче вложенных средств и  гарантиях.

Также в Российской Федерации  разработана и используется методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» ежегодно проводится анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по следующим сферам: экономическое развитие, здравоохранение и здоровье населения, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и жилищное строительство, дорожное хозяйство, обеспечение безопасности граждан, организация государственного и муниципального управления.7

Таким образом, перед регионом как субъектом рыночной конкуренции  стоит задача создания благоприятного инвестиционного климата, начиная  с уровня непосредственно самого региона и заканчивая уровнем  отдельного предприятия. Региону в  настоящее время необходима адекватная рыночным условиям система управления инвестициями. Управляющее воздействие  при этом должно быть направлено на стимулирование инвестиционной активности субъектов хозяйствования, на выявление приоритетных отраслей региональной экономики и отдельных бизнес-проектов, на обеспечение высокой эффективности инвестирования. Региональная система управления инвестициями должна обеспечивать поддержание инвестиционной системы в заданном состоянии и перевод её в новое перспективное состояние путём организации и реализации целенаправленного управляющего воздействия.

В последнее время анализ инвестиционной привлекательности  региона является объектом активных научных исследований. Однако проблема методического обеспечения комплексного анализа инвестиционной привлекательности  региона представляет не только теоретический, но и практический интерес. Разработка соответствующих методических подходов необходима для оценки возможных  направлений регионального развития и их последствий, разработки предложений  по необходимым координирующим и  регулирующим мерам.

Сама теория и практика изучения социально-экономических  особенностей регионов России и сравнительный  анализ уровней их развития имеют  весьма давнюю историю. Ещё в эпоху  существования командно-административной системы, когда основной парадигмой экономической модели являлось планирование, подобный анализ производился органами власти с целью учёта региональных особенностей при определении показателей  эффективности капитальных вложений. В отечественной экономической  науке доперестроечного периода  исследования в большинстве случаев  также сводились к изучению сложившейся  инвестиционной ситуации и к разработке научных рекомендаций по повышению  эффективности капитального строительства.

В период реформ такие расчёты  с целью определения инвестиционной привлекательности регионов проводятся уже на базе зарубежных методик, среди  которых можно выделить индексы  Доу-Джонса и института ИРДС (BERI), методики Гарвардской школы бизнеса, Гейна-Хейзлера. Ведущие мировые экономические журналы, такие как «The Economist», «Fortune», «Euromoney», а также наиболее авторитетные экспертные агентства «Moody’s», «Standard&Poor», «Fitch Ratings» также дают оценки уровня активности инвестиционных процессов, результаты которых систематизированы в периодически публикуемых ими национальных рейтингах инвестиционной привлекательности регионов, стран.

За последнее десятилетие  в России появилось множество  новых как отечественных, так  и специально адаптированных к российским реалиям зарубежных методик оценки социально-экономического развития региона, учитывающих, прежде всего, главный  практический аспект таких исследований – межрегиональный сравнительный  анализ инвестиционной привлекательности. В числе подобных статистических разработок можно выделить следующие: методика мониторинга социально-экономического климата российских регионов аналитиков журнала «Коммерсантъ» (1993 г.); «Методические рекомендации по оценке инвестиционной привлекательности субъекта Российской Федерации» Минэкономразвития РФ (2001 г.); обзоры инвестиционной привлекательности экономических регионов России агентства «Юниверс», основанные на выведении результирующего показателя регионального предпринимательского риска (1993-1995 гг.); «Методика оценки инвестиционного климата регионов России» Института экономики РАН; «Методика оценки региональных рисков России», выпущенной Институтом перспективных исследований по заказу Банка Австрии (1995 г.); «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России», ежегодно выполняемый агентством «Эксперт РА»; «Методика расчётов индексов инвестиционной привлекательности регионов» (1996 г.) – результат совместного исследования Экспертного института (Россия) и Центра по изучению России и Восточной Европы Бирмингемского университета (Великобритания), и ряд других.

Таким образом, в современной  науке происходит сдвиг, характеризующийся  тем, что научные исследования по данной проблематике переходят на качественно  новый уровень и предопределяют необходимость разработки проблем  и её более глубокого анализа  с двух позиций: как категории  инвестиционной проблематики и как  категории регионоведения. В настоящее время методика расчёта интегрального показателя оценки инвестиционного аспекта социально-экономического развития региона может быть использована в следующих направлениях:

  • формирование стратегии и планов развития регионов и территорий, разработки их инвестиционного имиджа;
  • проведение типологизации и ранжирования регионов с позиции оценки их ресурсных возможностей;
  • качественная и количественная идентификация региональной экономической системы с точки зрения наличия и оптимального соотношения образующих её элементов и взаимосвязей между ними;
  • выявление диспропорций (несбалансированности) в развитии региона, что выражается в соотношении его инвестиционных потребностей и возможностей;
  • разработка государственной инвестиционной политики (программы) и формирование условий для устойчивого развития регионов всех типов (регионов-доноров и регионов-реципиентов).

Исходя из этого можно  сделать вывод, что интерес к  данной проблеме вызван на разных уровнях: на микроуровне – при управлении инвестиционными процессами на муниципальном  и региональном уровнях, формировании направлений привлечения внутренних и внешних инвестиций; на мезоуровне – при формировании сбалансированной экономически устойчивой региональной системы; на макроуровне – при  сравнительной диагностике территорий и разработке направлений государственного регулирования их развития.

