Оценка инвестиционной привлекательности Чувашской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:27, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение основ оценки инвестиционной привлекательности региона как субъекта рыночной конкуренции и выработка теоретических и методических рекомендаций организационно-экономического характера, направленных на повышение инвестиционной активности в регионе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА………………….....


7
1.1.Сущность инвестиционной привлекательности региона ……………..
7
1.2. Методика оценки инвестиционной привлекательности региона……..
20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА…………………………………………………………….……….


45
2.1. Социально-экономическое положение Чувашской Республики……..
45
2.2. Оценка инвестиционной привлекательности Чувашской Республики……………………………………………….…………………...


53
ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА……………………………………….


65
3.1. Направление совершенствования методики оценки инвестиционной привлекательности региона


65
3.2.Меры по улучшению инвестиционной привлекательности региона
72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….
103

Файлы: 1 файл

диплоим!!!!.docx

— 496.89 Кб (Скачать файл)

На сегодня наиболее популярны рейтинги инвестиционной привлекательности, присваиваемые российским регионам агентством «Эксперт РА». Главными причинами этой популярности являются их доступность, а также простота и наглядность интегральных показателей. В основе методологии рейтинга «Эксперт РА» лежат оценки инвестиционного потенциала и риска субъектов Российской Федерации. За годы существования (с 1996 г.) рейтинг инвестиционной привлекательности «Эксперт РА» получил признание федеральных и региональных органов власти, инвесторов и бизнес-сообщества в целом. Он имеет солидную ретроспективную базу данных и используется как инструмент анализа тенденций развития региональных инвестиционных процессов, поэтому представляет практический интерес как основание для принятия управленческих решений. В качестве составляющих инвестиционного климата в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов «Эксперт РА» используются две относительно самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» определяют инвестиционный потенциал как инвестиционную ёмкость территории, складывающуюся как сумма объективных предпосылок для инвестиций и зависящую как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья». Потенциал страны или региона в своей основе характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и другие.9

Инвестиционный  риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке. В отличие от инвестиционного потенциала многие из этих правил могут измениться в одночасье – так, как меняются настроение и мнение человека. Поэтому, по сути, риск – характеристика качественная. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций.

Метод основывается на исследовании развития регионов в системе координат  «риск-потенциал» в соответствии со следующей шкалой:

  • потенциал: высокий (1), средний (2) и низкий (3);
  • риск: низкий (А), средний (В), высокий (С) и очень высокий (D).

В соответствии с методикой  оценки уровня инвестиционной привлекательности  агентства регионы распределяются на 13 групп :

  • максимальный потенциал – минимальный риск (1А1);
  • высокий потенциал – умеренный риск (1В);
  • высокий потенциал – высокий риск (1С);
  • средний потенциал – минимальный риск (2А);
  • средний потенциал – умеренный риск (2В);
  • средний потенциал – высокий риск (2С);
  • пониженный потенциал – минимальный риск (3А1);
  • незначительный потенциал – минимальный риск (3А2);
  • пониженный потенциал – умеренный риск (3В1);
  • пониженный потенциал – высокий риск (3С1);
  • незначительный потенциал – умеренный риск (3В2);
  • незначительный потенциал – высокий риск (3С2);
  • низкий потенциал – экстремальный риск (3D).

Рис. 5. Рейтинговая шкала по методике агентства «Эксперт РА»*

*Примечание: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/ratingclass/ 10

Инвестиционный  потенциал региона складывается из девяти частных потенциалов (каждый из которых в свою очередь характеризуется  целой группой показателей):

  • природно-ресурсного (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
  • трудового (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
  • производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
  • инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);
  • институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
  • инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
  • финансового (объём налоговой базы, прибыльность предприятий региона и доходы населения);
  • потребительского (совокупная покупательная способность населения региона);
  • туристического (особенности природно-рекреационного и историко-культурного комплекса, развитость сети размещения туристов и мест развлечений).

Инвестиционный  риск показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Инвестиционный риск складывается из восьми видов риска:

  • законодательный (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства, налоговые льготы). При расчёте этого риска учитываются федеральные и региональные законы и нормативные акты, а также документы, прямо или косвенно регулирующие инвестиционную деятельность;
  • политический (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитет местных властей, интенсивность акций протеста, уровень межэтнической напряженности, судебные иски к главам регионов, отставки и «перетряски» региональных правительств);
  • экономический (оценка тенденций экономического развития регионов);
  • финансовый (степень сбалансированности региональных бюджетов и финансов предприятий);
  • социальный (уровень социальной напряженности, масштабы бедности, степень занятости, аварийность тепловых и других сетей);
  • криминальный (уровень преступности с учётом тяжести преступлений, интенсивность террористических актов);
  • экологический (интенсивность воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, комплексная оценка региональных природно-климатических условий жизнедеятельности человека);
  • управленческий (оценка результатов исполнения полномочий региональных органов власти в социальной, финансовой (бюджетирование), программно-целевой, экономической сферах).

Начиная с 1998 г. в методику расчета инвестиционной привлекательности регионов были внесены некоторые изменения, которые сохранились вплоть до настоящего времени:

  1. В исследованиях 1996 и 1997 гг. в качестве отдельной составляющей рассматривалось инвестиционное законодательство. Однако развитие законодательной активности региональных властей в инвестиционно-налоговой сфере в последующие годы существенно «уравняло» регионы по этой характеристике и позволило включить законодательные условия инвестирования в качестве одной из составляющих инвестиционного риска.
  2. С 1998 г. были введены финансовый потенциал и финансовый риск.
  3. C 1998 г. название «интеллектуальный потенциал» было изменено на «трудовой», «ресурсно-сырьевой» – на «природно-ресурсный».
  4. В 2000 г. в «трудовой потенциал» был дополнительно введен фактор наличия высшего образования у занятого населения. В связи с резким снижением интенсивности забастовочного движения этот фактор был исключен из рассмотрения (ранее он учитывался при оценке «социального риска»). Вместо него в расчет уровня социальной напряженности введен этнический состав и фактор миграции населения.
  5. С 2002 г. в институциональном потенциале стало учитываться число предпринимателей без образования юридического лица.
  6. В 2003 г. была пересмотрена система нумерации регионов с нумерации в соответствии с положением регионов в системе экономических районов СССР на нумерацию по федеральным округам. В социальном риске впервые было учтено такое явление жизни небольших городов и поселков, как аварийность теплосетей, а также уровень бедности населения. При расчете экологического риска также учитывалась комплексная оценка существующих в регионе природно-климатических условий жизнедеятельности человека. Криминальный риск впервые был оценен с наибольшей полнотой, включающей интенсивность террористических актов. Расчет значения инфраструктурного потенциала проводился с учетом интенсивности проникновения Интернета и распространенности сотовой связи в регионах.
  7. С 2004 г. ведется оценка такой сферы инвестирования, как туризм – «туристический потенциал».
  8. С 2006 г. был удален «политический риск» в виду перераспределения рисков между региональным и федеральным уровнем, обусловленным изменением в политической ситуации в стране.
  9. С 2007 г. при определении значения по характеристике «природно-ресурсный потенциал» учитываются ресурсы прилегающих к регионам акваторий морей и океанов.
  10. В 2010 г. категория уровня инвестиционной привлекательности регионов группы «3А» (низкий потенциал – минимальный риск) в связи с необходимостью более четкого разделения уровней потенциала была разделена на две новые зоны: 3А1 (пониженный потенциал – минимальный риск) и 3А2 (незначительный потенциал – минимальный риск). При расчете социального риска по причине некорректного отображения данных Росстата не использовалась статистика по количеству бастующих работников и участников несанкционированных акций протеста. Ранг (место) региона по каждому виду риска определяется по значению индекса инвестиционного риска – относительному отклонению от среднероссийского уровня риска, принимаемому за единицу. А ранг каждого региона по каждому виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как доли (в процентах) в суммарном потенциале всех 83 российских регионов (по состоянию на 1 января 2010 г.).

Общий показатель потенциала или риска рассчитывался как  взвешенная сумма частных видов  потенциала или риска. Показатели суммируются  каждый со своим весовым коэффициентом. Итоговый ранг региона рассчитывается по величине взвешенной суммы частных  показателей. В результате каждый регион помимо его ранга характеризуется  количественной оценкой: насколько  велик его потенциал как объекта  инвестиций и до какой степени  велик риск инвестирования в данный регион.