Для того, чтобы оценить  практическую значимость проведения исследований в области оценки уровня инвестиционной активности в регионах и обусловленной  происходящими социально-экономическими процессами уровня инвестиционной привлекательности, приведем зарубежный опыт подобных методик  оценки.

Методика журнала “Euromoney” включает опрос экспертов, представляющих крупные банки развитых стран, но она учитывает статистическую информацию того или иного фактора. Среди характеристик этих факторов: прогнозы макроэкономических показателей; риск неплатежей за товары; риск невозврата кредитов; риск национализации, конфискации и экспроприации имущества; риск по выплате дивидендов; показатели долгов; оценки кредитоспособности стран; политика в области банковских активов; международных облигаций; политика в отношении скидок и штрафов.

При принятии решений портфельные  инвесторы ориентируются на специальные  кредитные рейтинги стран или  регионов. На присвоении подобных рейтингов специализируются такие международные экспертные агентства, как Moody’s Interfax, Standard&Poor и Fitch Ratings и др. Они используют схожие группы показателей инвестиционной привлекательности, которые можно представить следующим образом:

1.  Показатели, характеризующие экономическое и социальное развитие региона (ресурсный потенциал и инфраструктура региона; структура региональной экономики и экономический рост; крупнейшие предприятия региона; социально-демографическая ситуация).

2.  Показатели, характеризующие состояние бюджета региона и качество бюджетного администрирования (структура и исполнение бюджета; доходы бюджета; расходы бюджета; качество управления региональными финансами).

3.  Показатели, характеризующие долговые обязательства и активы региональной администрации (объем и структура регионального долга; график обслуживания долга; активы региона и управление ими; кредитная история и управление долгом).

4.  Показатели, характеризующие политическую ситуацию и особенности административного устройства региона (взаимоотношения между различными уровнями власти; административное устройство).8

Основой отечественных оценок инвестиционной привлекательности  регионов являются «Методические рекомендации по оценке инвестиционной привлекательности  субъектов Российской Федерации», опубликованные Минэкономразвития РФ. В этом документе  были введены системы понятий  инвестиционного процесса и показателей  инвестиционной привлекательности  регионов. Обеспечивая корректность и сравнимость результатов, «Методические  рекомендации» позволяют проводить  ретроспективный анализ динамики инвестиционной привлекательности регионов. Она может применяться как государственными, так и частными инвесторами в целях обоснованной оценки инвестиционной привлекательности российских регионов. Методика позволяет дать представление об инвестиционной деятельности органов власти субъектов России по реализации региональной инвестиционной политики.

Формирование системы  показателей для описания и последующей  интегральной оценки инвестиционной привлекательности  регионов, а также её структурных  элементов – инвестиционного  потенциала и инвестиционных рисков производится в несколько этапов.

На первом этапе, на основании  логического анализа формируется  исходный набор факторов, способных, с одной стороны, служить характеристиками инвестиционного потенциала, факторов региональных инвестиционных рисков и, следовательно, инвестиционной привлекательности  регионов, а с другой стороны, обладающих несомненным влиянием на инвестиционную деятельность.

На втором этапе, на основании  стандартных методов и критериев  корреляционного анализа, выделяется набор факторов, обнаруживающих максимальную степень тесноты корреляционной связи с показателями инвестиционной активности. При этом для описания инвестиционного потенциала регионов отбираются факторы ресурсного характера, обнаруживающие максимальную положительную  корреляционную связь с показателями инвестиционной активности. Для описания инвестиционных рисков отбираются, соответственно, факторы политического, социально-экономического и экологического характера, обнаруживающие максимальную отрицательную корреляционную связь с показателями инвестиционной активности.

Позитивное значение методики заключается в том, что широкое  использование разнообразных статистических данных и интегральных показателей  позволяет избежать субъективизма. Полученные результаты показателей  удобно использовать для проведения сравнительного анализа инвестиционного  потенциала различных регионов. Значения показателей, которые определяются экспертным путём, сведены к минимуму.

Недостатком методики является её громоздкость и трудоёмкость при  проведении расчётов. Для использования  методики необходимо иметь достаточно большой массив исходной статистической информации. Методика не учитывает  ряд важнейших качественных характеристик  региона, которые оказывают достаточно большое влияние на возможность  и результативность инвестиционной деятельности. Например, уровень налогообложения, степень государственного регулирования  направлений предпринимательской  деятельности, структура собственности  и т.д.

В 2012 году рейтинговое агентство Moody's Investors Service присвоило Чувашской  Республике рейтинг эмитента по международной (глобальной) шкале в иностранной валюте Ва2. Прогноз рейтинга - "стабильный". Этот рейтинг находится в соответствии с существующим рейтингом по глобальной шкале в национальной валюте Ba2/"стабильный", присвоенным республике ранее.

Кредитный рейтинг по национальной шкале подтвержден на уровне Аа2.ru (высокая кредитоспособность по отношению  к другим российским эмитентам).

Наличие кредитного рейтинга по международной (глобальной) шкале  в иностранной валюте - немаловажный фактор, определяющий положительный  имидж региона в международном  инвестиционном сообществе и является одним из требований для включения  облигаций субъектов Российской Федерации в ломбардный список Банка  России. Включение в ломбардный список облигаций Чувашской Республики позволит повысить инвестиционную привлекательность  Чувашии за счет увеличения ликвидности  облигаций республики и расширения круга потенциальных инвесторов.

Информация о работе Оценка инвестиционной привлекательности Чувашской Республики