Значение  ранга «1» получает регион, имеющий  наибольшее значение совокупного инвестиционного  потенциала. В случаях, когда фактические значения по совокупному потенциалу у нескольких регионов равны, всей группе присваивается среднегрупповое значение ранга. При отсутствии какого-либо признака, всем таким регионам присваивается 83-й ранг. Аналогично присвоение ранга для субъектов Российской Федерации происходит и по совокупному инвестиционному риску.

Основными информационными  источниками для составления  рейтинга являются данные Росстат РФ, Минфина России, Минэкономразвития России, ЦБ РФ, Минприроды России, Центра экономической конъюнктуры при Правительстве России, правовой базы данных «Консультант Плюс-Регионы», базы данных рейтингового агентства «Эксперт РА». Также используется информация администраций отдельных субъектов федерации, присланная по специальному запросу и представленная на сайтах регионов в Интернете.

Оценка весов вклада каждой составляющей в совокупный потенциал или интегральный риск получается в результате ежегодных опросов, проводимых среди экспертов из российских и зарубежных инвестиционных, консалтинговых компаний и предприятий. В качестве экспертов с 2002 года участвуют руководители инвестиционных департаментов ряда субъектов федерации.

Таким образом, несмотря на все многообразие существующих методик  оценки инвестиционной привлекательности все они предполагают всесторонний анализ сложившегося в регионе уровня инвестиционной активности. Место региона в рейтинге и тенденции его изменения свидетельствуют о результативности социально-экономической политики и, соответственно, является одним из индикаторов его социального и экономического развития. Как правило, при интегральной оценке инвестиционной привлекательности региона учитывается социально-экономические факторы, имеющие разнонаправленный характер, т.е. инвестиционный потенциал и инвестиционные риски. Где инвестиционный потенциал отражает возможности для инвесторов, а инвестиционные риски – угрозы, потери в процессе инвестирования.

Далее рассмотрим анализ инвестиционной привлекательности региона  

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

2.1. Социально-экономическое  положение Чувашской Республики

 

Чувашская Республика – один из «средних» субъектов  Российской Федерации, в котором  на 18,3 тыс. км.2 проживает около 1278,4 тыс. жителей. Чувашская Республика входит в состав Приволжского федерального округа России (ПФО РФ), и территориально граничит с республиками Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Ульяновской и Нижегородской областями.

В 2012 году социально-экономическое  развитие Чувашии характеризовалось  ростом объемов промышленного производства (107,2%), производства продукции сельского хозяйства (104,1%), розничного товарооборота (108,7%), платных услуг населению (102,8%).

В 2012 году индекс промышленного  производства составил 107,2% к 2011 году, в  том числе по виду деятельности «добыча  полезных ископаемых» - в 1,7 р. (за счет увеличения добычи известняка (ООО  «ГиПорМ») и добычи гравия, песка  и глины (ОАО «Речной порт»), «обрабатывающие  производства» - 107,5%, «производство  и распределение электроэнергии, газа и воды» - 102,5 %.

Объем отгруженных товаров  собственного производства, выполненных  работ и услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых составил 705,1 млн. рублей, в обрабатывающих производствах  – 126607,3 млн.рублей, по производству и  распределению электроэнергии, газа и воды – 19303,8 млн.рублей. В структуре  обрабатывающих производств доминирующее положение занимают организации  производства транспортных средств  и оборудования, доля которых составила 20,9%, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования (19,5%), производства пищевых продуктов, включая напитки (16,0%), химического  производства (10,3%), производство готовых металлических изделий (9,5%), производства машин и оборудования (7,8%) и др.

В 2012 года в обрабатывающих производствах наблюдалось существенное увеличение в производстве машин  и оборудования (130,5% к 2011 году) за счет увеличения производства промышленного  холодильного и вентиляционного  оборудования (129,1%), машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства (158,8%), производства посудомоечных машин  для предприятий общественного  питания (178,1%).

Увеличение выпуска  наблюдалось в:

производстве транспортных средств и оборудования (114%) за счет увеличения производства железнодорожного подвижного состава (113,2%), производства автомобильных кузовов (143,3%), производства автомобилей специального назначения (148,7%);

производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (112,3%) за счет увеличения производства стекла и изделий из стекла (112,8%), изделий из бетона, гипса и цемента (121,0%), производства кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины (125,8%);

Информация о работе Оценка инвестиционной привлекательности Чувашской Республики